Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Ежегодно в Налоговый кодекс Беларуси вносятся изменения и дополнения, в том числе и в порядок исчисления ресурсных платежей. На вопросы о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость, земельного и экологического налогов в 2017 году ответила эксперт.
Действительно, один из важных вопросов, который часто озвучивается бизнес-сообществом, – это возможность отмены права местных Советов депутатов увеличивать базовые ставки имущественных налогов, установленные Налоговым кодексом.
Налог на недвижимость и земельный налог, уплачиваемые юридическими лицами, являются важным источником доходов местных бюджетов. В настоящее время местные Советы депутатов имеют увеличивать или уменьшать, но не более чем в два с половиной раза, ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков. Местные Советы самостоятельно определяют размер повышения (снижения) ставок налогов в пределах установленного НК диапазона, а также степень их дифференциации в зависимости от каких-либо показателей, например от местонахождения объектов налогообложения. Но в большинстве случаев местные органы пользуются правом увеличивать эти ставки. Естественно, что бизнес-сообщество этим недовольно.
Сегодня все заинтересованные государственные органы рассматривают этот вопрос и ищут компромиссное решение с учетом анализа существующей практики, интересов местных бюджетов, а также принимая во внимание задачи по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Этот стратегический документ определяет меры, направленные на значительное улучшение деловой среды, максимальное раскрепощение деловой инициативы, создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости. Инструменты экономической политики планируется направлять на создание новых субъектов хозяйствования и производств, развитие частного сектора экономики и государственно-частного партнерства.
Поэтому в рамках подготовки законопроекта о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс сегодня ведется работа по поиску вариантов если не лишить местные Советы депутатов права увеличивать ставки имущественных налогов, то хотя бы несколько ограничить область применения этого права.
В целом Министерством по налогам и сборам подготовлен довольно большой пакет предложений в законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс касательно ресурсных налогов (на недвижимость, на землю, экологический налог). И абсолютное большинство из них направлено на создание более благоприятного бизнес-климата и раскрепощение деловой инициативы.
Министерство по налогам и сборам в настоящее время готовит предложения для включения в законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, предусматривающие совершенствование исчисления и уплаты налога на недвижимость. Большинство из предлагаемых изменений и дополнений в отношении налога на недвижимость направлено на создание в Беларуси более благоприятной бизнес-среды.
Нет. В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.
Льгота применяется только один раз, только один год и именно той организацией, которая осуществила приемку в эксплуатацию капитальных строений (зданий, сооружений).
Поскольку филиал является обособленным подразделением юридического лица, то есть, по сути, составной частью организации, то при передаче головным подразделением организации здания в течение года с даты приемки его в эксплуатацию своему филиалу, выделенному на отдельный баланс и имеющему банковский счет, упомянутая льгота не утрачивается.
Да. Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 185 НК предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у организаций объекты сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета. Указанная норма не содержит дополнительных указаний о том, каким именно должен быть удельный вес бюджетного финансирования в общем объеме финансирования объекта сверхнормативного незавершенного строительства (полное бюджетное, преимущественно бюджетное или частичное финансирование). Таким образом, для применения вышеприведенной нормы имеет значение исключительно наличие самого факта бюджетного финансирования вне зависимости от его фактического размера и доли в общем объеме финансирования.
Вместе с тем объект сверхнормативного незавершенного строительства может быть отнесен к объектам, не признаваемым объектом налогообложения налогом на недвижимость, только после поступления из бюджета финансирования на его строительство. До начала финансирования из бюджета объект сверхнормативного незавершенного строительства подлежит обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
Например, организацией в 2016 году по объекту незавершенного строительства превышены сроки строительства, установленные проектной документацией. Строительство не окончено и в 2017 году. При этом в 2016 году, то есть в период возникновения у организации объекта сверхнормативного незавершенного строительства, финансирование строительства осуществлялось за счет собственных и заемных средств, в 2017-м – за счет как собственных средств, так и средств республиканского бюджета.
Объект, о котором идет речь в примере, приобрел статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства в 2016 году и до настоящего времени его строительство не завершено. Бюджетные средства направлены на его финансирование только в 2017 году. Учитывая изложенное, а также тот факт, что при исчислении налога на недвижимость за текущий налоговый период принимаются во внимание только условия (обстоятельства), которые сложились (наступили) в текущем либо предыдущем налоговых периодах, в данной ситуации за 2016 год по объекту сверхнормативного незавершенного строительства следует исчислить налог на недвижимость в общеустановленном порядке по ставке 2%. При этом факт бюджетного финансирования, произошедший в следующем налоговом периоде (2017 год), не принимается во внимание и не влияет на порядок налогообложения 2016 года.
В 2017 году, после начала бюджетного финансирования, объект сверхнормативного незавершенного строительства исключается из объектов налогообложения налогом на недвижимость. При этом в налоговую базу не включается стоимость объекта сверхнормативного незавершенного строительства в полном объеме, в том числе и та ее часть, которая профинансирована из средств, не относящихся к бюджетному финансированию. Соответственно, сведения о таком объекте не отражаются ни в основных частях налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций, ни в сведениях о размере и составе налоговых льгот.
После завершения строительства объекта и утверждения в установленном порядке акта приемки в эксплуатацию налог на недвижимость следует исчислять в порядке, который установлен НК для капитальных строений (зданий, сооружений).
Нет. Все случаи, при наступлении которых организация обязана пересчитать годовую сумму налога на недвижимость, перечислены в статье 189 НК. Основные из них: приобретение или создание капитальных строений (зданий, сооружений), утрата и приобретение права на применение льгот по налогу на недвижимость. Перевод объектов обложения с одних счетов бухгалтерского учета на другие не является основанием для корректировки исчисленной суммы налога на недвижимость.
Исчисление организациями налога на недвижимость по имуществу, оказавшемуся в излишке по результатам инвентаризации и признаваемому для целей исчисления налога на недвижимость капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, с 2017 года производится начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата приобретения, получения или создания такого имущества, подтвержденная документально, но не ранее 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест.
Например, если в ходе инвентаризации 14 апреля 2017 года выявлено неучтенное здание, которое, согласно имеющимся в наличии подтверждающим документам, приобретено организацией в 2001 году то налог на недвижимость по такому объекту следует исчислить начиная с 1 июля 2014 года.
Объект незавершенного строительства после утверждения акта приемки в эксплуатацию переходит в разряд капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся объектами обложения налогом на недвижимость.
Поскольку по состоянию на 1-е число первого месяца квартала (1 апреля) завершенный строительством объект не был передан дольщикам, то за второй квартал 2017 года плательщиком налога на недвижимость признается застройщик.
Вместе с тем организации, осуществляющие функции застройщика по долевому строительству объектов, при соблюдении всех необходимых условий, также имеют право с даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию до его передачи дольщикам или эксплуатирующим организациям применять льготу, предусмотренную подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК.
В статье 185 НК уточнено определение "здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства". Так, с 1 января 2017 года для целей исчисления налога на недвижимость зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, сроки возведения (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном законодательством порядке, превысили нормативную продолжительность строительства, определенную утвержденной проектной документацией.
Указанное определение приведено в соответствие с введенным в действие в 2016 году новым техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) "Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства от 6 ноября 2015 года № 279. Предусмотренная корректировка фактически не расширяет и не сужает круг объектов, подлежащих налогообложению налогом на недвижимость, и соответствует действующей отработанной практике налогообложения.
До 2017 года Налоговым кодексом не признавались объектом налогообложения налогом на недвижимость только те капитальные строения (здания, сооружения), их части, объекты сверхнормативного незавершенного строительства, которые приобретались за счет средств международной технической помощи. Внесенные изменения позволили в отношении объектов, возведенных за счет этих же средств, применять аналогичный подход. То есть возведенные за счет средств международной технической помощи объекты с 2017 года также не облагаются налогом на недвижимость.
С учетом необходимости комплексного закрепления в главе 17 НК всех случаев непризнания объектами налогообложения налогом на недвижимость, а также всех льгот по этому налогу, в статьи 185 и 186 НК перенесены положения подпункта 3.13.2 пункта 3 статьи 286 НК, предусматривающие непризнание объектами налогообложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства у плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданными в виде юридических лиц, а также освобождение от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест у таких плательщиков налога при УСН.
В пункте 4 статьи 186 НК конкретизирован период, в котором утрачивается право на применение налоговых льгот. Так, для целей налога на недвижимость кварталом, в котором утрачено право на льготу, является квартал, на который приходится последний день действия льготы. Приведенную норму следует принимать во внимание в случае утраты в течение налогового периода права на льготы по налогу на недвижимость и возникновения в связи с этим необходимости исчисления налога на недвижимость и корректировки годовой суммы налога.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 6 ноября 2013 года №957, определяющим порядок и условия формирования и утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в установленном порядке, формально слевало относить к неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям). Соответственно, руководствуясь действующими нормами НК, применить льготу по налогу на недвижимость, предусмотренную в отношении таких объектов, до 2017 года не представлялось возможным.
Для разрешения сложившейся ситуации в НК внесено дополнение, позволяющее применять льготу по законсервированным капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в том числе в случаях, когда такие объекты поименованы в соответствующих перечнях как неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения).
Нет. С 2016 года не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы.
Поскольку завершенный строительством объект (сооружение внутренней дороги) классифицируется для целей определения нормативных сроков службы основных средств как сооружение и в ситуации, приведенной в вопросе, не учитывается в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы, он не подлежит обложению налогом на недвижимость.
Нет. Изменение в течение года границ экономико-планировочных зон города Минска не является основанием для корректировки годовой суммы налога на недвижимость, исчисленной по состоянию на 1 января налогового периода.
Да. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, к правопреемнику переходит право на применение льготы по налогу на недвижимость.
Согласно пункту 3 статьи 202 НК сведения об используемых не по целевому назначению земельных участках представляются землеустроительными службами исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения этих земельных участков в электронном виде в порядке и по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам по согласованию с Государственным комитетом по имуществу, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении.
Налоговый орган не наделен правом составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 15.10 (нецелевое использование предоставленного земельного участка) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Статьями 196-201 НК установлено, что на земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
Таким образом, если землеустроительной службой установлен факт использования земельного участка не по целевому назначению, она направляет в соответствии с пунктом 3 статьи 202 НК сведения о таких земельных участках с указанием в них в том числе функционального использования земельного участка, на основании которого определяется ставка налога.
Пунктом 5 статьи 196 НК определено, что на земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.
Земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением участков (их частей), занятых такими объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета, а также строительство которых осуществляется собственными силами.
То есть в приведенной в вопросе ситуации организация не применяет ставку земельного налога, увеличенную на коэффициент 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 203 НК суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, если иное не предусмотрено пунктом 4 указанной статьи НК.
Пунктом 4 статьи 203 НК определено, что не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога: возмещаемые плательщикам в соответствии с пунктом 10 статьи 202 НК; исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10; исчисленные за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2; возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Беларуси; исчисленные за земельные участки (части земельного участка) в соответствии с частью четвертой статьи 201-1 НК.
Следовательно, применительно к ситуации, описанной в вопросе, организация может указанные суммы земельного налога включить в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
В соответствии со статьей 201-1 НК местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в части четвертой статьи 201-1 НК. При этом исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
Так, решением Минского городского Совета депутатов от 21 декабря 2016 года № 255 установлены коэффициенты к ставкам земельного налога в зависимости от экономико-планировочной зоны. При этом для организаций, земельные участки которых расположены во II экономико-планировочной зоне, установлен коэффициент к ставке земельного налога 2,3. Таким образом, в ситуации, описанной в вопросе, организации для расчета земельного налога следует применять этот коэффициент с 1 января 2017 года.
Уменьшение экологического налога, подлежащего уплате в бюджет, осуществляется в суммах фактически произведенных затрат на финансирование капитальных вложений с учетом требований пункта 6 статьи 208 НК. Уменьшение налога производится в суммах, указанных в первичных учетных документах на строительство, реконструкцию, которыми могут признаваться акты выполненных работ, товарно-транспортные и (или) товарные накладные, платежные инструкции и др.
При этом период, в котором может быть произведено уменьшение исчисленной суммы экологического налога, причитающегося к уплате, законодательством не ограничен тем кварталом, в котором произведены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений.
Например, на сумму освоенных в 2016 году капитальных вложений, но не зачтенных полностью в 2016 году в связи с недостаточностью исчисленных сумм экологического налога, может быть уменьшена исчисленная сумма экологического налога за соответствующие налоговые периоды 2017 и последующих годов. То есть уменьшение суммы экологического налога может производиться до тех пор, пока сумма освоенных капитальных вложений не будет зачтена полностью.
Нет. Экологический налог уплачивается только за те выбросы загрязняющих веществ, которые указаны в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях. На мобильные источники выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся и автомобили, законодательством не предусмотрено получение разрешений. Соответственно, выбросы загрязняющих веществ, производимые автомобилями, экологическим налогом не облагаются.
На основании статьи 204 НК плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения экологическим налогом в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 205 НК признается, в том числе, и сброс сточных вод. Налоговая база экологического налога за сброс сточных вод определяется как фактические объемы сбросов сточных вод (статья 206 НК).
К сточным водам в соответствии с пунктом 39 статьи 1 Водного кодекса Республики Беларусь относятся воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации.
Ставки экологического налога установлены за сброс 1 куб м сточных вод в водотоки, в водоемы, в недра и в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей.
Пунктом 2 статьи 205 НК определено, что объектом налогообложения экологическим налогом не признается сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков. Соответственно, отведение в окружающую среду системой дождевой канализации сточных вод, образовавшихся в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, является объектом обложения экологическим налогом.
Таким образом, если производственные сточные воды сброшены в водотоки через систему дождевой канализации, то уплачивать экологический налог за сброс сточных вод по подтвержденным либо доказанным объемам сброса следует организации, на балансе которой состоит указанная дождевая канализация. Организация, в результате хозяйственной деятельности которой образовались производственные сточные воды, сброшенные через систему дождевой канализации другой организации, плательщиком экологического налога за сброс сточных вод не признается.
Ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.
Налог на недвижимость и земельный налог в полном объеме поступают в местные бюджеты, поступления от экологического налога распределяются между республиканским и местными бюджетами.
В 2016 году в бюджет поступило почти Br1,7 млрд ресурсных налогов (в том числе налога на недвижимость – Br957,9 млн, земельного налога – Br616,4 млн, экологического налога – Br102,7 млн.), что на 26,6% превышает поступления от указанной группы налогов за 2015 год.
В первом квартале 2017 года в бюджет поступило Br433,8 млн. ресурсных налогов, в том числе налога на недвижимость – Br252,9 млн, земельного налога – Br152,1 млн, экологического налога – Br28,8 млн. Это на 3% больше, чем за такой же период 2016 года.