Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
08 декабря 2015, 12:00

Грандиозный марафон оперного искусства в Большом

Минский международный Рождественский оперный форум уже в шестой раз соберет оперных исполнителей из разных стран. Рождественский оперный форум в Минске обрел особенный формат. Это своего рода фестиваль премьерных спектаклей белорусского Большого с приглашением звезд мировой оперы. За время проведения в белорусской столице форума в гостях у Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси со своими спектаклями побывали и Софийская опера, и Московский театр "Новая опера", и Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко, и другие театры.

В прошлом году Рождественский оперный форум дал старт новому проекту: на сцене Большого театра состоялся Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Идея организации такого мероприятия оказалась востребована, и в этом году Минск принимает второй конкурс вокалистов. Каким видят это событие в культурной жизни организаторы форума? Как влияет участие в нем на творческую жизнь начинающих исполнителей? Насколько интересен Минский международный Рождественский оперный форум мировому культурному сообществу? Оказывает ли он влияние на формирование репертуарной политики Большого театра оперы и балета Беларуси?

На эти и другие вопросы ответит во время онлайн-конференции генеральный директор Большого театра Беларуси - председатель оргкомитета Минского международного Рождественского конкурса вокалистов Владимир Гридюшко.

Участники:

Владимир Гридюшко
Контекст

Вопросы конференции

Екатерина, Минск
Насколько высок интерес к II Минскому международному Рождественскому конкурсу вокалистов со стороны участников? Сколько заявок поступило в адрес оргкомитета и из каких стран?
Гридюшко Владимир

- Поток желающих очень велик: 280 человек из 19 стран мира - от Канады, Мексики, Китая до Кореи, - фактически весь мир будет представлен.

В этом году жюри конкурса несколько расширилось: в его состав вошел генеральный директор ассоциации Opera Europa, членом которой с 2015 года является наш театр. Также в жюри - директор Немецкой оперы на Рейне, президент Профессиональной палаты оперных театров Франции и директор Оперного театра Ренна (Франция).

Несколько изменится и система подсчета голосов в третьем туре - для большей точности и объективности оценки. При прослушивании конкурсантов жюри обращает внимание абсолютно на все - прежде всего на вокал и профессиональное мастерство. Однако не менее важны и манера держаться на сцене, мимика, жестикуляция, артистические данные, актерская игра. Ведь сегодня опера уже не так статична, как некогда, она становится более зрелищным искусством, и здесь важно умение исполнителя быть убедительным актером.

Вероника, Минск
Претерпел ли изменения формат конкурса вокалистов? Сколько туров предстоит пройти исполнителям, сколько участников выйдет в финал?
Гридюшко Владимир

Формат конкурса мы оставляем прежним - три тура. В первом туре будет столько людей, сколько приедет. Заявлено 280 человек, но, как правило, на несколько десятков приезжает меньше. В первом туре поют одну арию. Конкурсанты заявляют сами тот репертуар, с которым идут на конкурс. В репертуаре присутствует шесть наименований, это для ориентира и нашим концертмейстерам, и для нотной библиотеки, естественно, очень важно. Дальше из этого репертуара участники конкурса определяют сами, что поют в первом туре. Потом второй тур, в который выходит 30 конкурсантов. Еще двум участникам, из Канады и Франции, предложено выступить сразу во втором туре как победителям других конкурсов, которые проходили в Австрии и Франции. Это был наш приз понравившимся певцам. Во втором туре будут петь две арии. Третий тур - финал. Туда выходят десять человек. Они поют по одной арии. И даже не столько речь идет об арии, сколько об участии в сцене одного из спектаклей нашего театра вместе с нашими артистами. Такая ситуация была в прошлом году. Мы изначально заявили, что конкурсанты принимают участие в сценах из наших спектаклей, а не просто исполняют арию. Десять конкурсантов - десять сцен из спектаклей. Наших солистов в этом будет участвовать десять или пятнадцать человек, в зависимости от сцены. Есть сцены, где поют дуэтом, а есть, где ансамблем. Однако индивидуальные вокальные данные - прежде всего. На основании этого финала жюри принимает окончательное решение в голосовании.

Первый и второй туры - голосование по принципу "да/нет". Красная сторона планшетки закрывает доступ в очередной тур, зеленая дает дорогу. Голосование проходит не сразу после выступления каждого вокалиста, а уже по итогам первого тура. Каждый член жюри прекрасно понимает, что ему нужно для себя определить 30 наилучших голосов и учесть это при голосовании. Точно такой же принцип голосования во втором туре. В третьем туре выбор происходит по наименьшей сумме мест, по наименьшему среднему баллу. Для того, чтобы исключить всякого рода инсинуации, победитель определяется по наименьшему среднему баллу. Если все 15 членов жюри дали конкурсанту первое место, то средний балл - единица. Это идеальный вариант.

Хотя, что такое окончательное мнение членов жюри? Это набор субъективных мнений каждого члена в отдельности. У каждого свой взгляд. Посади ты сегодня пять профессоров и дай им возможность оценить одного и того же солиста. Мнения могут быть разные, вплоть до диаметрально противоположных.

Корр. БЕЛТА
Конечное слово за председателем жюри?
Гридюшко Владимир

Нет, почему же. Вот в прошлом году, к примеру, я какими-то дополнительными баллами может быть пару раз и воспользовался, когда речь шла о том, что человек набрал больше половины голосов от членов жюри, но не проходил, допустим, во второй тур, только потому, что 30 человек уже было набрано. Я мог взять на себя ответственность и увеличить, посоветовавшись, естественно, с членами жюри, количество участников полуфинала. Или, к примеру, не хватало одного голоса. Дополнительный голос я мог дать, но только в сторону увеличения. В сторону уменьшения я никогда не действовал.

Здесь, когда окончательное решение принимается по месту, по призу для участника конкурса, нет той арифметики, которая вызывала бы большие сомнения. Если даже разногласия получаются в один голос - ну что ж. Бывает, и одного голоса достаточно для того, чтобы дать Гран-при одному, а первую премию - тому, кто получил на один голос меньше. В прошлом году, кстати, так и было.

Думать о том, что разницы не будет никакой, и два человека получат одинаковое количество голосов, вряд ли приходится. Хотя, если так будет, мы даже сможем в этом году разделить одну премию на двоих. Положение конкурса это предусматривает. Единственное, что не делится - это Гран-при.

Богдан Ирина, Минск
Международный конкурс вокалистов - первый в истории театра. Насколько он престижен на международном уровне? Смог ли он заявить о себе на мировой сцене?
Гридюшко Владимир

Безусловно, этот проект важен для театра и для страны. Это имиджево и престижно, солисты нуждаются в наличии таких конкурсов.

Мы когда-то пробовали работать вместе с престижнейшим известным конкурсом Competizione dell'Opera, который был рожден в Дрезденской опере. В 2011 году его финал состоялся в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси. Потом я участвовал в ряде престижных зарубежных конкурсов вокалистов и понял, что такой проект мы в состоянии осилить сами. В прошлом году попробовали. Интерес был большой: 155 участников из 15 стран мира, компетентное жюри, в которое вошли руководители крупнейших театров Европы. Вот тогда мы осознали всю потребность в таких творческих состязаниях и поняли, что их нужно проводить ежегодно, а не раз в два-три года. Объявили о втором конкурсе. На сегодняшний день об участии в нем заявили 280 человек из 19 стран мира. В Беларусь приедут 130 солистов из России, 60 из Украины, а также певцы из Казахстана, Узбекистана, Болгарии, Германии, Франции, Китая, Венгрии и многих других стран.

В состав жюри войдут 15 руководителей театров из 13 стран. Почему директора? Солисты понимают, что если их слушают руководители, то у них есть реальная возможность получить контракты, договоры. В этом году в жюри появятся новые лица. Среди них директор "Оперы Европы" Николас Пейн, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне из Дюссельдорфа Кристоф Мейер, а также директор Оперного театра Ренна, президент Профессиональной палаты директоров оперных театров Ален Сюрранс.

Светлана, Минск
География стран - участниц конкурса расширилась. А интерес белорусских солистов стал выше?
Гридюшко Владимир

В прошлом году в конкурсе приняли участие 24 солиста из Беларуси, в текущем - более 30 человек. Это не только солисты Большого театра оперы и балета Беларуси. Есть очень много конкурсантов, которые не получили распределение в Большой театр после окончания консерватории, но работают по специальности. Например, преподают в средних учебных заведениях, работают в хоровых коллективах. Им очень хочется попробовать себя. Они понимают, что благодаря таким конкурсам могут получить путевку в дальнейшую большую оперную жизнь.

Иван Корчевский, Минск
Читая афишу Минского международного Рождественского оперного форума, поймал себя на мысли, что в нем из звезд мировой величины заявлены только иностранные исполнители. Почему в числе участников форума нет выигравшей конкурс оперного искусства "Певец мира" белоруски Надежды Кучер, которая в интервью БЕЛТА сказала, что хотела бы попробовать спеть оперу на белорусском языке?
Гридюшко Владимир

Она как-то пела у нас в одном из спектаклей, хороший голос. Может быть, когда-то и споет (на Рождественском оперном форуме. - Прим. БЕЛТА), если у нее будет желание. Одно дело - спеть на конкурсе, выучить две-три-четыре арии, второе - регулярно заниматься оперным пением, иметь репертуар.

Если говорить о звездах мирового уровня, то они, безусловно, присутствуют. И те, кто победит у нас в конкурсе, еще споют в гала-концерте звезд мировой оперы. Только на одном концерте будет представлено 15 театров из 14 стран. Своих солистов театра туда сознательно не включаем, потому что наши поют в других спектаклях, которые являются премьерными и предназначены для показа на Рождественском оперном форуме. Кстати, всего в оперном форуме заявлены 28 стран: это и конкурсанты, и члены жюри, и те, кто будет петь в спектаклях.

В гала-концерте будут действительно звезды, которые представляют театры как стран бывшего Советского Союза, так и Европы. Допустим, спектакль "Кармен", в котором поет народная артистка Украины Анжелина Швачка - одна из лучших исполнителей в мире партии Кармен. Или в спектакле "Царская невеста" партию Марфы поет Венера Гимадиева - звезда, которую мы для себя открыли, когда в 2011 году проводили форум молодых оперных певцов СНГ. Это общепризнанная прима Большого театра России, и ее график очень плотный. Слава богу, что у нее нашлось время сейчас приехать на наш форум. Спектакль "Евгений Онегин" посвящаем 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В нем будут петь 8 российских солистов. Абсолютно все они лауреаты международных конкурсов.

И потом - у нас что, своих звезд нет? Оксана Волкова - разве не звезда? Да она везде востребована! Когда Волкова есть в Минске, она поет полностью свой репертуар. Тот же Стас Трифонов - разве можно его с кем-то сравнить? Это баритон высочайшего уровня. Илья Сильчуков, Анатолий Сивко - признанные звезды мирового уровня.

Даниил, Раков
Какие премии предусмотрены для лучших вокалистов международного Рождественского конкурса? Каковы их размеры по сравнению с премиями конкурсов оперных вокалистов в других странах?
Гридюшко Владимир

Гран-при составляет $10 тыс., первая премия - $8 тыс. За второе место полагается $6 тыс., а за третье - $4 тыс. Если место делят на два человека, то приз тоже делят пополам. Кроме того, будет приз зрительских симпатий. Это приглашение Большого театра исполнить ту или иную партию в одном из спектаклей репертуара. Плюс будут призы от членов жюри, руководителей театров.

Размер денежных призов конкурса вполне сопоставим с призовым фондом зарубежных конкурсов. Суммы выше бывают очень редко.

Галина Юрьевна, Гомель
Уважаемый Владимир Павлович! Вы подчеркиваете, что многих оперных артистов открывают на конкурсе вокалистов, их приглашают выступать в театрах разных стран мира. А для кого из белорусских вокалистов первый конкурс стал стартовым для появления на сценах других театров? Кого из белорусских артистов пригласили выступать за рубежом?
Гридюшко Владимир

Популярность завоевывает обладательница первой премии I Минского международного Рождественского конкурса вокалистов Маша Шабуня. Помимо первой премии она получила возможность выступить сразу в полуфинале Международного конкурса оперных певцов в Марманде. К слову, Мария показала прекрасный результат. Также ее приглашали выступать в Германии. В текущем году она оканчивает последний курс консерватории, и уже является солисткой-стажеркой Большого театра оперы и балета Беларуси.

Илья Сильчуков стал четвертым в списке обладателей премий. Теперь его не так часто можно увидеть в театре, он выступает по всему миру. Анатолий Сивко, который не так давно был стажером театра, сегодня является солистом белорусской оперы. Поет вместе с Дмитрием Хворостовским, другими известными мастерами, принимает участие в зарубежных постановках в Германии, Австрии, Великобритании.

Также мы поддерживаем отношения с солистами из других стран. Одним словом, лучшие голоса не остаются без внимания.

Корр. БЕЛТА
Конкурс вокалистов состоит из трех туров. Будут ли они все доступны для зрителей? Может быть, кому-то интересно услышать всех 280 участников.
Гридюшко Владимир

Всех 280 участников, может быть, и нет, потому что конкурс проходит на Малой сцене. А вот второй тур будет проходить в Большом зале. Приобрести входной билет на целый день может любой человек. С 10-ти утра, когда начинается второй тур, вплоть до вечера с этим билетом можно будет заходить и выходить из зала. Финал конкурса зритель сможет увидеть, естественно, в полном объеме. Однако покупаются уже не входные билеты, а как всегда - разовые квитки. Это будет действительно достойный концерт, я в этом нисколько не сомневаюсь. Тот, кто был в прошлом году, не пожалел, и сейчас никто не пожалеет, я в этом уверен.

Ольга Меньшикова, Минск
Есть много узнаваемых премий, которые отличаются тем, что помимо денежного приза имеют свой символ, например, в виде статуэтки. Может быть, стоит и вам подумать о каком-то символе, который станет также и памятью для лауреатов Минского международного Рождественского конкурса вокалистов?
Гридюшко Владимир

Памятью является диплом лауреата, участника конкурса, который исполнители получают. Статуэтки мы пока не делали, не видели в этом необходимости, хотя думали над этим. Найти символ, сделать статуэтку - не проблема. Это ведь тоже требует средств, и вопрос, куда их лучше вложить. И, наверняка, не один обладатель такого приза потом голову ломает, как его увезти. Сам был свидетелем на конкурсе во Франции, как одна вокалистка раздумывала, как транспортировать статуэтку, ведь это дополнительный вес багажа, который небезграничен. У оргкомитета нашего конкурса мнения были разные, и мы к окончательному пониманию еще не пришли. Есть и "за", есть и "не против", но не "за". Наш конкурс еще молодой, есть время подумать.

Елена Корчук, Минск:
Насколько доступны билеты на концерты конкурса и форума?
Гридюшко Владимир

Цены на билеты разные - от Br50 тыс. до Br1 млн 500 тыс. Средняя цена в пределах Br150 тыс. Стоимость билета в партере находится в пределах от Br300 тыс. до Br600 тыс., в ложе - от Br750 тыс. до Br1 млн 500 тыс. На некоторые спектакли форума билетов уже фактически нет, например, на гала-концерт. Немного билетов осталось на спектакли "Царская невеста", "Евгений Онегин", концерт молодых исполнителей La canzone italiana.

Есть входные билеты на второй тур конкурса вокалистов 13 декабря, они все стоят в пределах Br50 тыс. На этом концерте будут выступать 30 вокалистов, которые исполнят по две арии.

На спектакли оперного форума тоже есть билеты по Br50 тыс., но это на балконе. Это так называемые места с ограниченной видимостью. В случае с оперными спектаклями такая ситуация понятна. Ведь человек приходит слушать оперу, ему важно слышать. Слышимость там отличная. Такие места с ограниченной видимостью есть в каждом театре мира. Нет такого театра, где с каждого места все было бы идеально видно. Это невозможно, потому что есть места, которые примыкают к сцене на балконе, бельэтаже. Они, естественно, и это заранее известно, не позволяют видеть человеку прилегающую часть сцены.

Мария Ковалькова, Витебск
Сейчас принята практика продажи абонементов на концерты. Планируете ли вы, возможно, уже в следующем году предложить зрителям абонементы на несколько концертов, а не на отдельные, как сейчас?
Гридюшко Владимир

Года четыре назад мы попробовали внедрять абонементы, делали тематические абонементы на свои спектакли на полгода. Но потом поняли, что это не совсем то. С одной стороны, это удобно, когда есть абонемент, но с другой, далеко не просто человеку заранее спланировать посещение театра. Он имеет абонемент, посетит один-два спектакля, а затем в силу занятости, каких-то иных причин может не попасть на постановки. Сейчас у нас есть другое предложение для зрителя. Мы выпустили подарочный сертификат стоимостью Br500 тыс. Его можно купить в кассах театра. Это отличный подарок на день рождения или по какому-то иному случаю, сертификат красиво оформлен, его приятно получить в подарок. Обладатель такого сертификата идет в кассу театра и на эту сумму получает необходимое количество билетов на любые спектакли, какие пожелает.

Для конкурса и форума мы также не делали абонементы. Может, и есть в этом какой-то смысл. Но, с другой стороны, приобретая билет в кассе или по интернету, человек видит все спектакли форума, видит рассадку в зрительном зале. И он берет те места, которые ему по карману, во-первых, и которые ему больше нравятся, во-вторых. И взять может сразу на все пять спектаклей форума. На мой взгляд, так даже удобнее.

Вероника Першина, Минск
Наверняка, гости и участники конкурса вокалистов и оперного форума охотно приобрели бы промопродукцию, сувениры с эмблемой. Предложат ли какие-то приятные мелочи организаторы масштабного праздника?
Гридюшко Владимир

Сувенирной продукции нашего театра достаточно, гости могут купить в киосках, которые расположены в театре, большой ассортимент товаров, вплоть до "Большой энциклопедии Большого театра". Это журналы, рекламная продукция, наклейки, магнитики, программки, буклеты. Всегда продается журнал "Партер", который издается в театре. Наши партнеры тоже свою продукцию предлагают.

Какой-то специальной промопродукции оперного форума и конкурса вокалистов мы не готовили. Буклеты, программы с символикой конкурса и форума будут, их получат все участники конкурса.

Полошенко Л.В
Организация столь масштабных мероприятий, какими являются оперный форум и конкурс вокалистов, кроме сил и энергии требует больших средств. Каков бюджет форума, из каких составляющих он формируется?
Гридюшко Владимир

Бюджет конкурса вокалистов составляет более Br2 млрд, форума - Br2,5 млрд, а в сумме это около Br4,5 млрд. Деньги немалые. Бюджетных средств мы не тратим, расходуем средства, которые получаем от реализации билетов, и вступительные взносы участников конкурса. От уплаты вступительных взносов освобождаются только те участники, которые приезжают из театров, с которыми у нас заключены меморандумы о сотрудничестве. Это оговорено в положении о конкурсе. И естественно, спонсорская помощь. Наши партнеры вносят посильный вклад, благодаря их поддержке во многом осуществляются наши задумки.

Дмитрий, Минск
Будут ли освещать форум и конкурс международные музыкальные критики?
Гридюшко Владимир

Да, конечно. Гостями форума станут уважаемые профессионалы из России, Украины, Азербайджана, Польши, Литвы.

Виктория, Брест
Брестчанин Александр Рославец вчера удостоен первой премии VII Международного конкурса оперных певцов "Санкт-Петербург". Вы пригласите его работать в свой театр?
Гридюшко Владимир

Я его уже пригласил на работу в Большой театр оперы и балета Беларуси. Саша был на приеме у меня в сентябре, я предложил по окончании его пребывания в Молодежной оперной программе Большого театра России прийти к нам на работу. Он нам понравился на I Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов, потом прекрасно спел партию Базилио в спектакле "Севильский цирюльник" нашего театра. И сейчас он будет занят в концерте оперного форума La canzone italiana вместе с нашей лучшей оперной молодежью - Юрием Городецким, Марией Шабуней, Ильей Сильчуковым.

Татьяна, Минск
Оказывает ли оперный форум влияние на формирование репертуарной политики Большого театра оперы и балета Беларуси?
Гридюшко Владимир

Говорить, чтобы репертуар театра зависел от конкурса вокалистов, не приходится. Ведь репертуарная политика - это не единовременное мероприятие. Репертуарная политика у нас давно уже выработана. В Большом театре в репертуаре должны присутствовать знаковые названия зарубежной оперы, знаковые названия русской классики, и, безусловно, национальная опера. Все это у нас есть. В репертуаре театра сегодня 80 наименований, в равных пропорциях примерно и опера, и балет, куда еще больше? Каждый год после того, как вернулись в отреставрированное здание, мы делали по 8-10 премьер. Сейчас выходим на нормальный ритм работы, понимая, что мы весьма и весьма существенно обновили репертуар театра. Ведь шесть лет тому назад в основе своей репертуар театра составляли спектакли, которые существовали по 20-30 лет. Это ненормально. Спектакль должен прокатываться несколько лет, затем списываться и на смену ему должна прийти другая постановка. Пусть с тем же названием, но в иной интерпретации. Это способствует привлечению зрителя. Человек не может годами ходить на одни и те же спектакли. Да, мы в спектакли, которые сегодня на сцене, стараемся привлекать солистов из других театров, потому что в оперу люди ходят на имена и названия. Однако только этим не привлечешь. Сейчас работаем над произведением "Анастасия" на музыку Вячеслава Кузнецова. В феврале будущего года на сцене будет "Макбет" Джузеппе Верди, в марте "Маленькая смерть" - одноактный балет Моцарта. Потом ставим балет на музыку Полада Бюль-Бюль оглы "Любовь и смерть" по мотивам древнего эпоса. Пригласили главного режиссера Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского Михаила Кислярова. Он ставит "Свадьбу Фигаро". Этот спектакль шел у нас в репертуаре, мы его буквально в конце прошлого года сняли, потому что он морально и физически устарел. Но спектакль то знаковый, и его нужно сохранить в репертуаре. Он очень хорошо ложится на палитру голосов Большого театра. Идет работа над одним из произведений Штрауса, мы на несколько лет вперед планируем постановки.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/grandioznyj-marafon-opernogo-iskusstva-v-bolshom-805/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024