Онлайн-конференция
14 июля 2011, 11:00
Экология и экономика природопользования
Будет ли Беларусь расширять геологоразведку и разработку месторождений полезных ископаемых? Как изменится система обращения с отходами и станет ли мусоропереработка выгодным бизнесом в нашей стране? Сможет ли Беларусь зарабатывать на торговле квотами на выбросы парниковых газов? Получат ли продолжение белорусские антарктические экспедиции? Какой объем средств международных организаций планируется привлечь в новые белорусские экопроекты?
На эти и другие вопросы во время оnline конференции ответит министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Григорьевич Цалко.
Вопросы конференции
Кривенко П.
Недавно в Беларуси утверждена новая госпрограмма по проведению антарктических исследований на пятилетку. Каким будет присутствие нашей страны в Антарктиде? Состоится ли белорусская экспедиция в Антарктиду в нынешнем году?
Беларусь в 2011-2015 годах будет продолжать на постоянной основе в южной полярной области Земли согласованную научную и логистическую деятельность путем ежегодной отправки научных экспедиций. Результаты ее выполнения призваны обеспечивать научные, экономические и геополитические интересы государства в высокоширотных районах Земли.
Вопросы организации и дальнейшего поддержания национальной инфраструктуры Беларуси в Антарктиде должны рассматриваться в порядке приоритета. Мы планируем использовать универсальный подход к организации белорусской антарктической инфраструктуры. Он будет предусматривать создание на ранее обследованной горной террасе, расположенной в непосредственной близости от полевой базы российской антарктической экспедиции "Гора "Вечерняя", собственной сезонной станции, включающей комплекс всех необходимых производственно-технологических и служебно-жилых малогабаритных сооружений модульного типа. В 2013-2014 годах может быть изготовлен первый лабораторно – жилой модуль для белорусской антарктической базы. С учетом ранее развернутых в Антарктиде систем жизнеобеспечения, а также имеющихся там средств связи и транспорта, доставка в Антарктиду в район "Горы "Вечерняя" указанного модуля уже в ближайшие годы позволит заявить о создании сезонной белорусской станции в Антарктиде.
С учетом усиления геополитического интереса многих стран мира к южной полярной области планеты и проводимых ими активных мероприятий по укреплению своего присутствия в Антарктике, оправданным и целесообразным представляется в текущей пятилетке активное участие и Беларуси в процессах исследования и освоения Антарктики для решения внешнеполитических задач, стоящих перед страной, в первую очередь, получения статуса консультативной стороны Договора об Антарктике. С достижением такого статуса наша страна получит возможность полноправного участия в решении вопросов дальнейшей судьбы Антарктики, в том числе использования ее ресурсного потенциала.
Что касается вопроса об организации белорусской антарктической экспедиции в нынешнем году, то по полученным нами сведениям ученым советом Института Арктики и Антарктики России совместно с Российской антарктической экспедицией подтверждено согласие на участие белорусских специалистов в составе 57-й российской антарктической экспедиции. С декабря 2011 года по апрель 2012 года в составе этой экспедиции смогут принять участие от одного до трех белорусских специалистов.
Филипчук С.
Реальны ли шансы Беларуси воспользоваться механизмами продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году? Сколько стран на сегодняшний день ратифицировало белорусскую поправку к протоколу, и какой будет позиция Беларуси в рамках нового посткиотского соглашения?
Доступ Беларуси к механизмам Киотского протокола - проектам совместного осуществления и международной продаже квот на выбросы парниковых газов - возможен только при условии ратификации трети четвертых сторон Киотского протокола поправки к приложению "В" Киотского протокола, устанавливающей количество разрешенных выбросов для страны на период с 2008-го по 2012 годы. Несмотря на усилия, предпринимаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством иностранных дел, к настоящему времени мы имеем только 24 ратификации из 143, необходимых для вступления белорусской поправки в силу.
Необходимо также учесть, что даже при условии ратификации нашей поправки в 2011-м или 2012 году, расчет установленного количества выбросов парниковых газов Беларуси и проверка этих данных международными экспертами может занять до 12 месяцев. Таким образом, участие страны в международной торговле квотами на выбросы парниковых газов до 2012 года маловероятно.
Вместе с тем, анализ прогнозируемого роста ВВП и промышленного производства, а также дальнейшее вовлечение в топливно-энергетический баланс менее экологичных видов топлива, продиктованное необходимостью повышения энергетической безопасности страны и снижения импорта дорогостоящих энергоносителей, позволяет сделать вывод о том, что в будущем может наблюдаться тенденция увеличения выбросов парниковых газов. В таких условиях необходимо тщательно подходить к решению вопроса о возможной продаже части квоты на выбросы парниковых газов. По мнению отдельных ученых, в том числе академика Владимира Логинова, до конца первого периода обязательств по Киотскому протоколу (2012 год) такая продажа нецелесообразна ввиду вышеприведенных причин, а также необходимости сохранения квоты на выбросы как долгосрочного актива страны, ценность которого в рамках нового международного климатического соглашения только возрастет.
Переговоры по новому международному климатическому соглашению проходят в напряженной обстановке, так как все страны понимают, что новый режим ответственности предполагает более жесткие обязательства по снижению выбросов парниковых газов, требования к национальной отчетности и мерам, реализуемым для предотвращения необратимых последствий изменения климата и адаптации наиболее уязвимых секторов экономики и экосистем.
В отношении количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов на период до 2020 года Беларусь заявила о готовности достичь показателя минус 5-10% к уровню выбросов 1990 года при условии доступа к финансовым механизмам в рамках нового климатического соглашения.
Учитывая, что Беларусь обладает значительными водно-болотными ресурсами и играет важную роль в их сохранении на европейском уровне, в том числе предпринимая ряд шагов по восстановлению нарушенных торфяников, отстаивается позиция по учету особой роли торфяников, водно-болотных и лесных экосистем в поглощении углерода с целью использования этих данных для выполнения обязательств или продажи сокращений выбросов, полученных в результате реализации проектов в этой области, после 2012 года.
Стромская Н.
Сможет ли Беларусь получить дополнительное финансирование со стороны иностранных компаний за счет выхода на добровольный рынок сокращений парниковых газов?
Большая часть добровольных проектов реализуется в странах, не включенных в приложение I к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, или странах, не удовлетворяющих требованиям ни одного типа торговли выбросами согласно Киотскому протоколу, например, в Турции, США, Индии, Бразилии, Таиланде, Китае, Боливии.
Беларусь, которая не имеет доступа к экономическим механизмам Киотского протокола до установления квоты на выбросы парниковых газов на период 2008-2012 годы, заинтересована в выходе на добровольный рынок сокращений выбросов парниковых газов. Перспективные проекты могут быть реализованы в сфере возобновляемой энергетики, энергосбережения, повышения энергоэффективности, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорта, обращения с отходами, лесном хозяйстве.
В период с 2007 по 2011 годы 27 проектных предложений, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, получили письма о поддержке со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, из них 2 проекта по строительству биогазовых комплексов, на которые разработана полная проектная документация, получили также письма одобрения. К настоящему времени профинансировано и реализовано 13 проектов (из них 6 энергетических), оставшиеся 14 предложений находятся на стадии проектной идеи и нуждаются в инвестициях.
Реализация проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов не предполагает привлечения масштабных инвестиций, однако позволяет получить опыт подготовки и реализации международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов, который будет особенно востребован после 2012 года в рамках нового климатического соглашения. Подобные проекты помогают увеличивать внешнее финансирование для внедрения энергосберегающих и более чистых технологий, что соответствует приоритетам социально-экономической политики нашего государства.
Интерес к проектам по добровольному сокращению выбросов парниковых газов проявляют, в основном, европейские компании, которые заботятся об экологической и социальной ответственности бизнеса. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в частности, ведет переговоры с одной из немецких компаний о возможности партнерства. Совместный проект предполагает проведение заболачивания деградированных торфяных месторождений для получения и последующей продажи единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов, а также продажу сокращений выбросов с уже заболоченных территорий.
Петришенко Б
Как вы оцениваете перспективы развития в Беларуси солнечной и ветроэнергетики? В Беларуси запланировано строительство сразу нескольких ветропарков, однако их создание идет крайне медленно, а ведь такие источники энергии могут успешно замещать дорогостоящие газ и нефть… Ведутся ли переговоры с инвесторами о совместных проектах в солнечной энергетике, которая у нас практически не развита?
Использование энергии ветра и солнца - как возобновляемых и альтернативных основным видам топлива источников энергии - в Беларуси находится в начальной стадии. В соответствии с Национальной программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы в нашей стране предусматривается строительство ветроэнергетических установок и ветропарков суммарной установленной мощностью 440-460 МВт. Планируется возведение от 199 до 224 ветроэнергетических установок различной мощности в Витебской, Минской и Могилевской областях.
По метеорологическим показателям на территории Беларуси есть достаточно площадок для потенциального размещения ветроэнергетических установок и ветропарков: если у поверхности земли средние годовые скорости ветра в перспективных районах составляют 3,5 - 4 м/с, то на высоте, например, 100 м от поверхности земли по расчетам они составят свыше 6 - 6,5 м/с.
Ветроэнергетика требует значительных капиталовложений, и государству такие затраты не под силу. Выход - привлечение средств инвесторов, в том числе иностранных. Таким примером является взаимодействие с немецкой компанией "Энертраг", планирующей возведение ветроэнергетических установок и ветропарков в Минской области. В Новогрудском районе Гродненской области уже запущена ветроэнергетическая установка китайской фирмы HEAG, установленной мощностью 1,5 МВт. Продолжается эксплуатация двух ветроэнергетических установок возле д. Занарочь Мядельского района Минской области.
Если говорить о перспективах развития солнечной энергии, то здесь, как и в других государствах, все в значительной степени зависит от технического уровня развития преобразователей энергии, в частности, от их коэффициента полезного действия, который для климатических условий нашей стране недостаточен.
Тем не менее, специалисты Научно-практического центра по материаловедению Национальной академии наук Беларуси принимают участие в крупном международном проекте в области солнечной энергетики. Во взаимодействии с российскими и немецкими коллегами белорусские физики разрабатывают новые материалы для солнечных элементов и преобразователей солнечной энергии. Так, в партнерстве с экспертами из Института минералогии, кристаллографии и материаловедения Университета Лейпцига при финансовой поддержке Германского авиационно-космического центра отечественные ученые еще в прошлом году разработали уникальный наноструктурированный материал, который открывает новые возможности в сфере производства элементов для солнечной энергетики.
Царик Т.
Сегодня много говорят о преимуществах Таможенного союза. Выиграет ли от объединения экология? Какие плюсы в едином экологическом пространстве Беларуси, России и Казахстана?
Здесь можно остановиться на сразу нескольких аспектах. Возьмем, к примеру, обращение с отходами. Глубокая интеграция с Россией и Казахстаном позволит нам перенимать положительной опыт в разработке законодательных актов в части обращения с отходами и в реализации их на практике. Также интеграция снимает барьеры для миграции технологий, а формирование ЕЭП создает благоприятные условия для появления в Беларуси инвестиционных проектов, направленных на организацию производств по переработке отходов.
И это далеко не все плюсы. Упростится, к примеру, система распределения автомобилей по экологическим классам. Принятие единых или гармонизированных стандартов и технических регламентов по нормам выбросов загрязняющих веществ в зависимости от экологического класса позволит установить дифференцированные нормы выбросов и обеспечить единые требования по контролю и регулировке содержания загрязняющих веществ при предпродажной подготовке, проведении технического обслуживания, технического осмотра и других видах деятельности и оказания услуг в этом секторе.
Введенная в действие система лицензирования перемещения озоноразрушающих веществ по границе таможенного союза и регистрации перемещения этих веществ внутри стран - участниц позволит минимизировать возможные случаи неконтролируемого ввоза и перемещения озоноразрушающих веществ, обеспечить прозрачность выполнения принятых странами обязательств в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Иско Т.
Какой будет политика Беларуси в области поиска и разработки залежей нефти на ближайшую пятилетку? Запасы углеводородов в стране на уже разведанных месторождениях истощаются, в связи с этим изменится ли география поиска нефти в Беларуси и технологии ее добычи?
В Беларуси разведано 75 месторождений нефти, наиболее крупные из которых расположены в Северной части Припятского прогиба. В настоящее время разрабатывается 61 месторождение нефти. Обеспеченность добычи нефти на уровне 2010 года промышленными запасами составляет около 33 лет.
Для замедления темпов естественного снижения объемов добычи нефти в связи с истощением активных и ростом трудноизвлекаемых запасов планируется ускорить завершение разведочных работ на выявленных месторождениях нефти, расширить географию поисков и продолжить изучение недостаточно исследованных районов и комплексов. Планируется также продолжить работы по вводу в эксплуатацию ранее законсервированных скважин и месторождений, применять современные методы интенсификации добычи нефти.
Кроме Припятской нефтегазоносной области, на территории Беларуси специалистами и учеными выделены две возможно нефтеперспективные области в Оршанской и Подлясско-Брестской впадинах. Они характеризуются недостаточной изученностью и небольшой мощностью осадочного чехла. Начато региональное изучение этих территорий. По его результатам будут определены направления дальнейших геологоразведочных работ по нефти.
Кисель Т.
Принес ли первые результаты один из наиболее интересных проектов в области геологоразведки, о котором недавно заявили в департаменте по геологии – по поиску в районе Бреста сланцевого газа? Насколько реально его обнаружение в недрах нашей страны?
Поиски сланцевого газа находятся в стадии теоретической подготовки перспективных площадок. Хочу подчеркнуть, поиски сланцевого газа - это довольно продолжительный - 5 и более лет - и дорогостоящий проект. Сегодня мы проводим технологические консультации с компаниями Польши, Литвы, США и других стран, имеющих уже опыт в поисках сланцевого газа. Что касается участка под Брестом, то нами подготовлены предложения по передаче его в концессию для осуществления поиска сланцевого газа.
Корнева Е.
Каковы планы по привлечению инвестиций в создание в Беларуси новых производств по розливу питьевой воды? Будут ли строиться новые заводы, с инвесторами из каких стран ведутся переговоры? Беларусь ежегодно потребляет лишь малую часть пресных подземных и минеральных вод, большой потенциал в этой области по-прежнему остается незадействованным…
Беларусь обладает большими ресурсами пресных подземных вод, разведанные эксплуатационные запасы которых составляют 6,4 млн.м.куб/сут. Одна из первоочередных задач геологической службы страны заключается в том, чтобы в ближайшие 10 - 15 лет подготовить к промышленному освоению запасы пресных подземных вод для полного перевода централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные источники, исключив использование поверхностных вод.
Если говорить о белорусских минеральных водах, то по своему качеству и бальнеологическим свойствам они не уступают минеральным водам Западной Европы и Кавказа. Среди них наиболее распространены хлоридные, сульфатные, сульфатно-хлоридные, хлоридно-сульфатные, а также сероводородные, железистые и радоновые минеральные воды. На их основе функционируют многие здравницы, санатории и профилактории, работают предприятия и цеха по разливу лечебных питьевых и лечебно-столовых минеральных вод. Однако этот вид минеральных ресурсов в настоящее время, к сожалению, не используется как источник экспортного сырья и не приносит валютных поступлений в бюджет страны.
Потенциальным сырьем для налаживания в Беларуси собственного производства йода, брома и других ценных элементов являются высокоминерализованные подземные рассолы хлоридного типа, выявленные в пределах Припятского прогиба. Пока на данном этапе заинтересованность инвестировать в создание производств по розливу питьевых вод в нашей стране проявили иранская и китайские компании.
И.Горский
Владимир Григорьевич, в марте Беларусь объявила конкурсы по поиску инвесторов для разработки крупных месторождений полезных ископаемых. Подведены ли предварительные итоги? Компании каких стран проявили наибольшую активность и кого мы можем рассматривать в качестве основных партнеров по объявленным проектам? Будут ли либерализированы подходы в работе с инвесторами?
Впервые вопрос о конкурсе был поставлен для министерства на IV Всебелорусском собрании. Тогда Президент Беларуси обратил внимание в своем докладе, что у нас есть недра, которые необходимо разрабатывать и предлагать инвесторам. В связи с этим мы подготовили и предложили на конкурс 5 бизнес-проектов. Интерес к ним проявлен очень большой. В течение первых двух недель после объявления конкурса поступали десятки звонков от различных фирм из Америки, Канады, Китая, европейских стран и других. Этот интерес продолжается и сегодня. Мы уже подвели предварительные итоги по Ситницкому месторождению. По нему был объявлен тендер, и там уже есть явные инвесторы. Не буду пока называть их, отмечу только, что в основном это зарубежные компании. По остальным ведутся переговоры. Могут быть различные варианты, уже есть несколько предложений. Но поскольку это касается в основном стратегического сырья, то, по нашему законодательству, решение по ним будет принимать Президент. По одному из них подписан указ главой государства. Ведутся переговоры еще по двум месторождениям. Работа идет, и я предполагаю, ближе к осени мы уже на что-то выйдем.
Ольга Бай
Слышала, что в Беларуси собираются создавать новое предприятие "Зарубежгеология". По-вашему, реально ли оно поможет в привлечении зарубежных компаний в геологоразведку Беларуси? Расскажите, это будет белорусское предприятие или СП?
Когда мы этот вопрос рассмотрели на коллегии министерства, мы проанализировали предложения по работе, которые нам предлагают за рубежом, и пришли к выводу, что сегодня в рамках существующей системы не в силах увеличить объемы геологоразведки в Беларуси и выехать за пределы. Поэтому было принято решение создать "Зарубежгеологию". Недавно подписали приказ. И мы полагаем, что без этой структуры мы не сможем обойтись. Как и с кем работать - ведутся переговоры. Есть предложения создать совместную компанию, где внесут деньги, или на основе существующей базы. В течение месяца мы придем к какой-то схеме. Я считаю, это принесет свои положительные плоды Беларуси, и мы начнем зарабатывать валютные средства. В этом году создадим предприятие. Много предложений сегодня из Африки, из Азии и других. Нам предлагают совместное предприятие создать также некоторые компании Беларуси.
Анна Воробей
Как вы можете прокомментировать сообщения о том, что белорусская АЭС будет расположена на тектоническом разломе?
Это не так. Висагинская АЭС вообще будет строиться на плохой территории. Что касается Островецкой площадки, то она подходит по всем параметрам. К тому же белорусская АЭС будет иметь четырехуровневую систему безопасности, и если что-то и произойдет, то за пределы здания реактора ничего не выйдет. Если японские АЭС имеют два уровня безопасности, то белорусская будет иметь четыре.
Татьяна Иванова
Насколько эффективна инициатива экологических организаций по раздельному сбору бытовых отходов? Рациональна ли ее организация в жилых массивах крупных городов?
Раздельный сбор бытовых отходов - лучший способ утилизации или переработки бытовых отходов и мусора. Но, к сожалению, к этому население еще недостаточно подготовлено. Пока еще мы редко видим в городах ящики для отдельного сбора мусора в жилых массивах, в местах общественных гуляний. Но наши природоохранные организации настойчиво ведут эту работу среди населения. В Минске установлено 26 билбордов на эту тематику.
Честно говоря, в этой работе я больше надеюсь на подрастающее поколение, которое с малых лет - в детском саду, школе, гимназии - приучается к тому, что нельзя бросать мусор, а нужно его складывать в отдельные ящики. У нас есть договоренность с Министерством образования о проведении учебных занятий на данную тематику. Наши организации много выпускают литературы, брошюр. Есть международные проекты, к реализации которых мы подключили школы, учебные заведения. Поэтому я надеюсь, что новое поколение вырастет воспитанным на принципах активного внедрения экологии в жизнь.
Вместе с тем для того, чтобы организовать раздельный сбор бытовых отходов, нужны определенные условия. В многоэтажных домах, как правило, установлены мусоропроводы, в которые отправляются одним махом все бытовые отходы. Не каждая хозяйка будет держать у себя на кухне четыре пакета для сбора мусора - отдельно для ПЭТ-бутылок, стекла, бумаги и бытового мусора. Здесь есть как чисто техническая проблема, так и многое зависит от воспитания, культуры населения.
Тем не менее, смогли же, к примеру, в Солигорске организовать в массовом порядке раздельный сбор бытовых отходов. Наши природоохранные организации смогли заинтересовать в этом ЖЭСы, жильцов. А на деньги, полученные от раздельного сбора отходов, в том числе и на средства спонсоров этого проекта, смогли благоустроить детские площадки, покрасить подъезды. Это стимулирует население. Организация раздельного сбора бытовых отходов - это не только реализация программ, проектов, но и большая работа с населением, прежде всего разъяснительная.
Олег Парфенов
Владимир Григорьевич, Литва все чаще высказывает Беларуси свое несогласие на строительство у нас АЭС. Даже о необходимости разработки плана эвакуации Вильнюса писали. Как Минприроды будет разрешать эту конфликтную ситуацию? Беларусь предоставила Литве все материалы по АЭС, но Литва все равно против. Может ли это противостояние как-то сказаться на планах по строительству атомной станции?
Вопрос правильный, учитывая, что у нас остался негативный опыт от Чернобыльской АЭС. Хотя, когда мы несколько лет тому назад проводили опрос населения, однозначно против люди не высказались. Более того, мнения разделились где-то 50 на 50. Что касается Островецкой площадки, которая находится в 50 км от Вильнюса, то вопрос, конечно, спорный, прежде всего из-за близости к Вильнюсу. Однако до этого мы рассматривали 74 площадки, причем консультировались со всеми, включая Россию и Украину, и была выбрана именно это площадка. МАГАТЭ подтвердила, что Островецкая площадка действительно подходит для строительства атомной электростанции. Они дали площадке высокую оценку по всем документам. Что касается расстояния, то МАГАТЭ в этом не участвует и участвовать не будет, поскольку во всех документах у них нет рекомендации, на каком расстоянии должна стоять электростанция. Это вопросы не международные, а двусторонние. Мы дважды провели консультации: сначала в Литве, потом повторно ответили на все вопросы в Минске. Мы доказали, что белорусская АЭС никак не повлияет на безопасность жителей Вильнюса и близлежащих территорий, и мы это гарантируем. Причем литовская сторона не смогла доказать нам обратное, не представила никаких документов, что это не так. От Вильнюса мы сегодня таких документов не получали. Так что у нас нет оснований не строить атомную электростанцию. Все процедуры, касающиеся подготовки к строительству белорусской АЭС, мы провели, и МАГАТЭ это подтвердило.
Кучерова М.
Появятся ли когда-нибудь в Беларуси пешеходные зоны в центрах городов? Такие зоны давно создаются за рубежом. Это и здоровый образ жизни, и свобода от автомобилей.
Положительно отношусь к этому. И пешеходные зоны, и парковка... Все это предусмотрено генпланами городов. Проектировщики или заказчики все больше предусматривают такие зоны. Возьмем, к примеру, Минск. Здесь появилась хорошая велодорожка, длина которой, по-моему, 27 км. Там много людей катаются, ходят, причем разных возрастов. Это вопрос номер один как для экологов, так и для властей. В Минске улица Кирова по проекту должна быть пешеходной.
Нужно, конечно, использовать и природный ландшафт вокруг городов, аккуратно использовать вот эти зоны, где озера и т.д. Хотя тут тоже есть проблема. Мусорные контейнеры переполнены в таких местах, например, в выходные вокруг Минска. Люди бросают мусор рядом. С одной стороны, вовремя контейнеры не убираются, а с другой - сказывается культура людей.
Греньков М.С.
Владимир Григорьевич, станет ли когда-нибудь мусоропереработка выгодным бизнесом в Беларуси? За рубежом на этом реально зарабатывают деньги, а у нас данное направление никак не сдвинется с места. Как помочь бизнесменам превращать мусор в прибыль?
Нельзя сказать, что ничего не делается в этом направлении. Делается много. Если учесть, что Европа занимается этим давно, то, конечно, мы здорово отстаем. Что касается мусоропереработки, то есть указ Президента, который обязал области строить мусороперерабатывающие заводы. По этой схеме мы уже работаем. И кое-что уже построено. Проектируют и строят и Минск, и Витебск, и Могилев, и Гомель. Они начали, но немножко отстают по планам. Вопрос переработки отходов сегодня решается. Желающих иметь хорошее сырье с целью его дальнейшей переработки достаточно. Очереди стоят за сырьем. Вопрос в другом - в сортировке этих отходов. У нас не налажена система сортировки. Это большие деньги прежде всего. Система оплаты услуг ЖКХ у нас и на Западе разная. За вывоз мусора мы копейки платим. Сегодня в Минск пришла немецкая фирма, которая хочет заниматься отходами, и мы ее поддержали. Они уже строят, будут заниматься сбором, сортировкой. И мы хотели бы предлагать свои услуги другим фирмам и чтобы оборудование для этих заводов выпускалось у нас. В фирме в Минске считают, что рентабельным может быть сбор только тогда, когда стоимость одной тонны будет 30 евро. Вы заплатите столько за мусор? Государство не может тоже сразу такие деньги вложить. Мы отработаем систему и будем искать выход. Наверное, придется поднимать и стоимость вывоза мусора, но это будет постепенно. Есть постановление Совмина, по которому мы должны выйти в ближайшие годы на определенные процессы переработки мусора. В первую очередь это региональная ответственность. Мы им помогаем, инвестируем из фондов, каких только можем, в том числе международных.
Грищук Т.
Когда, наконец, в нашей стране будет принят закон об обращении с животными?! Очень хочется, чтобы проблемы с бездомными собаками и кошками решались гуманно. А те, кто допускает издевательства над животными, должны быть наказаны. Появятся ли у нас когда-нибудь современные питомники для бездомных зверушек?
Много писем получаем по этой теме, но это не совсем наш вопрос, особенно с бездомными собаками. Хотя мы настаиваем на решении проблемы, тоже пишем письма. А вообще это вопрос Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Насколько мне известно, уже не раз проводились совещания Совета министров, и они работают над тем, чтобы было законодательство, регулирующее эти вопросы.
Что касается питомников, то в Минске такое учреждение уже создано. Много забирают оттуда собак, устраивают выставки.
Зачастую замечаю бездомных собак - душа болит. Опять же это проблема не только законодательства, но и людей. Они держат животных, а потом выбрасывают. Люди должны с душой относиться к домашним животным. Хотя говорят, мол, бомжи валяются, а ими государство не занимается, а тут - животные. Но люди-то сами виноваты. Они должны зарабатывать на себя. Собака же чем виновата? Ее приручили, кормили и выбросили.
Шихно Л.
В Департаменте по геологии Беларуси как-то заявляли, что геологи нашли признаки проявления урана. Найден ли в белорусских недрах уран? Расскажите, пожалуйста, об этом интересном проекте.
Урановое рудопроявление и раньше находили, но это не значит, что уран есть во всех пластовых залежах, там не промышленные запасы. "Программа освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы на 2011-2015 годы" предусматривает дальнейший поиск этого элемента.
Бабенко А.
Владимир Григорьевич, автомобилей в наших городах, особенно крупных, становится все больше. Ими заставлены все дворы и даже зеленые зоны. Что предпринимается для решения этой проблемы? Может, надо ввести для автовладельцев штрафы побольше, тогда и многие вопросы будут сняты?
Я не думаю, что штрафы решат эту проблему. Поэтому прежде чем что-то предпринимать, нужно создать условия для этих автомобилей. Прежде всего, это проблема городов и областей. В Минске, к примеру, этой проблемой занимаются вплотную: убирается много лишних машин, схема развития города предусматривает строительства крытых, открытых, подземных стоянок. В Минске и других городах планируется введение перехваточных площадок, которые будут располагаться в 150-200 м от города. Чтоб человек приехал, поставил машину и сел в электричку до города.
Конечно, это проблема большая и особо остро она стоит зимой, когда машины ставят под окнами на газонах, за которыми ухаживаю люди. Но эту проблему наказаниями не решишь, тут надо создавать условия.
Что касается брошенных автомобилей, МВД действует по законодательству, которое не позволяет убрать машину, не определив владельца. МВД ищет подходы, как убрать эти машины без владельца.
Пару городов в нашей стране зашкаливают по выбросам в этом году. Что касается Минска, то он удачно располагается. Он проветривается со всех сторон, поэтому при всех выбросах, мы в рамках.
Мы проводили месячник по выбросам совместно с ГАИ, очень многих оштрафовали, но этого мало. Сейчас очень много старых машин, и эту проблему необходимо решать, мы готовы ужесточить контроль.
Сегодня по параметрам выбросов Беларусь в рамках Евросоюза. Есть такая категория особо вредных веществ, как ПМ-10, так мы по выбросам этих вещества в рамках Евросоюза. Вокруг больших городов у нас стоят станции, и мы постоянно измеряем их уровень. Но это не значит, что мы постоянно будем находиться в рамках, поскольку сегодня ввозится огромное количество автомобилей. Только за первое полугодие их ввезено в республику 250 тыс., и ежегодно ввоз авто увеличивается как минимум на 5%. Поэтому эта проблема будет нарастать, и ее надо решать прежде всего министерству на законодательном уровне.
Киенко В.
Недавно Минприроды сообщило, что в Беларуси собираются в нынешней пятилетке строить мусоросжигательные и другие перерабатывающие заводы. Я читал, что они негативно влияют на экологию. Оправданны ли такие проекты?
Я считаю, такие проекты экологически и экономически оправданы. Такие заводы строятся во всем мире. Вопрос в принципе касается не заводов, а той технологии, которая будет на них применяться. Поэтому отраслевая программа предполагает строительство перерабатывающих заводов, что касается того, будут или не будут эти заводы выбрасывать в атмосферу вредные вещества, - это уже зависит от нас, специализированных структур, которые будут проводить экологическую экспертизу данных объектов.
У нас есть такие технологии, при которых в результате переработки отходов производства, бытовых отходов, вырабатывают совершенно чистые выбросы в атмосферу.
Словом, такие заводы экологически оправданы, их надо строить. У нас лежит 40 млн.т промышленных отходов, в том числе в Солигорске и в Гомеле. Надо к ним подступаться, не знаем только - как. В ближайшее время такой проект будет реализован в Гомеле. Аналогичные заводы планируется построить в каждом регионе страны. В Минске тоже будет построен завод, появится такое перерабатывающее предприятие в Минской области - в районе между городами Жодино и Борисов. Уже взяли технические условия по строительству аналогичного завода из Бобруйска Могилевской области. Заинтересовались проектом организации из Гродно.
Губернаторы областей почувствовали, что назрела крайняя необходимость строительства таких перерабатывающих заводов. Все теперь будет зависеть от финансирования объектов.
Терехов С.
Я охотник, и мне хотелось бы знать, изменятся ли в Беларуси подходы в планировании изъятия охотничьих животных для поддержания их оптимальной численности в охотничьих угодьях? Спасибо.
Спасибо за вопрос. Мы вносим изменения уже каждый год. У всех охотников и рыболовов свой взгляд. Не может быть универсального законодательства. Что касается соответствующего указа, то он регулирует оптимальную численность животных. Численность некоторых животных, которые были за "красной" чертой, сегодня на 120-150% приросла. Исключение составляют зайцы. Нас волнует, что их численность уменьшается. Тоже самое и с некоторыми птицами, куропатками например. Что касается, к примеру, бобров, то их численность у нас сегодня зашкаливает. Мы упростили порядок их добычи.
Царикова И.
В этом году Минприроды ограничило весеннюю охоту на птиц в отдельных регионах, но проблема остается не до конца решенной. Можно ли ожидать введения в нашей стране полного запрета на весеннюю охоту на птиц, как это давно делается в западных странах?
Можно ожидать: и на птиц, и на волка. Ежегодно по заказу нашего министерства Академия наук все это просчитывает... Мы посчитали, что этот запрет надо делать на отдельных территориях, и сделали.
Радкевич П.Л.
Как вы считаете, удастся ли еще не допустить уничтожение особо охраняемых природных территорий в результате добычи торфа в ООПТ, которые по постановлению Совета Министров РБ от 17 июня 2011 года № 794 "О некоторых вопросах добычи торфа и оптимизации системы особо охраняемых природных территорий" определены как перспективные для добычи торфа месторождения. А также удастся ли предотвратить исчезновение на этих территориях редких видов животных и растений, в т.ч. исчезающих видов?
Пока это просто стратегия, разработанная правительством Беларуси на ближайшую пятилетку. Если у нас вдруг не будет других источников энергии, то мы будем вынуждены добывать торф. Хотя это дорогой ресурс. Мы до последнего сопротивлялись и будем сопротивляться. Это не значит, что если постановление принято, то программа заработает. Это только стратегия, причем она касается не Березинского биосферного заповедника, а только заказников. Кроме того, это не значит, что мы завтра начнем все это делать. Есть закон "О недрах": чтобы приступить к разработке месторождения, нужно пройти уйму экологических перспектив. Также у нас есть программа с ПРООН по заболачиванию территорий. То есть мы постепенно восстанавливаем выработанные торфяники.
Дмитрий Винчевский
Уважаемый господин министр, какая помощь необходима вашему министерству от общественных организаций, в том числе чтобы отстоять болота на особо охраняемых природных территориях от запланированного осушения?
У нас есть координационный экологический совет, где мы собираем общественные организации и раз в квартал я с ними встречаюсь или мои замы делают это. Мы там заранее формируем повестку, они собираются и начинаем работать. Меня в отношениях с общественными организациями не все устраивает - хотелось бы, чтобы они не только критиковали нас, а приходили с конкретными предложениями. Мы благодарны за некоторые их идеи, за хорошие предложения, мы берем половину из них.
Хотелось бы, чтобы такие организации не только на словах, но и материально участвовали в сохранении нашей природы и не только переносили эти проекты на себя, но на природу. Давайте, возьмите, какой-нибудь город, деревню, сделайте там экотропы, школу оборудуйте, одним словом, сделайте что-нибудь предметное.
Общественные организации в основном выступают с критикой, но к этому я отношусь нормально. Я не вижу здесь никаких противостояний, ведь общественные организации также заинтересованы в улучшении природы.
В.Кисляк
Несколько крупных экологических проектов в Беларуси согласился профинансировать Всемирный банк. Один из них предусматривает создание современной системы обращения с отходами в Гродно. Будут ли расширяться совместные проекты с банком, ведь сегодня в формировании такой системы нуждаются и другие областные центры?
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды вопрос поставлен однозначно - через нашу систему (она доступна через все зарубежные организации) привлекать различных инвесторов для решения вопросов, которые бы помогали нам сохранить природу, разнообразие флоры и фауны.
Что касается Всемирного банка, то он нам выделил кредит на создание современной системы обращения с отходами в Гродно. Проведены также переговоры 27 июня с представителями Европейской комиссии, была достигнута договоренность о том, что они готовы на 2012 год выделить дополнительно 10-15 млн. евро под реализацию экологически чистых проектов.
А нам, в свою очередь, необходимо определить, какие наиболее рациональные проекты для реализации и финансирования мы можем им предложить. Это касается проектов по очистке воздуха, воды, наблюдений за климатом, переработки мусора и бытовых отходов.
В этом году из фонда Еврокомиссии нам выделено 5,5 млн. евро. Активно участвуют в реализации экологических проектов в Беларуси организации, действующие под эгидой ПРООН. Я искренне благодарен этим международным организациям за ту помощь, которую получает наша страна в реализации экологических проектов. Это касается прежде всего наших заповедников. По линии Глобального экологического фонда ПРООН готовим проекты еще на 2,5 млн. евро.
Реализация экологических проектов с участием зарубежных инвесторов - задача №1. Мы работали и будем работать, будем искать деньги для того, чтобы в Беларуси были реализованы хорошие проекты экологической направленности. Нужны только хорошие умные идеи по строительству заводов, реализации проектов.
Кириенко А.
Почему у нас такой низкий уровень оправдываемости прогнозов погоды? Будет ли что-то предприниматься для решения этого вопроса - закупаться новое оборудование, совершенствоваться технологии?
Каждому не угодишь... А вообще 95-96% прогнозов в Беларуси подтверждаются. При этом люди должны понимать, что у нас нет своих спутников. За рубежом - 98% оправдываемости, но там есть спутники, которые все отслеживают в режиме реального времени. Будут свои спутники, будут и более точные прогнозы. Но сегодня я этим людям (синоптикам. - Прим. БЕЛТА) благодарен.
У нас прогнозы расчетные. Конечно, приборы используются. В прошлом году мы закупили приборную базу на миллиарды рублей и дальше будем покупать. Мы понимаем, что четкий прогноз погоды нужен и для сельского хозяйства, и для полетов...
Также мы закупили 11 автоматических станций для приграничных территорий. Будем в этом направлении и дальше работать. Кроме того, у нас есть и авиаметеостанции. В частности, в Гомеле строим так называемый доплеровский зонд.