В преддверии Дня охраны окружающей среды, который отмечается в Беларуси 5 июня, глава природоохранного ведомства расскажет об экологическом "самочувствии" нашей страны на современном этапе, о качестве водных ресурсов и переработке отходов, о перспективах развития зеленой экономики и органического сельского хозяйства, ответит на другие вопросы, волнующие посетителей сайта БЕЛТА.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 1 июня после 14.30 по мере готовности.
Последние 20 лет в Беларуси были самыми жаркими за 130 лет с начала наблюдений: с 1989 по 2012 год температура повысилась на 1,1 градуса по сравнению с 1961-1990 годами. Основное повышение температуры с 1989 по 1999 год пришлось на зимние месяцы и начало весны (январь, февраль, март). В следующие десять лет (1999-2008 годы) наблюдалось существенное изменение годового хода температуры воздуха: снижение температуры в зимние месяцы (за исключением декабря) и заметный рост в летние и осенние месяцы. В целом по территории Беларуси второе десятилетие периода потепления (1999-2008 годы) оказалось теплее первого на 0,5°С.
За последние 15 лет количество осадков в Беларуси, за исключением северных районов, сократилось на 2-6%. Количество осадков сокращается в теплые периоды (апрель, июнь, август) и увеличивается в холодные (февраль, март, октябрь).
За период с 1990 по 2014 год наибольшее количество выбросов парниковых газов наблюдалось в 1990 году – 141,506 млн т в эквиваленте СО2. В 2014 году выбросы составили 92,5 млн т в эквиваленте СО2 и сократились по отношению к 1990 году на 34,6% (выбросы парниковых газов пересчитаны в соответствии с Руководящими принципами МГЭИК 2006 года).
Беларусь как сторона Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней создала и развивает нормативную правовую и институциональную базу для решения вопросов, связанных с изменением климата. Научные исследования, разработка программ и подготовка рекомендаций по адаптации и изменению климата, а также международное сотрудничество ведутся во всех отраслях хозяйства и сферах жизни людей, таких как сельское хозяйство, водные ресурсы, энергетика и транспорт, леса и биоразнообразие, здоровье человека.
Хотя вследствие климатических особенностей Беларусь относится к зоне рискованного земледелия, она является крупным производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции. В результате изменения климата, с одной стороны, удлинились теплый и вегетационный периоды и сформировалась новая агроклиматическая область в Полесье, а с дугой стороны, урожай основных видов культур стал менее стабильным.
В результате изменения количества осадков и температуры годовой сток рек Беларуси за последние десятилетия увеличился на 5-20%, за исключением Западного Буга и Немана, сток которых сократился. Увеличился сток рек зимой. Из-за потепления в маловодные периоды осложнится работа водного транспорта. Сезонный дефицит воды может вызвать проблемы с орошением. Качество питьевой воды, особенно из централизованных источников, может ухудшиться.
Потепление в зимний период может снизить потребление энергии на отопление, но возрастет ее потребление на нужды охлаждения летом. Стихийные бедствия могут осложнять работу транспорта и причинять ущерб транспортной инфраструктуре. В результате сильной жары может разрушаться покрытие дорог, что повысит вероятность аварий.
Снижение уровня грунтовых вод, пожары (ежегодно возникает от 400 до 1,5 тыс. лесных пожаров), ураганы, размножение вредителей леса и развитие болезней неблагоприятно влияют на состояние и продуктивность лесов, которые занимают 39% территории Беларуси. Деревья медленно адаптируются к резким температурным изменениям, ранняя вегетация и поздние заморозки могут замедлить их рост. Из-за потепления климата в Полесье может сократиться распространение ели, массовое высыхание насаждений уже наблюдается в последние 15-20 лет. Прогнозируется сокращение площади хвойных лесов и расширение площади смешанных лесов и лесостепи.
Охрана окружающей среды и адаптация экономики к изменению климата могут не только снизить потери от его неблагоприятных последствий, но и принести стране экономическую пользу, по крайней мере в ближайшем будущем.
Минприроды проводит системную работу по осуществлению контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства. В целях профилактики и предупреждения нарушений, улучшения экологической обстановки в 2015 году была ужесточена административная ответственность за нарушения требований природоохранного законодательства.
Ужесточение ответственности к нарушителям, а также проведение профилактических работ среди природопользователей привело к снижению количества нарушений в 2016 году. По результатам контрольных мероприятий за 4 месяца 2016 года органами Минприроды привлечено к ответственности более 4,5 тыс. виновных лиц на сумму около Br7,5 млрд (за аналогичный период прошлого года - более 5,5 тыс. лиц на сумму более Br6,5 млрд).
Действующие в настоящее время нормы КоАП, предусматривающие привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства, зачастую являются недостаточными.
Например, действующий КоАП не предусматривает административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешения на удаление объектов растительного мира. Это создает условия как для необоснованного удаления, пересадки объектов растительного мира, так и для нарушений установленной процедуры при выдаче разрешений, что затрудняет отнесение проведенного удаления объекта растительного мира к незаконному уничтожению или повреждению.
Отсутствие административной ответственности за незаконное удаление, пересадку объектов растительного мира, несоблюдение порядка и условий удаления и пересадки объектов растительного мира и осуществления компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира способствует тому, что в республике ежегодно удаляется более 100 тыс. зеленых насаждений. Это отрицательно сказывается на экологической ситуации в городах и в целом в стране.
Актуальность данного вопроса подтверждают результаты проверок по фактам удаления насаждений вдоль автомобильных дорог, когда в ряде случаев местными исполнительными и распорядительными органами принимались решения о разрешении удаления насаждений в отсутствие предусмотренных законодательством заключений и согласований.
Введение административной ответственности за нарушение законодательства о растительном мире и применение мер административного воздействия на виновных лиц будет направлено в итоге на обеспечение благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.
В целях совершенствования норм статей КоАП и с учетом правоприменительной практики Минприроды внесены соответствующие предложения для включения в проект закона "О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях".
Достаточно распространенными являются нарушения в области обращения с отходами - засорение леса или древесно-кустарниковой растительности отходами. В 2015 году территориальными органами Минприроды за данные нарушения к административной ответственности привлечены более 500 виновных лиц на сумму более Br200 млн. За истекший период 2016 года таких нарушений выявлено более 150 на сумму более Br60 млн. Как правило, такие нарушения выявляются в весенне-летний период при посещении гражданами мест отдыха.
Функционирующая в настоящее время система сбора вторичных материальных ресурсов позволила увеличить количество отходов потребления, направляемых на использование, с 5 % в 2012 году до 15 % в 2015 году.
Сегодня ведется активная работа по внедрению в Беларуси технологий производства и применения топлива RDF из коммунальных отходов. Рассматриваются предложения инвесторов, в основном польских, так как у них имеется большой опыт в данной сфере. Реализация данного решения позволит дополнительно вовлечь в хозяйственный оборот около 600 тыс.т ТКО. Вместе с тем выбор технологий и компаний по переработке отходов и производству топлива RDF будет проходить на конкурсной основе.
Что касается неперерабатываемых отходов упаковки (тары), то данной проблеме уделяется большое внимание, как со стороны министерства, так и со стороны правительства. Так, Минприроды был проведен анализ использования отходов полимерной упаковки, в том числе введения в республике ограничений на применение ПВХ-этикеток на ПЭТ-таре.
В целях установления единых требований к ПЭТ-упаковке, Госстандарту было предложено внести изменения и дополнения в государственные стандарты Республики Беларусь на основные виды молочной продукции, упаковываемые в ПЭТ-упаковку, запретить использование этикетки из ПВХ, инициировать рассмотрение вопроса о внесении соответствующих ограничений в законодательство Таможенного союза в области регулирования обращения упаковки.
Отходы упаковки типа "тетра-пак" являются ценным вторичным материальным ресурсом. Основным направлением в области обращения с отходами такой упаковки в мире является разделение упаковки на составляющие компоненты с последующим их повторным использованием (переработкой во вторичное сырье).
В условиях Беларуси оптимальным является направление использования отходов упаковки типа "тетра-пак" путем извлечения ценной целлюлозы с обязательной дальнейшей переработкой полиалюминия.
Для проработки вопроса о комплексном использовании этих отходов, обеспечивающим использование всех компонентов упаковки, необходимы детальные технико-экономические расчеты и маркетинговое исследование рынка изделий из гранулированного или прессованного полиалюминия. Важным фактором рентабельности производства, использующего в качестве сырья отходы упаковки типа "тетра-пак", является устойчивое обеспечение производства необходимым минимальным объемом таких отходов.
В настоящее время в республике отсутствуют технологии переработки отходов упаковки типа "тетрапак". Однако Минприроды прорабатывает вопрос с организациями, зарегистрированными в реестре объектов по использованию отходов, о возможности внедрения технологий по использованию комбинированной, загрязненной упаковки, извлекаемой из состава коммунальных отходов.
Минприроды также поддерживает инициативу рекомендовать объектам торговли использовать биоразлагаемую упаковку (бумажную, текстильную, биоразлагаемые полимерные пакеты) в качестве бесплатной упаковки для передачи товара покупателям.
Основной задачей подпрограммы "Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов" Государственной программы "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы является минимизация объема захоронения ТКО с обеспечением в 2020 году доли их повторного использования не менее 25% от объема образования.
Достижение данной задачи планируется путем реализации ряда мер, в том числе внедрение депозитной (залоговой) системы сбора потребительской тары. Такая система обращения тары является действенным механизмом обеспечения максимального сбора отходов тары с целью их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
Согласно Концепции депозитной (залоговой) системы обращения одноразовой потребительской тары в Республике Беларусь, разработанной Министерством жилищно-коммунального хозяйства, депозитная (залоговая) система сбора потребительской тары также предусматривает применение автоматизированной приемки тары.
Согласно концепции подготовительный этап внедрения такой системы - от начала разработки концепции до практического внедрения - составляет один-два года Сейчас концепция находится на стадии согласования с заинтересованными госорганами.
Также немаловажным вопросом на пути внедрения депозитной (залоговой) системы является привлечение инвестиций. Ведь только на закупку технологического оборудования (автоматов возврата тары) необходимо порядка 40 млн евро.
Что же касается сбора батареек и лампочек через автоматы, то этот вопрос в республике пока не рассматривается. На сегодняшний день сбор отходов элементов питания и лампочек от физических лиц обеспечивают организации, осуществляющие розничную торговлю. Информация о перечнях таких организаций размещена на официальных сайтах областных (г. Минска) исполнительных комитетов.
Следует отметить, что координацию деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое в этих целях создало государственную некоммерческую специально уполномоченную организацию – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами. Оператор анализирует эффективность обращения с ВМР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организует информационную работу среди населения по вопросам обращения с отходами потребления, сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов и др.
Полигон "Северный" по захоронению твердых коммунальных отходов эксплуатируется с 1981 года на площади 23,4 га. Проектная мощность полигона составляет 26,5 млн т. Расчетный срок эксплуатации полигона с момента ввода – 37 лет. За весь срок эксплуатации по состоянию на 1 января 2015 года на полигоне "Северный" захоронено 22,8 млн т отходов.
Полигон принимает на захоронение отходы от города Минска и Минского района. Мощности полигона не позволяют его эксплуатировать в 2017 и последующих годах. Кроме того, на полигоне установлено превышение концентраций по ряду загрязняющих веществ по сравнению с фоном.
В целях снижения нагрузки на этот и другие полигоны ("Тростенецкий" и "Прудище") в настоящее время осуществляется строительство 2-й очереди полигона "Тростенецкий", который расположен в районе поселка Сосны. Заказчиком проекта выступает КИУП "Гордорстрой". Сдача проекта в эксплуатацию запланирована в 2016 году.
Кроме того, 29 апреля 2016 года начато строительство мусороперерабатывающего сортировочного завода в районе полигона "Тростенецкий" мощностью 100 тыс.т отходов в год. Работы ведутся ОАО "Минскводстрой". Проектные сроки строительства 4 месяца. Введение завода в эксплуатацию позволит снизить нагрузку на полигоны города Минска до 30%.
За 2015 год в республике образовалось около 50 млн т отходов производства с учетом крупнотоннажных, из которых 1,3 млн т направлено на захоронение. В настоящее время в республике функционирует более 1,9 тыс. объектов захоронения отходов.
На сегодняшний день сказать точное количество выявленных несанкционированных свалок не представляется возможным, в связи с тем, что практически ежедневно территориальными органами Минприроды выявляются факты несанкционированного размещения отходов ввиду низкой экологической культуры, в первую очередь населения в местах массового отдыха. Особенно остро этот вопрос стоит в весенне-летний период. Хочу отметить, что, несмотря ни на что, все выявляемые свалки оперативно и в полном объеме ликвидируются.
Оптимальная численность белорусской популяции зубра определена Концепцией сохранения и устойчивого использования зубров в Республике Беларусь и планом управления популяцией зубра в республике в количестве не менее 1500 особей.
По состоянию на 1 февраля 2016 года численность зубров на территории Беларуси составила 1428 особей, однако зубры обитают в 10 микропопуляциях, изолированных друг от друга.
Для создания устойчивой популяции необходимо обеспечить формирование метапопуляции, особи которой смогут свободно скрещиваться. Для решения данной задачи Минприроды проводит работу по расселению зубра по территории Беларуси. Например, в 2016 году будет создана новая Мостовская микропопуляция зубра в Мостовском районе Гродненской области. Кроме того, мы участвуем в подготовке международного проекта по созданию трансграничной польско-белорусско-литовской популяции европейского зубра. Возможности и перспективы расселения наших зубров (в частности, на территорию Национального парка "Смоленское Поозерье") прорабатываются и с Российской Федерацией.
Экологическая сертификация – один из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды. Она направлена на защиту интересов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.
Объектами экологической сертификации в настоящее время являются система управления окружающей средой и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Что касается экологической сертификации продукции – мы на пути ее становления в нашей стране.
В Беларуси начата работа по созданию системы экологической маркировки продукции, которая будет распространяться на непищевую продукцию бытового назначения. Для создания национальной системы экологической маркировки продукции изучены системы экологической маркировки Европейского союза, Германии ("Голубой ангел"), стран Скандинавии ("Северный лебедь") и др.
Ведется работа по определению методов установления количественных и качественных показателей экологических критериев к продукции, а также методов определения типов непродовольственных продуктов, к которым могут быть применены экологические критерии.
Национальная система экомаркировки будет соответствовать принципам международных стандартов ИСО, обеспечивать прозрачность процедуры экологической сертификации.
Мы видим, что экологическая маркировка продукции выступает в качестве одного из главных инструментов экологической политики, ориентированного на развитие рынка. Она может стать серьезным стимулом для предприятий республики, улучшит их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
С учетом происходящих в мире процессов, постепенного истощения природных ресурсов, возрастающего недостатка продовольствия и значительной техногенной нагрузки на окружающую среду актуальность темы экологизации сельского хозяйства не вызывает сомнения.
По инициативе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2015 году правительством утвержден Национальный план действий по предотвращению деградации земель. В республике начата комплексная работа над созданием механизма и необходимых правовых рамок для развития органического сельского хозяйства с учетом экологических составляющих.
Следует отметить, что главной скрипкой в этом процессе выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Уже одобрена концепция закона "О производстве и обращении органической продукции" и ведется работа над созданием проекта закона. В состав рабочей группы входит и Минприроды.
Кроме того, в рамках проектов международной технической помощи реализуются отдельные примеры по развитию органического сельского хозяйства: производство органического удобрения, выращивание дикорастущих растений и другие.
Органическое сельское хозяйство, являясь одним из инструментов формирования зеленой экономики, может стать ключом к устойчивому развитию наших регионов и государства в целом, росту экономики при соблюдении экологического баланса.
Открытия новых специальностей в этом году не планируется. В настоящее время предмет "Экология" преподается в 15 вузах (например, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный аграрный технический университет, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия и др.) республики. Это отдельные дисциплины по экологии либо изучение разделов об экологии в других дисциплинах.
Специализированным учебным заведением в данном направлении является Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Бел госуниверситета, где готовят таких специалистов, как инженер-программист-эколог, эколог, инженер по охране окружающей среды, эколог-эксперт.
Да, ситуация улучшилась. Это определено и международными организациями. Завтра, 2 июня, будет официально озвучен отчет по экологическому состоянию окружающей среды. Его будет делать руководитель Европейской экономической комиссии ООН. В отчете указано, что Беларусь имеет значительный прогресс в том, что касается отношения к окружающей среде. Но надо идти дальше. Количество нарушений законодательства об охране окружающей среды уменьшается, но их еще достаточно много.
Говоря о прогрессе, можно добавить, что переработка бытовых отходов у нас выросла с 5% в 2012 году до 15% в 2015-м. Конечно, этого недостаточно на фоне некоторых европейских стран, перерабатывающих бытовые отходы на 90% и больше. Но прогресс, видимый не только нашим людям, существует.
Существует система сбора и утилизации отходов. Она разрабатывается Министерством жилищно-коммунального хозяйства, местными жилищно-коммунальными службами и проходит экспертизу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это с одной стороны. С другой - контролируются и полигоны. Наличие на полигонах вторичных материальных ресурсов, которые могут быть переработаны, является уже нарушением размещения отходов и карается соответствующими мерами. Это делается для того, чтобы не допустить размещения на полигонах тех ресурсов, которые могут быть использованы. Это в первую очередь пластиковые бутылки, бумага и другие материалы, подходящие для переработки.
Надо сказать, что сейчас очень важным и актуальным является направление использования так называемого RDF топлива. То есть из общей массы мусора отделяются те отходы, которые еще могут быть переработаны, а другая часть отходов, которая при современном уровне не может быть переработана, используется в качестве топлива. Это позволит заместить виды топлива природного характера: газ, нефть и так далее. Этому сейчас уделяется большое внимание.
Это как раз то, что имеет отношение к выбору места для полигонов. Выбор места для полигона - это тоже очень важное мероприятие, и оно находится под контролем Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Определяется то место, где исключается или минимизируется риск загрязнения окружающей среды. При этом с 2017 года полигоны должны обустраиваться так, чтобы они приносили пользу, например, в плане сбора свалочного газа. Образующийся свалочный газ может быть использован, практика уже есть, даже недалеко от Минска такая система работает. Кроме того, сейчас при обустройстве полигона также предусматривается система извлечения вторичных материальных ресурсов.
О таких фактах надо срочно сообщать инспекторам. В Минприроды в этом году введен телефон горячей линии, номер можно найти на сайте министерства. Позвонить и сообщить о нарушениях может любой человек.
Повторюсь, к сожалению, инспекторов не так много - в среднем три человека на район. Мы благодарны, когда небезразличные люди сообщают о фактах нарушений. Наши инспекторы оперативно выедут на место, разберутся и определят, как будет наведен порядок.
Могу сказать, что Минприроды ведет политику уменьшения количества даже санкционированных миниполигонов. За последний год их число сокращено на десятки. Что касается несанкционированных свалок, то собственники земли привлекаются к ответственности за нарушения природоохранного законодательства.
Если говорить о дачных участках - это действительно достаточно проблемная, сложная тема. По законодательству сам дачный кооператив определяет схему обращения с отходами, занимается их вывозом. Но задействованы здесь и органы управления местной власти, и Минприроды, которые готовы помочь дачным кооперативам определить порядок обращения с отходами. В случае же неподчинения и систематических нарушений принимаются меры для наведения порядка на земле.
Когда мы говорим о нарушениях законодательства об охране окружающей среды, то необходимо определить также и систему обращения с отходами, установить нужное количество контейнеров. Этим занимается Министерство жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие структуры в местных органах управления. Минприроды координирует и дает заключение по схеме обращения с отходами.
Наверное, неправильно будет обсуждать польскую территорию. Если говорить о нашей части Беловежской пущи, то там ведутся все мероприятия для сохранения существующих видов и контроля за их состоянием. Нет у нас каких-то опасений в отношении короедов.
С другой стороны, могу сказать, что мы уделяем большое внимание трансграничному сотрудничеству. Например, совсем недавно мы провели совместную коллегию с Министерством природных ресурсов и экологии России. Обсуждались вопросы сотрудничества в области геологоразведки, гидрометеорологии. Это очень важно для нас, потому что очень мощная система гидрометеорологических прогнозов Российской Федерации помогает делать наши прогнозы более точными. Сейчас точность краткосрочных прогнозов - порядка 92-95%.
Недавно прошла и встреча с министром природных ресурсов Польши. Важным вопросом был определен экотуризм в целом, а также Августовский канал. Обсуждались вопросы сотрудничества по Беловежской пуще и другим регионам. Например, это белорусско-польско-литовская часть, которая тоже может быть определена как заповедник для осуществления совместной деятельности.
Наших польских коллег интересовали и вопросы, связанные с воспроизводством зубров, и расселения рысей. Еще одна тем - это RDF-топливо (refuse derived fuel - вторичное топливо из отходов. - Прим. БЕЛТА).
Возле каждого места отдыха, конечно, не поставишь по сотруднику. Есть требования, которые определяют расстояние до водоема, ближе которого запрещено перемещать транспортные средства. Также это касается зеленых зон. Здесь действуют требования, установленные природоохранным законодательством, выписываются штрафы и так далее. Но сотрудники Минприроды не всегда имеют возможность применить достаточно санкций к владельцам транспортных средств. В этой ситуации мы проводим совместные рейды с Госавтоинспекцией. Кстати, все подобные мероприятия включены в план действия по наведению порядка на земле. Поскольку текущий год объявлен Годом культуры, в отношении охраны окружающей среды это год культуры на земле, именно культуры отношения к окружающей среде.
Понятие "Черная книга" не регламентировано. Эта работа выполнена в Академии наук. Издание научно-популярного характера, посвященное исключительно животным, в котором содержится общая информация об неаборигенных видах животных (в том числе беспозвоночных) и не является нормативным документом. Она представляет собой точку зрения авторов на проблемы инвазий, не содержит выводов о степени угрозы биоразнообразию, вреда экономике и мер по борьбе с чужеродными видами.
Что касается растений, то чужеродным видом для Беларуси является, например, борщевик Сосновского. Планомерная работа по борьбе с ним ведется уже на протяжении 10 лет и далека от завершения. В отношении борщевика существует много методов борьбы, наиболее эффективно комбинирование химического и механического метода уничтожения. Ситуация с его распространением изменилась в лучшую сторону - активно ведется работа по выявлению новых очагов произрастания и его уничтожению в уже имеющихся. В целом по стране площадь произрастания уменьшается, хотя процесс этот медленный - ведь семена борщевика сохраняют всхожесть до 10 лет, и каждое отцветшее растение становится очагом, контролировать который нужно будет несколько лет.
Еще один чужеродный вид - золотарник. Он опасен потому, что выживает наши растения. Меняется в итоге состав растительного мира, а в определенной степени и животного. Схема борьбы с инвазивными видами растений заключается в том, чтобы остановить распространение, а затем уничтожать их в уже имеющихся очагах. Но разрабатываются и программы по использованию этих растений для получения полезных компонентов. Это позволит усилить борьбу с инвазивными видами.
Проблема актуальна не только для нашей страны, но и является одной из глобальных угроз для биологического разнообразия. Концепцией национальной безопасности Беларуси проникновение чужеродных видов животных и растений из сопредельных стран определено как внешняя угроза национальной безопасности в экологической сфере. Дело в том, что у инвазивных видов нет естественных врагов, которые могли бы уменьшить их численность. Кроме того, они несут опасные заболевания для естественных видов. Однако хотя для Беларуси эта проблема реальная, я бы не стал ее преувеличивать, поскольку предпринимаются меры борьбы.
Согласно законодательству, инвазивные виды - это виды, находящиеся вне пределов их естественного ареала, распространение и численность которых создают угрозу биологическому разнообразию, жизни или здоровью граждан и причиняют вред отдельным отраслям экономики. Перечни инвазивных видов утверждаются в соответствии с законодательством, сейчас в них включены 13 видов диких животных и 5 видов дикорастущих растений.
Самый главный для нас ресурс - это калийные соли. Мы занимаем третье место в мире по его запасам.
Что касается нефти, то его запасы и добыча не обеспечивают потребности страны. Особенно, если учитывать те крупные производства, которые есть у нас. Но, по сравнению со странами, которые нас окружают, Беларусь выглядит неплохо в этом отношении. Она занимает 8-е место в Европе по запасам и добыче нефти.
Постоянно ведется поиск новых месторождений. В прошлом году было открыто новое месторождение, которое уже передано к освоению.
Что касается экономической целесообразности, то еще в советское время одна тонна нефти, добытая здесь, приравнивалась к 4-5 тоннам нефти из Сибири. Надо сказать, что это достаточно затратная работа. Нефть у нас находится на глубинах от 3 км и более. Требуется минимум $1 млн на бурение скважины, чтобы добыть нефть.
Но у нас высокая подтверждаемость предполагаемых месторождений - 30%. В других странах она меньше. Сейчас очень актуально, чтобы разведанные месторождения вводились в разработку, чтобы была возможность увеличения объемов добычи. Мы надеемся на открытие крупных месторождений, но сейчас это месторождения порядка 500 тыс. т - 1 млн т запасов нефти. В предыдущие годы были и запасы более 1 млн т на одном месторождении.
Еще мы рассматриваем возможность использования месторождений другими организациями и инвесторами. Сейчас два месторождения, которые выявлены и не разрабатываются, предлагается передать инвесторам. В ближайшее время в Гомеле должен пройти аукцион. Речь идет о концессии.
Кроме того, речь идет и о повышении извлекаемости нефти. Современные технологии дают возможность увеличить объемы извлечения.
Что касается работ на других видах полезных ископаемых, то на территории Брестской области будут проведены работы по выявлению новых для Беларуси видов полезных ископаемых - базальтов и сапонитсодержащих туфов. Работы по поискам данного вида сырья планируется провести в том числе с привлечением инвесторов.
Это сырье может использоваться в производстве минеральных волокон, теплоизоляционных плит, матов и изделий другой конфигурации, пеностекла, архитектурно-строительных, художественных и сортовых стекол, стекловидных и стеклокристаллических покрытий, как компонент керамических масс для плиток внутренней облицовки стен и других строительных материалов.
Также будут проведены работы по доизучению месторождения бериллиево-редкоземельных руд Диабазовое для проведения комплекса технологических исследований по обогащению руд. На основании этих работ будут разработаны технология обогащения бериллиево-редкоземельных руд и рекомендации по целесообразности постановки детальных геологоразведочных работ.
Этот вид сырья относится к стратегическим ресурсам и широко используется прежде всего в ракетно-космической, атомной, телекоммуникационной промышленности, а также в других отраслях, которые определяют приоритетные направления научного и экономического развития ведущих стран. В настоящее время на мировом рынке главенствующую позицию по производству бериллия и редкоземельных элементов занимает Китай.
Кроме поисковых работ для наращивания собственной минерально-сырьевой базы также будут проведены региональные геологосъемочные работы, направленные на выявление перспективных участков для разработки месторождений полезных ископаемых.
Что касается участия иностранных инвесторов в освоении белорусских месторождений, в настоящее время в республике уже реализуется крупный инвестиционный проект, связанный с разработкой месторождения калийных солей. Заключен и реализуется договор между Беларусью и компанией GCM Global Energy PLC (Великобритания) о реализации инвестиционного проекта по строительству и вводу в эксплуатацию в Минской области горно-обогатительного комплекса мощностью не менее 1,1 млн т хлорида калия в год с использованием в качестве сырьевой базы Нежинского (восточная часть), Смоловского и Любанского участков Старобинского месторождения калийных солей и его последующей эксплуатации.
У нас на самом деле увеличилось количество обращений в электронном виде в несколько раз. Безусловно, мы оперативно реагируем на каждое такое обращение. Есть у нас и телефонная горячая линия. Наше министерство определено в качестве одного из передовых по использованию новых технологий, в том числе в связях с общественностью. Проводим мы и приемы граждан в Минске, выездные в регионах.
Есть странички в твиттере, фейсбуке, в сети "Вконтакте". В ближайшее время мы планируем открыть канал на YouTube. Рассматриваем и другие соцсети для продвижения темы защиты окружающей среды. Можно присоединяться на этих страничках к нам, чтобы расширять сообщество.
Рыбак. Хотя в последнее время очень мало могу этим заниматься. Не столь важен для меня улов или количество собранных грибов, но само общение с природой очень важно. Не гнушаюсь и подбираю мусор за другими, чтобы все-таки была нормальная окружающая среда. Призываю к этому всех.
Зачастую вижу, что так называемые рыбаки оставляют то какие-то банки, то бутылки. Были даны соответствующие распоряжения, чтобы применять санкции к тем, кто загрязняет водоемы.
В министерстве у нас создан общественный координационный совет. Он как раз занимается решением или же рассмотрением тех проблем, которые существуют в экологической сфере. Туда входят представители общественных организаций и Минприроды. Они обсуждают крупные проблемы экологии. То есть этим я хочу продемонстрировать, что министерство активно сотрудничает с общественными организациями, с самыми широкими слоями населения и готово к обсуждению и решению любых проблем.
Что касается парковки, то, безусловно, меры есть и будут. Мы проработаем вопрос приема фотоматериалов для принятия мер, чтобы где-то подкорректировать законодательство.
Важно решить проблему парковки в городах. Вы знаете, что в Минске недостаточно парковочных мест, поэтому уже определено, что эти места должны закладываться при планировании строительства. Министерство природных ресурсов, проводя экспертизу проектов, обращает на это очень серьезное внимание.
Количество зеленых зон не должно уменьшаться. Должна выполняться норма при строительстве по зеленым насаждениям. Существует, во-первых, генеральный план. В нем и дополнительных документах определено количество зеленых насаждений, которые должны быть в районах. Мы всеми возможными способами требуем соблюдать это.
Там есть требования относительно того, чтобы город мог, скажем так, "продуваться", чтобы были такие коридоры, которые позволяют удалять из города вредные вещества. При планировании, безусловно, учитываются все эти экологические факторы.
Мы максимально применяем свои функции, чтобы исключить нарушения. Но есть какие-то моменты, когда, например, дерево ломает ветром. В таких случаях предлагаются компенсационные посадки. Если даже есть какие-то проекты, которые предполагают удаление растительности, то только после консультации со специалистами и получения согласия, все равно должны быть компенсационные посадки.
Здесь нужно контролировать. Законы действуют для всех. И проектные, и строительные организации должны их строго выполнять.
Актуальна. Минприроды уделяет ей большое внимание. Во-первых, наше министерство отвечает за виды, которые подлежат международной охране. Ведомство выдает разрешения на перемещение редких видов, включая даже цирковых животных.
Такие виды, как вы знаете, есть в наших зоопарках. Все редкие животные регистрируются в Минприроды. Их численность и перемещение контролируются. Надо сказать, что мы хотим усилить работу в этом направлении. Пользуясь случаем, напоминаем, что такие виды животных нужно регистрировать. Это не стоит никаких денег.
Нарушения в этом плане имеют место. Бывают попытки незаконного вывоза редких животных. Все решается оперативно. Налажено взаимодействие с пограничной службой и таможней. Все делается для того, чтобы изъятые животные попадали в надежные руки, чтобы создавались условия для их жизни. Сейчас мы формируем соответствующую систему, задействуем зоопарки. Когда она будет сформирована, мы проинформируем общественность.
По данным территориальных органов Минприроды, этот водоемом образовался в русле реки Вяча в результате строительства дороги путем установки трубы-переезда под дорогой. Мелиоративной системой водоем не зарегулирован.
Действительно в 2015 году был достигнут исторический минимальный уровень воды в белорусских реках и водоемах, приводящий к нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем. Это связано с малоснежными зимами и длительным засушливым периодом, что привело к снижению уровня грунтовых вод, за счет которых формируется водный режим.
В настоящее время гидрометеорологические условия также не способствуют росту уровня воды в поверхностных водных объектах и существенно влияют на гидрологический режим малых рек (протяженностью до 200 км).
Существующая государственная сеть мониторинга поверхностных вод насчитывает около 300 пунктов наблюдений на 160 водных объектах и отвечает требованиям международных стандартов. Актуализация данных Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ежегодно производится на официальном сайте Минприроды.
Наиболее чистые водоемы отмечены в бассейнах рек Западная Двина (озера Волосо Северный, Волосо Южный, Езерище, Лукомское, Мядель, Обстерно, Сарро, Снуды, Тиосто), Немана (озера Мястро и Нарочь) и Припять (озеро Белое у н.п. Бостынь). Обращает на себя внимание существенное улучшение обстановки на реках Свислочь у н.п. Королищевичи и Уза 10,0 км юго-западнее г. Гомеля.
Наибольшую нагрузку от сточных вод испытывают реки Свислочь (ниже города Минска), Неман (ниже Гродно), Березина (ниже Бобруйска), Днепр (ниже Могилева и Речицы), Западная Двина (ниже Новополоцка), Припять (ниже Мозыря) и Ясельда (ниже Березы).
Оздоровление и очистка водоемов входит в перечень мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов. Обеспечение их выполнения входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов.
Сегодня Минприроды реализует несколько проектов международной технической помощи, финансируемых Евросоюзом, которые позволят выработать направления и конкретные шаги по переходу к "зеленой" модели экономического развития страны. Один из них направлен на совершенствование правовых основ развития зеленой экономики в Беларуси, второй - на реализацию практических проектов по "озеленению" отдельных территорий, производств.
По этим проектам анализируется европейское и национальное законодательство в области государственных "зеленых" закупок, экологической маркировки продукции, органического сельского хозяйства, экологических инноваций и экосистемных услуг.
Несмотря на то, что проекты начаты только в прошлом году, уже есть первые видимые результаты. Например, приобретены первые туристические электрические автобусы, которые будут курсировать по территории республиканского ландшафтного заказника "Свитязянский", а также Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж".
На Бумажной фабрике Гознака в Борисове начат инновационный для нашей страны проект по производству офисной бумаги из вторичных ресурсов и уже производится пищевая бумага из макулатуры нового бренда "Ялiна". В результате реализации проекта будут обеспечены более глубокая очистка бумажной массы и производство бумаги высокого качества, которую мы сможем ежедневно использовать в офисах.
На базе республиканского ландшафтного заказника "Налибокский" завершено строительство питомника для искусственного выращивания птиц тетеревиных видов с целью дальнейшей их реализации другим особо охраняемым природным территориям и за рубеж.
Еще предусмотрен ряд мероприятий по поддержке сети экологических информационных центров на базе администраций республиканских заказников "Прибужское Полесье" "Свитязянский".
Кроме того, планируется создать комплекс по переработке древесных отходов в биотопливо на предприятии "Коммунальник" в Бресте, а также производство по получению высокоэффективных органических удобрений путем глубокой переработки сапропеля в ОАО "Житковичихимсервис".
Отмечу также, что в 2015 году был проведен конкурс инициатив среди неправительственных организаций по реализации "зеленых" пилотных проектов. Сейчас реализуются 16 инициатив по таким направлениям, как экологический туризм, сохранение биоразнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов и земель, обращение с отходами, расширение использования возобновляемых источников энергии и энергоэффективность, органическое сельское хозяйство.
Результаты данных инициатив помогут Минприроды выработать окончательный курс развития и определить приоритетные направления по "озеленению" экономики, которые необходимо развивать уже сегодня.
Водные ресурсы нашей страны действительно достаточны для удовлетворения современных и перспективных потребностей. Территория Беларуси является водоразделом бассейнов Балтийского и Черного морей, по которой протекает более 20 тыс. рек общей протяженностью 90,6 тыс. км, а также расположено около 10 тыс. озер, создано 153 водохранилища.
Беларусь занимает 5-е место в Европе по обеспеченности водными ресурсами. Выделено пять крупных речных бассейнов (Днепр, Западный Буг, Западная Двина, Неман, Припять), самым крупным из которых является бассейн реки Днепр, а наименьшим – Западный Буг.
Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в Беларуси (6,1 тыс. куб. м на человека в год) близка к среднеевропейской, но при этом значительно выше, чем в соседних странах - Польше (1,7 тыс. куб. м на человека в год) и Украине (4,1 тыс. куб. м).
В настоящее время разведано 14,3% прогнозных ресурсов пресных подземных вод, потенциальные возможности использования которых оцениваются в 15,9 куб. км в год. Постоянно эксплуатируется около 25 тыс. водозаборных скважин. Однако распределение подземных водных ресурсов по территории страны весьма неравномерно. На уровне административно-территориального деления по количеству залегания подземных вод выделяется Минская область, наименее обеспечена Брестская область.
В целом качественный состав подземных вод, в том числе минеральных, и их запасы позволяют, помимо удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд населения, осуществлять их экспорт путем бутилирования, а также использовать в лечебных (курортных, оздоровительных) целях. В настоящее время в Беларуси около 50 санаторно-курортных учреждений оказывают услуги с применением более 30 видов минеральных вод.
Все эти факты указывают на то, что наша страна в перспективе не столкнется с проблемой нехватки пресных вод.
Однако это не значит, что можно бездумно использовать этот бесценный ресурс. Поэтому Минприроды проводит единую государственную политику, направленную на повышение эффективности использования и улучшение качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата.
В стране повсеместно внедряются прогрессивные энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы, обеспечивающие снижение удельного водопотребления, а также переход на мало- и безводные технологии производства.
В последнее десятилетие проводится массовое внедрение приборов учета воды, разрабатываются новые нормативные документы по их учету.
За счет повышения надежности работы систем водоснабжения и водоотведения обеспечивается снижение потерь воды и сброса сточных вод в окружающую среду, а также улучшается качество очистки сточных вод.
Выполнение мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения объемов водопотребления и водоотведения в промышленном секторе, гарантировать хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и создать надежные условия для развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водных ресурсов страны.
В 2015 году НПЦ по геологии выделено 7 перспективных участков для поисков и разведки кондиционных минеральных вод питьевого и наружного применения, в том числе новых и наиболее ценных их разновидностей. Кроме Брестской области такие минеральные воды выявлены также в пределах Гомельской, Могилевской и Витебской областей.
Они достаточно перспективны в плане возможного создания на их базе производств по добыче и розливу минеральных вод, а также создания санаторно-курортных и оздоровительных комплексов.
К примеру, в районе Гродно выявлены редкие для Беларуси минеральные воды - хлоридные кальциево-натриевые соленые воды и рассолы с повышенным содержанием брома, иногда калия. Такие подземные воды сходны по своим характеристикам с водами курорта Друскининкай.
Воды, выявленные в районе Оршанской впадины, являются сульфатно-кальциевыми. По составу они схожи с подобным типом и минерализацией вод курортов "Виттель" и "Контрексвиль" во Франции, "Хилово" и "Краинка" в России и др.
Для освоения минеральных вод и создания на их базе производств необходимо провести детальные геологоразведочные работы с утверждением запасов подземных минеральных вод.
Работы по контролю радиационной обстановки в районе размещения Белорусской АЭС начались еще на стадии выбора площадки для строительства АЭС. Республиканский центр по радиационному контролю и мониторингу окружающей среды (ныне являющийся службой радиационно-экологического мониторинга Гидромета) занимался обследованием приоритетных площадок для строительства Белорусской АЭС, принимал участие в подготовке отчета об оценке воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС (ОВОС).
В настоящее время проводится радиационный мониторинг в районе размещения Белорусской АЭС – регулярно отбираются пробы поверхностных вод, донных отложений, воздуха, почвы, снега для оценки фоновых уровней радиационного состояния окружающей среды, которые в дальнейшем будут сравниваться с данными радиационного мониторинга при эксплуатации Белорусской АЭС.
Важным аспектом обеспечения безопасности АЭС является готовность системы аварийного реагирования при чрезвычайных ситуациях радиационного характера, что может быть обеспечено созданием автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) в районе размещения Белорусской АЭС.
В настоящее время в районе размещения Белорусской АЭС ведется поэтапная работа по установке автоматических пунктов измерения (АПИ) базового комплекса АСКРО. Установлены и работают АПИ АСКРО в населенных пунктах Тракеники, Михалишки, Гервяты, находящихся в зоне наблюдения Белорусской АЭС. АПИ состоит из датчиков мощности дозы, метеопараметров, а также спектрометрического датчика.
В ближайшее время будут установлены АПИ АСКРО в следующих населенных пунктах: город Ошмяны, Лынтупы, Нарочь, Гудогай, Островец, Кемелишки, Котловка.
Деятельность Минприроды направлена на обеспечение благоприятной окружающей среды как основного условия устойчивого социального и экономического развития страны.
Приняты и обсуждены ряд нормативно-правовых актов в природоохранной области, в том числе подготовлены и рассмотрены законы о стратегической экологической оценке, поправки в Кодекс о недрах и др. Ведется работа по разработке Концепции развития национальной системы управления отходами, Карты-схемы обращения с отходами.
В этом году утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016-2020 годы». Главными направлениями на ближайшую пятилетку определены развитие минерально-сырьевой базы; развитие государственной гидрометеорологической службы, смягчение последствий изменения климата, улучшение качества атмосферного воздуха и водных ресурсов; создание условий и системы по обращению со стойкими органическими загрязнителями; сохранение и устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия; развитие и совершенствование национальной системы мониторинга окружающей среды.
Необходимо отметить, что была проведена большая работа по укреплению структуры Минприроды, в том числе подведомственных организаций. Так, в 2015 году создана геологическая служба и укреплена гидрометеорологическая служба.
Был взят вектор на усиление взаимодействия с органами государственного управления и ведомствами. Разработаны и реализованы планы действий с Министерством жилищно-коммунального хозяйства (в части обращения с отходами), Министерством строительства и архитектуры (в части использования строительных отходов). Подписан план взаимодействия с Министерством обороны, Министерством спорта и туризма. Планируется подписание плана с Министерством культуры.
В 2016 году планируется проведение совместных коллегий Минприроды с Министерством спорта и туризма (в части экологического туризма), Министерством здравоохранения (в части обращения с опасными отходами, в том числе медицинскими), Государственным комитетом по стандартизации (в части определения стандартов зеленой экономики).
Успешная реализация природоохранных мер способствовала укреплению позиции страны на международном уровне. Укреплено сотрудничество с международными и европейскими природоохранными организациями (Глобальный экологический фонд, Зеленый фонд, ПРООН). В настоящее время совместно с ПРООН разрабатывается 5 новых проектов, общий бюджет которых составит около $27 млн.
Приоритетными направлениями экологической политики на 2016-2020 годы являются повышение эффективности использования природных ресурсов; гидрометеорологическая деятельность; совершенствование обращения с отходами; улучшение качества атмосферного воздуха и водных ресурсов; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и др.