С 11 по 18 июня в третий раз состоится международный фестиваль "Балетное лето в Большом". Поклонники танца увидят на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси несколько премьерных спектаклей, лучшие классические и современные постановки с участием звезд мирового балета и белорусских артистов.
Откроет фестиваль премьера балета Полада Бюльбюль оглы "Любовь и Смерть" в постановке белорусского хореографа Ольги Костель. Литературной основой балета послужил созданный более 1300 лет назад выдающийся памятник древнетюркского эпоса "Китаби Деде Коркуд", включенный в Список нематериального духовного наследия ЮНЕСКО. Композитор называет эту работу главным трудом своей жизни.
О музыке и театре, об искусстве и дипломатии, о творческих планах и интересных проектах расскажут гости БЕЛТА во время онлайн-конференции.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 8 июня после 12.00 по мере готовности.
Белорусскую оперу и балет в Баку знают и любят.
Здесь мне бы хотелось сказать вот еще о чем. В наше время коллектив балета это 100-120 человек, плюс декорации. Хорошо, что между Азербайджаном и Беларусью нет визового режима. Но когда нужно отправляться в другие страны, где необходимо оформлять визы, это приносит дополнительные сложности. Выехать на гастроли довольно непросто.
Тем не менее гастрольная жизнь продолжается, несмотря на то, что все дорого: и билеты, и гостиницы, и поездки. Считаю, что коллективам нужно находить спонсоров, материальные возможности для гастрольной деятельности. Глубоко убежден, что культура способствует расширению связей между народами. В этом я убедился, будучи артистом, затем министром культуры Азербайджана. Я сам всегда был в контактах, поездках. Мне кажется, это очень важно, потому что любая культура в самоизоляции не будет развиваться. В культуре всегда должна быть возможность себя показать, мир посмотреть, посмотреть реакцию на тебя другой культуры. Вот это и называется взаимодействие, взаимопроникновение.
Мы давно знакомы с Поладом Бюльбюль оглы – еще с тех времен, когда он был министром культуры Азербайджана. Тесные узы сотрудничества и дружбы связывают нас и с директором Азербайджанского театра оперы и балета.
Наш театр не впервые обращается к классической музыке азербайджанского народа. Несколько лет назад мы впервые поставили балет "Семь красавиц" на музыку азербайджанского классика Кара Караева. Наш белорусский спектакль был показан в Баку, и на него весьма восторженно отреагировала бакинская публика. Именно тогда и появилась идея поставить еще один балет.
При этом мы убедились, что постановки спектаклей на восточную тематику беспроигрышны – они всегда пользуются популярностью у зрителя. На это мы рассчитываем и сейчас. Полада Бюльбюль оглы знают абсолютно все у нас в Беларуси, он дорог и близок каждому зрителю, независимо от возраста. Многие выросли на его мелодиях, на его песнях, в том числе для кинофильмов.
Музыка Полада, который является учеником знаменитого композитора Кара Караева, близка и понятна людям. Когда мы ознакомились с его музыкой для балета "Любовь и Смерть", были восхищены тем, насколько она яркая, содержательная, красивая. И у нас даже не было сомнений, что все получится, будет поставлен прекрасный спектакль.
Полад – человек очень занятой и, безусловно, не мог постоянно контролировать подготовку нового спектакля. При всем этом он достаточно часто давал советы во время своих приездов к нам и в рамках телефонных разговоров – и с дирижером-постановщиком Эйюбом Кулиевым - молодым, но уже известным во всем мире дирижером из Баку, и с хореографом-постановщиком Ольгой Костель.
Очень содержательный разговор с композитором состоялся во время сдачи концепции спектакля художественному совету театра. Мы оговорили все вопросы: и эскизы костюмов, и эскизы сценографического оформления спектакля, и концептуальное решение. И действовали затем строго в рамках этих договоренностей.
Месяц назад, во время своего визита в Минск, Полад ознакомился с готовыми сценографическими решениями, посмотрел фрагменты репетиций. Композитор долго общался с хореографом-постановщиком, понимая, что у каждого хореографа есть свой стиль, свой подход и что важно дать хореографу возможность самостоятельно работать, творить, созидать - и тогда все получится.
Конечно, руку на пульсе держал, помогал, но как человек очень скромный, интеллигентный, глубоко порядочный, не навязывал свое мнение, тем более не вмешивался в каждую деталь. К тому же он прекрасно понимает, что дело находится в надежных руках и что театр строго соблюдает все договоренности, по которым были приняты соответствующие решения.
Работать над чем-то новым, не изучив предшествующий опыт, было бы невозможно. Нам нравятся обе версии – и Бакинская, и Екатеринбургская, их можно смотреть с большим удовольствием. Но то, что у нас ставится совершенно оригинальная, новая версия, ни у кого не вызывает сомнений.
В основе балета лежит древнетюркский исторический эпос "Книги моего деда Коркута". А дальше хореограф творит, импровизирует в рамках художественной концепции, которая была утверждена на художественном совете.
Мы - Большой театр и имеем свой взгляд на творческие вопросы, в том числе и хореографии. Мы знаем, на что способна наша труппа балета – очень мощная, сильная, подготовленная, профессиональная. Нашим артистам по плечу те задачи, которые ставит хореограф Ольга Костель. Она очень молодой и перспективный хореограф, и, я считаю, у нее большое будущее.
Наверное, повезем в Баку, покажем землякам, как белорусы ставят азербайджанский балет
Это входит в наши планы: мы вместе с Поладом Бюльбюль оглы и нашими коллегами из Азербайджанского театра оперы и балета думаем о том, чтобы сделать некое турне с балетом "Любовь и смерть" по странам этого региона.
Я думаю, что бакинские зрители по достоинству оценят наш балет, как оценили в свое время спектакль "Семь красавиц", показанный в Баку в декабре 2014 года. Многие известные люди - музыканты, педагоги, музыковеды - подходили и говорили: "Вы привезли в Баку настоящего Кара Караева". Это наивысшая похвала и наивысшая оценка наших трудов.
Я думаю, что аналогичная история будет и с нашей новой постановкой. Такой балет, такое обилие красок, такая музыка, костюмы, сценография не может не понравиться бакинским зрителям. К тому же с нашим хореографом-постановщиком в качестве научного консультанта работает профессор Бакинской консерватории, доктор искусствоведения Улькяр Алиева. Это сотрудничество очень важно, потому что мы понимаем, что Восток – дело тонкое, и для восприятия зрителями важно, чтобы были точно расставлены абсолютно все акценты и нюансы. Кто лучше знает свой народ, те традиции, как не те люди, которые там живут. Именно поэтому в качестве музыкального руководителя мы пригласили дирижера Бакинского театра оперы и балета Эйюба Кулиева.
Хочу отметить, что на сцене Бакинского театра ежегодно выступают ведущие солисты нашего театра: Владимир Петров и Нина Шарубина, Владимир Громов и Станислав Трифонов, Александра Чижик, Людмила Хитрова, Олег Еромкин, Игорь Оношко и другие. Азербайджанские музыканты ценят сотрудничество с дирижерами Вячеславом Воличем и Виктором Плоскиной. Это свидетельствует о том, что с Бакинским театром у нас складываются замечательные творческие и партнерские отношения, которые обогащают белорусскую и азербайджанскую культуру. А культура, как известно, не имеет границ.
Национальные культуры со временем перерастают в наднациональную культуру, которая близка и понятна каждому человеку, независимо от того, где он проживает. Язык музыки способен объединить всех и направить человеческие отношения в самое доброе русло.
Через год планируется премьера нового балета по произведению Вячеслава Заренкова – петербургского писателя, художника, бизнесмена, мецената. Музыку к балету "Орр и Ора. История любви" создал композитор Михаил Крылов, а наш белорусский композитор Олег Ходоско сделал музыкальную редакцию этого произведения. Хореограф-постановщик – Александра Тихомирова. Она же является соавтором либретто.
Также готовится к постановке в 2017 году балет "Анастасия" белорусского композитора Вячеслава Кузнецова. Либретто написал Анатолий Делендик – автор сценария к фильму "Анастасия Слуцкая". Хореографом-постановщиком спектакля будет народный артист Беларуси Юрий Троян.
Вчера я был на первой уже сценической репетиции. Замечательные костюмы, замечательные декорации, прекрасная труппа, которая высокопрофессионально танцует. Я как артист, работающий на сцене, как композитор могу сказать честно, что ничего никогда легко не давалось. Композиторский, артистический труд не такой простой. Если ты выходишь на сцену, ты весь мобилизован - перед тобой люди. Когда ты пишешь музыку, сидишь наедине с чистым листом нотной бумаги, тоже есть ответственность за то, что ты пишешь, что из этого получится. А потом ты сидишь в зале, играют твою музыку. И от тебя уже ничего не зависит: оркестр играет, декорации сделаны, балет танцует. Тебе может понравиться или не понравиться.
Как музыкант могу сказать, что меня поразил оркестр, очень хорошо играет. Партия ударных выписана достаточно сложно. А ударные - это такие инструменты, где всегда есть доля импровизации и определенной свободы для музыканта. И балет у вас просто замечательный: три состава, один лучше другого! Мне очень понравилось, что люди, задействованные в балете, с большим воодушевлением (участвуют в нем. - Прим. БЕЛТА). Наверное, не скромно это говорить, но им нравится тема и музыка. Чувствуется, что они с удовольствием это делают. Это дорогого стоит, поверьте. Так что я очень доволен этой поездкой.
Это уже третья постановка. Балет я писал больше 3 лет. Он полнометражный двухактный, там два часа музыки. Впервые он был поставлен в Баку в 2005 году. Этот спектакль привезли в Мариинский театр в Санкт-Петербург, в Большой театр в Москву. Когда мы показали его в Москве, родилась идея поставить спектакль в одном из российских театров. За это взялся Екатеринбургский театр, который в 2008 году поставил спектакль, и он идет до сих пор, пользуясь успехом у зрителей.
Ольга Костель пошла по другому пути. Сначала мы немного спорили, но потом решил отдать все в ее руки. Мне кажется, что спектакль получился. Главное - это реакция зрителя. С нетерпением ждем премьеры 11 июня. Надеюсь, что здесь каждый для себя что-то найдет. Честно говоря, екатеринбургский успех вселяет в меня надежду, что в Минске спектаклю предначертана хорошая жизнь. Во всяком случае каждый автор надеется, что его произведение будет жить.
В этом году я приглашен и обязательно поеду на фестиваль. Кстати, в прошлом году я с большим трудом вырвался в Витебск, но очень был доволен, что поехал. Это удивительная атмосфера, о которой мы уже давно забыли. В общем небольшой город, но собирает на главной концертной площадке по 6 тыс. зрителей. В день по два, три концерта. И каждый день аншлаги. На фестиваль приезжают зрители не только из близлежащих городов, но также из других стран. На мой взгляд, "Славянский базар в Витебске" - это большое завоевание, которое нужно беречь. Конечно, нужно сказать большое спасибо Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко, который поддерживает и уделяет много внимания этому творческому проекту. И это очень правильно.
Этот фестиваль, по сути, уникальная площадка для поддержки и развития молодых талантов. И конкурсная программа в Витебске серьезно выигрывает даже по сравнению с "Евровидением", которое превратилось больше в шоу. На "Славянском базаре" все понятно и открыто, голосование проходит в режиме реального времени, и голоса зрителей никуда не исчезают. При этом любой певец из любой страны может подать сюда заявку, записи, и если у него есть вокальные данные, есть голос, его приглашают без каких-то предварительных денежных взносов и затрат на раскрутку. То есть талантливый человек может приехать на фестиваль, может завоевать премию и стать известным. И это очень важно. По-моему, сегодня этот фестиваль остался единственным неангажированным проектом, где организовано честное и справедливое судейство.
Я был председателем жюри на "Славянском базаре" в прошлом году и могу заверить с полной ответственностью, что никто там ни на кого не давит, поэтому иногда разброс оценок жюри достаточно широкий. Кроме того, здесь есть концерты и проекты просто фестивальные, которые не относятся к конкурсной программе, а делаются для людей. Это результат огромной и кропотливой работы. Но я хочу еще отметить его важное общественное и культурное значение. К тому же присутствие на нем главы белорусского государства дает большой стимул артистам, участникам и многочисленным зрителям. Я в этом году поеду на фестиваль с большим удовольствием. Будут приглашать еще - буду каждый год приезжать. Не будут приглашать - все равно приеду, сотру пыль со своей плиты со звездой и поеду дальше.
Фонд действительно делает большую работу, кроме того, он взаимодействует со странами Балтии, с Грузией. Представители этих стран приезжают на наши мероприятия.
Некоторые материальные проблемы сковывают работу фонда, ведь любые события связаны с материальными затратами. Сейчас в связи с непростым экономическим положением многих стран, в связи с жесткой экономией государственных средств, я, образно говоря, считаю, что лучше, например, сделать на пару танков меньше, а эти деньги отдать культуре, которая может решить гораздо больше, чем танки.
Работа МФГС несколько уменьшила свои масштабы. Тем не менее с помощью белорусских друзей мы проводим в Минске 11 июня крупное мероприятие - церемонию вручения главной гуманитарной премии СНГ "Звезды Содружества". Оно ежегодное, торжественное, приятное. На него приезжают люди из разных стран. Как правило, они знают друг друга, поэтому эти мероприятия проходят в очень теплой и дружественной обстановке.
Когда-то такой вопрос при мне один из журналистов задал великому музыканту бакинцу Мстиславу Ростроповичу. После того, как мы торжественно отметили его 70-летний юбилей, он стал приезжать в Баку каждый год. И уже в почтенном возрасте, где-то в 76-77 лет, все равно оставался очень энергичным и жизнерадостным человеком. Он ответил на вопрос так: "В чем секрет оптимизма? Папа с мамой и бакинский климат!" Я бы сказал почти то же самое, только сказал бы "бакинский ветер".
Вообще, очень трудно дать характеристику самому себе. Бывает не просто напряженный график, а довольно тяжелые и неприятные моменты.
Не так давно довелось выступить на концерте в Кремлевском дворце памяти поэта Михаила Пляцковского, с которым мы дружили. При подготовке к концерту произошел смешной эпизод. Я искал свои старые песни на стихи Михаила. В какой-то момент зашла дочь и спросила, чем я занят. Когда узнала, что поисками, посоветовала мне открыть интернет. За считанные минуты прямо на телефоне мне показали все, что нужно. Вообще, "живьем" выступаю сейчас редко. Был юбилей моего большого друга, замечательного русского поэта Андрея Дементьева - я там спел.
В прошлом году у меня самого случился юбилей, и я дал три концерта, в том числе в Москве и в Баку. На родине был большой шестичасовой концерт именно в день рождения, так как у артистов есть традиция проводить свои дни рождения на сцене. Было очень приятно, что приехало много моих друзей. Наряду с такими мэтрами, как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, были и представители более молодого поколения артистов, которые не застали активный период моего творчества, - Алсу, Дмитрий Маликов, Николай Басков.
Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Во-первых, раз вспомнили творчество Расула Гамзатова, мне очень повезло, что я общался с этим великим поэтом, великим кавказским мудрецом, каждое стихотворение которого отражает широкое мировоззрение и философию целого народа. Каждое напоминание о нем наполняет меня особенным жизнерадостным светом. Что касается моего творчества, то я родился и вырос в музыкальной семье. Меня всегда окружали творческие люди. Ведь тогда было не принято приглашать гостей в рестораны, их принимали дома. Для меня это были первые университеты, потому что я видел таких знаменитых людей, как Давид Ойстрах, Аркадий Райкин, Ольга Лепешинская и другие. Поэтому я иногда говорю, что не я выбрал профессию, а профессия выбрала меня сама. Другие дети мечтали стать пожарными, космонавтами, у меня даже таких мыслей не было. А петь я начал с того времени, сколько я себя помню. Но папа как раз очень хотел, чтобы я стал композитором. Он все время мне говорил: "Сынок ты должен научиться и понять, как создается музыка, а петь я научу тебя и потом". Но, к сожалению, папа очень рано ушел из жизни - мне было тогда 16 лет, так что обучить пению он меня не успел, но большой школой для меня в пении стали его записи. Они были очень несовершенны. И когда появилось стерео, новые технические возможности, то я два с половиной года занимался на фирме "Мелодия" их реставрацией. Это каждодневное слушание, когда в наушниках слышишь каждый оттенок, каждую интонацию, стало хорошей школой для меня. Но профессиональному пению я никогда не учился. Я композитор и выпускник консерватории школы выдающегося композитора Кара Караева. А вот пел я как бы сам по себе. Хотя пел и по три концерта в день, были напряженные гастроли, тяжелые переезды, записи в студии, выступления на телевидении.
Общественная деятельность моя началась также достаточно рано. Ведь у меня была бурная комсомольская юность. В школе я был секретарем комсомольской организации, а затем делегатом многих комсомольских съездов, оргкомитетов, фестивалей. Это тоже была определенная школа жизни, которая трансформировалась в последующем в тягу к общественной работе. Вот когда у меня появилась усталость от бесконечных гастролей, концертов, постоянных переездов, пришло осознание того, что нужно что-то менять в жизни, и что-то делать более значимое для людей и общества. В 1987 году меня назначили директором филармонии, за что я с удовольствием взялся и, учитывая мои большие связи, работа учреждения серьезно оживилась. Через два года меня назначили уже министром культуры Азербайджана, и я на этой должности пережил развал огромной страны Советского Союза. Потом наступили тяжелейшие 90-е годы, возвращение нашего выдающегося лидера Ильхама Гейдаровича Алиева к руководству республикой. Это тоже было определенной революцией со знаком плюс - смена формата власти и общественных взаимоотношений, в том числе к культуре. Ильхам Гейдарович относился очень трепетно к культурному наследию своего народа, и многие мировые лидеры могут поучиться у него отношению к творческим людям, к пониманию великой роли культуры в обществе. Поэтому у него я еще в течение 10 лет прошел большую школу лидера, что сыграло большую роль в моей судьбе. Потом была организована на обломках советской культурной политики международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), которую я в свое время возглавил, совмещая с работой министра культуры.
Поэтому и к творчеству, к своей дипломатической и общественной деятельности я отношусь очень ответственно. Стараюсь очень глубоко вникать во все вопросы. И если я за что-то берусь, то всегда стараюсь доводить начатые дела до конца. Пока это у меня получается.
Содружество нужно. В первую очередь, это хорошая площадка для переговоров и встреч на уровне президентов наших стран, а также глав правительств. Как председатель правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ я имею доступ к различным статистическим данным. Вижу цифры, и они немалые.
Еще хочу отметить, что страны СНГ связаны географически. Соответственно, должны быть инструменты взаимодействия, и они должны быть каким-то образом оформлены. Например, железная дорога в СНГ. Железнодорожники вынуждены сотрудничать, и у них должны быть общие правила и договоренности. Также существуют совместные проекты в энергетике, гуманитарные связи.
Вчера, в частности, прошло заседание Совета глав правительств СНГ в Бишкеке, большая часть вопросов была посвящена экономической сфере взаимодействия. Было рассмотрено более десяти проектов документов.
Должны быть инструменты для международного сотрудничества, регулирующие отношения государств. Я считаю, что лучший механизм, придуманный человечеством для международного общения, - это ООН, которая призвана способствовать поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, развитию сотрудничества между государствами. К сожалению, не всегда резолюции ООН выполняются в полной мере. Поэтому появляются другие процессы интеграции.
Вы знаете, я это не планирую. Как получится - так и будет. К своему 70-летнему юбилею я позволил себе заняться немного творчеством, поскольку другого такого случая не будет. Но в сегодняшней непростой обстановке все же больше внимания приходится уделять дипломатической работе. Ведь Россия - это огромная страна. И мы, послы СНГ, даже придумали такую фразу: "Посол в России больше, чем посол". Это не просто дипломатическая работа, потому что Москва и Санкт-Петербург являются политическими и культурными центрами мирового масштаба. Здесь все время происходят знаковые события и мероприятия, на которых не только по долгу службы, а просто как человеку творческому интересно участвовать. Тем более что наши страны и народы связаны общей историей и культурой. Поэтому, конечно, все эти отношения и связи, взаимодействие с огромной азербайджанской диаспорой в России, российской диаспорой в Азербайджане - это тоже часть нашей работы. Честно говоря, иногда просто времени на творчество не хватает. Например, мне, находясь в Беларуси, ночью пришлось по телефону, а утром с помощью айпада править материал, который из нашего посольства уходит в Баку. А сейчас ведь как: если у тебя телефон и айпад, там где присел, там и офис, хоть в аэропорту, хоть в гостинице.
Очень сложный вопрос. Я не могу на него ответить однозначно. За всю жизнь мной написано много музыки. Толчок, интонация откуда-то приходит извне. Профессионализм композитора заключается в том, как ты это оформишь на бумаге, какое развитие дашь музыкальному материалу. Есть теория, где-то читал недавно, что великие люди - Моцарт, Бах, Верди - получали сигналы свыше, из космоса. А как иначе объяснить, что Циолковский нарисовал ракеты, которые стали делать гораздо позже, и до сих пор ученые пользуются его теориями. Как он мог это предсказать?
Есть личности в истории... истоки их творчества непостижимы.
Что касается написания песен. Над некоторыми темами работаешь долго и постоянно их исправляешь, а есть такие, которые пишутся сами. Например, у меня есть песня "Далалай". Ее я написал практически сразу, просматривая сборник стихов, которые мне подарил лично Расул Гамзатов. На радостях от встречи с великим поэтом я сел за инструмент, поставил сборник на пюпитр, и музыка на его стихи была написана в одночасье.
Мы приняли участие в Международном балетном фестивале в Йыхви со спектаклями «Дон Кихот» и «Шехеразада», также представили гала-концерт. В августе везем в Эстонию на оперный фестиваль спектакль "Евгений Онегин" вместе с нашим симфоническим оркестром.
С Эстонией у нас добрые творческие отношения. Не так давно, впервые в истории театра, мы сделали такой грандиозный проект, как обменные гастроли с Эстонским театром. 300 человек с нашей стороны представляли в Эстонии пять спектаклей нашего театра, и такое же количество эстонских артистов также с пятью их спектаклями приехали к нам. В Таллиннской опере по контракту танцуют наши артисты балета, как приглашенные солисты иногда поют наши оперные исполнители. Эстонских артистов мы приглашаем выступать у нас.
В Интернете давно уже опубликовано Положение о третьем конкурсе, известен состав жюри, ведется подготовительная работа, начинают поступать заявки от конкурсантов. Конкурс состоится в декабре. Даты проведения есть на сайте театра. Все, что мы проводим впервые, становится традиционным. Как и Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. В финале участники будут петь сцены из спектаклей нашего театра, а дирижировать будет Даниэль Монтане, который очень полюбился нашей публике и артистам.
Есть другие проекты, которые также развиваются и получают свою постоянную прописку в театре. В седьмой раз мы проводим "Вечера в замке Радзивиллов". В третий раз – "Балетное лето в Большом". Восьмой раз состоится "Большой бал в Большом театре". Это уже традиционные проекты, и если бы кому-то хотелось исключить из репертуарной афиши эти знаковые проекты, из этого ничего не получилось бы. Другое дело - можно изменять формат, сокращать, увеличивать, чем-то дополнять, было бы желание. А оно у театра есть, как и стремление параллельно думать и над новыми проектами.
Спектакли "Иоланта", "Дон Кихот", как всегда, будет представлена камерная музыка и гала-концерт. Конечно же, в несвижском костеле Божьего Тела пройдет традиционный, бесплатный для публики концерт, программу которого в этом году составит белорусская и западноевропейская музыка барокко.
Спасибо за внимание к моей персоне. Еще раз хочу подчеркнуть, что я всегда с удовольствием приезжаю в Минск, где обстановка гостеприимства и дружеской опеки, которая существует в Театре оперы и балета. Мне хотелось бы поблагодарить труппу, отдельно директора, Министерство культуры, Министерство информации и всю Беларусь, сказать спасибо Александру Григорьевичу Лукашенко.
Мне хочется пожелать вашему народу мира, успехов, удачи. Чтобы в этой непростой международной обстановке было спокойствие, развитие, благополучие, потому что эта стабильность дорогого стоит. Дети ходят в школу, учатся, поступают в университеты, женятся, рожают детей. Это наше будущее. А везде, где нестабильность, там это развитие отбрасывается на 50-70-100 лет назад. Мне кажется, надо очень высоко ценить эту стабильность, делать все, чтобы в наших странах она всегда была. Чтобы люди спокойно жили, чтобы было мирное небо над головой.