В Беларуси доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте составляет около 25%. Но, согласно оценке экспертов, она может вырасти до 70%, что по примеру большинства европейских стран является одним из условий стабильного развития экономики. Сейчас в Беларуси формируются прогнозные документы на краткосрочный и среднесрочный периоды, в которых прописаны конкретные меры поддержки бизнеса, разрабатывается стратегия развития малого и среднего предпринимательства. В эту работу активно включены бизнес-союзы, которые со своей стороны предлагают ежегодную Национальную платформу развития бизнеса.
Какова доля МСП в ВВП? Какова динамика? К какой цифре планируется прийти к 2020 году? Как можно оценить нынешний уровень диалога бизнеса и власти? Как Банк развития видит свое место в системе поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси.
Я считаю, что диалог бизнеса и власти идет конструктивно. Мы очень довольны участием делового сообщества, прежде всего ведущих бизнес-союзов, различных советов при государственных органах, совета по развитию предпринимательства в решении практически всех вопросов, касающихся экономики и, главным образом, развития деловой среды. Мы привыкли к этому участию и даже не видим решения проблем по совершенствованию бизнеса без участия бизнес-союзов и предпринимательских структур.
Мы не просто оцениваем этот диалог, мы его измеряем. Сейчас можно говорить о формах, о площадках и об уровнях диалога. Формы у нас сложились: допустим, подготовка обсуждения Национальной платформы бизнеса Беларуси, общественно-консультативные советы при министерствах и ведомствах, Совет по предпринимательству Беларуси. Но если говорить об уровнях, то есть вопросы.
Наш опрос индекса делового оптимизма проводится каждые полгода, участвуют 520 владельцев бизнеса со всей страны. И 86% не удовлетворены уровнем диалога бизнеса и власти. Видимо, такой большой процент создают регионы. К сожалению, ни социальное партнерство, ни диалог на уровень районов, сельских населенных пунктов не опустился. Там не работают общественно-консультативные советы, хотя мы предлагали создавать в каждом районном городе три таких совета - по развитию производства, услуг и торговли. Власть получила бы хороший инструмент генерации идей о развитии местного предпринимательства, потому что предприниматели обладают не только инициативой, но и видением, как они могут решить вопрос.
Ту верхушечную часть общения еще нельзя назвать полноценной диалогом, на наш взгляд. Не все министерства на равных в нем участвуют. И если Министерство экономики - образец, пример, где работают общественно-консультативные советы, идет плотная работа со всеми ассоциациями, то есть ведомства, где такой работы нет. Но начало положено.
Предполагается, что система финансовой поддержки МСП будет строиться на основе программы Банка развития, которая была инициирована нами и разработана в конце 2014 года. Первыми к программе подключились три банка, на сегодняшний день речь идет об 11 банках-партнерах. Кроме того, с конца ноября запущен пилотный проект лизинговой компанией "Промагролизинг". Планируем развивать такое направление. Возможно, отработав пилотный проект, разработаем критерии для других лизинговых компаний, будем подключать и расширять каналы предоставления поддержки этим путем.
Наша действующая программа предполагает финансирование предприятий производственной сферы, сферы услуг на инвестиционные цели (приобретение оборудования, транспортных средств, недвижимости). Банк развития предоставляет ресурсы банкам-партнерам по установленным критериям. Впоследствии банк-партнер осуществляет финансирование конечных заемщиков.
В ноябре 2015 года мы запустили два новых продукта, которые были озвучены на Международном форуме предпринимательства, который прошел во время Всемирной недели предпринимательства. Первая программа - это финансирование стартап-компании под половину ставки рефинансирования плюс 4,5% (на сегодняшний день - 17% годовых). Второй вариант - финансирование через лизинговую компанию. Что касается ранее действующей программы не для вновь созданных компаний, то по ней условия таковы: ставка рефинансирования плюс 4,5%. На сегодняшний день это ниже рынка, поэтому условия являются привлекательными.
На следующий год планируется и прорабатывается совместно с Минэкономики ведение серьезной работы с Всемирным банком. Надеемся, что будет принято положительное решение и уже с середины 2016 года Банк развития получит кредитную линию на цели финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Конечно, там будет финансирование в валюте, однако по низким для Беларуси и привлекательным для конечных заемщиков ставкам.
О востребованности разработанной Банком развития и действующей с августа 2014 года программы свидетельствуют количественные результаты. Так, по состоянию на начало декабря 2015 года средствами Банка развития в рамках программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства профинансировано 413 инвестиционных проектов общей стоимостью порядка Br2 трлн. Общая сумма кредитных договоров составила около Br570 млрд.
Без учета средств Всемирного банка на следующий год планируется на поддержку малого и среднего бизнеса выделить Br800 млрд. Это в рамках общей поддержки, которая действует и сегодня. Вместе с тем, Всемирный банк досконально изучил нашу программу. Мы совместно проработали все ее критерии и условия. Программа была оценена положительно, на ее основе ВБ в Беларуси готов запускать финансирование проектов МСП за счет своих ресурсов. Пока никаких окончательных решений не принято, но, на мой взгляд, начальная сумма может составить около $50 млн.
Сегодня система государственной поддержки уже сформирована и достаточно длительное время в Беларуси работает. До сих пор шло определенное реформирование этой системы, решались отдельные точечные вопросы: давались разъяснения, как легче оформить документы для получения поддержки, шла больше разъяснительно-информационная работа, чтобы привлечь предпринимателей - не все знают о формах и возможностях господдержки. В целом в 2016 году мы продолжим ту работу, которая ведется последние 10 лет, но будет два существенных изменения. Первое - в части финансовой поддержки. В 2014 году участие в процессах государственной финансовой поддержки этого сектора начал Банк развития. Сначала это был пилотный проект, но он хорошо себя зарекомендовал и был продолжен в 2015 году. Запланировали Br700 млрд, эта программа прошла успешно - она набрала обороты, начали появляться новые специальные продукты поддержки предпринимательства, не только нацеленные на состоявшийся сектор, но и на стартапы. Главное, что это достаточно серьезные ресурсы, которые уже запланированы. Кроме того, осуществляется серьезный контроль за эффективностью их использования. По итогам 2014/2015 года программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Банка развития очень положительно себя зарекомендовала - и по оценке международных структур, к примеру, Всемирного банка, и по оценкам Министерства экономики. И сейчас мы уже говорим не о пилотном проекте, а о постоянно действующей программе. Эти изменения будет набирать обороты и в 2016 году.
Из этого вытекает, что у нас теперь блок финансовой поддержки серьезно проработан Банком развития. Соответственно, мы имеем возможность высвободить те ресурсы, которые у нас есть (средства республиканского бюджета, местных бюджетов). Раньше они шли на финансовую поддержку, теперь мы имеем возможность усилить так называемую нефинансовую поддержку бизнеса - консультационные и информационные услуги, возможность предоставления предпринимателям производственных помещений и площадок. Сейчас мы и занимаемся усилением нефинансовых форм поддержки бизнеса.
Они планируются, но прежде всего скажу, что мы и по текущей законодательной базе не ограничены в своих решениях. Мы планируем внести серьезные изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в указ Президента №255 о порядке оказания поддержки. Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства действует в Беларуси с 2009 года. Пока по действующему законодательству у нас и так широкие возможности, и те новые формы господдержки ему не противоречат. Наоборот, закон предусматривает множество различных форм поддержки, просто они до настоящего времени не использовались. Теперь мы уже имеем, прежде всего, возможность развивать иные формы, перераспределив ресурсы с финансовой поддержки на нефинансовую поддержку.
Мы не хотим торопиться, нам не нужны какие-то резкие изменения в законодательстве о поддержке малого и среднего бизнеса. К примеру, мы хотим более тщательно проработать критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему предпринимательству.
В Беларуси на сегодняшний момент получается, что единственным критерием является численность. В зависимости от численности сотрудников на предприятии оно относится к микроорганизациям, малым или средним. А для получения господдержки учитываются еще критерии выручки и наличия доли иностранной государственной и частной собственности у этого предприятия. Но если взять международный опыт, то везде - свои критерии, в ЕС - свои, в России - свои. Мы хотим более тщательно изучить эти критерии. Таким образом, уже сама целевая аудитория тех, кто будет вправе получать поддержку, изменится. Мы хотим ее расширить, за редкими исключениями. К примеру, калийная компания по численности занятых относится к малому и среднему предприятию, у них меньше 250 штатных сотрудников, но мы понимаем, что она не будет получать господдержку по этим программам - это совсем разные категории субъектов хозяйствования. Соответствующее поручение у нас предусмотрено в обновленном варианте Директивы №4.
Новые критерии будут в законе, но его мы тоже не будем торопиться принимать. Все должно быть выверено, отработано, с общественностью согласовано, и ориентировочно в течение 2016 года мы планируем подготовить проект закона с тем, чтобы в 2017 году он был представлен в Национальное собрание и рассмотрен депутатами. Та же ситуация и с указом №255. Еще раз повторюсь: действующее законодательство не является сдерживающим фактором для применения новых прогрессивных форм поддержки, главное - их проработать, чтобы это было эффективно, чтобы мы могли просчитать отдачу от каждого вложенного рубля.
Работа над созданием портала продолжается. Сейчас также ведется серьезная работа с административными процедурами для бизнеса, которые осуществляются по заявлениям субъектов хозяйствования, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вкратце о сути этой работы. В 2008 году в Беларуси была ситуация, что каждый государственный орган утверждал свои процедуры, и не было единой практики. Оказалось, что в стране осуществлялось 1,5 тыс. административных процедур, причем по разным правилам. Этой проблематикой занялось Министерство экономики. Сначала был сокращен перечень на треть, потом наполовину. В результате в 2012 году принято постановление №156, согласно которому в стране осталось 750 административных процедур. Следующим шагом была качественная переработка оставшихся процедур. В них активно внедрялся принцип одного окна. Сейчас он действует по большинству процедур - там, где это возможно.
Дальше планируется работать в двух направлениях. Во-первых, мы хотим ввести оценку регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Эта серьезная программа действует во многих странах. В Беларуси внедрить такую методику мы планируем с помощью делового сообщества. Во-вторых, административные процедуры планируется перевести на электронный порядок осуществления, то есть сделать их в режиме онлайн. Эта сложнейшая работа как раз проводится для информационного портала. Его планируется сделать максимально прогрессивным. В этой связи важно наладить связи между госорганами и субъектами хозяйствования. Для этих целей привлечены эксперты Международной финансовой корпорации. Создание информационного портала будет вестись поэтапно. Думаю, что использовать возможности электронного реестра административных процедур можно будет, ориентировочно, с середины 2017 года.
Мы работаем с нашими банками-партнерами. Через них мы получаем обратную связь о конечных заемщиках и их потребностях. Через банки-партнеры постоянно мониторим отображение ими информации на своих сайтах, проводим мониторинги, насколько они качественно консультируют клиентов-заемщиков. Банк развития выступил соорганизатором Международного форума предпринимательства, и это также является одним из каналов расширения доступности информации для субъектов малого и среднего предпринимательства. Также участвуем в телепроекте "Мой бизнес", запускаем проект Hand made, в котором наставники (менторы), имеющие опыт ведения бизнеса, обучают студентов старших курсов экономических специальностей, развивают у тех предпринимательский дух. Этот проект осуществляется на базе Банка развития.
Проблема стоит остро для 11 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые не смогли распродать остатки своих товаров. Но проблема стоит остро в целом в контексте ЕАЭС. Дело в том, что те технические нормы и правила, которые были приняты по отношению к товарам легкой промышленности, завозимым из третьих стран, распространяются на пять государств. Но все страны подошли к этому решению с разной степенью готовности. К примеру, в России, где наши предприниматели покупают товары, очень много контрафакта. То есть наш бизнес постоянно наталкивается на подлоги, обман, привозя товар, документы на который оказываются фиктивными, и подвергаются определенным наказаниям контрольных органов Беларуси. Если говорить об Армении, Кыргызстане и Казахстане, там вообще не приступили к внедрению данной технической нормы (продавать товары только с подтверждающими качество документами. - Прим. БЕЛТА). Поэтому работают рынки, торговые центры, никто не занимается ИП. В результате у нас оказалась неравная ситуация. Мы обратили внимание коллегии ЕЭК на эти вопросы. И на последнем заседании общественно-консультативного совета в Министерстве экономики, куда были приглашены и предприниматели с рынков и представители всех бизнес-ассоциаций, очень детально рассматривался этот вопрос.
По итогам обсуждения мы обращаемся в Минэкономики с инициативой внести изменения в указ №222 по соблюдению требований технических регламентов, приведению размеров ответственности ИП, субъектов малого предпринимательства.
Республиканской конфедерацией предпринимательства и ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" подготовлено соответствующее обращение, где мы предлагаем ряд мер, которые бы смягчили данную ситуацию на период, пока не будут внесены некоторые корректировки в указ №222. Мы предлагаем не применять к ИП меры ответственности, если не доказано, что он недобросовестный. Ряд предложений внесли Госстандарту. Надеюсь, что до нового года они будут рассмотрены соответствующими органами.
Мы видим, что большинство предпринимателей являются добросовестными, абсолютное большинство продает товар с соответствующими сертификатами, многие предприятия, которые выпускают товары в России, Беларуси, Китае, смогли обеспечить продукцию такими документами.
Мы предлагаем пересмотреть те вопросы, которые были предусмотрены указом №222, но не были своевременно решены.
Уже десять лет ежегодно разрабатывается Национальная платформа бизнеса Беларуси. Отмечу, что мы всегда делаем это открыто. Над новой платформой работаем последние полтора месяца. Любая ассоциация делового сообщества может разрабатывать свои предложения и принимать участие в создании новой платформы. На данный момент проводятся дискуссии, проходят исследования по различным направлениям бизнеса, в которых принимают участие ведущие аналитические центры страны. Активно сотрудничаем с аналитическими структурами Национального банка и правительства. Жизнь требует более досконального изучения процессов и проблем развития предпринимательства.
Когда мы приняли первую Национальную платформу бизнеса, Беларусь была на 129-м месте в рейтинге Doing Business. За эти годы правительством Беларуси реализовано более 350 предложений делового сообщества, сокращено 28 оборотных налогов, пересмотрены сроки и условия аренды (ранее заключились договоры лишь на год, теперь есть возможность составлять соглашение сроком до трех лет). Значительные изменения произошли в сфере регистрации и лицензирования. Свою положительную роль сыграла и Директива №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".
Нельзя сказать, что бизнес-сообщество не слышат, но необходимо двигаться дальше. Сейчас Беларусь занимает 44-е место в рейтинге Doing Business, что недостаточно для иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей. Нам надо стремиться создать такие условия, в которых будет выгодно работать и вкладывать деньги. Мы должны занимать в рейтинге Doing Business 12-15-е место. Это высокая планка.
Рассматривая бизнес-климат страны, стоит учитывать более 10 параметров, в который входят индекс экономической свободы, индекс национальной конкурентоспособности (формула Давоса), индекс сетевой готовности - все они учтены в аналитическом обосновании новой платформы. Считаю, необходимо придать больше значения развитию инфраструктуры предпринимательства, это прежде всего наши бизнес-инкубаторы и технопарки. Надеюсь, при внесении изменений в закон о поддержке малого и среднего бизнеса, ассоциации и объединения промышленников и предпринимателей получат официальный статус. Их необходимо поддержать. Сейчас это в национальных интересах, чтобы сравняться хотя бы по функциональным возможностям с Казахстаном, Арменией, Россией. Наши отраслевые бизнес-объединения не могут аккумулировать средства и нанимать экспертов, в отличие от того же Всероссийского союза промышленников и предпринимателей.
Нам необходимо получить определенный коридор для реализации потенциала, который есть у бизнеса в Беларуси. В текущем году начали свою деятельность десять отраслевых ассоциаций, необходимо создать еще около 300, потому что конкурентоспособность бизнеса растет в ассоциациях. Выход на международную арену, принятие норм и стандартов - это все очень важно. К примеру, в ЕАЭС необходимо разработать около 80 тыс. технических норм и правил. Кто этим будет заниматься кроме нас? У Казахстана в Москве 50 представителей, которые ежедневно принимают участие в разработке необходимых документов, белорусские предприниматели представлены лишь эпизодически. На этот важный вопрос я хотел бы обратить внимание и Банка развития.
На мой взгляд, пора организовать Белорусскую неделю предпринимательства. В 2016 году планируем провести ее с 28 февраля по 6 марта. Считаю, проект госпрограммы развития предпринимательства неплохой, нам нравится выбранный вектор развития. Но белорусский бизнес нуждается в поддержке проектов на уровне Br15 трлн возвратных финансов, ему необходима мобильность, чтобы предприниматели могли находить новые рынки сбыта, обеспечивали инновационность своей продукции. К новой Национальной платформе приложим несколько дорожных карт, в которых будут учитываться развитие производственного предпринимательства, внедрение инноваций, защита интеллектуальной собственности и, безусловно, внешнеэкономическая мобильность белорусского бизнеса.
На общественно-консультативном совете мы обратились с просьбой о таких мерах поддержки. Мы полагаем, что этой части предпринимателей необходимо предоставить возможность переучиться, получить финансовую помощь для этого. Предпринимателям необходима конкретная помощь, как это делается во многих странах, по сертификации товаров, по внедрению стандартов ИСО. Ряд предпринимателей не смогут перестроить свою работу, им надо помогать.
Вопрос этот очень серьезный. 4 декабря Министерство экономики на общественно-консультативном совете обсуждало этот вопрос. Присутствовали на заседании представители заинтересованных государственных органов, Министерства экономики, Министерства торговли, Национального банка, Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Минздрава, бизнес-сообщества, руководители ведущих бизнес-союзов, индивидуальные предприниматели со всей республики, руководители советов рынков. Состоялся серьезный, даже тяжелый разговор.
Надо понимать, что в одной проблеме кроются две - с остатками товаров и с осуществлением правил, которые даже не с 1 января будущего года начнут действовать, а уже действуют довольно долгое время в Беларуси.
История с остатками товаров давнишняя. В конце 2013 года уже было рискованно ввозить товары без документов, потому что тогда это все начало обсуждаться. И была категория предпринимателей, которые ввозили большой объем продукции без документов, хотя должны были задуматься, смогут ли они все это продать. Указ №222 позволил распродать остатки. Тем не менее, к 15 марта 2015 года ситуация повторилась. Продлили до 1 января 2016 года. И сейчас опять есть предприниматели, которые задают вопрос, что делать. Надо понимать, что предпринимательская деятельность - это деятельность на свой страх и риск. Тот, кто занимается предпринимательством, планирует ее. И о введении новых правил было известно полтора года назад. Поэтому сегодня такая постановка вопроса "а я не продал, что же делать?" - это не постановка вопроса предпринимателя, бизнесмена.
Что касается второй части вопроса, мы говорим о тех предпринимателях, кто перестроился и работает по новым правилам и которым непросто. Да, по новым правилам есть определенные сложности, мы обратили на них внимание, в том числе в части ответственности. Не столько строгая ответственность, сколько бывают случаи, когда предприниматель был обманут - ему дали фиктивные документы, но бывают и случаи, когда предпринимателю известно о контрафакте. Нужно правильно выбирать своих поставщиков.
Мы подготовили обращение, в котором считаем необходимым учитывать так называемую презумпцию невиновности. Нужно, чтобы добросовестность предпринимателя обязательно учитывалась в судебных спорах, если не было доказано обратное. Все стороны процесса должны понимать, как доказать эту добросовестность. Соответственно, если был добросовестный ввоз товара, это должно учитываться при вынесении решения.
Что касается поддержки. Тот, кто к декабрю оказался в сложной ситуации, знал заранее, что такое будет и должен был это просчитать. Что касается сегодняшнего момента, по существующим формам и методам государственной поддержки любой предприниматель вправе перестроиться, пройти дополнительное обучение, получить стартап-кредит.
Когда мы начали разбираться в этом вопросе, то оказалось, что проблема не только в контрафактном товаре. Мы знаем точно ситуацию, что предприниматель заведомо поехал на розничный рынок и купил там товар, который привез в Беларусь. По правилам розничной торговли, ему не дают товарную накладную, лишь чек на купленный товар. А покупка в рознице предполагает пользование товара в личных целях, не для перепродажи. Таким образом, если на розничный рынок ему дали оптовые документы, то он должен задуматься об их подлинности. Не нужно быть ясновидящим, чтобы понимать, что на розничном рынке оптовые документов быть не должно.
Второй вопрос. Когда покупаешь в России или в других странах, ты не можешь купить по тем же правилам, которые действуют для субъектов Российской Федерации. Тебе продают, соответственно, ты имеешь экспорт, а это происходит по другим правилам. Мы знаем случаи, что некоторые россияне не хотят продавать по правилам и появляются другие варианты. Но белорус, который покупает в России, тоже должен понимать, что он не может купить на российском рынке товар как россиянин, потому что это внешнеторговая сделка, правила ее отличаются от внутренне торговой сделки.
Мы бы не хотели, чтобы этой ситуацией пользовалась теневая экономика, мы за легальный, честный бизнес. Но все-таки полагаем, что правительство должно принять к сведению, что налицо падение покупательной способности населения в этом году, что действительно создало трудности для предпринимателей.
Процесс развития предпринимательства не останавливается, он постоянный. Что касается законодательных актов, то сегодня мы работаем над серьезными программными документами, в числе их, прежде всего, государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2016-2020 годы. Она дорабатывается и ориентировочно в конце декабря ее проект будет представлен широкой общественности. Второй документ - это Стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Программа рассчитана на пятилетку, стратегия - долгосрочный документ. Ее планируется разработать в течение 2016 года и основной критерий - выход до 2030 года на долю участия малого бизнеса в валовой добавленной стоимости в 50%. Сейчас этот показатель составляет примерно 30%.
До сих пор упрощали ситуацию. Но такого нет и не должно, наверное, быть, чтобы предприниматели всегда были всем довольны. Человек чем более доволен, тем больше у него возникает потребностей.
Хочу также сказать, что помимо этих стратегических документов разработан обновленный вариант Директивы №4. Идеи национальных платформ бизнеса воплощены в этом проекте и в иных программных документах, которыми пользуется сегодня правительство. Потому что это наиболее системный, последовательный документ бизнеса, который ежегодно готовится. Он в постоянной работе, мы принимаем участие в его подготовке. И надо сказать, что идет рост как госорганов, так и бизнес-сообщества при подготовке этого документа. Потому что если сравнить первый и последний варианты платформы - это разные документы. Они становятся более обоснованными, качество предложений повышается. И легче читать, понимать, можно соглашаться или спорить с поставленными проблемами, легче находить пути их решения.