Онлайн-конференция
26 декабря 2012, 11:00
Денежно-кредитная политика Беларуси. Итоги года и ожидания
Последние полтора года стали периодом коренных изменений в денежно-кредитной политике Беларуси. В 2012 году усилия Национального банка были направлены на сохранение стабильности на валютном и финансовом рынках страны, снижение инфляции, поддержание уровня золотовалютных резервов государства. Обменный курс белорусского рубля был переведен в режим "управляемого плавания", и его формирование теперь происходит на основе спроса и предложения иностранной валюты на биржевых торгах, при ограниченном участии Национального банка.
В 2013 году Национальный банк Беларуси намерен сохранить жесткую денежно-кредитную и монетарную политику, рыночные механизмы формирования курса национальной валюты, обеспечить дальнейшее снижение уровня инфляции. Каким будет курс белорусского рубля в 2013 году? Что будет с ценами? Каких изменений стоит ожидать на рынке кредитов и депозитов со вступлением в силу нового Банковского кодекса? Как Беларусь будет рассчитываться по внешним долгам и намерена ли республика работать над новой программой сотрудничества с Международным валютным фондом?
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и online конференции ответит председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.
Вопросы можно задавать с 11.00 до 12.00 26 декабря по телефону прямой линии + 375 17 327-24-47
Вопросы конференции
Фокин Алексей, Минск
Надежда Андреевна, начало нового года традиционно является для белорусов довольно тревожным временем, что связано с определенным опытом предыдущих лет. Стоит ли нам на этот раз опасаться девальвации или можно праздновать спокойно? Как Вы оцениваете текущую ситуацию на валютно-финансовом рынке страны? Каким, по Вашему мнению, будет курс доллара в 2013 году? Какая ожидается инфляция?
Празднуйте Новый год спокойно. Несмотря на то, что Национальный банк не устанавливает на 2013 год целевые ориентиры по обменному курсу, ожидать его резкого изменения не стоит. Основой для устойчивости валютного рынка и обменного курса является внутренняя и внешняя сбалансированность экономики, на обеспечение которой, в свою очередь, направлена работа и правительства, и Национального банка.
При этом стоит еще раз отметить, что обменный курс формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Поэтому всем нужно привыкать к тому, что определенная изменчивость курса в одну или другую сторону – это нормальный рыночный процесс.
Что касается инфляции в будущем году, то ожидается ее дальнейшее снижение до уровня 12% в годовом исчислении. На достижение этой цели будет направлена денежно-кредитная политика Национального банка и экономическая политика правительства.
Фокин Алексей, Минск
АКФ ЕврАзЭС одобрил выделение Беларуси четвертого транша кредита. Когда он может быть перечислен в республику? Кроме того, в 2013 году Беларусь рассчитывает получить пятый и шестой транши кредита АКФ. Какая работа для этого должна быть проведена?
Как известно, решение о предоставлении Республике Беларусь четвертого транша финансового кредита в объеме $440 млн. было принято 7 декабря 2012 года в ходе состоявшегося в Минске 8-го заседания Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС на основании отчета Министерства финансов Беларуси о выполнении условий транша и рекомендаций Евразийского банка развития – управляющего средствами АКФ.
Средства четвертого транша кредита АКФ ЕврАзЭС поступят в Беларусь в ближайшее время. В данный момент Евразийским банком развития, являющимся управляющим средствами АКФ, проводится техническая работа по обеспечению перечисления четвертого транша финансового кредита АКФ Республике Беларусь. При этом для Республики Беларусь вопрос о конкретной дате поступления средств финансового кредита не является принципиальным.
В настоящее время проводятся консультации с АКФ по уточнению отдельных показателей стабилизационной программы. После уточнения ряда прогнозных параметров денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики Антикризисным фондом ЕврАзЭС будет дана оценка выполнения Беларусью принятых обязательств, что станет основой для принятия решения о предоставления пятого и шестого траншей.
Фокин Алексей, Минск
Разговоры о новой программе с МВФ в последнее время поутихли. Означает ли это, что Беларусь пока не планирует ее начинать, или, возможно, сейчас ведется подготовка к выполнению условий, поставленных фондом для начала новой программы? Какого рода сотрудничество осуществляется сейчас с Международным валютным фондом?
Как известно, правительство и Национальный банк предприняли в текущем году последовательные меры, направленные на стабилизацию экономики и ситуации на валютном и потребительском рынках страны. Руководство и эксперты фонда поддержали такие действия, а также дали положительную оценку дальнейшим планам, направленным, в первую очередь, на обеспечение макроэкономической стабилизации экономики, дальнейшее снижение инфляции, повышение конкурентоспособности белорусской продукции и улучшение внешнеторгового сальдо.
Руководство МВФ не отрицает возможность реализации новой программы. Однако нам предстоит еще проделать значительную работу по выработке и согласованию условий заключения кредитной программы с фондом с учетом интересов Республики Беларусь, получению широкой поддержки членов совета директоров. Мы планируем обсудить с представителями фонда наши дальнейшие действия в данном направлении весной 2013 года. Заключение новой программы с фондом следует рассматривать не только как совместное согласование определенных действий и получения займов, а в первую очередь как позитивный сигнал, который может позволить существенно повысить инвестиционную привлекательность нашего государства.
В настоящее время сотрудничество с МВФ осуществляется в рамках регулярных визитов миссий фонда по оценке ситуации в нашей стране в постпрограммный период, включая вопросы денежно-кредитного, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования. Наряду с этим МВФ оказывает Национальном банку техническую помощь по основным направлениям деятельности центрального банковского учреждения государства.
Н.В.Трефилов
В Беларуси может быть создан институт финансового омбудсмена. Чем это обусловлено? Когда он может появиться?
Институт финансового омбудсмена предлагается к внедрению в Беларуси в качестве независимого института, функционирование которого направлено на оказание содействия гражданам (клиентам банков) в реализации их прав и законных интересов.
Надо признать, что большинство потребителей банковских услуг не обладает специальными знаниями, необходимыми для успешного самостоятельного участия в спорах, возникающих из банковских правоотношений. Обращение к финансовому омбудсмену гарантирует им получение квалифицированной информационной поддержки в процессе разрешения разногласий с обслуживающим банком.
Работа финансового омбудсмена выгодна и банку как стороне, к которой предъявлены претензии, поскольку обоснованность выводов финансового омбудсмена делает для него бессмысленной и затратной попытку доказать несостоятельность жалобы потребителя в суде. Финансовый омбудсмен является альтернативой судебному разбирательству, которое зачастую бывает дорогостоящим и занимающим много времени.
В настоящее время прорабатывается вопрос создания института финансового омбудсмена в Республике Беларусь в 2013 году.
Кроме того, следует отметить, что в сентябре текущего года создан постоянно действующий Третейский суд Ассоциации белорусских банков.
Сергей Александрович
Альфа-банк покупает Белросбанк. А какие еще планируются сделки по покупке и продаже банков? В частности, когда может быть продана ВТБ принадлежащая Беларуси доля в ЗАО "Банк ВТБ", а "Банк Москва-Минск" присоединят к Белинвестбанку?
С Группой ВТБ ведутся переговоры по параметрам сделки о продаже доли Республики Беларусь в ЗАО “Банк ВТБ” (Беларусь). Вопрос присоединения "Банка Москва-Минск" к Белинвестбанку не рассматривается.
Михаил Геннадьевич
В последнее время много говорится о необходимости повышения финансовой грамотности белорусов. Что конкретно предпринимается для этого сейчас и что ожидает население республики в будущем? Вскоре будет принята государственная программа по повышению финансовой грамотности, что она предусматривает, из наиболее важного?
В настоящее время Национальным банком проводится активная работа по усилению потенциала нашей страны в области повышения финансовой грамотности и доступности финансовых услуг для различных категорий населения, построению национальной системы повышения финансовой грамотности.
Так, в целях координации деятельности органов государственного управления по повышению финансовой грамотности создан Межведомственный координационный совет по повышению финансовой грамотности населения под руководством одного из заместителей председателя правления Национального банка С.Дубкова с участием заинтересованных органов госуправления, общественных организаций, Ассоциации белорусских банков, банков, специализированных международных организаций.
Разработанный специалистами Национального банка План совместных действий органов госуправления и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013 – 2018 годы в настоящее время находится на рассмотрении в заинтересованных госорганах и организациях. Планируется, что он будет принят в ближайшее время.
Планом предусматриваются такие мероприятия, как создание серии обучающих научно-популярных роликов, раскрывающих основные элементы и понятия финансовой системы, организация конкурсов для молодежи по экономическим вопросам, проведение акций по повышению финансовой грамотности детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях и замещающих семьях, проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности безработных и начинающих предпринимателей на базе региональных служб занятости и др.
Национальный банк рассчитывает, что эти меры позволят обеспечить повышение финансовой грамотности граждан, предсказуемость поведения населения и их реакции на экономические события, расширение использования финансовых инструментов, включая безналичные расчеты, страхование, банковские сбережения и пр. Это будет способствовать развитию финансового рынка Республики Беларусь, повышению стабильности финансовой системы и, в конечном итоге, росту благосостояния наших граждан.
Александр Игоревич Птушка
Измененный Банковский кодекс Беларуси вступит в силу 22 января 2013 года. Что это означает для простых белорусов, кроме того, что ставка по кредитам теперь будет единой и включит в себя комиссионные платежи? Когда будет введена единая форма кредитных договоров банков и физлиц, депозитных договоров?
Действительно, кроме так называемого запрета на дополнительные комиссии, о котором уже сказано достаточно много, в обновленный Банковский кодекс внесены и другие изменения, касающиеся вопросов кредитования. Например, из существенных условий кредитного договора будет исключено условие о способе обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору. Будет снято ограничение о возможности установления только одного лимита при кредитовании путем кредитной линии. Станет более прозрачной норма о праве банка отказаться от исполнения обязательств по кредитному договору только при наличии факта неисполнения кредитополучателем своих обязательств по такому договору. Обновленным Банковским кодексом уточнен порядок определения размера процентов за пользование кредитом: с применением фиксированной либо плавающей процентной ставки.
В Банковском кодексе дано определение электронных денег и установлены основные подходы к совершению операций с электронными деньгами, а также закреплено исключительное право на эмиссию электронных денег за банками Республики Беларусь.
Ряд изменений касается применения банковской гарантии и аккредитива, которые широко используются в международных расчетах. Данные изменения направлены на унификацию с международными правилами и международной банковской практикой.
Введен новый расчетный документ – платежный ордер, оформляемый банком при осуществлении перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте
Что касается введения единой формы кредитных и депозитных договоров, то во второй половине 2012 года Национальным банком был проведен анализ типовых (примерных) форм кредитных договоров, заключаемых банками с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. По результатам данной работы Ассоциации белорусских банков направлены предложения для совершенствования договорной работы банков. В настоящее время проводится анализ типовых (примерных) форм договоров банковского вклада (депозита).
В 2013 году Национальным банком будут разработаны типовые (примерные) формы кредитных договоров и договоров банковского вклада (депозита), заключаемых с физическими лицами. Данные типовые (примерные) формы будут рекомендованы банкам для использования.
Мария Альбертовна Гром
В Беларуси прорабатывается вопрос создания национального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а также совместной системы рефинансирования ипотечных кредитов в СНГ. Какой эффект может принести создание национального ипотечного агентства, приобретать недвижимость станет легче и дешевле? Когда может быть создано это агентство?
Создание в Беларуси агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а также совместной системы рефинансирования ипотечных кредитов в СНГ должно привести к привлечению долгосрочных финансовых ресурсов на ипотечный рынок, развитию рынка ипотечных ценных бумаг, разработке и внедрению единых стандартов ипотечного кредитования.
Деятельность агентства, несомненно, будет нацелена на рост доступности жилья для населения и снижение процентных ставок по ипотечным кредитам. Однако следует понимать, что наибольший положительный эффект от создания данного агентства может быть достигнут только при условии снижения уровня инфляции в стране, стабильности в денежно-кредитной сфере и на рынке жилья, а также росте благосостояния населения.
Процесс создания национального агентства по ипотечному жилищному кредитованию может занять от полугода до трех и более лет. Это зависит от большого количества факторов, в том числе наличия соответствующей законодательной базы. Таким образом, говорить о какой-то конкретной дате создания агентства по ипотечному жилищному кредитованию в Республике Беларусь пока преждевременно.
Николай Васильевич
Национальный банк Беларуси подготовил проект указа о разграничении полномочий регуляторов на финансовом рынке. Когда документ может быть принят и начнет работать? Какой эффект это принесет? Это значит, что будет регламентирована деятельность таких структур, как Forex, Alpari, исчезнет возможность функционирования в Беларуси финансовых пирамид? Какие меры для развития финансового рынка Беларуси планирует принять Нацбанк в дальнейшем?
Проект Указа Президента Республики Беларусь ”О некоторых вопросах финансовой сферы“ будет внесен на рассмотрение главы государства до конца текущего года. В соответствии с проектом указа, Национальный банк будет осуществлять регулирование четырех сегментов финансового рынка.
Первый сегмент – микрофинансовая деятельность. Как известно, развитие рынка микрофинансирования является необходимым условием развития малого и индивидуального предпринимательства. Несмотря на принимаемые меры по поддержке малого бизнеса, экономически инициативное население, решившееся на предпринимательскую деятельность, сталкивается с целым рядом проблем, главная из которых – недостаток финансирования. Особенно трудно приходится на начальной стадии, когда предприниматель не может рассчитывать на банковский кредит из-за недостаточной устойчивости его бизнеса или его отсутствия. В данной ситуации придти на помощь малому предпринимательству призвано микрофинансирование.
Преимущества микрофинансовых организаций для малого бизнеса в том, что они, как правило, предоставляют микрозаймы заемщикам, которые по тем или иным причинам неинтересны банкам. При этом возможна выдача микрозаймов без обеспечения, без поручительства, в том числе начинающим предпринимателям.
Второе направление, которое будет регулировать Национальный банк, – это деятельность финансовых посредников на рынке Forex. Этот вид деятельности является регулируемым во многих странах мира. Нынешняя ситуация, сложившаяся в нашей стране, при которой резиденты Республики Беларусь участвуют в торговле финансовыми инструментами на рынке Forex через иностранных брокеров, приводит к низкой правовой защищенности наших граждан, оттоку капитала из страны по таким операциям и сопряжено с высоким уровнем риска утраты сбережений граждан, вверенных недобросовестным иностранным компаниям. При этом иностранные брокеры, получающие доходы от белорусов, уплачивают налоги в бюджет иностранных государств.
Национальный банк планирует создать четкие правила игры на этом сегменте финансового рынка, которые будут способствовать устранению всех перечисленных негативных факторов и учтут интересы граждан, финансовых посредников, государства.
Еще одно направление – лизинговая деятельность. Положительный экономический эффект лизинга заключается в возможности увеличения производства и реализации конкурентоспособной продукции на обновленном в кратчайшие сроки оборудовании и оплате его стоимости из доходов, полученных по мере реализации данной продукции.
При этом следует отметить, что общие экономические и правовые условия осуществления лизинговой деятельности уже определены законодательными актами и нормативными правовыми актами правительства. Однако Национальный банк считает, что государство может содействовать дальнейшему развитию лизинговой деятельности, предоставляя оправданные преференции лизингодателям и лизингополучателям при реализации договоров лизинга, а также путем создания экономических условий для повышения финансового потенциала лизинговых компаний.
И, наконец, еще один сегмент финансового рынка, который будет регулировать Национальный банк – это форфейтинг. По своей сути форфейтинг может служить дополнительным инструментом финансирования белорусских экспортеров. Однако порядок и условия проведения таких операций законодательно не определены, что не способствует широкому применению экспортерами данного финансового инструмента.
В целях придания нового импульса развитию всех перечисленных аспектов небанковского сегмента финансового рынка Национальный банк предложил взять на себя полномочия по их регулированию и, соответственно, ответственность за их развитие. Проекты законодательных актов по данным вопросам будут внесены на рассмотрение главы государства в 2013 году.
Кроме этого, с согласия главы государства Национальным банком были внесены определенные дополнения и изменения в Банковский кодекс Республики Беларусь (вступают в силу с 22 января 2013 года), в соответствии с которыми Национальный банк уполномочен регулировать создание и деятельность такой формы коллективных инвестиций, как общие фонды банковского управления. В настоящее время Национальный банк разрабатывает нормативную правовую базу для реализации этой функции.
Наряду с этим правительство Беларуси сосредоточится на развитии инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Эти меры являются элементами структурных реформ и преобразований, осуществляемых на финансовом рынке с целью повышения эффективности его функционирования, а также обеспечения финансовой и экономической стабильности. В конечном итоге, все это направлено на повышение общего уровня благосостояния граждан страны.
Серпень Мария Адамовна
Национальный банк Беларуси подготовил проект концепции формирования в республике системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Что эта концепция собой представляет и когда может быть принята?
Разработка Концепции формирования в Республике Беларусь системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале пока продолжается. В настоящее время этим вопросом занимается специальная межведомственная комиссия, созданная совместным решением правительства и Национального банка.
При разработке проекта концепции учитываются практика развития и регулирования отношений в сфере присвоения и использования рейтингов в Российской Федерации, Украине, Европейском союзе, основные тенденции регулирования деятельности рейтинговых агентств в свете мирового финансового кризиса.
Стратегической целью формирования в Республике Беларусь системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале следует считать развитие экономики Беларуси в части рынка ценных бумаг, банковской и страховой деятельности, внутренних и внешних инвестиций. Принципы функционирования национальных рейтинговых агентств, определяемые в проекте концепции, базируются на международных принципах.
Система регулирования рейтинговой деятельности в Республике Беларусь будет включать нормативные правовые акты и систему органов государственного управления, наделенных соответствующими полномочиями. Основным нормативным правовым актом в сфере присвоения и использования рейтингов должен стать Закон Республики Беларусь ”О рейтингах и рейтинговой деятельности в Республике Беларусь“, который будет разработан на основе положений концепции. Кроме того, потребуется внесение изменений и дополнений в законодательные акты, принятие подзаконных нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, Министерства финансов.
Основным органом государственного управления по вопросам регулирования деятельности рейтинговых агентств, присвоения и использования рейтингов будет Министерство финансов. Оно же будет осуществлять аккредитацию рейтинговых агентств. Национальный банк будет определять порядок использования рейтингов в банковской деятельности.
Сферами внедрения рейтингов в Республике Беларусь будут: операции по выпуску и обращению ценных бумаг (прежде всего, облигаций); страховая деятельность (рейтинги страховых организаций и оценка надежности застрахованных субъектов); банковская деятельность (рейтинги банков, учет рейтингов кредиторов, иных контрагентов, долговых обязательств при анализе рисков и формировании резервов); инвестиционная деятельность (развитие рынка внутренних инвестиций, расширение привлечения внешних инвестиций); регулирование государством экономических отношений (использование рейтингов в качестве критерия надежности); финансирование государством белорусских эмитентов (по государственным программам, предоставление гарантий правительства); улучшение корпоративного управления.
Проект концепции исходит из принципа свободы рейтинговых агентств в разработке методик рейтингования (с соблюдением установленных принципов и требований). По мере возникновения соответствующего числа рейтинговых агентств будет решен вопрос о сопоставлении национальных рейтинговых шкал между собой и с международными рейтинговыми шкалами.
Планируется, что в результате формирования благоприятной законодательной базы в Республике Беларусь будут действовать белорусские национальные рейтинговые агентства (созданные белорусскими участниками), национальные рейтинговые агентства, созданные при участии иностранных рейтинговых агентств, а также филиалы (отделения, представительства) иностранных и международных рейтинговых агентств. В качестве субъектов рейтингования будут выступать: эмитенты ценных бумаг, в том числе местные органы власти; банки и небанковские кредитно-финансовые организации; страховые организации; заемщики, получающие финансирование в рамках государственных программ и при государственной поддержке (в том числе, финансируемые Банком развития Республики Беларусь); кредитополучатели банков; иные предприятия для целей инвестирования и государственного управления.
Проектом концепции определяется широкий круг стимулов для банков, страховых организаций, эмитентов по активному рейтингованию и использованию рейтингов в своей деятельности, который будет в последующем закреплен в названном законе. Кроме того, проектом концепции предусматривается ряд конкретных мероприятий, направленных на ее реализацию в целях решения задач по формированию в Республике Беларусь системы присвоения и использованию рейтингов по национальной шкале.
Окончательный вариант проекта концепции формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале планируется внести на рассмотрение Президента Беларуси в 2013 году.
Григорович Валерий
"БелКарт" планируется оформить в отдельное юридическое лицо. Когда это будет сделано и с какой целью? Как в целом развивается рынок пластиковых карт в Беларуси, какие результаты в этом году будут достигнуты, что запланировано на ближайшую перспективу?
Вопрос о выделении платежной системы ”БелКарт“ в отдельное юридическое лицо находится в стадии проработки и будет решаться с учетом интересов банков-участников рынка банковских пластиковых карточек. Данная мера направлена на развитие системы ”БелКарт“ в условиях свободной конкуренции платежных систем на рынке карточек Республики Беларусь.
На 1 октября 2012 года в Беларуси эмиссия карточек превысила 10 млн. единиц. При этом на долю ”БелКарт“ приходится 47% от общего количества карточек в обращении, на долю VISA – 37%, MasterCard – 16%.
В более чем 34 тыс. организаций торговли (сервиса) установлено свыше 52 тыс. платежных терминалов для безналичных расчетов с использованием карточек, функционирует 4143 инфокиоска для безналичной оплаты услуг (в том числе 879 инфокиосков, установленных за счет средств РУП ”Белпочта“), 3528 банкоматов, в 97% которых возможно осуществление не только операций выдачи наличных денег, но и проведение безналичных расчетов.
На 1 октября 2012 года при совершении операций с карточками доля безналичных расчетов составила по количеству – 61,9%, по сумме – 18,7%.
Планом мероприятий по выполнению Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год предусмотрено достижение к 1 января 2013 года следующих показателей: доли безналичного денежного оборота в розничном товарообороте организаций розничной торговли в размере 10%; доли безналичного денежного оборота в объеме платных услуг населению в размере 12%.
Согласно данным Национального статистического комитета, на 1 декабря 2012 года доля розничного товарооборота, полученного посредством расчетов населения с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег, достигла 12,9%. На начало 2012 года этот показатель составлял 9,5%.
Показатель по доле безналичного денежного оборота в объеме платных услуг населению рассчитывается Белстатом один раз в год, и на 1 января 2012 года он составил 10,8%. Полагаем, что по результатам 2012 года он будет соответствовать параметрам, предусмотренным в плане мероприятий по выполнению ОНДКП.
Меры по дальнейшему развитию системы безналичных расчетов предложены Национальным банком в Плане совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013 – 2015 годы. Данные меры направлены на повышение качества банковских услуг, развитие современных электронных платежных инструментов, повышение платежной культуры населения и увеличение доли безналичных расчетов.
Так, в Беларуси планируется расширить предусмотренный законодательством перечень объектов, в которых должны устанавливаться платежные терминалы для безналичной оплаты с использованием банковских пластиковых карточек. При этом право выбора безналичной формы оплаты товара, работы или услуги должно быть предоставлено потребителю на законодательном уровне.
Также предлагается применять дифференцированный подход при установлении арендной платы для помещений, в которых имеется либо отсутствует терминальное оборудование для приема платежей в безналичной форме.
Кроме того, планируется организовать преимущественно круглосуточный доступ держателей карточек к оборудованию самообслуживания (инфокиоскам, банкоматам). Будет проработан вопрос внедрения бесконтактных технологий при проведении населением расчетов в безналичной форме, включая вопрос оплаты проезда в общественном транспорте. Планируется подключить новых расчетных и платежных агентов, производителей услуг к ЕРИП, дополнить перечень новыми видами услуг, предоставляемыми к оплате в безналичной форме.
Козлов Николай
Ставки на рынке межбанковских кредитов в национальной валюте в последнее время бросает то вверх, то вниз. С чем это связано, не угрожает ли валютно-финансовому рынку страны? Когда можно ожидать стабилизации в этой сфере?
Действительно, с октября 2012 года колебания ставок по однодневным рублевым межбанковским кредитам увеличились. Это обусловлено значительными колебаниями ликвидности банковской системы. До октября в банковской системе наблюдалась избыточная ликвидность, а также ускорялось валютное кредитование экономики. В целях изъятия избытка ликвидности, а также противодействия долларизации экономики Национальный банк принял решение о повышении нормативов резервных требований для банков, что повлекло за собой снижение ликвидности в системе, повышение спроса на белорусский рубль и, соответственно, увеличение ставки на однодневном межбанковском рынке. Это способствовало прекращению ажиотажного спроса на валюту, наблюдавшегося в сентябре-октябре.
Как только отток валютных средств прекратился, ставка МБК стала снижаться. Дальнейшие колебания ликвидности, а соответственно и ставки на межбанковском рынке, связаны с цикличностью уплаты налогов в бюджет и расходов правительства в условиях ограничения рефинансирования банков со стороны Национального банка.
В настоящий момент и на перспективу Национальный банк ставит задачу ограничить при помощи своих операций на рынке колебания ставки межбанковского кредита, постепенно сглаживая их в направлении ставки рефинансирования.
Наталья Весельчакова
В текущем году некоторые прогнозные показатели банковской системы Беларуси не будут выполнены. Это касается, в частности, прироста требований банков к экономике, прироста широкой денежной массы. Чем это объясняется и чем может угрожать банковской системе республики? Какие меры будут приниматься для того, чтобы выровнять эти показатели?
Превышение прогноза по приросту требований банков к экономике является результатом роста спроса на кредитные ресурсы, в основном со стороны реального сектора экономики.
В то же время необходимо отметить, что сложившиеся объемы кредитования банками экономики адекватны темпам экономического роста страны и потребностям экономических субъектов в организации и развитии производственного процесса.
При этом сложившийся рост кредитов банков экономике в условиях положительного внешнеторгового сальдо прямо не нарушает макроэкономическую сбалансированность, что выражается в сохранении устойчивой ситуации в экономике, на валютном рынке и в денежно-кредитной сфере.
Следует также отметить, что у банковской системы республики были в наличии ресурсы для того, чтобы удовлетворить спрос экономики на кредитные ресурсы. В течение года активно прирастал объем депозитов в белорусских рублях и в иностранной валюте в банках, что во многом обусловило рост широкой денежной массы, а также позволило банковской системе осуществлять выдачу кредитов в том объеме, в котором они были востребованы экономикой.
Правда, учитывая высокий уровень процентных ставок по кредитам в национальной валюте, субъекты хозяйствования переориентировались на кредиты в иностранной валюте. Именно рост кредитов в иностранной валюте обусловил более высокие темпы роста кредитования в целом.
К сожалению, долларизация экономики снижает эффективность процентной политики Национального банка. Однако принятые в ноябре текущего года меры по ограничению валютного кредитования позволили снизить темпы роста кредитов банков в иностранной валюте с 5,3% за октябрь до 3,9% за ноябрь 2012 г.
Главное, чтобы банки, оказывая кредитную поддержку экономике, исходили из имеющихся у них ресурсов, не нарушали сбалансированность активных и пассивных операций. Уже неоднократно отмечалось, что подходы Национального банка к рефинансированию не изменятся, и ресурсы банкам будут предоставляться только по рыночной процентной ставке и на короткие сроки. Поэтому банкам следует реально оценивать свои ресурсные возможности, а при выдаче кредитов в иностранной валюте – оценивать возможные валютные риски.
Ольга Н. Семенович
В Беларуси активно развивается система безналичных расчетов. В частности, до конца года планируется принять программу развития безналичных платежей в рознице на 2013-2015 годы. Ей предусмотрена такая мера, как оплата покупок и услуг стоимостью свыше Br10 млн. только в безналичной форме. Когда может быть введена эта мера? Готовы ли банки и торговая система республики, а также сами граждане для безболезненного внедрения этой новации?
Действительно, Национальным банком совместно с заинтересованными органами госуправления, банками, Ассоциацией белорусских банков, ОАО ”Банковский процессинговый центр“ разработан проект совместного постановления правительства и Национального банка ”О плане совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013 – 2015 годы“.
Вопрос об ограничении суммы платежа наличными деньгами в настоящее время находится в стадии проработки и будет решаться с учетом интересов граждан и возможностей всех участников расчетов. Позиция Национального банка заключается в том, что подобная мера могла бы в значительной степени способствовать развитию современных платежных инструментов, повышению прозрачности расчетов по розничным платежам и сокращению доли теневой экономики.
В ряде экономически развитых стран такая мера уже действует. Например, в Италии введен запрет на оплату наличными покупок на сумму, превышающую 1000 евро, в Греции – на сумму свыше 1500 евро, в Испании – на сумму свыше 2500 евро, во Франции – на сумму свыше 3000 евро.
Данный вопрос в настоящее время прорабатывается в Российской Федерации, где предлагается ввести запрет на оплату наличными деньгами покупок на сумму свыше 600 тыс. российских рублей. В Литве предлагают ввести ограничение в 5 тыс. литов (примерно 1450 евро). В Украине недавно принят закон, которым Национальному банку предоставлено право на установление суммы ограничения расчетов наличными деньгами, и этот вопрос также прорабатывается.
Жданович Антон Викторович
Чего можно ожидать в первом квартале 2013 года на рынке депозитов и кредитов? Будут ставки по ним снижаться или останутся на прежнем уровне?
Основной целью денежно-кредитной политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов Национального банка и мер экономической политики правительства Беларуси.
Процентная политика направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков. Кредитная деятельность банков должна согласовываться с задачами финансовой стабилизации экономики страны.
Размер процентов за пользование кредитами, предоставляемыми банками субъектам экономики, определяется, главным образом, стоимостью привлеченных ресурсов. Поскольку основу привлеченных банками денежных средств составляют депозиты населения и предприятий, размер процентов по кредитам не может быть ниже, чем доходность по вкладам.
Надежда Линская
Какие основные цели и задачи ставит перед собой Национальный банк Беларуси в 2013 году, на что будут направлены его усилия? Какая политика будет проводиться в сфере кредитования, в том числе госпрограмм, поддержки ликвидности банков, курса валюты?
В будущем году основной целью Национального банка будет являться снижение инфляции. Для достижения ценовой стабильности будут задействованы все инструменты денежно-кредитной политики Национального банка.
Процентная политика будет направлена на поддержание положительного уровня процентных ставок в экономике в реальном выражении. При этом предоставление ликвидности банкам будет производиться только на рыночных условиях и на короткие сроки, а кредитование госпрограмм в 2013 году предусматривается за счет неэмиссионных источников.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из рыночного соотношения спроса и предложения. При этом следует понимать, что динамика обменного курса белорусского рубля будет зависеть от результатов работы всей экономики в целом, ее эффективности, снижения издержек производства и роста ее конкурентоспособности. При этом Национальный банк продолжит постепенно уменьшать свое присутствие на валютном рынке.
Котов Виктор
Ранее говорилось о том, что в Беларуси планируется ввести уголовную ответственность за создание финансовых пирамид. Когда это может быть сделано? Какие сроки наказания будут предусмотрены?
Борьба с появлением финансовых пирамид проводится Национальным банком в двух направлениях. Первое – это повышение финансовой грамотности населения. Все должны четко понимать, что деятельность финансовых пирамид направлена исключительно на завладение денежными средствами граждан, в том числе с применением новых технологий в области информатизации и психологии.
Главная опасность финансовых пирамид заключается в том, что доход в них складывается только за счет средств, которые приносят другие вкладчики. Поэтому любая финансовая пирамида обречена на крах. Так как количество вновь прибывающих вкладчиков рано или поздно уменьшается, выплачивать прибыль для ”старых“ вкладчиков становится нечем, и пирамида рушится.
Главный признак пирамиды – слишком заманчивые условия, проценты выплат по займу у нее намного выше среднерыночных. Если организация ничего не производит, не оказывает услуг, а существует только за счет взносов и привлечения новых членов – это и есть классическая финансовая пирамида.
Эту информацию Национальный банк доносит до населения по всем возможным каналам – через публикации в печатных и электронных СМИ, выступления, размещение на сайте Национального банка и сайтах партнеров по работе в области повышения финансовой грамотности. Эта работа проводится и будет проводиться Национальным банком на постоянной основе.
Второе направление работы по борьбе с финансовыми пирамидами – это создание организационно-правового механизма, препятствующего возникновению финансовых пирамид, например через введение Национальным банком регистрационного порядка деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства от граждан, а также введение ответственности за нарушение порядка осуществления такой деятельности. В течение первого полугодия 2013 года эта работа будет проведена.
Что касается оценки целесообразности введения уголовной ответственности за то или иное преступление, в том числе и за создание финансовых пирамид, то это в большей степени компетенция правоохранительных органов республики.
Павел
Надежда Андреевна, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете действия Минфина по привлечению валютных средств на внутреннем рынке, в частности, недавно запущенный проект по выпуску валютных гособлигаций для населения? Спасибо.
Это очень серьезный инструмент, потому что государство становится должником или перед каким-то юридическим лицом, если оно покупает облигации Министерства финансов, или гражданином. Сейчас выпущен облигационный заем на общую сумму $50 млн. И это более действенный механизм, или менее рисковый, нежели облигации банков. Потому что банковские рублевые и валютные вклады гарантируются выплатой государством в случае, если вдруг банк обанкротится. А здесь само государство является должником, поэтому здесь стопроцентная гарантия того, что государство выплатит. Что касается того, зачем это надо, практическое применение займа, то это нормальная международная практика, когда государство заимствует у кого-то деньги. Если заимствует у своих граждан и своих юрлиц, то является внутренним долгом, а если государство заимствует за пределами страны - это внешний долг. То же самое и наши внешние заимствования Международного валютного фонда, заимствования в России. Есть также заимствования государства в Азербайджане.
Чем выгодны для нас внутренние заимствования? Во-первых, деньги, которые государство позаимствует, относятся к золотовалютным запасам. Потому что валюта хранится на счетах правительства или Министерства финансов. Во-вторых, проценты, которые государство по этому долгу платит, остаются в нашей стране. Если мы заимствуем извне, то мы и проценты платим тому, у кого заимствовали за пределами страны. Так что это выгодный инструмент для государства, безрисковый для гражданина или для предприятий, которые покупают эти облигации. А в принципе это нормальный вариант заимствования или денежных взаимоотношений.
Иван Михайлович Остапов
Стоит ли в 2013 году ожидать появления купюры номиналом Br500 тыс.?
В связи с ростом инфляционных процессов и ростом заработной платы в марте 2012 года была выпущена в обращение банкнота номиналом Br200 тыс. При дальнейшем росте заработной платы Национальный банк в случае необходимости может рассмотреть возможность выпуска в обращение банкноты более высокого номинала. Разговор идет об этой купюре, но она еще не нужна. Чтобы ее напечатать, нужны большие деньги. Это не один десяток миллионов долларов.
Байдельдинов Роман Радьевич
Уважаемая Надежда Андреевна! Планируется, что следующий год станет годом жесткой денежно-кредитной политики, сопровождающейся заметным снижением темпов инфляции. Не пора ли изменить наши денежные знаки, уменьшив число нулей. На ценниках нулей так много, что бывает сложно их подсчитать. В народе 1000 рублей уже давно называется рублем. Планируется ли деноминация, и сколько нулей Вы считаете "лишними"? Спасибо!
Елена, Минск: Ранее говорилось о том, что в 2013 году может быть проведена деноминация. Следует ли ожидать ее? И сколько нулей, по вашему мнению, сегодня являются "лишними"? Кроме того, ходят слухи о том, что в феврале 2013 года ожидается девальвация. Как относиться к этой информации?
При такой высокой инфляции, которая складывается у нас в 2012 году, проводить деноминацию нельзя. Не планируется отбрасывать нули и в следующем году, так как ожидается, что инфляция составит 12%, а это еще достаточно высокий показатель. Да, убранные нули уменьшили бы количество денежных банкнот в кошельке, но проводить деноминацию все же еще рано. При этом, во всяком случае, мы должны к этому готовиться - должны просчитывать, принимать меры для снижения инфляции. Говорить о том, сколько нулей может быть убрано, пока еще тоже нельзя - для этого нужно провести серьезнейшие расчеты. Планировать здесь очень сложно, поскольку нужно сначала все проанализировать и довести ситуацию до такой, когда в стране будет низкая инфляция, а низкой она будет при эффективно работающей экономике. Для этого мы все должны думать, как эффективно использовать те мощности, которые у нас есть, снижать себестоимость продукции - это и есть основа снижения инфляции.
Что касается второго вопроса, по девальвации, - относитесь к этой информации как к слухам, поскольку та ситуация, которая складывается сегодня в экономике, на валютном рынке, с золотовалютными запасами, не дает оснований полагать, что будет происходить девальвация. К тому же даже проведя девальвацию, мы ничего не достигнем, поэтому возникает вопрос - нужно ли ее проводить?
Шапетько Евгений Андреевич
Что для Национального банка - выполнение рекомендаций МВФ? Ограничение самостоятельности в области денежно-кредитной политики, работа над ошибками, обмен опытом, что-то еще?
Работа с Международным валютным фондом - это не просто заимствования, это действительно и работа над ошибками, то, что мы не смогли сделать или не знали, как сделать. Как бы там ни было, наше самостоятельное, суверенное государство - совсем молодое, и учиться работать на международном рынке мы начали только, когда стали самостоятельным государством. Поэтому можно считать, что это и работа над ошибками, и понимание той международной практики и тех международных правил, по которым надо работать. И, естественно, это еще и заимствования, из которых у нас потом формируются золотовалютные резервы. Также сотрудничество включает технические вопросы или техническую учебу, которую валютный фонд проводит с работниками банковской системы, Национальным банком, Министерством финансов, Министерством экономики. Это тоже дает нам большой плюс. То есть мы постигаем то, что делается на международном финансовом рынке. Вот недавно Международный валютный фонд проводил семинар в течение 12 дней с привлечением многих наших финансовых институтов. Так что сотрудничество связано не только с привлечением заимствований. И еще хочу сказать - сколько мне приходилось с Международным валютным фондом встречаться - это в первую очередь получение навыков, того, чего мы еще сами не успели постичь. Это очень важно.
Фокин Алексей, Минск
Сегодня в банковскую сферу Беларуси приходит много иностранного капитала, прежде всего российского. Не ведите ли вы, как руководитель Национального банка, который является регулятором финансовой, денежной и кредитной сферы страны, в этом опасность? Насколько жестко сегодня Нацбанк подходит к контролю состоятельности коммерческих банков? И нет ли угрозы для граждан, которые несут туда свои вклады?
Российский капитал сегодня очень серьезно присутствует на банковском рынке Беларуси. Это крупные банки, которые не позволяют себе испортить авторитет, действуя обманным путем. Это серьезные банки, которые работают в Беларуси. А для того, чтобы к нам не пришли несерьезные или маленькие банки, которые существуют в России, или чтобы просто не пришли граждане, которые хотят обманным путем работать на нашем рынке, у нас установлены жесткие правила. Согласно этим правилам уставной капитал нового банка, который будет образовываться, должен быть не менее 25 млн. евро. Таким образом отсекаются обманщики на начальном этапе.
Кроме того, капитал, который приходит, нужно продекларировать, то есть необходимо показать, откуда он взялся, чтобы не было отмывания. Эти жесткие правила предотвращают попытки нечистых помыслов в банковской сфере.
Иван Добров
Как осуществляется мониторинг за ликвидностью коммерческих банков? И как ими выполняются нормативы, которые установлены Нацбанком?
Нашей банковской системой установленные нормативы выполняются. И собственники банков очень серьезно к этому относятся.
После девальвации 2011 года многие банки потеряли капитал, потому что держали его в белорусских рублях. Норматив, который установлен в размере 25 млн. евро, те банки, которые смогли, пополнили, а те, кто не смог - прописали графики его пополнения. Мы разрешили его пополнить в течение 2012 и 2013 годов, а некоторым банкам - и в течение 2014 года. Но многие банки уже наперед свои капиталы восполнили.
Мониторинг за показателями Нацбанк ведет очень серьезно. И хочу сказать, что существуют международные правила по соблюдению нормативов, и мы уже постепенно переходим от Базеля-2 к Базелю-3.
Гринюк Николай Михайлович
Когда будет решен вопрос с вкладами советских времен?
В 2013 году вопрос с советскими вкладами однозначно не будет решен. Бюджет, который формируется в республике, не может еще произвести компенсацию по тем вкладам, которые были у граждан со времен Советского Союза.
Не могу сказать, как это будет, но в 2013 году этого однозначно не будет.
Тамара Савич
Надежда Андреевна, каким образом будете лично вы экономить в Год бережливости? Какова ваша зарплата?
Я и сейчас экономлю. На питание денег расходуется совсем мало. Больше тратится на одежду. Ведь нужно выглядеть прилично. В принципе, бережливость - это то, что мы должны воспитывать в наших детях с самого дня их рождения. Бережливость - это, наверное, эффективное использование того, что ты имеешь. Нужно бережно относиться и к своему здоровью. Меньше тогда будем получать больничных. Практически в любом моменте можно найти вариант бережливости. Примерно половину своей заработной платы я отдаю на благотворительность. Моя зарплата - около $2 тыс.
Нехайчик Елена Ивановна
Мы, многодетная семья, победители конкурса "Лучшая многодетная семья Минской области 2012 г.", строим дом по льготному кредиту. Финансирование строительства, осуществляемое АСБ "Беларусбанк", не производилось с августа текущего года. На вопрос, когда будут выделены средства, сотрудники банка ответить не могут. Выполнены работы по договору подряда на монтаж кровли, подрядчик требует оплату, а в банке говорят, что денег нет. Куда нам обращаться и когда ждать очередного поступления средств?
Был период, когда кредитование в какой-то степени было приостановлено в связи с проводимой ревизией нуждающихся в получении льготных кредитов. Не могу сказать конкретно по этой семье, так как причины могут быть разные. Данная ситуация требует дополнительного изучения. Ответ автору вопроса будет дан по результатам проведенной работы.
Ирина Андреева
Вкладывает ли Национальный банк в развитие в Беларуси безналичного рынка? И как вы лично относитесь к современным инструментам финансовых расчетов, которые предоставляет Интернет?
Нацбанк занимается развитием тех направлений безналичного расчета, которые входят в функции Нацбанка. В основном в развитие этой системы должны вкладывать ее участники, то есть банки и представители сферы услуг и торговли, с которыми происходит расчет.
Что касается дальнейшего их развития, то, конечно, это направление будет стремительно двигаться вперед. При Нацбанке создана структура, которая называется ЕРИП (или единое расчетное информационное пространство). Эта структура пока находится в развитии, но хочу сказать, что с каждым месяцем количество участников этой системы увеличивается. И мы планируем в течение 2013 года перевести эту структуру на полный хозрасчет, выделить самостоятельное юридическое лицо.
Наталья Ионычева
Предприятия, которые привозят в страну валютную выручку, не могут взять валютный кредит на приобретение белорусского сырья, а также кредит в белорусских рублях. На сегодняшний день кредит в белорусских рублях гораздо дороже, чем валютный. Соответственно повышается и себестоимость производимой продукции. Почему в выигрыше импортеры, а не экспортеры?
Если говорить о том, кто оказался в выигрыше, кто в проигрыше, то это будет вопрос частного характера, то есть вопрос того или другого предприятия. Правление Национального банка, принимая это решение, исходило из макроуровня, из того, чтобы это было хорошо в целом для экономики. Выдача валютных кредитов и получение валютных кредитов, а потом продажа их на бирже и превращение в белорусские рубли - это фальсифицировало или скрывало ту реальную ситуацию, которая у нас сегодня складывается на валютном рынке.
И я думаю, что вы, как человек компетентный, знаете, и мы об этом не раз говорили, что Национальный банк не вмешивается в установление курса, он зависит от того, как складывается ситуация на бирже, сколько валюты покупают, сколько продают. Исходя из этого формируется валютный курс нашего рубля по отношению к доллару, к российскому рублю, к евро. Когда продавали больше валюты, нежели ее поступило в страну, то есть продавали полученные кредиты - это фальсифицировало ситуацию и влияло на установление курса. Этот фактор мы устранили.
Что касается дорогих рублевых кредитов. Да, они сегодня очень дорогие и это тоже рыночный фактор, а не просто фактор того, что так захотел Национальный банк. И сама ставка рефинансирования сегодня высокая. Она тоже связана с тем, что под низкие процентные ставки население не хочет пока хранить деньги в наших банках. То есть цена ресурсов на рынке в белорусских рублях, также как и в валюте, складывается из того, под какие ставки население или юридические лица принесут деньги на депозиты. Потому что это является ресурсами. Я думаю, что придет время, экономика урегулирует эти вопросы. Национальный банк административными методами эти вопросы регулировать не может, не должен и не имеет права. Это регулируется экономикой. Постепенно ставки будут снижаться все-таки. Вот для того, чтобы не фальсифицировать ситуацию на валютном рынке, чтобы не складывался нереальный обменный курс, мы такое решение приняли.
А предприятие, если ему надо купить сырье, может продать свою валютную выручку на бирже, раз оно экспортоориентированное, и за это купить белорусское сырье.
Анна
Сейчас проходит акция "Наши дети", вы всегда активно в ней принимаете участие. Что у вас запланировано в рамках этой акции в нынешнем году?
Завтра еду в Бобруйскую школу-интернат. Я не в первый раз посещаю ее и еду туда как председатель Союза женщин.
Ирина Н. Мясникович
Как обстоят дела с притоком-оттоком рублевых вкладов населения и юрлиц, а также с покупкой валюты? Какие тенденции прослеживаются? Удалось ли пресечь отток рублевых вкладов физлиц, как планировалось? Чего следует ожидать в ближайшей перспективе?
Спрос населения на размещение свободных денежных средств во вклады (депозиты) на протяжении текущего года можно охарактеризовать как устойчиво-постоянный с небольшим спадом в конце третьего - начале четвертого квартала 2012 года. Это было связано прежде всего со снижением ставок по вкладам (депозитам) в белорусских рублях в банковском секторе в третьем квартале. Начиная с октября, банки начали повышать размер процентных ставок.
В целях создания условий для поддержания привлекательности хранения населением сбережений в национальной валюте уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) в иностранной валюте устанавливается банками более низким, чем по вкладам (депозитам) в белорусских рублях.
В результате проведения жесткой монетарной политики процентная ставка по новым срочным вкладам (депозитам) в национальной валюте за ноябрь 2012 года по сравнению с сентябрем 2012 года увеличилась на 15,1 процентного пункта и составила 43,9% годовых.
Средняя процентная ставка по срочным вкладам (депозитам) физическим лицам в СКВ по банкам в целом за ноябрь 2012 года составила 5,2% годовых и к январю 2012 года уменьшилась на 3,2 процентного пункта.
Если сравнивать с остальными месяцами, то в декабре ситуация, как правило, немного отличается. Так, если в октябре-ноябре деньги хранились в основном и перетекали в валютные вклады, при этом оттока в белорусских рублях не было, то уже во второй половине декабря начался небольшой отток белорусских рублей, однако без особого притока в валюте. Увеличилась покупка валюты наличными в обменных пунктах.
Отмечу, что это нормальная картина для декабря, поскольку в предпраздничные дни растет количество выездов за границу - туристических краткосрочных поездок на выходной. Проведенный нами анализ показывает, что увеличилось число поездок граждан в страны Балтии, Польшу за покупками.
В условиях конкуренции банки самостоятельно определяют условия заключения сделок с клиентами и устанавливают уровень процентных ставок по вкладам (депозитам), исходя из состояния денежного рынка, собственной депозитной политики, а также необходимости обеспечения доступности кредитов.
В целом в Беларуси срочные вклады (депозиты) во всех валютах с начала года увеличились на Br21,83 трлн., или на 51,61%, и на 15 декабря 2012 года составили Br64,14 трлн., в том числе в белорусских рублях – на Br5,42 трлн., или на 57,89%, и на 15 декабря составили Br14,78 трлн. Срочные вклады (депозиты) населения в иностранных валютах в долларовом эквиваленте с начала года увеличились на $1,8 млрд., или на 45,64%, и на 15 декабря текущего года составили $5,75 млрд.
На внутреннем валютном рынке отмечаются в целом положительные тенденции. Субъекты хозяйствования за 11 месяцев этого года продали валюты больше, чем купили, на $1,5 млрд., в том числе за два последних месяца – почти $210 млн.
Население по-прежнему является чистым покупателем валюты, хотя в последние месяцы наблюдается снижение объемов покупки на чистой основе. Так, в ноябре спрос населения на валюту снизился более чем на 20% по сравнению с октябрем. Значимую роль в этом сыграла жесткая позиция Национального банка по вопросам рефинансирования банков, что позволило повысить доходность по депозитам в национальной валюте и уменьшить привлекательность сбережений в валюте.
Что касается прогнозов на будущее, то в 2013 году развитие национального рынка кредитов и вкладов (депозитов) будут определять уровень инфляции, ставки рефинансирования и, соответственно, процентных ставок по вкладам (депозитам) и кредитам.
Койпаш Виктор Алексеевич
Застройщиком ЗАО в основном в 2010 году были привлечены для строительства жилого дома в Минске дольщики, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые впоследствии использовали для строительства господдержку в виде льготных 5-процентных и 14-процентных кредитов. Застройщик ни в 2011, ни в 2012 году дом не достроил, и нет никаких гарантий, что достроит в 2013-м, городские власти при этом никаких действенных решений для достройки дома и тем самым эффективного применения средств господдержки не делают. Мною почти вся сумма, в том числе и льготный кредит, застройщику заплачена еще в 2010 году, но квартира до сих пор физически не построена. Как Национальный банк контролирует в данном случае эффективность использования средств господдержки в преддверии Года бережливости и предусмотрена ли ответственность за такое халатное и безответственное пользование льготными кредитами застройщиком?
А какие условия у вас оговорены в договоре с застройщиком?
В.Койпаш: В договоре на долевое строительство написано, что застройщик должен выплачивать 0,001% за каждый день просрочки.
Надежда Ермакова: Вот это и есть та сумма, которую вы с них можете стребовать. Договор на долевое строительство вы подписали и согласно этому документу можете предъявлять претензии к застройщику. Нацбанк в данном случае контроль осуществлять не должен. Если вы предоставили право той стороне свободно пользоваться вашими деньгами, то за это несете ответственность вы. Претензии вы можете предъявить той компании, с которой подписали договор долевого строительства. Вы должны были в договоре прописать, что эта компания полностью отвечает за ваш кредит. Когда выбираете застройщика нужно быть очень внимательным. Вместе с тем, мы готовы более детально изучить вашу проблему.
Дмитрий
В чем выгоднее сегодня хранить свои сбережения?
Ситуация в целом на международном финансовом рынке сейчас неспокойная: очень резко в последнее время колеблется курс между долларом и евро, серьезно падал российский рубль по отношению к доллару, теперь он очень серьезно укрепился. Поэтому, если кто-то хочет заработать на этих моментах, то, наверное, лучшим вариантом будет хранить сбережения во всех этих валютах понемножку. Во всяком случае лучше хранить деньги на счетах в банках или в облигациях, или есть еще такой инструмент в Беларусбанке, как сертификаты. Но ни в коем случае не под подушкой.
Для пенсионеров выгодным инструментом является пластиковая карточка - это деньги, которые хранятся до востребования. По ним отдельными банками платится ставка рефинансирования, сегодня это 30%, или даже немножко больше другими банками. Деньги на пластиковых пенсионных карточках в любой день можно расходовать, это лучше, чем снять деньги с карточки и положить в карман.
Павел
Надежда Андреевна, чем, на ваш взгляд, Нацбанк и правительство будут компенсировать отток валюты в качестве платежей по внешнему госдолгу на сумму более $3 млрд. в 2013 году? Известно, что программы с МВФ, скорее всего, не будет, от Антикризисного фонда поступит только $1,3 млрд. Ведь, насколько я понимаю, при объявленных существенных замедлениях экономического роста в странах - наших соседях и незначительных перспективах привлечения прямых иностранных инвестиций в республику, чтобы сохранить стабильность, надо где-то найти к $1,3 млрд. не менее $1,7 млрд.
Для того чтобы возвращать долги, нужно прежде всего зарабатывать. Мы в этом году вернули уже более $2,5 млрд. - это как внешние, так и внутренние долги. Золотовалютные резервы у нас будут на первое число сформированы на уровне не менее двухмесячного запаса, хотя на начало года мы их тоже имели фактически. В следующем году мы планируем еще увеличить запасы золотовалютных резервов. Самое главное - это экспорт и импорт, положительное сальдо, а также приток прямых инвестиций. Внешние и внутренние заимствования валютные. Сегодня $3 млрд. не являются критичной цифрой для экономики Беларуси, если учесть, что золотовалютный запас у нас составляет более $8 млрд., и мы еще и заработать должны. Мы просчитываем, что проблем с возвратом этих $3 млрд. не будет. С АКФ мы надеемся, что будем работать и дальше, а Международный валютный фонд - ну, не дадут, так не дадут. Министерство финансов сейчас также делало презентацию размещения наших очередных облигаций. Это тоже нормальная международная практика - заимствования, возвраты.