В соответствии с Налоговым кодексом граждане Беларуси ежегодно представляют в налоговые органы налоговую декларацию по подоходному налогу. Какие доходы необходимо декларировать? Как получить налоговую льготу? Планируется ли расширять возможности электронного декларирования доходов? На эти и другие вопросы ответил эксперт.
Декларация представляется в налоговый орган по месту жительства не позднее 1 марта 2018 года. Налоговый орган произведет расчет подоходного налога и до 1 мая вручит извещение на его уплату. Уплатить подоходный налог необходимо не позднее 15 мая 2018 года.
Бланк налоговой декларации размещен на официальном сайте МНС nalog.gov.by, и при необходимости его можно распечатать, также бланк декларации можно вывести на печать из справочно-поисковых систем либо приобрести в пунктах продажи "Белсоюзпечати", размещенных в помещениях налоговых органов, или в специализированных магазинах.
Декларация может быть представлена любым удобным для гражданина способом: лично или через уполномоченное лицо, по почте, а также в электронном виде.
Напомню, что с 1 января текущего года граждане могут заполнять и представлять декларации в электронном виде через личный кабинет плательщика на портале МНС с помощью учетной записи и пароля, без использования ключа электронной цифровой подписи.
Для регистрации в качестве пользователя личного кабинета плательщика необходимо предварительно выполнить ряд процедур, с которыми можно ознакомиться на портале МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/kak-polychit-elektronnie-izvescheniya-podohodny-nalog/). В частности, гражданину следует обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом или видом на жительство, где ему будет бесплатно предоставлен логин и пароль для входа в личный кабинет.
За январь текущего года налоговые декларации представили 4,3 тыс. граждан, из них 88 деклараций (или 2,1 %) представлено в электронном виде.
Как я уже говорил, возможность представления декларации в электронном виде через личный кабинет плательщика с помощью учетной записи и пароля (без использования ключа электронной цифровой подписи) реализована только с 1 января текущего года. Поэтому вести речь о значительном количестве плательщиков, представляющих декларации в электронном виде, преждевременно. Полагаю, что уже в следующем году при проведении очередной кампании по декларированию доходов их число возрастет на порядок, учитывая удобство такого способа подачи декларации (нет необходимости посещать налоговый орган, достаточно наличия персонального компьютера и сети Интернет).
Возможность представления налоговой декларации в электронном виде через недавно запущенное мобильное приложение в настоящее время не рассматривается, так как отображение значительного объема табличных данных на экране мобильного телефона довольно проблематично, что, соответственно, затрудняет их просмотр и заполнение декларации.
Представить декларацию о полученных доходах могут и граждане, которые получали в 2017 году доходы не по месту основной работы (по договорам подряда) и имеют право на получение налоговых льгот в виде стандартного, социального, имущественного или профессионального налогового вычета.
Право на социальный налоговый вычет имеют плательщики, оплатившие обучение (свое или близкого родственника) в учреждении образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, имущественный – состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и понесшие расходы на приобретение или строительство жилья, профессиональный – авторы произведений науки, литературы, искусства и т.п.
Иными словами, если человек, имеющий место основной работы, получает также доходы не по месту основной работы, то в отношении таких доходов, при наличии права на соответствующие налоговые вычеты, он может обратиться за их получением в налоговый орган. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, указать в ней доходы, полученные не по месту основной работы, а также приложить документы, подтверждающие право на налоговый вычет.
Налоговыми органами анализируются доходы и имущественное положение физических лиц. По результатам анализа выявляются лица, чьи расходы значительно превышают официально полученные ими доходы. У таких лиц налоговые органы истребуют декларации о доходах и имуществе.
Если установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, и представленные им пояснения не позволяют установить источник доходов, за счет которых понесены расходы, то доходы такого лица, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению подоходным налогом.
Так, в 2017 году налоговыми органами проанализирована информация о доходах и расходах более чем 17 тыс. граждан. Более 3 тыс. из них по требованию налогового органа не смогли подтвердить источники своих доходов, израсходованных на приобретение имущества и на иные цели, в связи с чем им предъявлен к уплате подоходный налог на сумму Br 4,8 млн (с учетом деноминации).
Если декларация представляется в налоговый орган по почте, то днем подачи считается дата почтового отправления. В том случае, если в отправленной по почте декларации заполнены не все реквизиты или не приложены необходимые документы, налоговый орган может предложить плательщику представить дополнительно необходимую информацию или документы. При этом днем подачи декларации считается дата ее первоначального представления.
Следует обратить внимание, что если недостающие сведения или документы так и не будут представлены в налоговый орган и это повлечет неуплату или неполную уплату подоходного налога, к плательщику могут быть применены меры административной ответственности.
Если излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату, плательщик может обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. Возврат налога производится в течение месяца со дня подачи заявления при отсутствии у плательщика неисполненных налоговых обязательств. Обращаю внимание, что подать заявление о возврате налога можно не позднее трех лет со дня уплаты налога.
Возврат налога осуществляется одним из двух способов: наличными денежными средствами в определенном отделении банка либо на счет физического лица, в том числе на карт-счет, открытый в любом банке Беларуси (при условии указания в заявлении на возврат реквизитов такого счета).
Если нарушен срок представления декларации, то в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Так, при наличии подлежащей к уплате суммы налога и просрочке представления декларации более чем на три рабочих дня штраф составит от двух до десяти базовых величин (в настоящее время одна базовая величина – Br24,5). Такая же ответственность предусмотрена, если налога к уплате нет, но срок представления декларации нарушен более чем на 12 месяцев.
Может сложиться ситуация, когда декларация представлена вовремя, но налог не уплачен или уплачен не в полном объеме. Если неуплаченная сумма налога превышает базовую величину (Br24,5), штраф составит 15% от этой суммы, но не менее 0,5 базовой величины (то есть не менее Br12,25).
Налоговыми органами республики проводится работа по выявлению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения, и контролю за уплатой такими лицами подоходного налога.
В этих целях налоговые органы анализируют сведения о получении физическими лицами доходов, налогообложение которых производится на основании налоговой декларации. В частности, сведения о доходах, полученных из-за границы, о продаже физическими лицами имущества (недвижимости, транспортных средств) и иные.
По результатам проведенных контрольных мероприятий лица, не представившие налоговые декларации, привлекаются к налогообложению.
Так, по итогам работы за 2017 год 6 370 граждан, своевременно не представивших налоговые декларации и не уплативших в установленный срок подоходный налог, привлечены к налогообложению. Сумма дополнительно предъявленного налога составила Br4,4 млн (с учетом деноминации).
Проводятся проверки в отношении физических лиц, осуществляющих незарегистрированную деятельность, а также лиц, чьи расходы не соответствуют получаемым доходам.
В случае установления факта неполной уплаты или неуплаты налога применяется административная ответственность.
Вместе с тем в случае указания в первоначально представленной налоговой декларации неполных сведений о доходах, подлежащих налогообложению, гражданину следует представить уточненную налоговую декларацию и произвести доплату подоходного налога. При этом если уточненная сумма налога будет уплачена не позднее 15 мая, то административная ответственность не будет применяться.
В рамках вступившего в силу декрета №1 основная работа по содействию гражданам в трудоустройстве, созданию рабочих мест, обучению граждан востребованным на рынке труда профессиям возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы.
Вопросы содействия занятости населения не относятся к компетенции налоговых органов. Вместе с тем следует отметить, что отдельные виды самостоятельной деятельности физических лиц, не требующие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, стимулируются в том числе через налоговое законодательство. Например, в целях развития ремесленной деятельности и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма ставка сбора за осуществление таких видов деятельности установлена в размере 1 базовой величины за год.
Кроме того, Министерство по налогам и сборам являлось непосредственным разработчиком указа № 337 "О регулировании деятельности физических лиц", которым существенно расширены виды самостоятельной деятельности граждан, не требующие регистрации в качестве предпринимателя.
Налоговыми органами на постоянной основе проводится анализ информации в СМИ, сети Интернет о рекламе оказываемых услуг. Информация поступает также от граждан, которым оказываются такие услуги, от ЖЭСов, ТСЖ, контролирующих и правоохранительных органов.
27 января 2018 года вступил в силу указ №29 "О налогообложении", распространяющий свое действие в части подоходного налога на отношения, возникшие с 1 января 2018 года. С учетом необходимости осовременивания налоговых вычетов и льгот по подоходному налогу указом №29 предусмотрена их индексация на прогнозный темп роста номинальной заработной платы.
В частности, проиндексированы (увеличены) размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога:
– стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, - с Br705 до Br776 на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода;
– доходы, полученные от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, с Br5 555 до Br6 116 в сумме от всех источников в течение налогового периода;
– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые в течение календарного года от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – с Br1 678 до Br1847 от каждого источника в течение налогового периода; от организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся местом основной работы, – с Br111 до Br122 от каждого источника в течение налогового периода; от профсоюзных организаций членами таких организаций, с Br336 до Br370 от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода;
– оплата за физическое лицо организацией и индивидуальным предпринимателем, являющимися для такого лица местом основной работы, страховых услуг, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, - с Br2 874 до Br3 164 от каждого источника в течение налогового периода;
– безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с Br11 102 до Br12 223 в сумме от всех источников в течение налогового периода;
– доходы, полученные в результате дарения от иных физических лиц, с Br5 555 до Br6 116.
Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных и социального налоговых вычетов:
– стандартный налоговый вычет, предоставляемый в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 164 НК, увеличен с Br93 до Br102 в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей Br620 в месяц;
– стандартный налоговый вычет, предоставляемый на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 164 НК: на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с Br27 до Br30 в месяц; для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с Br52 до Br57 на каждого ребенка в месяц; для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей - с Br52 до Br57 в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
– стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 164 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в абзацах 2-6 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 164 НК, увеличен с Br131 до Br144 в месяц;
– предел социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 165 НК, предоставляемого по суммам страховых взносов, уплаченных физическим лицом страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, увеличен с Br2 874 до Br3 164 в течение налогового периода.
Нет, не облагаются. Доходы, полученные в результате дарения от близких родственников (в том числе родителей, супругов, независимо от их гражданства), полностью освобождаются от подоходного налога.
Государство, из которого получен доход, не имеет значения. Налогообложение зависит исключительно от характера полученного дохода (подарок, заем, заработная плата, продажа имущества, выигрыш или иное) и источника его выплаты (физическое лицо либо организация).
Например, подарки из-за границы, в том числе полученные посредством банковского перевода от близких родственников или лиц, состоящих в отношении близкого свойства (близкие родственники супруга), не облагаются подоходным налогом независимо от их размера, а подарки от иных физических лиц в 2017 году облагаются в размере, превышающем Br5 555 в сумме от всех источников в течение года.
Выигрыши в иностранных игорных заведениях, в том числе иностранных онлайн-казино, заработная плата, дивиденды облагаются налогом независимо от их размера.
Подоходным налогом облагаются только полученные гражданами доходы, в связи с чем возврат собственных средств в связи с несостоявшейся покупкой товара, в том числе в иностранном интернет-магазине, не подлежит налогообложению. При необходимости в налоговый орган представляются документы, подтверждающие факт оплаты товара и возврата средств.
С 7 марта 2016 года вступил в силу указ №231 "Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс", согласно которому в период до 1 марта 2019 года освобождаются от подоходного налога доходы, полученные физическими лицами по заключенным с форекс-компаниями, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями соглашениям.
Вместе с тем данная льгота будет предоставляться при получении доходов от юридических лиц, зарегистрированных в Беларуси и включенных Национальным банком в реестр форекс-компаний, а также белорусских банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
В отношении сумм, получаемых от иных лиц, в том числе иностранных форекс-компаний, налогообложению подлежат любые доходы, как выплаченные в денежной форме, так и зачисленные на счет физического лица в банке либо по его поручению на счета третьих лиц, в электронный кошелек физического лица либо по его поручению в электронный кошелек третьих лиц, в том числе поступившие на торговый счет у иностранного брокера.
Налоговым кодексом не предусмотрено налоговых льгот в отношении выигрышей, полученных от игорных заведений - как находящихся в Беларуси, так и в иностранных государствах.
При этом поскольку налоговым законодательством не предусмотрено уменьшение налоговой базы на сумму отрицательного результата либо на суммы, связанные с извлечением дохода (ставки), то подоходным налогом будет облагаться вся сумма полученного выигрыша.
При получении таких доходов физические лица обязаны не позднее 1 марта года, следующего за календарным годом, в котором получен доход, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом, уплатить налог.
От подоходного налога освобождаются доходы (кроме доходов, полученных от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь от возмездного отчуждения в течение пяти лет одной квартиры.
Соответственно, налогообложению подлежат доходы от возмездного отчуждения квартиры, если такое отчуждение является вторым в течение пяти лет.
При этом под возмездным отчуждением понимаются сделки не только купли-продажи, но и мены (поскольку в соответствии с Гражданским кодексом к договору мены применяются правила о купле-продаже) и ряд иных.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации доход в виде квартиры, полученной по договору мены, освобождается от налогообложения, а доход от продажи квартиры подлежит налогообложению при условии, что обе эти сделки совершены в пределах пяти последних лет.
При получении таких доходов физические обязаны не позднее 1 марта года, следующего за календарным годом, в котором получен доход, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) и не позднее 15 мая года уплатить налог.
При исчислении налога учитываются представленные гражданином документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением отчужденной квартиры.
От подоходного налога освобождаются доходы (кроме доходов, полученных от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Беларуси от возмездного отчуждения в течение календарного года одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства.
Соответственно, налогообложению подлежат доходы от возмездного отчуждения легкового автомобиля, если такое отчуждение является вторым в течение календарного года. При этом календарным годом для целей налогообложения признается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, поскольку в 2017 году получен доход от продажи только одного автомобиля, то такой доход освобождается от налогообложения, и представлять налоговую декларацию не требуется.
Если в 2018 году не произойдет возмездное отчуждение иного автомобиля, то по итогам в 2018 года подоходный налог также не уплачивается.
Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество установлено, что вознаграждение, получаемое физическим лицом – налоговым резидентом Беларуси в отношении работы по найму, может облагаться налогом в России, только если соблюдается одно из двух условий: если такое вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, и если
расходы по выплате такого вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, являющийся налоговым резидентом Республики Беларусь, имеет в Российской Федерации.
Так как эта норма не исключает налогообложения таких доходов в Беларуси и Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога с таких доходов, то они подлежат налогообложению в соответствии с белорусским законодательством, в том числе и в случае уплаты налога в России.
В качестве метода избежания двойного налогообложения и Налоговый кодекс, и межправительственное соглашение предусматривают, что сумма налога, удержанного в России, может быть вычтена из суммы налога, исчисленного с такого дохода в Беларуси. То есть предусмотрено уменьшение подлежащего уплате в Беларуси подоходного налога на сумму налога, уплаченного в России.
С целью устранения двойного налогообложения (проведения зачета фактически уплаченных сумм налога с доходов, полученных в России) физическое лицо обязано представить в налоговый орган Беларуси документы о полученном доходе и об уплате им налога в России, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этой страны.
В связи с проведением кампании по декларированию доходов налоговые органы на период по 1 марта 2018 года (включительно) осуществляют прием налоговых деклараций от физических лиц в будние дни с 8-00 до 19-00. Кроме того, в субботы 17 и 24 февраля 2018 года будет осуществляться прием деклараций с 9-00 до 13-00.
Доходы (кроме доходов, полученных от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь от возмездного отчуждения в течение пяти лет одной квартиры, от подоходного налога освобождаются.
Что касается доходов, полученных в США, то в качестве метода избежания двойного налогообложения Налоговый кодекс предусматривает, что сумма налога, удержанного в иностранном государстве, может быть вычтена из суммы налога, исчисленного с такого дохода в Беларуси. То есть предусмотрено уменьшение подлежащего уплате в Беларуси подоходного налога на сумму налога, уплаченного, в данном случае, в США.
С целью устранения двойного налогообложения (проведения зачета фактически уплаченных сумм налога с доходов, полученных в США) вы должны представить в налоговый орган Беларуси документы о полученном доходе и об уплате налога в США, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этой страны.
Если вы в течение 2017 года получали доходы от одной или нескольких белорусских организаций, то отчитываться перед налоговыми органами о полученных доходах и представлять налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу не требуется, так как налогообложение ваших доходов осуществлялось источником выплаты.
Если же речь идет о декларации о доходах и имуществе, которую представляют в соответствии с законом "О борьбе с коррупцией", то ее представление зависит от того, является ли ваша организация государственной организацией и являетесь ли вы государственным служащим. Подробную информацию о представлении декларации о доходах и имуществе можно получить в кадровой службе или вышестоящем госоргане.
Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории страны в календарном году более 183 дней. Граждане, которые фактически находились за пределами Беларуси 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.
При этом ко времени фактического нахождения на территории Беларуси относится время непосредственного пребывания физического лица в стране, а также время, на которое это лицо выезжало за ее пределы на лечение, отдых, в командировку.
Понятие "отдых" для целей налогообложения налоговым законодательством прямо не определено. В этой связи решение об учете дней нахождения за границей на отдыхе при расчете времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь принимается в каждом конкретном случае с учетом пояснений физического лица, представляемых им документов. В этой связи при возникновении спорных вопросов по определению статуса налогового резидентства физического лица вам следует представить в налоговый орган по месту жительства пояснения и имеющиеся документы, касающиеся ваших поездок в Польшу.
Кроме того, следует отметить, что заключенные нашей страной международные договоры (соглашения) по вопросам избежания двойного налогообложения, в том числе с Литовской Республикой, предусматривают механизм взаимосогласительных процедур, когда компетентные органы обоих государств принимают согласованное решение об определении статуса налогового резидента физического лица с учетом всех обстоятельств, в частности так называемого "центра жизненных интересов", учитывающего постоянное жительство, наличие жилья, личные и экономические связи и иные.
Обязанность по надлежащему заполнению и представлению в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу возлагается непосредственно на гражданина, получившего подлежащий налогообложению доход.
При этом в декларации подлежат отражению такие сведения о доходах от источников за пределами Беларуси, как название страны, в которой или из которой получен доход, данные об источнике выплаты дохода, дата получения дохода; размер дохода в денежных единицах, в которых он получен, сумма налога в иностранной валюте, в которой уплачен налог (при его удержании в иностранном государстве).
Обращаю внимание, что доходы, полученные в иностранной валюте, указываются гражданином в декларации именно в валюте получения. Перерасчет в белорусские рубли для целей определения налоговой базы производится не гражданином, а налоговым органом исходя из курса валюты на дату получения дохода.
Поскольку дата получения дохода определяется как день зачисления денежных средств на счет гражданина в банке, то в случае отсутствия у вас данных о такой дате, вам следует уточнить ее в банке, в том числе и в случае закрытия счета.
Вместе с тем налоговый орган, в который будет представлена налоговая декларация, осуществляет контроль за полнотой ее заполнения и правильностью указания в ней сведений о полученных доходах. В связи с чем при наличии у налогового органа сведений от банка об иной дате получения дохода налоговый орган произведет расчет налога исходя из верной даты получения дохода.