Онлайн-конференция
17 апреля 2012, 12:00
Cотрудничество белорусского и литовского бизнеса: качество и эффективность
Введенные недавно Евросоюзом санкции против Беларуси, безусловно, не способствуют выстраиванию нормальных, взаимовыгодных экономических отношений в регионе. Однако, как показывает история, бизнес не склонен слепо следовать в фарватере сугубо конъюнктурных политических решений. У него своя логика, которая диктуется, прежде всего, экономической целесообразностью. Тем более это касается бизнеса в странах-соседях, связи между которыми особенно тесные, а поэтому и жизненно необходимые.
Как сегодня развивается взаимодействие белорусского и литовского бизнеса, какие его аспекты ставятся во главу угла, насколько оно эффективно, какие перспективы открывает? На эти и другие вопросы на примере сотрудничества отвечают Арнас Паулиус, директор по развитию АО «Stumbras» (Литва), Алгирдас Чибурыс, директор по маркетингу АО «Stumbras», Иван Троцкий, директор ЗАО “Минский завод виноградных вин” (Беларусь).
Вопросы конференции
Иван Матвеев
Как родилась идея наладить сотрудничество литовской и белорусской компаний? Какими были первые шаги?
Наше сотрудничество с брестским заводом ЗАО "Минский завод виноградных вин" началось в 2010 году. Сначала это была только дистрибуция некоторых продуктов белорусской компании в страны Балтии, позже партнерство переросло в полноценный совместный производственный проект уже на территории Беларуси с прицелом на реализацию в рамках Единого таможенного союза. Так, на двух последних крупнейших отраслевых выставках "Продэкспо-2011" и "Продэкспо-2012" в Москве наши компании организовывали совместный стенд.
Иван Троцкий: Затевая сотрудничество с литовской компанией, мы преследовали несколько целей. Во-первых, дать возможность белорусам попробовать литовский Stumbras. А во-вторых, представить и свою продукцию на рынке Евросоюза.
Алексей Воронин
Какие требования предъявляла компания Stumbras к белорусскому партнеру? Почему выбор был сделан в пользу МЗВВ?
Как я уже говорил, главная отличительная особенность нашей продукции - высокое качество. Соответственно, на белорусском рынке мы искали такого партнера, который бы обеспечил в первую очередь выполнение этого условия. Для нас важно, чтобы белорусский потребитель смог попробовать наши литовские настойки, ничем не отличающиеся от произведенных на родине. Наш белорусский партнер полностью отвечает заявленным требованиям: имеет высокотехнологичное современное оборудование. На заводе работают профессионалы, способные приготовить продукт по нашей рецептуре. Договор с ЗАО "МЗВВ" заключен на условиях франчайзинга, то есть мы предоставляем в пользование свою торговую марку и визуальный ряд продукта. А белорусская компания производит продукт и отвечает за его качество, разумеется, совместно с нами. К сказанному добавлю, что мы высоко оцениваем качество собственной продукции брестского завода МЗВВ, в частности торговых марок "Сваяк" и "Налiбокi". Это та продукция, которую представляет на рынке стран Балтии наш партнер, представитель МГ Балтик - компания "Минеральные воды".
Александр Чеберкус
Пользуется ли успехом белорусская продукция на балтийском рынке, который насыщен всемирно известными брендами?
Белорусская продукция очень привлекательна для нашего рынка. Торговые марки "Сваяк" и "Налiбокi" мы продвигаем уже несколько лет, причем достаточно успешно. Они зарекомендовали себя как качественные и востребованные продукты. И это неудивительно, ведь в производстве важную роль играет система фильтрации, а на брестском заводе МЗВВ установлены серебряная, платиновая и золотая системы фильтрации. Например, в производстве "Сваяка" используется платиновая фильтрация, что обеспечивает его высокое качество, да и оформление продукта выглядит очень современно. А слово "сваяк" хорошо известно не только в Беларуси, но и у нас в Прибалтике. Мы уверены, что на продукт с таким названием переносится доброе отношение народов балтийских стран к белорусам. В числе же основных преимуществ "Налiбокi" - использование оригинальных, исконно белорусских рецептур, а также дизайн бутылки, оформленной в национальном стиле. Для нас очень важно, что мы представляем на рынке Балтии два качественных продукта, каждый из которых уже завоевал своего потребителя.
Иван Троцкий: Хочу отметить, что "Сваяк" и "Налiбокi" пользуются успехом не только на рынке Балтии. Мы поставляем их и в Казахстан, Россию, Германию, Ливан. Эти торговые марки отмечены и профессионалами. Так, за последние два года мы завоевали главную награду "Звезда Продэкспо" и золотые медали на дегустационных конкурсах в рамках московской выставки "Продэкспо".
Справка БЕЛТА: "Продэкспо" - самое представительное бизнес-мероприятие в пищевой отрасли стран СНГ и Восточной Европы. Этот крупнейший форум, который проводится ежегодно, определяет вектор развития индустрии продовольствия и алкогольных напитков. В рамках выставки проходит дегустационный конкурс алкогольной продукции, который зарекомендовал себя как наиболее объективный. Победитель определяется методом закрытой дегустации высокопрофессиональными экспертами.
Сергей Волков
Какие продукты Stumbras в белорусском исполнении присутствуют сегодня на нашем рынке?
В настоящее время на брестском заводе производится 4 литовских продукта: Stumbras vodka и три настойки ("Столетие", "Хлебная", "Зубровица"). Как и в Литве, в бутылки с настойками помещаются натуральные ингредиенты: зрелый колос, ржаные зерна и стебель зубровки.
Добавлю, что эксперты литовского предприятия совместно с нашими специалистами тщательно контролируют все процессы, связанные с соблюдением рецептур и технологии производства.
Алгирдас Чибурыс: Хочу отметить, что тесное сотрудничество осуществляется не только в части производства, но и в области маркетинга. Когда два известных производителя реализуют общий проект, всегда происходит обмен опытом и знаниями. Не стоит говорить, что потребитель от этого только выигрывает. В дальнейшем мы планируем расширение линейки продукции ТМ Stumbras на белорусском заводе.
Алексей Бондарев
Насколько конкурентоспособна продукция торговой марки Stumbras на белорусском рынке?
АО "Stumbras" не только в Литве, но и на других рынках конкурирует не ценой, а прежде всего качеством. Наша продукция производится по самым современным технологиям и имеет уникальный внешний вид. Поэтому полагаю, что продукция Stumbras на полках белорусских магазинов является вполне конкурентоспособной, ведь хороший продукт не может стоить дешево.
Иван Троцкий: Кстати, на белорусском рынке линейка водок и настоек ТМ Stumbras стоит дешевле импортных аналогов премиального сегмента.
Сергей Свиреденко
Как вы оцениваете первые результаты сотрудничества?
Мы довольны сотрудничеством с белорусами. Сегодня мы имеем качественный белорусский Stumbras, который представлен более чем в 1000 торговых точках во всех регионах вашей страны. Кроме того, мы нашли надежного партнера в лице МЗВВ. Конечно же, мы с нетерпением будем ждать отзывов от наших белорусских потребителей. Надеемся, что они будут такими же лестными, как отзывы литовцев о "Сваяке" и "Налiбокi".
Иван Троцкий: Наше сотрудничество с литовской компанией способствовало появлению на белорусском рынке продуктов, которые отечественные производители до сих пор не выпускали. Например, настойки с ржаными зернами внутри бутылки. А главное, что продукция Stumbras в белорусском исполнении - это замещение импортного товара и расширение линейки качественной алкогольной продукции отечественных производителей в сегменте премиум.
Олег Горелик
Как бы вы измерили эффективность сотрудничества ваших компаний?
Мы долго вынашивали планы активной работы на соседнем рынке. Данный совместный проект позволил узнать рынок Беларуси, вникнуть в него, понять и вместе с белорусскими партнерами развивать свой бизнес. От этого выигрывают все: и сами предприятия, и потребители, и в целом наши страны. Кстати, в настоящее время АО "Stumbras" является одним из крупнейших налогоплательщиков Литвы, а объем налогов, как известно, напрямую зависит от успешности бизнеса.
Иван Троцкий: Наше предприятие также является добросовестным налогоплательщиком. Я придерживаюсь того же мнения, что и коллега: успешно развивая свой бизнес, мы пополняем бюджет страны. Так, только за 2011 год ЗАО "Минский завод виноградных вин" уплатило налогов на сумму более Br200 млрд.