Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
26 декабря 2013, 11:30

Бюджетно-налоговая политика Беларуси

Владимир Амарин подведет финансовые итоги непростого для Беларуси уходящего года и расскажет о приоритетах бюджета-2014, ответит на вопросы о ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике, перспективах повышения заработной платы и пенсий в 2014 году, планирующихся изменениях в налоговом законодательстве и источниках финансирования госдолга Беларуси и другие.

Ответы будут публиковаться 26 декабря после 12.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Кожемякин Андрей Анатольевич, Минск
Добрый день, господин Амарин. Скажите, пожалуйста, в какой форме и в какие сроки Беларусь получит российский кредит в $2 млрд.? Рассматривается ли вариант получения кредита в виде вложения резервов ФНБ России в ценные бумаги Беларуси? И еще один вопрос. Удастся ли по итогам года выйти на бездефицитный бюджет или же ожидается небольшой дефицит? В каком объеме? Спасибо.
Как вчера уже прозвучало, принято решение о том, что будет выделен российский кредит в размере около $2 млрд. для Беларуси. Хочу заметить, что сегодня в мире экономический кризис, и он не может не затрагивать наших стран и отражается на наших экономических показателях, в первую очередь темпах экономического роста, экспорте. Поэтому выделение кредита будет работать на экономики обоих государств, потому что они очень взаимосвязаны. Например, товарооборот России с Беларусью находится на первом месте среди стран СНГ. Мы уже опередили по объему товарооборота с Россией Украину. Планируется, что по итогам текущего года, хотя показатель и будет несколько ниже, чем рекордный товарооборот 2012 года, но он составит около $39-40 млрд.

Я хотел бы повторить, что кредит будет работать на экономики обеих стран. Ожидаемые сроки его получения – начало 2014 года.

Вчера было отмечено, что на предоставление этого кредита использование средств Фонда национального благосостояния России не предполагается. Это будет межправительственный кредит. Он будет в форме предоставления средств как из бюджета, так и из внебюджетных источников.

Условия "10 лет" вытекают из тех условий, на которых мы привлекали средства из Антикризисного фонда. Поэтому мы договариваемся о том, что они будут аналогичными. Конечно, межгосударственные кредиты (мы работаем с Россией в этой сфере давно, мы получали последние кредиты в 2008-2009 году) предоставляются на более комфортных условиях, чем иные заимствования на финансовом рынке, в том числе еврооблигации, связанные кредиты.
Сержанович Алесь, Минск
Владимир Викторович, когда планируется разместить новый выпуск еврооблигаций Беларуси? Кого планируется привлекать в качестве организаторов? На какой площадке будет проходить размещение? Сколько средств планируется занять на открытом рынке и на какую ставку ориентируется Минфин?
В 2014 году мы планируем привлечь на внешнем финансовом рынке около $800 млн. При этом учитываются сложившиеся условия. На финансовом рынке существуют периоды, когда складываются наиболее благоприятные условия для выхода на рынок, поскольку там есть соответствующие ресурсы. Можно прогнозировать, что мы сможем выйти на рынок либо в конце первого полугодия 2014 года, где-то в мае, либо во втором полугодии - в сентябре-октябре.

К настоящему времени определены организаторы выпуска евробондов на 2014 год. Это VTB Capital и российский Sberbank CIB. На какой бирже еврооблигации будут размещены, будет решаться позже.

При размещении наших еврооблигаций мы будем стремиться к тому, чтобы были сохранены условия, на которых они торгуются сейчас. Так, доходность по пятилетним евробондам составляет 8,5%, по семилетним - 8,9%.
Яцкевич Юрий, Минск
Какой объем гособлигаций предусмотрен для размещения на внутреннем рынке страны в 2014 году - для юрлиц и физлиц? Когда могут быть предложены очередные выпуски валютных облигаций юрлицам и населению?

Для населения c 16 декабря мы размещаем гособлигации на сумму $50 млн. После размещения этих выпусков (их несколько, они отличаются разной номинальной стоимостью облигаций), мы посмотрим на ситуацию на рынке. Я думаю, что в первом полугодии мы будем выходить еще с одним выпуском облигаций в иностранной валюте для физических лиц.

Предполагаю, что часть выпуска 16 декабря уже пойдет в параметры привлечения будущего года. C этой даты уже куплено облигаций на сумму около $10 млн. В целом на 2014 год мы будем ставить перед собой задачу по привлечению от облигаций для физических лиц $75-100 млн.

Что касается юридических лиц, то мы в этом году создали условия для заинтересованности банков в покупке этих гособлигаций. При вложении средств в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, есть определенные преимущества. Мы привлекли в текущем году от банков около $800 млн. на внутреннем рынке. На будущий год мы ставим примерно такие же задачи.

Корр. БЕЛТА
Когда будет подписано соглашение по кредиту ВЭБ на сумму до $500 млн. для авансовых платежей по Белорусской АЭС, можно ли ожидать этого в январе? Можно ли назвать условия, на которых будет открыта эта кредитная линия, более выгодными, чем условия иных внешних заимствований для Беларуси? Когда будет начато использование средств?
Наблюдательный совет российского Внешэкономбанка 19 декабря принял решение об открытии правительству Беларуси кредитной линии до $500 млн. для финансирования части авансовых платежей по проекту строительства Белорусской АЭС. Мы долго этот кредит прорабатывали, решение принято, и сейчас эксперты работают над условиями и в целом по кредитному соглашению. Эта работа занимает определенное время, поэтому, реально оценивая, следует сказать, что примерно к концу января - началу февраля мы сможем этот кредит оформить и начать его освоение.

Сравнивая этот кредит с российским государственным экспортным кредитом на сумму до $10 млрд. на финансирование строительства БелАЭС, могу сказать, что по государственным экспортным кредитам условия традиционно комфортней. По новому кредиту условия несколько другие, но они также комфортны для нас. Хочу также обратить внимание на то, что ранее белорусская сторона самостоятельно оплачивала авансовые платежи по строительству АЭС, которые были предъявлены в течение 2012-2013 года. На это было направлено более $130 млн.
Корр. БЕЛТА
Какие важнейшие мероприятия согласно плану структурных реформ экономики запланированы Минфином на 2014 год по совершенствованию системы страхования?
В целях реализации Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011-2015 годы, достижения прогнозных показателей развития рынка страховых услуг на 2014 год Министерством финансов в следующем году запланированы такие основные мероприятия, как совершенствование системы налогового стимулирования граждан и юридических лиц к заключению накопительных договоров страхования и совершенствование правил установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов. Планируется оптимизировать процедуру лицензирования страховой деятельности, расширить перечень общих лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление страховой деятельности (лицензиату) в части наличия в штате страховщика страхового актуария. Предполагается также упрощение процедуры страхования экспортных рисков с поддержкой государства и формирование условий такого страхования, максимально учитывающих интересы экспортеров.

Также Министерством финансов подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий внесение комплексных изменений в законодательство о страховой деятельности. Данные изменения направлены на повышение привлекательности страхового рынка для инвесторов, усиление конкуренции на нем, рост уровня капитализации страховщиков и их финансовой устойчивости, а также расширение полномочий Министерства финансов по оперативному регулированию рынка и надзору за страховой деятельностью.

Основные из концептуальных положений проекта указа предусматривают отмену ограничений по доле участия юридического лица (в том числе иностранного) в уставном фонде страховой организации, предоставление иностранным страховым организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь, права осуществлять страхование жизни физических лиц по прямым договорам, установление права организаций-страхователей относить на затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов при заключении договоров страхования с негосударственными страховыми организациями. В проекте документа прописана возможность для страховщика осуществлять выплату потерпевшему по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства. Предусмотрено также увеличение минимального размера уставного фонда страховых организаций путем его поэтапного доведения действующими страховыми организациями до суммы, эквивалентной 5 млн. евро (к маю 2017 года), и путем формирования вновь создаваемыми страховыми организациями в сумме, эквивалентной 5 млн. евро сразу.

Реализация предложенных мер будет способствовать созданию условий для добросовестной конкуренции, развитию эффективного страхового рынка Республики Беларусь и повышению его роли в устойчивом социально-экономическом развитии страны.
Емельянов Егор, Минск
Расскажите, сколько из бюджета будет потрачено на проведение ЧМ по хоккею 2014 года и сколько потрачено в 2013-м? А лучше сразу скажите - во сколько налогоплательщикам обойдется сие мероприятие? И как вы думаете, окупятся ли вложенные средства?

 На подготовку к чемпионату мира по хоккею, который будет проходить в Минске в мае 2014 года, средства расходовались из бюджета города. В первую очередь они направлялись на то, чтобы улучшить дорожную инфраструктуру. Здесь хотелось бы обратить внимание, что построенные объекты останутся для всех жителей города. В частности, мы будем пользоваться этими дорогами. Что касается гостиниц, то они в основном строятся за счет средств инвесторов. Будет построен целый ряд гостиниц. Также построены объекты в студенческой деревне, которые будут использоваться для размещения гостей чемпионата. Потом ими будут пользоваться наши студенты. Построенной "Чижовка-Ареной" будут пользоваться жители, там будут отдыхать дети, тренироваться спортсмены. Это только на благо нашего города. Как и после любого мероприятия подобного рода, после чемпионата мира по хоккею остается ряд спортивных объектов, комфортных гостиниц, мест размещения, которыми потом мы будем еще очень долго пользоваться.

Говорить о цифрах сейчас очень сложно, но мы надеемся, что во время проведения чемпионата, поскольку увеличится приток туристов, увеличится товарооборот, за счет чего будет пополняться не только бюджет города, но и бюджет страны.

Лизунова Наталья
Что включит в себя разработка системы строительных сбережений, которая входит в число мероприятий плана структурных реформ экономики? Когда такая система сможет реально заработать в Беларуси? Поможет ли это решить жилищный вопрос?
Министерство финансов в этом вопросе участвует косвенно, тут работают в основном Министерство архитектуры и строительства и Национальный банк. Насколько я знаю, эти вопросы еще находятся в проработке. Поэтому что-то конкретное и когда заработает данная система, я сказать не могу. Я бы попросил переадресовать этот вопрос кому-то из Минстройархитектуры или Нацбанка.
Корр. БЕЛТА
2013 год практически завершен. Анализ его итогов, выполнения намеченных параметров финансово-экономического развития еще предстоит. Тем не менее, предварительные результаты уже очевидны. Как Министерство финансов оценивает прошедший год?
Для бюджета этот год был достаточно сложным, потому что из-за различных факторов мы недополучили в доходы бюджета определенную сумму. Нам пришлось уточнять бюджет, корректировать его расходную часть, оптимизировать расходы с тем, чтобы привести наши расходные обязательства в соответствие с получаемыми доходами. Если возвращаться к недополученным средствам, то это, в первую очередь, произошло из-за того, что сложилась определенная ситуация на рынке калийных удобрений, а поступления от их реализации занимают достаточно значительную долю бюджета. Эти потери были чувствительными. Кроме того, это еще и снижение поступлений по налогу на прибыль, также мы недополучили средства поступления в бюджет в связи с сокращением импорта в рамках Единого экономического пространства.

Да, было сложно. Из-за того, что пришлось пересматривать бюджет в ходе его исполнения, корректировать расходы. В первую очередь, я говорю о республиканском бюджете - на местных это почти не отразилось. Местные бюджеты в этом году исполнялись более стабильно, даже с некоторым превышением доходной части. То есть, если говорить в целом - год был сложным, но основные задачи выполнены: мы (т.е. республиканский бюджет) обеспечили финансирование приоритетных направлений - это жилищное строительство, здравоохранение, образование.
Казючиц Александр
Что будет сделано для реформирования рынка ценных бумаг и акций? Когда можно ожидать конкретных результатов от этой реформы? К чему она приведет?
Реформирование рынка ценных бумаг идет планомерно и последовательно. Разработан проект закона о рынке ценных бумаг. Он внесен в парламент и прошел рассмотрение соответствующей комиссией в Палате представителей. Новый закон будет приниматься взамен действующих законов о рынке ценных бумаг и о депозитарной деятельности. Это будет комплексный закон, он достаточно сложный и большой по объему, поэтому его рассмотрение в Палате представителей займет определенное время. Министерство финансов и департамент по ценным бумагам Минфина работают с депутатами, чтобы этот закон представить. Будет проведен ряд встреч для обсуждения этого закона в парламенте.

Мы также подготовили закон об инвестиционных фондах, сейчас он находится на рассмотрении в правительстве. Этот закон очень важен для рынка ценных бумаг.

Одним из элементов реформирования можно назвать проект указа о выпуске и обращении иностранных депозитарных расписок. Этот указ длительное время рассматривался, сейчас он подготовлен, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет принят. Он  создаст правовую базу, основу для того чтобы акции наших акционерных обществ могли продаваться на внешних рынках с использованием такого инструмента, как депозитарные расписки. Этот инструмент более доступен для внешних инвесторов, более понятен для них, и поэтому мы надеемся, что он принесет определенные результаты. Преимуществом этого способа станет размещение белорусских ценных бумаг, акций на определенный срок - 2 года. Новый владелец акций белорусского предприятия в течение двух лет будет участвовать в управлении акционерного общества, получать соответствующие дивиденды, а по истечении этого времени сможет принять решение об окончательном выкупе акций либо их продаже.

Очень активно развивается рынок корпоративных облигаций. Наши коммерческие организации все чаще обращаются к этому инструменту для привлечения средств на финансовом рынке. Существуют определенные льготы в налогообложении  для таких облигаций. Опыт двух лет реализации этих льгот был положительным, и мы приняли решение о продлении действия льгот еще на 3 года. Что касается рынка акций, то он менее динамично развивается, потому что здесь все зависит от того, насколько активно у нас будет идти процесс реформирования и создания акционерных обществ.
Корелина Ольга Игоревна
Добрый день! В последние месяцы не прекращается обсуждение так называемого налога с тунеядцев. В недавнем интервью "Народной газете" замминистра финансов Максим Ермолович сообщил, что одно из предложений по взиманию этого платежа - введение социальных карт: "Мы получаем услуги здравоохранения, образования, пользуемся услугами ЖКХ и транспорта, оплачивая лишь часть их себестоимости. Но если работающий человек компенсирует их стоимость через налоги, которые платит в бюджет и в Фонд соцзащиты, то неработающий в этом не участвует. Поэтому одно из предложений по механизму взимания данного платежа связано с введением социальных карт, наличие которых позволит работающим гражданам получать определенный набор услуг бесплатно, а тем, кто официально нигде не работает, придется оплачивать стоимость этих услуг". Не могли бы Вы пояснить, как будут действовать эти социальные карты? Придется ли неработающим покупать их, чтобы, например, попасть на прием к врачу? Если да, сколько они будут стоить? Если говорить в целом, какому из механизмов по взиманию "налога с тунеядцев" отдается предпочтение? Когда может быть введен этот платеж?
Много говорили о том, как будет взиматься плата с тунеядцев. Обсуждали вариант налога, а также взимания платы в социальной плоскости. Решением данного вопроса занимается Министерство труда и социальной защиты. По нашему мнению, люди, которые не участвуют в формировании валового внутреннего продукта, не оплачивают подоходный налог в бюджет страны, а также отчисления в Фонд социальной защиты, хотя, несмотря на это пользуются льготами по оказанию бесплатной медпомощи, бесплатным образованием, льготами на коммунальные услуги и транспорт, то есть целым набором услуг, должны как-то компенсировать стоимость этих услуг либо оплачивать их.

Думаю, если этот вопрос (то есть каким именно образом они будут компенсировать стоимость услуг) будет решаться, то только не в плоскости налогообложения граждан. Вероятнее всего, это будет делаться с помощью социальных карт. Вопрос введения социальных карт сейчас только прорабатывается. К слову, есть опыт европейских стран, когда вводятся так называемые социальные карты и используются при получении социальных услуг.

В общем, этот вопрос достаточно сложный. Пока никакие решения по введению налога на тунеядцев не принимались и в бюджете на 2014 год он никак не отражен.

Министерство финансов этим вопросом не занимается, потому что никакие особые налоговые обременения для неработающих граждан не рассматриваются. В 2014 году налог на тунеядцев не будет введен. Уже принят Налоговый кодекс, где определены условия, все ставки по 2014 году.
Владимир Амарин
Как вы знаете, проект закона о бюджете и проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс приняты Национальным собранием и, думаю, до конца года будут подписаны главой государства. Я бы хотел вкратце остановиться на основных положениях этих документов.

Бюджет на 2014 год сформирован в полном соответствии с параметрами роста экономики, платежного баланса и денежно-кредитной политики и составит Br206 трлн. по доходам и расходам (рост – на 7,9% к ожидаемому исполнению 2013 года). Как и в 2013 году, бюджет будущего года утвержден бездифицитным, сбалансированным по доходам и расходам.

В составе доходной части бюджета учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс. В первую очередь они касаются стимулирования инвестиционной деятельности. В частности, предусмотрены некоторые преференции и льготы в отношении применяемой «амортизационной премии», которая будет трансформирована в «инвестиционную премию», увеличен ее размер, то есть будут применяться коэффициенты 1,5 и 1,2 для отнесения расходов на инвестиции и научную деятельность на затраты. Это будет способствовать формированию источников инвестиций и оборотных средств.

Фискальное направление изменений налогового законодательства обусловлено необходимостью повышения устойчивости бюджетных доходов и обеспечения источниками финансирования растущих расходных обязательств в отдельных сферах. В первую очередь проиндексированы ставки акцизов с некоторым превышением параметров инфляции на следующий год с целью гармонизации акцизной политики в рамках ЕЭП и выравнивания цен на подакцизные товары для недопущения развития их незаконных перетоков между странами Таможенного союза. Ставки акцизов повышаются на алкогольную, табачную продукцию и на автомобильное топливо - от 14,5% на топливо до 56% на отдельные виды табачных изделий. При этом ставки акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо дифференцированы в зависимости от экологического класса топлива (вместо содержания октанового числа в настоящее время) с их уменьшением по мере роста коэффициента качества топлива. Такой подход обеспечивает стимулирование производства высококлассных бензинов и дизельного топлива в связи с их большей прибыльностью, а также повышение инвестиционных возможностей производителей. При этом цены на все основные подакцизные товары останутся ниже, чем в России, а на табачные изделия и автомобильное топливо - ниже цен в Украине.

Ставки иных налогов (земельного, экологического, за добычу природных ресурсов, единого налога с индивидуальных предпринимателей, подоходного налога за сдачу в аренду жилья), установленные в белорусских рублях, будут актуализированы на прогнозируемый среднегодовой уровень инфляции, или на 12,7%.

У всех на слуху еще одно нововведение - в целях изыскания дополнительных источников финансирования содержания и строительства дорог с 2014 года вводится государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Введение данного платежа именно в составе государственной пошлины, а не в виде нового налога в экономике, упрощает его администрирование. А привязка его уплаты к прохождению гостехосмотра обеспечивает взимание данного платежа с тех транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении.

Также приняты меры по улучшению налогового администрирования и контроля. В частности, существенно упрощен механизм взимания экологического налога, расширена сфера электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками за счет предоставления им прав направления в налоговые органы подтверждающих документов в электронном виде. Также введено понятие «крупный плательщик» с установлением для такой категории обязанностей по предоставлению в налоговые органы дополнительной информации о хозяйственной деятельности. Сегодня 100 крупнейших организаций уплачивают 40% доходов консолидированного бюджета. В их число входят как крупнейшие государственные предприятия, такие как ОАО «Беларуськалий», ОАО «Белаз», ОАО «Нафтан», ОАО ГТФ «Неман», так и негосударственные - ИП «Лукоил-Белоруссия», ООО «Табак-инвест» и др.

Кроме того, предусмотрен перевод мелких автомастерских и СТО (с численностью не более 15 человек) на систему налогообложения исходя из вмененного дохода, определяемого не из доходов, о которых отчитался плательщик, а из расчетной средней доходности на одного работника. Это будет способствовать взиманию налогов с реально получаемых доходов таких СТО.

Даже несмотря на фискальную направленность отдельных мер налоговой политики и сохранение действующих ставок основных налогов, уровень налоговой нагрузки в 2014 году снижается на 0,6 процентного пункта и прогнозируется в размере 26,6% к ВВП, что сопоставимо с аналогичными показателями в России и Казахстане (27,4% и 25,1% соответственно за 9 месяцев 2013 года).
Федорук Григорий Михайлович
Какая работа запланирована в 2014 году по подготовке крупных высоколиквидных открытых акционерных обществ к проведению в 2014-2015 годах IPO на белорусском и зарубежных фондовых рынках? О каких ОАО идет речь? Какой экономический эффект может принести такая работа?
Законодательство, регламентирующее процедуру выпуска и размещения акций, в том числе размещения дополнительных акций путем открытой продажи через торговую систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", то есть народного IPO, создано. Процедура проведения народного IPO урегулирована и отработана. Биржа проводит работу по предоставлению эмитентам информационной, методологической и технологической поддержки при проведении размещения акций путем открытой продажи, как на стадии процедуры их допуска к размещению, так и в процессе заключения сделок в торговой системе биржи.

В 2011 году было проведено 1 размещение путем открытой продажи через биржу дополнительных акций, в 2012-м - 4. Общий объем сделок по размещению акций через биржу составил в прошлом году Br738,9 млрд. (в 2011 году - Br106,2 млн.). В первом полугодии нынешнего года проведено второе народное IPO ОАО "Минский завод игристых вин", в результате которого осуществлено размещение акций на общую сумму Br21,4 млрд.

Опыт проведения народных IPO наглядно демонстрирует, что все условия для привлечения предприятиями республики долгосрочных инвестиционных ресурсов таким способом созданы. В целях создания законодательных условий для размещения акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах с использованием иностранных депозитарных расписок Министерством финансов подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах выпуска, размещения и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок", который находится на рассмотрении в Администрации Президента Беларуси. Принятие данного документа позволит в значительной мере повысить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, увеличить объемы привлекаемых иностранных ресурсов в экономику страны за счет использования более широкого круга инструментов рынка ценных бумаг и расширения сотрудничества с иностранными инвестиционными организациями, а также существенно улучшить условия привлечения иностранных ресурсов за счет снижения их стоимости и увеличения срока использования.

Конкретную работу по перечням открытых акционерных обществ ведет Государственный комитет по имуществу совместно с госорганами, концернами, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Корр. БЕЛТА
Бюджет на 2014 год запланирован бездефицитным. За счет чего планируется обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджета? Какими будут его основные приоритеты? Чем он будет отличаться от бюджета 2013 года, учитывая изменения в бюджетной политике, предусмотренные планом структурных реформ экономики правительства и Нацбанка?
В целом структура расходов консолидированного бюджета не претерпела существенных изменений. Половина из них – это социально ориентированные расходы, темп прироста которых (8%) опережает прирост доходов.

Важнейшие социальные расходы – образование и здравоохранение – в структуре бюджета прирастают. Так, доля расходов на образование увеличивается с 16,7% до 17,2% консолидированного бюджета, а на здравоохранение – c 13,3% до 14,1%. Таким образом, расходы на образование и здравоохранение составляют 31% расходов консолидированного бюджета. В частности, бюджетное финансирование образования составит Br35,4 трлн. (в том числе Br4,7 трлн. на реализацию 22 государственных программ). Этот уровень финансирования позволяет сохранить доступность образования для населения, обеспечит функционирование около 8,5 тыс. государственных учреждений образования.

Предусмотренные в бюджете средства на здравоохранение (Br29 трлн.) будут направлены на финансирование 12 государственных программ, укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения и внедрение новых технологий, обеспечение функционирования государственной системы здравоохранения, стабильной деятельности лечебно-профилактических учреждений, предоставление бесплатных медицинских услуг населению.

Объемы финансирования, предусмотренные проектом, позволяют повышать качество социальных услуг для населения. Расходы консолидированного бюджета на 2014 год на социальную политику предусмотрены в сумме около Br16 трлн., в том числе на удешевление процентов по льготным кредитам на жилищное строительство – Br2,5 трлн.

Основные направления расходов на социальную политику в структуре бюджета возрастают и включают в себя расходы на социальную защиту (Br6,2 трлн.), пенсионное обеспечение военнослужащих (Br6,0 трлн.), молодежную политику (Br4,7 млрд.), содействие занятости (Br0,2 трлн.). Важная составляющая этих расходов – расходы на оказание адресной социальной помощи. В 2014 году они возрастут на 20% и составят Br770 млрд.

Проектом бюджета предусмотрен механизм дополнительного повышения заработной платы. Реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. При этом минимальный объем бюджетного финансирования в отраслях здравоохранения и образования зафиксирован законодательно (законом о бюджете).

Государственная поддержка в бюджете 2014 года сосредоточена на двух основных направлениях: экспорте, а также модернизации и создании производств с высокой добавленной стоимостью.

Расходы на оказание государственной поддержки реальному сектору экономики (без учета агропромышленного комплекса) предусмотрены в размере Br4,7 трлн., что позволит привлечь новые кредиты с господдержкой на общую сумму около Br12,5 трлн. на модернизацию и поддержку и стимулирование экспорта.

Сохранена значительная поддержка АПК. В реальном выражении увеличиваются расходы на выполнение государственных функций на селе, в части мелиорирования и поддержания плодородия земель, селекции и семеноводства, научного обеспечения, реализации важнейших госпрограмм. Общий объем поддержки сельхозорганизаций составит более Br14 трлн.

В бюджете сохраняется значительная поддержка населения по услугам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Так, в 2014 году на субсидирование жилищно-коммунальных услуг планируется направить из местных бюджетов более Br9 трлн., или около 8% их общих расходов. При формировании проекта бюджета учтено принятое главой государства решение о предельном повышении тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги на 5 долларов США в эквиваленте по стандартной двухкомнатной квартире с 1 января 2014 года с их последующей ежеквартальной индексацией с учетом роста доходов населения (указ от 5 декабря 2013 г. № 550). Таким образом, если сегодня население возмещает 20% стоимости услуг ЖКХ, то в 2014 году с учетом сохранения бюджетной поддержки, оно будет возмещать не более 25% этих затрат.

При планировании расходов на транспорт сохраняются подходы по поэтапному повышению тарифов для населения. В этих условиях субсидии организациям транспорта на возмещение части затрат по перевозке пассажиров в 2014 году сократятся примерно на Br0,5 трлн. рублей и составят Br2,1 трлн. Также планируется направить более Br800 млрд. на обновление подвижного состава пассажирского транспорта.

Еще одна важная отрасль – дорожное хозяйство. Расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство планируются в размере Br4,8 трлн. с ростом почти на 40% к текущему году. Из них Br1,6 трлн. составят поступления от введения пошлины с владельцев автотранспортных средств. Причем эти средства будут распределяться между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50 на 50 и направляться их целевым порядком на ремонт, реконструкцию и строительство республиканских и местных автомобильных дорог, а в городе Минске –магистральных улиц радиального направления.

Будет продолжена значительная бюджетная поддержка выполнения программы жилищного строительства. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 2,5 млн.кв.м жилья с господдержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 0,4 млн.кв.м социального и арендного жилья. В целом, с учетом кредитования банками, объем средств на жилищное строительство в 2014 году составит более Br26 трлн. (включая инфраструктуру), что на 16% больше по сравнению с текущим годом.

На строительство социального, арендного жилья будет направлено Br3 трлн. из бюджета, на инфраструктуру - Br5,9 трлн. Около Br4 трлн. предусмотрено на компенсацию потерь банкам, финансовую помощь в погашении кредитов многодетным и молодым семьям, а также на погашение кредитов на инфраструктуру, ранее полученных местными бюджетами.

На финансирование объектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, планируется направить Br5,7 трлн. (рост на 8,3%). За счет этих средств в 2014 году намечено завершить строительство ряда важнейших социальных объектов, таких как первый пусковой комплекс РНПЦ «Кардиология», общежитие №14 жилого комплекса «Студенческая деревня», учебно-тренировочный центр фристайла со спортивно-оздоровительным комплексом по ул.Сурганова в г.Минске и др.

Предусмотрена также передача в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь средств республиканского бюджета на частичное возмещение расходов Фонда по выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Объем этих расходов составит Br1,3 трлн. и является дополнительной гарантией обеспечения Фондом своих обязательств.
Юрий
Цены в магазинах растут каждый месяц, как и курс доллара, а зарплаты от этой гонки пока отстают. Изменится ли практика повышения заработной платы в 2014 году? От чего это будет зависеть?
В 2014 году существенно меняются подходы к повышению уровня заработной платы в бюджетном секторе. Ассигнования на заработную плату в бюджетных учреждениях проиндексированы на инфляцию, а реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций страны. Как показала проработка этого вопроса в текущем году, резервы для этого есть.

Проектом закона о бюджете предусмотрен соответствующий механизм. Его суть заключается в том, что руководителям организаций предоставляется право самостоятельно увеличивать заработную плату за счет введения повышающих коэффициентов к тарифной ставке. Таким образом, при оптимизации и сокращении иных расходов можно будет направить сэкономленные средства на повышение заработной платы в учреждениях социальной сферы. Порядок будет определен правительством.

При этом, как я уже говорил, законом о бюджете защищен минимальный уровень расходов на образование и здравоохранение как приоритетных отраслей. Это означает, что сэкономленные в этих отраслях средства запрещено направлять на другие сферы, они будут направляться на повышение зарплаты именно в данных сферах. Это будет хорошим стимулом для оптимизации структуры и численности в отраслях социальной сферы и решения поставленной главой государства задачи по повышению эффективности каждого потраченного бюджетного рубля.

Оптимизация организаций бюджетной сферы позволит уменьшить существующий разрыв в соотношении заработной платы в бюджетной сфере и экономике и повысить это соотношение с 74% до 80%. При этом ожидается, что средняя заработная плата бюджетников в 2014 году достигнет $530 в эквиваленте.
Гуц Анна
С 1 января 2014 года в Беларуси будет введена госпошлина на допуск автомобиля к дорожному движению. Каким будет механизм взимания этой пошлины, где ее можно будет уплатить, на что будут направляться средства? Есть ли такая практика за рубежом?
В целях изыскания дополнительных источников финансирования содержания и строительства дорог с 2014 года вводится государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Подобные сборы широко применяются в мире, включая наших экономических партнеров. При этом у всех у них цены на автомобильное топливо превышают наши.

Введение данного платежа именно в составе государственной пошлины, а не в виде нового налога в экономике, упрощает его администрирование. А привязка его уплаты к прохождению гостехосмотра обеспечивает взимание данного платежа с тех транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении.

Плательщиками государственной пошлины признаются все собственники транспортных средств - и организации, и физические лица. Ставки пошлины устанавливаются в базовых величинах с их дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, прицеп), а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства и будут составлять от 3 до 10 базовых величин для физических лиц. Это позволит взимать пошлину в большем размере с тех транспортных средств, которые наносят больший ущерб дорожной инфраструктуре.

С учетом характера платежа - возмещение ущерба дорожной инфраструктуре - льготы по уплате пошлины будут минимальны и предусмотрены в отношении специального транспорта, предназначенного для использования инвалидами, специальных транспортных средств МЧС и скорой помощи, а также в отношении общественного транспорта.

Механизм взимания госпошлины предполагает ее самостоятельную уплату гражданами и организациями к моменту прохождения государственного технического осмотра, на который наряду с иными обязательными документами (страховкой, водительским удостоверением, медицинской справкой водителя) должен быть представлен платежный документ об уплате государственной пошлины.

Введение этого сбора вызвало много дискуссий, но в итоге нам удалось убедить правительство и парламент в обоснованности этой меры, которая позволит возместить наносимый транспортом ущерб дорожной инфраструктуре, направив эти средства на ее реконструкцию и ремонт.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/bjudzhetno-nalogovaja-politika-belarusi-673/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024