Онлайн-конференция
03 марта 2014, 14:00
Антимонопольная политика в Едином экономическом пространстве
Единое экономическое пространство открыло для белорусских предприятий огромный рынок сбыта. Вместе с тем формирование трансграничного рынка повлекло за собой необходимость создания четких правил игры для субъектов хозяйствования. Существенным шагом в этом направлении стало подписанное Беларусью, Казахстаном и Россией в декабре 2010 года Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, основная цель которого - обеспечение равных условий экономической деятельности и формирование единой конкурентной политики на территории ЕЭП.
В октябре 2013 года главами тройки был подписан модельный закон "О конкуренции", определивший единые подходы к основным положениям национального законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере конкурентной политики. В декабре прошедшего года Евразийской экономической комиссии были переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств ТС и ЕЭП.
Каковы результаты и перспективы формирования единой конкурентной политики на территории ЕЭП? Планируют ли государства-участники полностью отказаться от госрегулирования цен? Какие механизмы защиты есть у субъектов хозяйствования от предприятий-монополистов и ценовой дискриминации? На эти и многие другие вопросы ответят во время онлайн-конференции исполняющий обязанности директора департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Александр Курильчик, заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алеся Абраменко, а также консультант департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Козловская.
Ответы будут публиковаться 3 марта после 14.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА
Каковы основные цели и принципы единой конкурентной политики?
Основной целью единой конкурентной политики является обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, гармонизация законодательства сторон в области конкурентной политики и недопущение действий, способных оказать негативное влияние на их взаимную торговлю.
Единая конкурентная политика предполагает установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории государств – членов ЕЭП, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.
В национальном законодательстве Беларуси, России и Казахстана должны быть закреплены единые принципы: равенства в применении норм антимонопольного законодательства; недопустимости антиконкурентных действий государственных органов; обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией; эффективного администрирования; эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий; информационной открытости; эффективного сотрудничества.
Согласно единым правилам конкуренции на трансграничных рынках устанавливаются запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию.
Ступиш Геннадий, Смоленск
Как будут выявляться нарушения конкуренции? Будут проводиться какие-то расследования, анализ, или по заявлению граждан, предприятий?
Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, будет осуществляться Евразийской экономической комиссией, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств – членов ЕЭП. Комиссия будет рассматривать заявления хозяйствующих субъектов, органов власти сторон, а также физических лиц о наличии признаков нарушения правил конкуренции, установленных в соглашении. По результатам рассмотрения заявления, а также по собственной инициативе комиссия будет проводить расследования, возбуждать и рассматривать дела о нарушении правил конкуренции.
Комиссией разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений о нарушении правил конкуренции, проведения расследований, а также рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции.
Ирина Мясникова, Гомель
В соглашении о конкуренции есть понятие "трансграничный рынок". Что это за рынок, как будет определяться, кто будет пресекать антиконкурентные действия субъектов?
Трансграничный рынок - это товарный рынок, который охватывает территории или части территорий двух и более сторон соглашения. Это, в первую очередь, рынки железнодорожных и авиаперевозок, телекоммуникаций и т.д.
Решением Высшего Евразийского экономического совета утверждены критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции ЕЭК.
Если ранее национальные антимонопольные органы не могли расследовать трансграничные нарушения в сфере конкуренции, выходящие за рамки одного государства, то теперь такие нарушения (картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением) оказываются в поле зрения комиссии.
Корр. БЕЛТА
В каждой из трех стран есть свои антимонопольные органы, и есть наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия. Каждый будет работать по отдельности или будет налаживаться какое - то сотрудничество?
Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции предусмотрено взаимодействие уполномоченных органов сторон, а также разработан и утвержден порядок взаимодействия, в том числе информационного, Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов сторон.
На постоянной основе комиссией организуются встречи руководителей антимонопольных органов государств - членов Единого экономического пространства и члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова в формате "три плюс один".
С участием представителей национальных антимонопольных органов при ЕЭК созданы рабочие группы по проблемам злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции, а также по оценке регулирующего воздействия на конкуренцию нормативных правовых актов сторон, адвокатированию конкуренции, сокращению необоснованного государственного участия в экономиках сторон, слияниям и поглощениям. Также создан методический совет по конкуренции в целях совершенствования методической работы по анализу законодательства, товарных рынков, выявлению и устранению барьеров, в том числе путем гармонизации законодательств.
Филиппок Николай, Гродно
Меня, как руководителя частного предприятия, в первую очередь волнует вопрос ценовой дискриминации. Например, российское предприятие отечественным предприятиям дает скидку или отпускает продукцию по более низким ценам, а белорусскому, наоборот, по более высокой цене. Как должна измениться ситуация в Едином экономическом пространстве?
Да, вопрос ценовой дискриминации в сегодняшних условиях очень актуален. Не секрет, что отдельные субъекты хозяйствования одной страны реализуют сырье и материалы субъектам хозяйствования другой страны по более высоким ценам. Если своим субъектам предоставляют бонусы, дают скидки, то субъектам хозяйствования другой страны они навязывают определенные условия, дополнительные к цене, завышают цены на свою продукцию.
Это противоречит Соглашению о единых принципах и правилах конкуренции, которое работает в условиях Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Конкурентное законодательство в соответствии с соглашением должно применяться к субъектам хозяйствования всех трех стран одинаковым образом и в одинаковой мере.
Соглашение предусматривает установление единых принципов конкуренции, в соответствии с которыми Беларусь, Казахстан и Россия гармонизировали свое национальное законодательство.
К примеру, в Беларуси 12 декабря 2013 года подписана новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", в котором законодательно закреплены принципы государственной политики в данной сфере. В частности, принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств.
Мисевич О.В, Новосибирск
Если белорусское предприятие допускает нарушение конкуренции на товарном рынке России, предусмотрены ли меры ответственности к нему за это или ничего не будет?
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции распространяется на отношения, связанные с реализацией конкурентной политики на территории государств- участников соглашения, и на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) сторон, которые оказывают или могут оказывать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.
Статьей 14 соглашения предусмотрены серьезные штрафные санкции за нарушение правил конкуренции. К примеру, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. российских рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. российских рублей и так далее по видам нарушений.
Корр. БЕЛТА
Вы назвали размеры штрафов. А не получится ли так, что за нарушение белорусскимм субъектом правил конкуренции в Казахстане или России соответствующий антимонопольный орган удержит штраф в бюджет своей страны?
Комиссия в лице департамента антимонопольного регулирования будет рассматривать заявления, проводить необходимые расследования, возбуждать и рассматривать дела о нарушении правил конкуренции, установленных соглашением, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон, на основании обращений уполномоченных органов, органов власти, хозяйствующих субъектов сторон, физических лиц или по собственной инициативе, выносить определения, принимать обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами решения, в том числе о применении санкций к хозяйствующим субъектам, в случаях, предусмотренных соглашением.
Штрафы хозяйствующим субъектом - нарушителем будут уплачиваться в национальной валюте и в бюджет той страны, на территории которой он зарегистрирован, по курсу, установленному центральным (национальным) банком этой страны на день принятия ЕЭК решения о наложении штрафа.
Якубович А.И., Минск
Куда можно пожаловаться на действия предприятий - монополистов, которые навязывают определенные условия договоров, создают дискриминационные условия для входа на рынок другим предприятиям или нарушают конкуренцию?
Высшим Евразийским экономическим советом принято решение от 24 декабря 2013 года № 58 о передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Пресечение нарушений осуществляется ЕЭК, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках двух и более стран.
Адрес Евразийской экономической комиссии: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 1, стр. 2, номер телефона из Республики Беларусь: 8-107495 669-24-00, добавочный (41-33). Сайт:
eurasiancommission.org.
Омелькович Евгений, Могилев
Единые принципы и правила конкуренции - это очень хорошо для бизнеса. Но обычных граждан, прежде всего, волнуют цены. Что будет с ценами, будут ли они регулироваться и на какие группы товаров? Или вообще на все товары будет свободное формирование цен?
Вопрос о ценах всегда очень существенный. Ведь цены – это, можно сказать, зеркало экономики. Для любого потребителя цены всегда имеют немаловажное значение.
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает и определенное ценовое регулирование. Установлен перечень, в отношении которого не применяются положения соглашения, то есть сторона имеет право регулировать цены. Это природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электро- и тепловая энергия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, этиловый спирт из пищевого сырья, лекарственные препараты, топливо твердое, печное и керосин для бытовых нужд, продукция ядерно-энергетического цикла и нефтепродукты. Соглашение не распространяется на государственное регулирование цен на услуги, включая услуги естественных монополий, а также на сферу государственных закупочных и товарных интервенций.
Введение странами – участниками соглашения государственного ценового регулирования на товарных рынках осуществляется в исключительных случаях. Это могут быть, в том числе, чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
В качестве временной меры страны ЕЭК могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок. Общий срок применения госрегулирования не может превышать 90 дней в течение одного года. Его продление может осуществляться по согласованию с ЕЭК. Причем, если сторона вводит госрегулирование цен, то она должна в срок, не превышающий 7 календарных дней, проинформировать об этом ЕЭК и другие стороны соглашения.
Крымский Т.Ю., Витебск
Не секрет, что с помощью ценового регулирования можно создать барьеры для аналогичной продукции (если она по цене выше) из других стран, то есть это практически ограничение конкуренции. Общеизвестно, что чем больше предложений аналогичных товаров, тем вероятней, что цены начнут снижаться. В этом вопросе Евразийская экономическая комиссия намерена наводить какой-то порядок или нет?
Да, действительно, если предложение товаров превышает спрос, то цены имеют тенденцию к снижению. Ограничение цен - это практически ограничение конкуренции.
Соглашением предусмотрен механизм оспаривания действий сторон по введению государственного ценового регулирования. Причем решение любой стороны о введении государственного ценового регулирования может быть отменено решением ЕЭК по жалобе одной из сторон, если такое регулирование может привести к ограничению конкуренции, в том числе к созданию барьеров для входа на рынок, к сокращению на рынке числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
При этом важно, что бремя доказывания негативных последствий от введения государственного ценового регулирования лежит на заявителе.
Механизм обжалования введения государственного ценового регулирования прописан в Порядке подачи в Евразийскую экономическую комиссию обращений государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения комиссией.
Гришан Виктор, Минск
В Едином экономическом пространстве будут единые принципы и правила конкуренции. А кто их будет контролировать? А если какая-то из трех стран соглашение ратифицировала, а исполнять его не будет? Что в этом плане предусмотрено?
Контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами сторон единых принципов и правил конкуренции, выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон, возложен на комиссию.
Да, ситуации, когда какая-то из сторон соглашение ратифицировала, но не исполняет его в полной мере, возможны. В этом случае, если в результате мониторинга исполнения международных договоров, проводимого коллегией комиссии, будет установлено, что одна из сторон не исполняет международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и (или) решения комиссии, то коллегия комиссии направляет стороне уведомление о необходимости обязательного исполнения соответствующего международного договора или решения комиссии и устанавливает разумный срок, в течение которого она обязана устранить такое нарушение. Если в установленный срок сторона не исполняет решение, вопрос выносится на рассмотрение Совета комиссии. Если не исполняется и решение Совета комиссии, то коллегия комиссии имеет право обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества.
Корр. БЕЛТА
Вы сказали, что решения Комиссии носят обязательный характер. А их можно обжаловать?
Решения комиссии, а именно - акты, действия (бездействие) в сфере конкуренции оспариваются в Суде ЕврАзЭС. В 2013 году было принято решение Высшего Евразийского экономического совета о формировании в рамках Суда ЕврАзЭС состава по рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции. 20 января 2014 года соответствующие коллегии суда были сформированы.
Николаенко Валерий, Минск
Когда соглашение о конкуренции будет работать в полной мере или оно уже работает?
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции вступило в силу с 1 января 2012 года - момента образования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Комиссия вместе с уполномоченными национальными антимонопольными органами разработала ряд нормативных правовых актов, таких, например, как методика оценки состояния конкуренции и определения монопольно высоких (низких) цен, расчета и порядка наложения штрафов, порядки рассмотрения заявлений (материалов), проведения расследований о нарушении правил конкуренции, рассмотрения дел о нарушении конкуренции, взаимодействия комиссии и национальных уполномоченных органов и иные документы, необходимые для обеспечения реализации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.
В 2013 году стороны завершили гармонизацию национального антимонопольного законодательства. К примеру, в Беларуси принят новый антимонопольный закон, так же как и в Казахстане. Президентами трех государств подписан модельный закон о конкуренции, принято решение о передаче ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных товарных рынках.
После проведения внутригосударственных процедур по Соглашению о порядке защиты конфиденциальной информации – последнего этапа перед передачей комиссии полномочий, комиссия получает полномочия по рассмотрению заявлений о нарушении правил конкуренции и начинает работать в полной мере исключительно на трансграничных товарных рынках, таких как авиаперевозки, железнодорожные перевозки, нефтепродуктов, электроэнергии и так далее. То есть в полном объеме выполнять свои функции. Надеемся, что это станет возможно уже в первом полугодии 2014 года.
Корр. БЕЛТА
Проведена огромная работа по разработке и принятию единого модельного закона о конкуренции ЕЭП. Что представляет собой в целом принятый документ, что нового он внесет в деятельность участников общего рынка ТС и ЕЭП?
24 октября 2013 года главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан модельный закон "О конкуренции". Этот знаковый документ определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Модельный закон "О конкуренции" полностью соответствует международным стандартам, предъявляемым к такого рода документам, и получил положительную оценку Комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Отделения по конкуренции Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Следует отметить, что модельный закон по защите конкуренции ЮНКТАД – это в настоящее время своеобразный правовой ориентир (стандарт) на международном уровне.
Модельный закон "О конкуренции" носит рекомендательный характер. Тем не менее это очень важный документ, поскольку он является ориентиром в законотворческой работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года № 50, которым был утвержден модельный закон "О конкуренции", правительствам "тройки" поручено в срок, не превышающий 12 месяцев с даты вступления решения в силу, проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о мерах по учету в законодательстве этих государств положений модельного закона.
Кроме того, главами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства дано поручение Евразийской экономической комиссии и правительствам Беларуси, Казахстана и России учитывать положения модельного закона "О конкуренции" в проекте Договора о Евразийском экономическом союзе, который в свою очередь является уже следующей ступенью интеграции "тройки".
В модельном законе обобщены лучшие нормы антимонопольного законодательства трех стран ЕЭП, ведущих европейский стран. Так, например, новациями являются: для Беларуси и России - нормы по контролю за участием государства в экономике, для Казахстана и Беларуси – нормы по контролю за манипулированием цен на розничном рынке электроэнергии, для Казахстана - институты предостережения и предупреждения.
Ожидаемый эффект от имплементации норм модельного закона "О конкуренции" в конкурентное законодательство Беларуси, Казахстана и России - это дальнейшее развитие конкуренции на территории ЕЭП и, как следствие, снижение цен для потребителей на товары, работы и услуги; повышение конкурентоспособности белорусских, казахстанских и российских товаров; улучшение организации взаимодействия и сотрудничества национальных антимонопольных органов и комиссии; а также усиление противодействия возможности ухода от ответственности путем смены юрисдикции.
Корр. БЕЛТА
На что будет направлена работа ЕЭК в 2014 году в рамках антимонопольного регулирования рынка?
В текущем году основными задачами комиссии в рамках антимонопольного регулирования являются законотворческая деятельность, в рамках проекта Договора о Евразийском экономическом союзе, передача и реализация полномочий комиссии по контролю за соблюдением правил конкуренции на трасграничных товарных рынках, а также исследование этих рынков.
Одним из направлений работы комиссии является исследование трансграничных товарных рынков международной сотовой связи, железнодорожных и авиационных перевозок, электроэнергии, нефтепродуктов, цемента и других.
Исследования на рынке международных железнодорожных пассажирских перевозок показали, что по отдельным направлениям железнодорожные тарифы превышают авиационные тарифы.
Существует значительная разница в тарифах на авиационные перевозки между странами ЕЭП, обусловленная состоянием конкуренции на трансграничном рынке. На отдельных маршрутах, где участвуют два перевозчика, цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков. Разница в стоимости авиабилетов доходит до 50%.
Легализация параллельного импорта позволит значительно снизить цены на автозапчасти, спорттовары, парфюмерию и так далее.
Также предусматривается проведение анализа трансграничных товарных рынков апатитового концентрата, легковых автомобилей, синтетических моющих средств и других.
Комиссия будет осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами сторон единых правил конкуренции в части запрета на недобросовестную конкуренцию, антиконкурентные соглашения и злоупотребление доминирующим положением, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
Селицкая Н.Ф, Брест
Какие страны можно привести в пример по использованию антимонопольного законодательства? Как Вы оцениваете работу Беларуси в этом направлении?
Наилучшая практика в Южной Корее, Великобритании, США, Японии, Австрии. По сути, мы уже наладили контакт с ведомствами этих стран, которые занимаются вопросами конкуренции, идет обмен информацией. Мы заключили меморандумы с австрийским ведомством, сейчас подготовлено соглашение с китайским. Госрегулирования цен там практически нет, доминирует частная собственность. На первый план выходит конкуренция.
Хочу отметить, что и Республика Беларусь активно отказывается от госрегулирования. В прошлом году перечень регулируемых государством цен был существенно сокращен. В стране принят новый антимонопольный закон, который содержит нормы, аналогичные тем, что есть в странах, где развиты конкурентные отношения.
Иванов В.Ф., Минск
Как обстоят дела по интеграции в области госзакупок в ЕЭП?
В области государственных закупок стоит задача создать правовые основы для обеспечения равных условий доступа к рынкам государственных закупок государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. В этих целях правительствами Беларуси, Казахстана и России заключено Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года и ратифицировано в этих государствах. Соглашение входит в перечень документов, формирующих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и является открытым для присоединения других государств – членов Таможенного союза.
Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 года и имеет поэтапную реализацию. Первый этап для Беларуси и России предусматривает внесение изменений, направленных на приведение законодательства в соответствие с соглашением, внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате, и введение национального режима для России и Беларуси. Второй этап для Казахстана подразумевает внесение изменений в законодательство и внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате в соответствии с соглашением. Третий этап (до 1 января 2014 года) – это введение национального режима для всех трех государств.
Если говорить кратко о результатах работы по интеграции в области государственных (муниципальных) закупок в ТС/ЕЭП, то национальное законодательство государств-членов ТС/ЕЭП в основном приведено в соответствие с соглашением. Определены официальные веб-порталы государств-членов ТС/ЕЭП для размещения информации о госзакупках. Сформировано правовое поле и созданы информационные системы для проведения процедур государственных закупок в электронном формате. В практику госзакупок внедрены электронные аукционы. Обеспечена возможность участия нерезидентов – белорусских и российских поставщиков в электронных закупках, проводимых в Беларуси и России, непосредственно с территории регистрации поставщика.
На завершающем этапе находится аналогичная работа по казахстанским поставщикам и рынку государственных закупок Казахстана, которая направлена на выполнение приоритетной задачи в области государственных закупок - введение в трех государствах единой системы электронных аукционов в 2014 году. В странах – членах ТС/ЕЭП проводится работа по обеспечению национального режима для поставщиков Беларуси, Казахстана и России.
Корр. БЕЛТА
Можно более детально рассказать о результатах в Беларуси?
Беларусь раньше других государств - членов ТС/ЕЭП гармонизировала законодательство в области государственных (муниципальных) закупок. С 1 января 2013 года вступил в силу закон от 13 июля 2012 года № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)", который в полной мере соответствует положениям Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года.
Впервые определен государственный уполномоченный орган по госзакупкам. Эти функции выполняет Министерство торговли (с 1 июля 2013 года были переданы ему от Минэкономики).
Информация о государственных закупках (планы, приглашения к участию в процедурах закупок и сообщения об их результатах, конкурсные и аукционные документы, сведения о заключенных договорах и др.) стала общедоступной на официальном сайте госзакупок – www.icetrade.by.
Можно говорить о том, что уже наработан опыт проведения электронных аукционов при осуществлении госзакупок. По данным статистики, в 2011 и 2012 годах проведено 1494 электронных аукциона, по результатам которых заключено договоров на Br386,9 млрд. Cубъекты хозяйствования Беларуси получили доступ к участию в электронных аукционах, проводимых в России, без необходимости открытия на территории России своих представительств. В конце 2012 года начался процесс аккредитации субъектов хозяйствования Республики Беларусь на электронных торговых площадках Российской Федерации, которые определены для проведения электронных аукционов по государственным (муниципальным) закупкам, что позволило участвовать в российских электронных аукционах с территории Беларуси. Имеются факты как участия в электронных аукционах России, так и заключения договоров с белорусскими поставщиками, но, к сожалению, статистическое наблюдение в России по данным вопросам не ведется.
ЕЭК отменены изъятия из национального режима в отношении белорусской продукции, установленные постановлением правительства России от 30 марта 2012 года № 269 "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки вещевого имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти", что обеспечило право белорусских поставщиков вещевого имущества на участие в размещении таких заказов.
Корр. БЕЛТА
Работа по интеграции в области госзакупок проведена, безусловно, большая. А насколько успешно используют государства ТС/ЕЭП сам этот механизм, что говорит статистика?
Официальная статистика ТС/ЕЭП в области государственных закупок на данном этапе не ведется. Исходя из обобщенных данных статистики и сведений, размещаемых на веб-порталах государств – членов ТС/ЕЭП, на сегодня в государствах-членах ТС и ЕЭП госзакупки осуществляют около 300 тыс. заказчиков. В их числе госорганы, бюджетные учреждения и иные юридические лица, имущество которых полностью или частично находится в государственной собственности. В период с 2011 по 2012 годы наблюдалось увеличение количества заказчиков государств-членов ТС и ЕЭП на 1,4%. Удельный вес заказчиков Российской Федерации в общем количестве заказчиков государств-членов ТС и ЕЭП составила 88%, заказчиков Республики Казахстан - 9%, Республики Беларусь - 3%.
Объем госзакупок стран-членов ТС и ЕЭП составляет около $300 млрд. Это закупки за счет бюджетных средств, а также иных денежных источников. В 2012 году по сравнению с 2011 годом объем госзакупок стран-членов ТС и ЕЭП уменьшился на 5,3% и составил $288 млрд 960,3 млн. При этом в Казахстане он снизился на 41,8%, в России – на 0,2%, а в Беларуси увеличился более чем в два раза. Доля России в объеме закупок государств-членов ТС и ЕЭП составила 93%, Казахстана – 6-4%, Беларуси – 1-3%. Среднее количество заявок на участие в одной процедуре закупок в государствах-членах ТС и ЕЭП увеличилось с 2 заявок в 2011 году до 3 заявок в 2012 году.
Мисевич Ольга, Минск
Планирует ли Евразийская экономическая комиссия проведение встреч или семинаров разъяснительного характера со специалистами предприятий, бизнесменами, с широким кругом общественности?
Субъектов хозяйствования, конечно, надо готовить к работе по правилам свободной конкуренции, что особенно актуально для Беларуси, так как высока доля предприятий с большой долей госсобственности. Ведь во всем мире цены растут там, где нет конкуренции.
С учетом этого большое значение имеет разъяснительная работа по снятию торговых барьеров, препятствующих развитию конкуренции, а также в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, картельные соглашения, недобросовестную конкуренцию. Комиссия в рамках адвокатирования конкуренции проводит различные круглые столы в странах Единого экономического пространства. В частности, в Беларуси мы провели такие мероприятия в Гродно и Бресте. Такой же круглый стол мы планируем в Витебске. В его рамках планируется обсуждение вопроса по конкуренции с приглашением бизнесменов, представителей органов государственной власти из России, Казахстана, Беларуси.
Кроме того, принимаемые комиссией акты публикуются на официальном сайте ЕЭК. Под эгидой комиссии издается журнал "Антимонопольная деятельность Единого экономического пространства", который информирует о деятельности Евразийской экономической комиссии и национальных антимонопольных органов по развитию конкуренции и государственным закупкам. Очередной выпуск журнала будет посвящен модельному закону о конкуренции.
Сергей Иванович Головчик
Несмотря на то, что Беларусь вступила в ЕЭК, доля продаж автомобилей МАЗ в России за 2013 год упала в 2 раза, а его нишу заняли российские КаМАЗ и "Урал". Проводились ли антимонопольные расследования в отношении двух последних компаний либо причины перераспределения рынка заключаются в чем-то другом?
Учитывая, что полномочия по проведению расследований о нарушении правил конкуренции ЕЭК еще не переданы, антимонопольные расследования департамент пока не проводит. Вместе с тем хотелось бы пояснить следующее. Согласно официальной статистике Беларуси, производство в республике грузовых автомобилей в 2013 году сократилось по сравнению с предыдущим годом на 28,9%, настолько же сократился и экспорт. Рыночные доли КаМАЗа и Автомобильного завода "Урал" в первом полугодии 2013 года при этом значительно не изменились. О возможном перераспределении рынка необходимо говорить только после детального изучения проблемы.
Ерофеев Александр
Планируется ли внесение изменений в Соглашение о государственных (муниципальных) закупках? Если планируется, то когда, и какова суть этих изменений?
Предложения по внесению изменений в Соглашение о государственных (муниципальных) закупках поступали от государств - членов ТС/ЕЭП и рассматривались в ЕЭК и на заседаниях Консультативного комитета по конкуренции и антимонопольному регулированию, ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам. В связи с работой над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, вступление в силу которого планируется с 1 января 2015 года, придерживались позиции о нецелесообразности корректировки соглашения. Однако в настоящее время возобновлено обсуждение поступивших предложений от российской стороны (виды процедур закупок, сроки подачи предложений, квалификационный отбор и др.), что не исключает возможность корректировки соглашения на этапе до вступления в силу договора.