Закон "Об альтернативной службе" вступит в силу с 1 июля текущего года. Он направлен на реализацию права граждан, закрепленного в ст.57 Конституции Республики Беларусь, на замену воинской службы альтернативной. Граждане могут ходатайствовать об этом по религиозным убеждениям. Разработкой законопроекта занималось Министерство труда и социальной защиты с 2010 по 2015 год.
В каких организациях будут трудиться альтернативщики, можно ли им сменить место работы? Засчитывается ли время прохождения альтернативной службы в стаж работы? Будут ли прогулы считаться дезертирством? На какие кредиты предоставляется отсрочка по оплате? Распространяется ли на альтернативщиков освобождение от службы, если они - многодетные отцы? На эти и другие вопросы можно будет получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Этот интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты. Каждый посетитель сайтов может - заранее или непосредственно во время проведения конференции - задать ее участникам те вопросы, которые считает для себя важными и актуальными. Ответы будут публиковаться 21 июня в режиме реального времени.
Перечень видов деятельности определен законом и он довольно широк. Это организации здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, а также организации, занимающиеся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.
При определении организации, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, будет учитываться утвержденный перечень организаций для прохождения альтернативной службы. Решение о том, в какой конкретно организации будет трудиться альтернативщик, - прерогатива Минтруда и соцзащиты.
Что же касается перевода в другую организацию для дальнейшего прохождения альтернативной службы, то закон предусматривает такую возможность - альтернативщик вправе ходатайствовать о переводе. Решение также принимается Министерством труда и социальной защиты.
Согласно статье 35 закона об альтернативной службе и новой редакции статьи 281 Трудового кодекса гражданам, уволенным с альтернативной службы, гарантируется предоставление первого рабочего места.
В соответствии с законодательством время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы. Аналогичный подход применяется и к солдатам срочной службы.
При разработке законопроекта был изучен опыт законодательного регулирования альтернативной службы и в странах СНГ, и в странах дальнего зарубежья. Можно выделить две основные модели альтернативной службы. Первая модель предполагает заключение трудового договора между альтернативщиком и организацией. Соответственно все отношения между ними выстраиваются на основе трудового права. По такому пути пошли Россия, Украина, Молдова. В нашей стране выбрана вторая модель, при которой альтернативщик по своему правовому статусу приближен (насколько это возможно) к солдату срочной службы.
Указом Президента от 1 августа 2011 года № 336 "О некоторых гарантиях гражданам, проходящим срочную военную службу, альтернативную службу" предоставлена отсрочка возврата (погашения) кредита (в том числе льготного) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и уплаты процентов за пользование этим кредитом на период прохождения альтернативной службы. Эта льгота на другие кредиты не распространяется.
Жизнь и здоровье граждан, проходящих альтернативную службу, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
К уклонению от прохождения альтернативной службы относится неявка гражданина без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в том числе при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше трех суток, но не более месяца, либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана. За это предусмотрено наказание в виде ареста.
Если период совершения таких нарушений превысил месяц, то предусматривается ответственность в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок.
Статьей 21 закона об альтернативной службе предусмотрено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на получение образования в заочной форме получения образования и в форме соискательства.
Законом о воинской обязанности и воинской службе предусмотрена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве по семейному положению, в том числе имеющим двух детей. Соответственно эти граждане не направляются на альтернативную службу.
Перечень устанавливается Министерством труда и социальной защиты с учетом заявок областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Имеются ввиду расходы на выплату ежемесячного денежного содержания, оплату проезда к месту службы и обратно, расходы, связанные с оплатой за пользование помещениями, пригодными для проживания, оплату жилищно-коммунальных услуг, изготовление бланков документов о прохождении альтернативной службы.
Расходы, связанные с реализацией закона об альтернативной службе, будут ежегодно определяться в законе о республиканском бюджете, а также в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц.
Заявление гражданина рассматривается в его присутствии на заседании призывной комиссии, о времени и месте проведения которой человека уведомят письменно заранее - не позднее двух дней до заседания.
По просьбе гражданина или по собственной инициативе призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать дополнительные пояснения.
Призывная комиссия вправе запросить характеристику с места работы (учебы), а также иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. На заседании гражданина обязаны проинформировать об имеющихся в отношении него документах и информации.
Если представленные гражданином материалы, документы и полученная призывной комиссией информация подтверждают наличие оснований для направления на альтернативную службу, призывная комиссия принимает решение о замене воинской службы на альтернативную.
Что же касается причин отказа, то они определены статьей 17 закона. В частности, это отсутствие предусмотренных законом оснований для направления на альтернативную службу, неявка гражданина без уважительных причин на заседание призывной комиссии, установление комиссией недостоверности сведений, имеющих существенное значение для принятия решения.
Законом предоставлено право гражданам, в отношении которых принято решение о замене воинской службы на альтернативную, до дня убытия к месту прохождения альтернативной службы заявить о своем желании пройти военную службу. Такие граждане призываются на срочную военную службу на общих основаниях и не могут быть повторно направлены для прохождения альтернативной службы. В период прохождения альтернативной службы перевод на срочную службу законом не предусмотрен.
В срок альтернативной службы не засчитываются дни отпуска в связи с поступлением в учреждение образования или организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, и получением образования. Не засчитываются и периоды, приходящиеся на срок отбывания наказания в виде ареста, а также на время, в течение которого гражданин не исполнял обязанности альтернативной службы в связи с применением к нему административного взыскания.
Дни, в течение которых альтернативщик отсутствовал без уважительных причин более трех часов во время исполнения обязанностей альтернативной службы либо находился в этот период времени в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, распивал спиртные напитки, потреблял наркотические средства, психотропные вещества, токсические или другие одурманивающие вещества, тоже не входят в срок альтернативной службы.
А вот отпуск по болезни, отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера засчитываются в срок альтернативной службы.
Согласно закону граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой), осуществлять предпринимательскую деятельность.
Кроме того, альтернативщик должен добросовестно выполнять свои обязанности при прохождении альтернативной службы.
В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и несоблюдения указанных ограничений на него могут налагаться меры взыскания в виде замечания или выговора.
За уклонения, повлекшие в период прохождения альтернативной службы наложение трех выговоров, не погашенных в установленном законодательством порядке, предусмотрена ответственность в виде ареста.
Ежемесячное денежное содержание выплачивается гражданам, проходящим альтернативную службу из средств республиканского бюджета. Его величина устанавливается в размере 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). Начиная с 13-го месяца альтернативной службы размер ежемесячного денежного содержания повышается на 20% БПМ, а с 25-го месяца - на 40%.
В случае наложения на альтернативщика мер взыскания (замечание, выговор) выплата ежемесячного денежного содержания в повышенных размерах может приостанавливаться на срок до трех месяцев.
На период нахождения в отпусках выплата денежного содержания сохраняется (за исключением отпусков в связи с поступлением в учреждения образования и получением образования).
Граждане, проходящие альтернативную службу, освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. Финансирование этих расходов будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.
При этом, за альтернативщиками сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и по месту работы (службы) в течение всего времени прохождения альтернативной службы и одного года после ее окончания.
Как уже говорилось ранее, гражданам, проходящим альтернативную службу, являющимся кредитополучателями в связи со строительством (реконструкцией) или приобретением жилых помещений, предоставляются гарантии, установленные законодательством для граждан, проходящих срочную военную службу.
После увольнения с альтернативной службы гражданам гарантируется продолжение обучения на прежних условиях в учреждениях образования, в которых они обучались до направления на альтернативную службу, а также предоставление первого рабочего места.
Кроме того, за гражданами, работавшими до направления на альтернативную службу в государственных организациях, сохраняется право поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу, в течение трех месяцев со дня, следующего за днем увольнения с альтернативной службы, а в случае заболевания в период прохождения альтернативной службы в течение трех месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности.
Гражданам, принятым на прежнее место работы, предусмотрено предоставление единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы.
Время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы.
Граждане Республики Беларусь будут проходить альтернативную службу только на территории своей страны.
Граждане, проходящие альтернативную службу, освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. Кроме этого, они имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств. В связи с этим ежемесячное денежное содержание установлено в размере 150% БПМ. Этот размер содержания, как уже отмечалось ранее, будет повышаться на 20% БПМ - с 13-го месяца альтернативной службы, на 40% БПМ - с 25 месяца альтернативной службы.
Ответы на аналогичные вопросы (Сеньковец Павел и Даниленко Светлана) опубликованы выше.
Закон об альтернативной службе вступает в силу с 1 июля 2016 года. В настоящее время официальной информацией о количестве граждан, заявивших о своем желании проходить альтернативную службу, Минтруда и соцзащиты не располагает.