Основной задачей деятельности Госстандарта сегодня является создание условий для выпуска безопасных, качественных и конкурентоспособных продукции и услуг, содействие расширению их экспорта, а также защита рынка от небезопасных товаров. Сфера компетенции комитета включает разработку технической нормативной базы, обеспечение единства измерений, государственный надзор, содействие внедрению в организациях страны современных систем менеджмента и ряд других направлений.
Чем было вызвано недавнее обновление национального законодательства в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия и аккредитации? Интеграционные процессы и их влияние на сферы деятельности Госстандарта: каковы преимущества и риски? Как сегодня в жесткой конкурентной среде удерживать рынки и обеспечивать доверие потребителей?
В настоящее время в Беларуси действует 29 561 государственный стандарт, из них 8651 гармонизирован с международными и европейскими стандартами.
Согласно Плану государственной стандартизации в 2017 году предусмотрены разработки по 346 темам. Среди них – технический регламент Республики Беларусь "Средства электросвязи. Безопасность", более 280 государственных стандартов (СТБ и ГОСТ) в различных отраслях экономики, из которых 189 будут гармонизированы с международными и европейскими. Данные разработки направлены на реализацию требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), государственных, научно-технических и отраслевых программ и будут способствовать повышению технического уровня и качества отечественной продукции, ее экспортного потенциала, устранению технических барьеров в торговле и защите интересов потребителей.
Так, 65 межгосударственных стандартов (ГОСТ) направлены на обеспечение соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза по безопасности низковольтного оборудования, игрушек, парфюмерно-косметической продукции, продукции легкой промышленности, электромагнитной совместимости технических средств, пищевой продукции, отдельных видов специализированной пищевой продукции, сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов.
Ведется разработка 12 государственных стандартов, предусмотренных Программой развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2016-2020 годы.
В рамках выполнения Комплекса мер на 2016-2020 годы по стимулированию внедрения в экономику страны передовых методик и современных международных систем управления качеством будет разработано 8 государственных стандартов. Государственной программой по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц на 2016-2020 годы запланирована разработка 8 госстандартов.
Также объектами стандартизации в 2017 году являются тракторы и машины, лифты, криогенные сосуды, бытовые электроприборы, информационные технологии, материалы для дорожного строительства, средства противопожарной защиты, лесоматериалы, ткани и текстильные материалы, лаки и краски, косметика, консервы фруктовые и овощные, хлеба и хлебобулочные изделия, текстиль, обувь, услуги, счетчики и теплосчетчики и другие.
С начала текущего года Госстандартом утверждены и введены в действие более 900 технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и изменений к ним. В их числе – 61 государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) и 754 межгосударственных стандарта (ГОСТ). К 99 документам были приняты изменения, а более 280 стандартов были отменены ввиду содержания устаревших требований.
Практически половина принятых государственных стандартов базируется на международных и европейских требованиях. В частности, в качестве государственных принято 105 европейских стандартов (ЕН), 196 стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) и 106 стандартов Международной электротехнической комиссии (МЭК).
Как и в предыдущие годы, наиболее интенсивно развивается стандартизация в сфере строительства, машиностроительном секторе, электротехнике, радиоэлектронике и связи, химии и нефтехимии.
На сегодняшний день в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принято 44 технических регламента ЕАЭС (Таможенного союза) на различные виды продукции. Из них 9 были приняты в 2016-2017 годах. Это технические регламенты ЕАЭС по безопасности рыбы и рыбной продукции; упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду; аттракционов; оборудования для детских игровых площадок; химической продукции; а также на средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения; сжиженные углеводородные газы, минеральные удобрения и по ограничению применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники.
В настоящее время уже действует 35 технических регламентов ЕАЭС, а с 1 сентября 2017 года вступит в силу еще один – по безопасности рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время осуществляется разработка еще 14 технических регламентов ЕАЭС.
На завершающей стадии находится 5 технических регламентов ЕАЭС, устанавливающих требования к синтетическим моющим средствам и товарам бытовой химии, лакокрасочным материалам, зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям, алкогольной продукции, углям и продуктам их переработки. Однако в связи с наличием разногласий между государствами-членами принятие данных технических регламентов пока затягивается.
На стадии подготовки к одобрению и принятию находятся технические регламенты, устанавливающие требования к нефти, газу горючему природному, энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств. Проекты данных технических регламентов включены в повестку заседания Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, на котором предлагается принять решение об их вынесении на заседание Коллегии ЕЭК с целью одобрения.
На стадии внутригосударственного согласования, которая предшествует стадиям одобрения и принятия, находятся технические регламенты по безопасности мяса птицы и продукции ее переработки; продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; продукции, предназначенной для гражданской обороны; магистральных трубопроводов для транспортирования жидких и газообразных углеводородов.
Проект технического регламента, устанавливающий требования к кормам и кормовым добавкам, дорабатывается по итогам публичного обсуждения с целью вынесения на внутригосударственное согласование.
Остальные проекты технических регламентов находятся на начальной стадии разработки.
Также в план включена разработка 30 изменений в принятые технические регламенты, в частности на машины и оборудование, колесные транспортные средства, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и прицепы, средства индивидуальной защиты, игрушки, парфюмерно-косметическую, пищевую и другие виды продукции.
Нормативно-правовой базой ЕАЭС сегодня созданы условия для привлечения всех заинтересованных к процессу разработки проектов технических регламентов или изменений в них. Заинтересованные организации могут непосредственно принимать в нем участие в составе рабочей группы, создаваемой для разработки того или иного технического регламента, а также направлять предложения и замечания в ходе публичного обсуждения проекта документа.
Однако анализ сводок отзывов по проектам технических регламентов (изменений в технические регламенты), размещенных на сайте ЕЭК по итогам публичного обсуждения, показывает, что белорусские промышленники и бизнес-сообщества пока еще довольно пассивны и занимают выжидательную позицию в процессе формирования требований технических регламентов (изменений).
В то же время организации и ассоциации промышленников Российской Федерации активно используют возможность участвовать в этом процессе. Они самостоятельно оповещают о публичном обсуждении проектов регламентов и организуют оценку регулирующего воздействия среди своих членов, вырабатывают позицию и отстаивают ее. Имеются примеры, когда предложения и замечания по проектам направляют даже американские и европейские бизнес-сообщества и предприятия.
В этой связи белорусским организациям, бизнес-сообществам, другим субъектам хозяйствования необходимо более активно участвовать в рассмотрении и обсуждении разрабатываемых проектов, высказывать свои мнения и предложения. Это позволит в значительной мере упредить избыточность устанавливаемых требований и процедур, сложности при их практическом применении, реально оценить степень регулирующего воздействия на условия ведения бизнеса с учетом интересов всех заинтересованных сторон, а также будет способствовать продвижению интересов страны на евразийской площадке.
Действительно, Российская Федерация инициировала рассмотрение на площадке Евразийской экономической комиссии вопроса по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), предполагающих установление "светофорной маркировки" на пищевую продукцию.
Российская сторона предлагает дополнить маркировку об уровнях жира, сахара и соли в переработанной пищевой продукции в доступной для понимания потребителя форме: в виде графического изображения с горизонтальными полосами красного, желтого и зеленого цветов в зависимости от концентрации этих компонентов в пищевой продукции, предлагаемой потребителю.
Мы попросили наших коллег более подробно раскрыть суть предлагаемого нововведения. К примеру, насколько в связи с ним будет затронут порядок нанесения информации, на какие именно виды продукции будет распространяться это требование и какой характер будет носить: рекомендательный или обязательный, как это отразится на изготовителях продукции, какой международный опыт накоплен в этом направлении.
Очевидно, что введение такой маркировки продукции потребует от производителей дополнительных затрат, что, соответственно, может отразиться на ее стоимости. Поэтому нужно взвесить все аргументы.
После получения дополнительной информации белорусская сторона еще раз вернется к рассмотрению данного вопроса.
Стандарты разрабатываются для широкого круга пользователей. На основные виды пищевой продукции, включая молочную и мясную, уже разработаны и действуют государственные стандарты, выполняя требования которых, и сейчас возможно изготавливать продукцию без ГМО, с минимальным содержанием соли и сахара. Все зависит от того, каким образом изготовитель разработает рецептуру, подобрав сырье и его соотношение. Немаловажен также и спрос на такую продукцию на рынке со стороны покупателей, а это уже новая культура потребления.
К примеру, в кондитерской отрасли на основе действующих государственных стандартов разработаны и внедрены в производство новые виды драже, зефира, мармелада с пониженной сахароемкостью. В консервной отрасли разработаны рецептуры на соковую продукцию для детей дошкольного и школьного возраста, в составе которой отсутствует соль.
В настоящее время в республике разрабатывается проект межгосударственного стандарта (ГОСТ) на консервы овощные диетические профилактического питания, согласно которому массовая доля хлоридов в закусочных (салатах, овощной икре, овощных закусках) и обеденных (первых и вторых обеденных блюдах) консервах должна составлять не более 1,0 %. Этот ГОСТ будет основываться на государственном стандарте Республики Беларусь.
Что касается маркировки пищевой продукции, то в настоящее время, используя требования технических нормативных правовых актов, изготовитель может правильно позиционировать свою продукцию в части ее особых свойств и отличительных признаков.
Например, технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) предусматривает, что при соблюдении установленных условий (а это в первую очередь достоверное подтверждение заявленных свойств) в маркировке пищевой продукции возможно указание ее отличительных признаков, например "низкое содержание насыщенных жирных кислот", "источник белка", "низкое содержание сахара", "не содержит сахара" и ряда других.
Требования и правила маркировки знаком "Натуральный продукт" установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 126 "Пищевая продукция. Правила маркировки знаком "Натуральный продукт". Основные положения", действующем с 2008 года.
В 2016 году данный документ был пересмотрен и принята его новая редакция. Цель пересмотра – обеспечение соответствия требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, потребностям промышленности, экономики с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, хранения, перевозки, реализации продукции в связи со вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию.
ТКП 126 – 2016 устанавливает требования как к сырью, так и к готовой продукции.
Продукция должна быть изготовлена не менее чем из 95% натурального продовольственного сырья животного и (или) растительного происхождения и (или) продовольственного сырья минерального происхождения. При ее производстве нельзя применять методы генной инженерии и ионизирующее излучение при обработке. Ограничения также установлены в части использования пищевых добавок: допускается использование лишь некоторых пищевых добавок и только для определенных видов продукции.
Такой подход соответствует международной и европейской практике, причем в отношении продукции органического производства. Маркировка же "Натуральный продукт" не позиционирует продукцию как органическую и является только определенным этапом в этом направлении.
К натуральному продовольственному сырью животного происхождения относят продукты, полученные от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов откорма, гормональных препаратов.
К натуральному продовольственному сырью растительного происхождения относят растительное сырье, выращенное без применения стимуляторов роста, пестицидов, методов генной инженерии.
Что касается качества и безопасности такой продукции, то она должна соответствовать распространяющимся на нее требованиям, установленным в технических регламентах Евразийского экономического (Таможенного) союза, санитарных нормах и правилах и гигиенических нормативах, утвержденных Министерством здравоохранения Беларуси, и технических нормативных правовых актах (ТНПА), в соответствии с которым она изготовлена и может быть идентифицирована.
Обязательным требованием является наличие у изготовителя пищевой продукции сертифицированной системы менеджмента качества и (или) безопасности пищевой продукции.
Основанием для нанесения знака "Натуральный продукт" является наличие сертификата, подтверждающего выполнение требований. Сертификат выдает Госстандарт на основании коллегиального решения комиссии, состоящей из представителей различных органов госуправления, институтов и учреждений. В качестве наблюдателей на заседаниях комиссии присутствуют представители Белорусского общества защиты потребителей.
Предприятия республики активно участвуют в движении "Натуральный продукт". В настоящее время действует 134 сертификата, выданных 44 организациям на 213 наименований пищевой продукции. Больше всего сертификатов выдано на молоко и молочную продукцию (86), а также мясо, мясную продукцию, включая мясо птицы (19), и воду питьевую, включая минеральную (17). Полный перечень продуктов и их изготовителей представлен на сайте Госстандарта gosstandart.gov.by.
Маркировка знаком "Натуральный продукт" носит добровольный характер и проводится по инициативе заявителя. Для получения права маркировки пищевой продукции этим знаком заявитель должен выполнить требования, сформировать комплект документов и предоставить в орган по сертификации для рассмотрения. Далее в зависимости от результата комплект дел направляется на рассмотрение комиссии или возвращается заявителю с предоставлением мотивированного отказа.
Право маркировки основано на выполнении заявителем установленных требований и декларировании их соответствия. В предоставляемой декларации он должен гарантировать, что при производстве продукции использовалось сырье, полученное без применения пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста растений и откорма животных, гормональных препаратов, генно-модифицированных организмов, а также то, что продукция и процессы ее производства соответствуют установленным требованиям.
Ответственность за поддержание соответствия пищевой продукции установленным требованиям и обязательствам несет заявитель. В случае поступления информации о претензиях к качеству пищевой продукции от потребителей, торговых организаций, а также организаций, осуществляющих контроль безопасности и качества пищевых продуктов, на которые выдан сертификат, орган по сертификации проводит инспекционный контроль, на основании которого комиссия принимает решение о сохранении или аннулировании сертификата.
Случаев аннулирования сертификатов за весь период действия ТКП 126 не было. Однако случаи отказа в выдаче сертификатов на стадиях рассмотрения комплектов документов имелись по причинам несоответствия продукции требованиям ТКП.
Как известно, в декабре 2016 года Совмином был утвержден Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Беларуси до 2020 года. Одним из мероприятий, предусмотренных этим документом, является внедрение в стране системы экологической маркировки продукции (экологической сертификации продукции). Подготовка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих особенности экологической сертификации продукции в Беларуси, должны быть выполнены к 2020 году. Ответственным исполнителем является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Вместе с тем следует отметить, что в республике есть определенный опыт в развитии данного направления. Так, в свое время были разработаны стандарты, определяющие основные типы экологической маркировки продукции, гармонизированные с международными стандартами ИСО серии 14000.
Также были приняты госстандарты по экологическим критериям для синтетических моющих средств, холодильных приборов, обоев, телевизоров, согласно которым соответствие продукции экологическим критериям должно подтверждаться при экологической сертификации продукции.
Законодательные основы экологической сертификации заложены в законе "Об охране окружающей среды" и технических кодексах установившейся практики в Национальной системе подтверждения соответствия Беларуси.
Основной проблемой на пути к успешному внедрению в нашей стране экологической маркировки продукции является отсутствие мотивации и заинтересованности изготовителей в получении экологического знака соответствия. Необходимо также внедрить систему государственных зеленых закупок, т.е. закупок, при которых предпочтение будет отдаваться продукции, имеющей экологическую маркировку и, соответственно, оказывающей наименьшее воздействие на окружающую среду.
В дополнение этой темы можно сказать, что основная масса продукции, производимой организациями Министерства лесного хозяйства, уже сертифицирована по двум схемам добровольной сертификации: в Национальной системе лесной сертификации, признанной международным Советом PEFC, и схеме Лесного попечительского совета сертификации FSC. Данные схемы строятся на принципах, содействующих экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению лесными ресурсами.
Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации Госстандарта разработаны два технических кодекса установившейся практики (ТКП). Один из них определяет основные положения процедуры сертификации продукции органического производства в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Беларуси. Документ учитывает опыт, наработанный как в республике, так и в Европейском союзе, где действует регламент по органическому производству и маркировке органической продукции.
Другой ТКП устанавливает изображение знака "Органический продукт", его размер, цвет, способы нанесения и правила использования. Его применение будет способствовать информированию потребителей о зеленой продукции и подтверждать, что она прошла все необходимые процедуры и соответствует требованиям, установленным для таких продуктов.
Эти ТКП планируется применять, когда в республике будет сформирована необходимая законодательная база, регулирующая производство и реализацию органической продукции.
Беларусь имеет многолетнюю историю успешного взаимодействия с Всемирным банком по реализации совместных проектов в сфере энергосбережения, повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.
За прошедшие годы между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития для проектов в этой сфере подписано семь соглашений о займах на общую сумму $422,6 млн, в том числе уже реализованы четыре соглашения на сумму $117,6 млн и реализуются три на $305 млн.
В рамках действующих соглашений выполнены строительство и реконструкция четырех крупных ТЭЦ в системе Министерства энергетики и проведена модернизация 10 котельных в системе жилищно-коммунального хозяйства. Продолжается работа по строительству еще четырех котельных и трех мини-ТЭЦ, работающих на древесном топливе. Создание новых энергоэффективных источников тепловой и электрической энергии позволит обеспечить экономию потребляемого топлива; снижение потерь энергоресурсов при доставке их потребителям; сдерживание роста тарифов на потребляемые энергоресурсы; создание новых рабочих мест на объектах строительства и в ходе последующей эксплуатации этих энергоисточников; замещение импортируемого дорогостоящего топлива дешевыми местными видами топлива.
В апреле 2017 года завершена реализация проекта международной технической помощи Европейского союза/Программы развития ООН "Разработка интегрированного подхода к расширению программы по энергосбережению".
Одним из значимых его результатов является создание за счет грантовых средств Европейского союза демонстрационных объектов проекта на базе учреждений образования "Ясли-сад №45 г. Гродно", "Ясли-сад №6 г. Ошмяны", "Средняя школа №4 г. Дзержинск" и "Витебский профессионально-технический колледж машиностроения им. М.В. Шмырева". На этих объектах выполнен комплекс энергоэффективных мероприятий: тепловая модернизация стен и кровли, внедрение энергоэффективных стеклопакетов, установка энергоэффективного освещения и оборудования пищеблоков, систем вентиляции с рекуперацией тепла, а также солнечных коллекторов для горячего водоснабжения.
Результаты мониторинга с октября 2016 по апрель 2017 года по этим четырем демонстрационным объектам показали в среднем снижение потребления тепловой энергии на 48,78% и электрической энергии - на 39,46 %.
В сотрудничестве с Программой развития ООН/Глобальным экологическим фондом реализуется проект международной технической помощи "Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь" объемом финансирования $4,9 млн.
Основное внимание в проекте уделяется демонстрации потенциала политики энергосбережения в жилищном секторе, разработке и обеспечению внедрения новых принципов проектирования, строительства и эксплуатации энергоэффективных жилых зданий.
В рамках проекта в 2016-2017 годах построено три демонстрационных жилых здания (в Гродно, Минске и Могилеве) с инженерными системами, позволяющими обеспечить минимальное энергопотребление на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. Ожидается, что применяемые меры позволят достигнуть более чем двукратного сокращения потребления тепловой энергии на данных объектах.
В настоящее время совместно с Всемирным банком проводится исследование с определением практических мер по повышению энергоэффективности в энергетическом секторе Беларуси, которые планируется реализовать в новом совместном проекте. Также прорабатывается возможность привлечения дополнительного займа в размере $80 млн для строительства более 40 котельных на древесном топливе. В целом в 2016-2017 годах Всемирному банку направлены предложения по реализации новых совместных проектов в сфере энергосбережения на сумму более $1 млрд.
В части развития сотрудничества с Программой развития ООН следует отметить содействие, которое в рамках своей компетенции Госстандарт оказывает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды по реализации начатых в 2015-2017 годах проектов: "Устранение барьеров в развитии ветроэнергетики в Республике Беларусь", компонента по повышению энергоэффективности проекта "Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси".
Пищевая продукция в ЕАЭС попадает под действие ряда технических регламентов. К каждому из них утверждены перечни стандартов, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента. При оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов применяются методы, включенные в перечни стандартов.
В настоящее время страны ЕАЭС отрабатывают проект межгосударственного документа, который устанавливает методологию выбора для объектов технического регулирования методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, которые могут быть использованы для применения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС и осуществления оценки соответствия его требованиям. Он будет применяться в отношении всех технических регламентов, в том числе и на пищевую продукцию.
Кроме того, для устранения возникающих разногласий при контроле пищевой продукции на соответствие установленным требованиям в Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа. Сфера ее компетенции - изучение соответствия и возможности использования применяемых методик и целесообразности установления допустимых уровней остаточных количеств ветеринарных препаратов при лабораторных исследованиях продукции животного происхождения. Координатором этой рабочей группы от Беларуси является Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Областные инспекции Госстандарта в первом полугодии 2017 года проверили 1 077 наименований импортной электротехнической продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" и "Электромагнитная совместимость технических средств". В результате было установлено, что 68,2% проверенного оборудования, или 735 наименований импортного производства, не соответствовали обязательным требованиям. Это силовые кабели, светильники, утюги, чайники, лампы светодиодные, удлинители, сетевые зарядные устройства и др.
Мы эту работу продолжаем. Доложили руководству правительства и Комитета государственного контроля о том, что такая проблема есть. Мы запретили ввоз в страну более чем 200 наименований продукции, отменили действие в Беларуси 124 сертификатов, которые были выданы необоснованно нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу. На самом деле количество документов, которые заслуживают отмены, должно исчисляться сотнями. Выдача сертификатов без оснований стала очень доходным бизнесом, который разворачивается на территории ЕАЭС неимоверными масштабами.
В то же время важно не гоняться за этими документами, а найти причину, которая к этому привела. Идет серьезное обсуждение изменений договора о ЕАЭС, по направлению технического регулирования мы предлагаем внести многие кардинальные вещи. Нарабатываем следующие шаги, которые позволили бы вообще закрыть возможность работы на рынке отдельных импортеров, неоднократно проявлявших себя как недобросовестные.
Вопрос фальсификации, необоснованной выдачи документов заслуживает обсуждения на площадке Евразийского экономического союза. Я думаю, что обсуждение должно быть не на уровне консультативных комитетов, которые созданы по ряду направлений, а на уровне представителей стран, вице-премьеров. Это нужно для того чтобы определить, кто эти документы выдает, как они выдаются, каким образом появляются на рынке. Потому что порой дезориентируется общество. Мы не знаем, заслуживает ли определенный сертификат доверия или нет. Чтобы его проверить, нужно иметь специальные навыки, доступы к реестрам, сделать запросы, к примеру, в Российскую Федерацию, чтобы узнать, проходила ли продукция испытания. Все, что написано в документе, может выглядеть красиво и правильно, но когда мы начинаем разбираться по разным видам продукции, оказывается, что ее никто не испытывал. Сегодня в ЕАЭС есть единый реестр выданных документов об оценке соответствия. Эта идея разворачивается глубже.
Задач, которые нужно решить на площадке ЕАЭС, очень много. Мы заинтересованы в том, чтобы на этой площадке обсуждались не только документы, которые, конечно, важны, но и реальные проблемы сегодняшнего дня, проблемы рынка, бизнеса. Потому что, по большому счету, добросовестные импортеры и производители, которые выполняют все требования, находятся в проигрыше по цене, допуску на рынок и т.д. Это касается и наших производителей, продукция легкой промышленности в Беларуси имеет не только документы, она подтверждена всевозможными испытаниями. Но конкурировать в том числе по стоимости с продукцией легкой промышленности из Китая или Средней Азии просто невозможно.
Таким образом, нужно делать все, чтобы убрать из рынка опасную продукцию. Должны быть конкретные шаги, чтобы закрыть органы по сертификации, работающие незаконно, и чтобы сделать механизм получения и предоставления документов прозрачным.
Эта работа начата несколько лет назад. Работа непростая, поскольку в рамках поручений Президента красной нитью проходило не только упрощение контрольной и надзорной деятельности, но и упорядочение требований к бизнесу. Речь идет об оптимизации требований и целом ряде направлений по либерализации ведения бизнеса. Очень большая работа связана с реализацией двух законов, которые были приняты в конце прошлого года и вступили в силу 30 июля текущего. Это закон о техническом нормировании и стандартизации и закон об оценке соответствия и аккредитации. При их принятии были учтены все пожелания не только органов госуправления, но и бизнеса. В настоящее время Госстандарт проводит комплекс мероприятий по разработке и принятию нормативных актов по реализации положений данных законов.
В части технических требований работа идет очень серьезная: мы их разложили на составляющие. Сегодня техтребования установлены в двух формах документов. Одни - технические нормативные правовые акты, которые относятся к сфере технического нормирования и стандартизации. Второй пласт - технические нормативные правовые акты, которые к этой сфере не относятся. Документы, которые относятся к нашей сфере деятельности - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия и стандарты организаций. Более 13 видов документов, которые к нашей сфере не относятся, тоже устанавливают технические требования. Также ряд государственных органов определяет большое количество требований.
Однако сейчас все будет иначе, решения уже приняты: единственным обязательным документом остается технический регламент. В ЕАЭС принято 44 технических регламента, 35 вступили в силу. Также обязательными являются 7 технических регламентов Беларуси. Все остальные документы - добровольные. Этот период достаточно резкий и непростой, поскольку до 30 июля в стране обязательными были 1164 технических кодекса установившейся практики. После 30 июля обязательными остались 4 кодекса, то есть 1160 документов потеряли обязательный статус. Цифра мощная. В то же время, если органы госуправления, которые издавали и утверждали эти документы, хотят сделать некоторые из них обязательными снова, то они должны подготовить соответствующее постановление Совета Министров, согласовать с органами госуправления, заинтересованными, со всеми консультативными комитетами, обсудить с бизнес-сообществом, и только после этого они могут стать обязательными. Это крайне тяжелая задача.
Что касается технических кодексов, то они действуют, но потеряли обязательный статус. Предприятия самостоятельно определяют вопросы их применения. Если организации заявили, что они используют эти кодексы, то для них они становятся обязательными. Это же касается и стандартов. Организация маркирует свою продукцию по стандарту (несмотря на то, что он является добровольным) - и стандарт становится обязательным для этой организации. До 30 октября 2018 года все технические кодексы должны быть пересмотрены: из них должно быть исключено все, что касается административных процедур. Этих процедур в технических документах быть не должно.
Эта тема очень серьезная, поскольку уже более 10 лет стандарты в Беларуси являются добровольными. В стране действуют около 28 тыс. стандартов. Большая часть из них - межгосударственные стандарты. Как работает этот механизм? Технический регламент устанавливает требования безопасности, и они являются обязательными. Их можно реализовать напрямую, выполняя положения регламента, или с помощью добровольных стандартов. Но требования безопасности - обязательный пласт требований, который должен быть выполнен.
Вопросы качества в большинстве случаев нашли отражение в стандартах. Качество является ответственностью самого субъекта хозяйствования. Если предприятие рассчитывает на успешную конкуренцию, то оно будет выполнять стандарты. Постарается использовать в работе международные стандарты, будет доказывать всем, что изготавливает продукцию в соответствии с ними-. Ведь важно показать, что продукция имеет право реализовываться не только на территории Беларуси, ЕАЭС, но и заслуживает быть на рынках любого континента. Все настоящие руководители стратегию своего предприятия формируют на доказательстве того, что они выполняют положения международных стандартов. Те же, кто пытается отбросить все эти требования и пойти по другому пути, как правило, имеют недолгий успех.
Кроме того, многие предприятия сейчас изготавливают продукцию по техническим условиям. Мы говорим, что техусловия - это законный документ, который является обобщающим и устанавливает требования к продукции методом ее испытаний. Сегодня в стране зарегистрировано более 30 тыс. технических условий. Если брать требования безопасности, то они должны быть не хуже, чем в регламентах, если мы говорим о вопросах качества, то оно должно быть не хуже, чем в стандартах. А может, даже и лучше, чтобы предприятия могли показать, что их условия выше, чем требования, заложенные в стандартах. К техусловиям должно быть заслуженное отношение. Еще раз подчеркну, что обязательно нужно соблюсти условие рынка: уровень требований в технических условиях не должен быть хуже, чем написан в стандарте.-0-
В современном мире для завоевания новых рынков сбыта производителям уже недостаточно выполнить только обязательные требования безопасности, установленные в отношении выпускаемой продукции. Заказчики и покупатели все чаще хотят иметь подтверждение соответствия продукции каким-либо особым требованиям. Это, например, могут быть отдельные качественные показатели, наличие тех или иных функциональных свойств, требования к экономичности и т.д. Эти требования могут быть изложены как в стандартах (государственных, международных, региональных, стандартах торговых сетей и других), так и напрямую в договоре на поставку продукции.
Инструмент сертификации в данном случае является наиболее универсальным и международно признанным средством выполнения потребностей заказчиков иметь подтверждение соответствия продукции со стороны независимой компетентной организации. Новая редакция закона предусматривает возможность проведения такой добровольной сертификации.
Если говорить о готовности комплекса подзаконных документов, то в области оценки соответствия уже приняты и действуют отдельные нормативные правовые акты.
Постановление Госстандарта "Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь" проходит юридическую экспертизу в Министерстве юстиции. Оно будет официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале и вступит в действие сразу после опубликования.
Согласно плану мероприятий по реализации закона "Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия", все ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, утвержденные республиканскими органами госуправления, организациями, подчиненными Совету Министров, должны быть приведены в соответствие с новыми законами в области технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия и аккредитации до 30 октября 2018 года.
Существенным для бизнеса в сфере оценки соответствия является то, что теперь правила сертификации и декларирования всех объектов оценки соответствия сведены в единый документ - Правила подтверждения соответствия. В этом документе установлены обязательные для всех требования по проведению работ по сертификации и декларированию соответствия. Иные, специфические, требования могут быть установлены только в технических регламентах.
Тема контрафакта очень серьезно обсуждается в странах ЕАЭС. В России принимается целый ряд документов, создана государственная комиссия по борьбе с контрафактом и фальсифицированной продукцией, дорабатываются законодательство, подходы. По мнению российской стороны, по некоторым видам продукции удельный вес контрафакта в России превышает 50%. В нашей стране эта тема тоже обсуждается. В этом году принят целый ряд решений. Министерству антимонопольного регулирования и торговли поручено подготовить соответствующее распоряжение или постановление Совета Министров, создать такую же комиссию. Основными игроками, исполнителями в борьбе с контрафактом выступает МАРТ, МНС, МВД, Таможенный комитет. Этот состав подчеркивает, насколько мощные механизмы продвижения продукции. Государственный комитет по стандартизации в этой работе будет принимать определенное участие в рамках нашей компетенции. Комитет проводит оценку соответствия продукции установленным требованиям, при этом могут быть определены признаки, которые показывают в том числе то, что она контрафактная.
Что касается аккредитованных лабораторий в Беларуси, то система контроля за этими органами очень жесткая. Мы внедрили систему мониторинга за деятельностью лабораторий, органов по сертификации, для того чтобы видеть, сколько они выдают документов, и принимаем соответствующие меры.
В Беларуси появилось огромное количество филиалов, дочерних предприятий российский органов по сертификации, которые выступают в роли консультантов. Они очень настойчиво работают со всеми импортерами, переманивая их к себе. Я думаю, что сегодня они смогли создать такой механизм, который позволяет, находясь в Минске, выдавать сертификаты в России. Современные информационные технологии позволяют это сделать. Проблема непростая, очень серьезные шаги наметили российские органы по аккредитации в этом направлении. К сожалению, мы пока не видим положительного результата. Все меньше людей приходит в наши органы по сертификации. Для нас это проблема, которая становится системной и носит межнациональный характер. Я думаю, что в ближайшее время будем подключать правоохранительные органы.
Когда мы разворачивали свою деятельность по надзору за техническими регламентами, шла наработка материала, изучалось, какие виды продукции являются наиболее проблемными. К ним отнесли электротехническую продукцию, товары для детей и подростков, игрушки, мебель, товары легкой промышленности. Исходя из этого, шли по пути сужения зоны контроля. С одной стороны, это очень эффективно для защиты рынка, с другой - это большая экономия ресурсов, уход от перегрузки бизнеса, потому что сплошным контролем охватить все виды продукции невозможно и бессмысленно. Инспекции, которые находятся в областях, крупных городах, нарабатывают материал через наши центральные службы и определяют, какие виды продукции взять под контроль.-0-
Вопрос в большей степени касается безопасности услуг для потребителя. В Беларуси сфера услуг закреплена за различными органами госуправления, которые и должны организовать оценку рисков безопасности этих услуг и разработку обязательных норм безопасности.
В настоящее время есть государственные стандарты (СТБ и ГОСТ) на различные виды услуг. Это более 70 документов. Они в основном касаются бытовых услуг, туристских, общественного питания, электросвязи, по перевозке пассажиров и др. На указанные в вопросе услуги стандартов сегодня нет. Однако здесь хочу подчеркнуть, что стандарты являются добровольными для соблюдения документами. Есть только несколько случаев, когда они становятся обязательными.
Что касается новых видов экстремальных развлечений, то некоторые из них - картинги, автодромы, аттракционы с эластичными элементами, в том числе катапульты, "тарзанки", батуты - попадают в область действия Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Эти правила утверждены МЧС, сегодня этот документ обязателен для применения. МЧС в рамках промышленной безопасности контролирует всю сферу аттракционов.
В странах - членах Евразийского экономического союза с апреля 2018 года вступит в силу технический регламент ЕАЭС "О безопасности аттракционов", который установит единые обязательные требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации. Этот регламент установит требования не к услуге, а именно к аттракционам. У каждого владельца аттракциона должна быть инструкция, утвержденный документ, в котором описаны требования по его проверке. Он является гарантом того, что предоставляет безопасную услугу.
Если говорить в целом об услугах, то в международной практике для повышения их безопасности и качества применяется инструмент добровольной сертификации. Организации, которые проводят ее, уверены в своих возможностях и не опасаются объективной независимой оценки условий оказания услуг со стороны органа по сертификации. Потребители, обращаясь за той или иной услугой в такую организацию, могут быть уверены в ее надлежащем оказании. В нашей стране этот процесс также получает развитие, но недостаточно активно. И потребители, обращаясь за услугой только в сертифицированные компании, могли бы стимулировать расширение добровольной сертификации.
Такая тема на заседаниях рабочих групп и совещаниях обсуждается. Есть несколько видов лицензий, которые отменяются. И в обсуждаемых документах не идет речь о том, что вместо лицензий будет вводиться сертификация. Там написано, что предусмотрен механизм подтверждения соответствия. И больше ничего. С заинтересованными ведомствами мы обсуждали эту тему и пришли к выводу, что нет смысла заменять одну административную процедуру другой. Тем более если говорить о сертификации, то нужно понимать, что она может быть проведена только в отношении того, на что можно установить требования. Если требования к объекту невозможно установить, то и сертификацию вводить нет смысла.
Скорее всего, тема будет развиваться следующим образом: услуги, которые зависят от компетентности персонала, будут не сертифицироваться, а аттестовываться. Приведу в качестве примера ветеринарную деятельность. Логично, что такой деятельностью может заниматься только специалист, который подтвердил свою компетентность. И не думаю, что нужно выдавать отдельный дополнительный сертификат на саму деятельность.
Что касается услуг, которые можно измерить или оценить, то стоит обсудить тему подтверждения соответствия, но мы сомневаемся, что здесь нужна сертификация. Мы считаем, что второй формой подтверждения соответствия является декларирование. Вполне возможно, что тот, кто, к примеру, наносит огнезащитные покрытия (а лицензирование этой деятельности также планируется отменить), мог бы оформить декларацию, которая бы гарантировала качество работы и соответствие всем установленным требованиям. Принимая декларацию, он берет на себя обязательства и ответственность, что все эти требования выполнит.
Позиция комитета - не навязывать бизнесу излишнюю, дополнительную, обременяющую процедуру. Эта тема находится в процессе доработки. Думаю, что органы госуправления найдут рациональное решение, которое не будет усложнять проблему и будет достаточно реализуемо.
Одним из оснований для такого решения стало то, что в государствах - членах ЕАЭС еще не принято решение по проекту изменений в техрегламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), подготовленному Госстандартом Беларуси в 2015 году.
Предложенные нами коррективы, наряду с другими вопросами, предусматривают исключение необходимости подтверждения соответствия единичных транспортных средств, ввозимых физлицами для собственных нужд на территорию ЕАЭС, требованиям регламента.
Это предложение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством ЕАЭС, принятым уже после утверждения ТР ТС 018/2011, при оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства - члена юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом. Т.е. физлицо не может быть заявителем на проведение оценки соответствия. Поэтому, по нашему мнению, следует внести изменения в техрегламент.
В настоящее время данный проект изменений находится на согласовании в государствах - членах ЕАЭС. Когда же страны выработают согласованную позицию и примут решение по этому вопросу, пока затруднительно сказать. Процесс внесения изменений в техрегламенты, как показывает сегодняшняя практика, достаточно сложный и продолжительный. Поэтому в Беларуси и была взята "пауза" еще на год.
К слову, сейчас в ЕАЭС идут активные дискуссии по разработке и внесению изменений в сам Договор о ЕАЭС, которые тоже могут повлиять на процесс согласования решения по изменениям в упомянутый технический регламент.
Госстандарт осуществляет надзор по ряду направлений, в том числе в области строительства, метрологического надзора. Стройнадзор в определенной мере будет переформатирован в направлении мониторинга, сориентирован на проведение внеплановых проверок там, где для этого есть основания.
Тема метрологического надзора заслуживает серьезного внимания. Сегодня в стране, с нашей точки зрения, есть целый ряд системных нарушений, которые должны быть устранены. Это касается весового хозяйства. Несколько лет назад был затронут целый пласт проблем, связанных с овощехранилищами. По нашим оценкам, работа, которая была проведена три-четыре года назад, во многих организациях запущена. Сегодня определенная доля овощехранилищ не готова к приему нового урожая. Когда хозяйство отчитывается об уборке урожая, при этом не имея исправных весов, это может быть связано с приписками.
Что касается надзора за продукцией, наши ресурсы небезграничны. Мы идем по пути выстраивания хорошей системы оценки рисков. Стараемся выходить на оптовые компании, потому что малый бизнес, как правило, не завозит большие партии продукции.
Кроме того, с коллегами из Минздрава, Минсельхозпрода, МЧС пересматриваем технические регламенты и стараемся сделать так, чтобы на один регламент не приходилось большое количество надзорных органов. Это нужно для того, чтобы они не дублировали функции друг друга и не было чрезмерного количества надзорных мероприятий для бизнеса. По ряду регламентов может быть закреплено два или три органа госуправления, но надо стремиться, чтобы один орган осуществлял надзор по одному регламенту. Это позволило бы в том числе более рационально построить деятельность каждого органа госуправления.
Когда мы анализируем эту ситуацию, складывается впечатление, что кроме надзорных органов больше никого нет. Товар, который не имеет права находиться на рынке ввиду отсутствия каких-либо документов и маркировки, продается где угодно. В то же самое время есть органы исполнительной власти и другие органы в каждом районе, которые ждут, что сделают в Минске. Местные органы власти сегодня имеют права, возможности и обязанности навести порядок в этом беспределе. И только если они не справятся, применив все возможные меры воздействия, то можно подключать органы надзора, которые могут применять санкции, которые эти предприниматели заслуживают.
В принципе в этом случае идет разговор о незаконной продукции. Получается, одни должны работать по закону, а другие - в условиях вседозволенности. С моей точки зрения, должна быть жесткая оценка деятельности местных органов власти, как они организовали работу, разрешили торговать этой продукцией, и как она завозится. Тем более все это завозится не в сумках, а фурами. И все это видят люди.
Наши проверки показали, что этим торговцам просто нужно закрывать торговые точки. Нет смысла разбираться с наличием сертификатов, документов на определенные виды изделий. Там просто незаконная продукция. В этом деле нужно ставить точку. Не имеет никакого смысла нашим инспекторам работать вхолостую: оформив документы на какое-то единичное изделие или партию товара, эта серая продукция в течение 10 минут переедет из одного ларька в другой.
Позиция комитета очень простая: местным органам власти надо раз и навсегда разобраться с такой "торговлей", а в случае неудачи подключать к этому надзорные органы, находящиеся в Минске, которые будут проверять соблюдение законодательства.
В современных условиях одним из важнейших инструментов обеспечения устойчивой конкурентоспособности бизнеса и повышения эффективности любой организации является внедрение современных систем менеджмента. Все больше организаций понимают важность современных подходов к управлению своей деятельностью. Сегодня уже недостаточно простого выполнения требований стандартов на выпускаемую продукцию или услугу. На это нацеливает принятый в стране комплекс мер на 2016-2020 годы по стимулированию внедрения в экономику страны передовых методик и современных международных систем управления качеством.
Он достаточно развернутый и охватывает все, что влияет на качество продукции. Это не только внедрение систем менеджмента, но и подготовка персонала, разработка стандартов и их применение, изучение и внедрение передовых международных методик, развитие испытательного комплекса и другое.
Правительством поставлена также задача разработать отраслевые и региональные программы качества.
Однако хотелось бы отметить, что пока далеко не все руководители понимают необходимость внедрения современных систем менеджмента. Кто-то до сих пор считает, что качество - не самое главное, главное - выполнить объемные показатели.
Поэтому сейчас мы оцениваем, что на 1 июля текущего года сделано в областях, министерствами по стимулированию внедрения современных международных систем управления качеством. Пока мы этой работой не удовлетворены. Мы рассчитываем, что в сентябре состоится развернутое совещание в правительстве, на котором мы не только по пунктам рассмотрим выполнение мероприятий программы и наметим дальнейшие шаги, но и проанализируем отношение наших руководителей к теме качества. Потому что, повторюсь, сегодня нет смысла делать продукцию, если она не соответствует самым высоким стандартам качества.
В Беларуси приняты в качестве государственных стандартов все основополагающие международные стандарты системного менеджмента. Это стандарты по менеджменту качества (СТБ ISO 9001), окружающей среды (СТБ ISO 14001), охраны труда (СТБ 18001), информационной безопасности (СТБ ISO/IEC 27001), энергетического менеджмента (СТБ ISO 50001). В распоряжение промышленности предоставлены стандарты менеджмента качества с учетом отраслевой специфики.
Наиболее активно внедряются системы менеджмента качества, экологического менеджмента, управления охраной труда, менеджмента безопасности пищевых продуктов.
Так, на сегодня в республике внедрено более 3,5 тыс. систем менеджмента качества по ISO 9001. Это достаточно приличная цифра для страны. Как правило, в течение года 100-150 новых предприятий внедряют международные системы качества. В то же время каждый год есть 40-50 предприятий, которые не смогли подтвердить свою сертификацию.
Как известно, в Беларуси с 1 марта прошлого года введена в действие новая версия стандарта на системы менеджмента качества - СТБ ISO 9001-2015. Организации всего мира, в том числе и нашей республики, должны перейти на него до 15 сентября 2018 года, то есть осталось чуть больше года.
В настоящее время в республике сертифицировано по новой версии 384 системы менеджмента качества.
Следует сказать, что отечественные предприятия пока не спешат переводить свои системы менеджмента качества на новую версию. Основная масса (порядка 75%) предприятий, подлежащих ресертификации в 2017 году, пока осуществляет повторную сертификацию на старую версию 2009 года, откладывая эту работу на следующий год, на последний момент.
Вместе с тем, по данным за этот год, среди вновь сертифицирующихся предприятий сертифицируют свою систему на новую версию порядка 43% предприятий.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при переходе на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015, связаны со сложностями в понимании таких тем, как мышление на основе рисков, реализация процессного и проектного подхода. Для того чтобы разобраться в этих темах, требуется как базовое понимание системы менеджмента качества, так и дополнительное обучение в части особенностей перехода на новую версию стандарта.
Вторая проблема - это недостаточная поддержка внедрения системы менеджмента качества или перехода на новую ее версию высшим руководством организации. К сожалению, поддержка оказывается в основном формально, декларативно - на словах, а не на деле. Высшее руководство не всегда понимает нужность и полезность системы, хотя, если следовать всем рекомендациям стандарта, деятельность предприятия может быть более эффективной и успешной.
Новая версия требует от компании, претендующей на соответствие ей, перехода на новый рыночный уровень управления, приводящий к ощутимым результатам. Например, в короткие сроки предложить рынку инновационную продукцию, расширить географию поставок или снизить себестоимость, не теряя качество продукции.
Поэтому тем компаниям, которые желают быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешних рынках, рекомендуется четко спланировать свою работу по переходу на новую версию стандарта и уже достаточно интенсивно разворачивать этот процесс. В этой работе они могут рассчитывать на консультационно-методическую помощь наших региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации, институтов.
Вопросы проведения санитарно-гигиенической экспертизы находятся в компетенции Министерства здравоохранения.
Что же касается готовящегося декрета, то предусматривается, что решение о принятии дополнительных форм оценки соответствия продукции, которая ввозится в нашу страну или производится, должно быть очень хорошо обосновано. В этой связи мы, в части своей компетенции, наметили пересмотреть перечень продукции, которая подлежит обязательной оценке, в сторону его уменьшения. Думаю, что такую же работу в рамках реализации декрета будут проводить и другие ведомства.
Как я уже говорил, процедура санитарно-гигиенической экспертизы находится в компетенции Министерства здравоохранения.
Со своей стороны хотел бы отметить, что проект документа о развитии предпринимательской инициативы, который должен быть подготовлен к 1 октября, содержит очень четкое положение о том, что любые протоколы испытательных лабораторий, аккредитованных в нашей стране, должны использоваться для выдачи любых разрешительных документов. Если смотреть с точки зрения проведения исследований и испытаний, то это можно будет делать в любой лаборатории.