Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
19 марта 2015, 09:30

A prima vista. Жизнь с листа

Оксана Волкова. Имя, которое сияет не только на белорусском музыкальном небосклоне. Солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси выступала в Лондоне в Ковент-Гарден. Меццо-сопрано из Беларуси выступала в театрах Metropolitan opera в Нью-Йорке и Teatro Colon в Буэнос-Айресе. Исполнительница блистала в Большом театре России. Гастроли с маэстро Владимиром Спиваковым, выступления с Дмитрием Хворостовским. Перечисление достижений выпускницы Белорусской государственной академии музыки по классу вокала у профессора Лидии Галушкиной не уместится в короткое сообщение. Что стоит за столь эффектным, ярким взлетом? Каков ключ к успеху: везение, талант или ежедневный труд? Чем отличается работа на профессиональной сцене в Беларуси и других странах? И каково это - спеть оперу?

Об этом и многом другом состоится разговор с Оксаной Волковой во время онлайн-конференции. Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время конференции. Ответы будут публиковаться 19 марта после 9.30 по мере готовности.

Вопросы конференции

Евгения Тюкина, Миоры
Оксана, на какой сцене мира выступать комфортнее всего? Или же принципиальных различий, на сцене какой страны выступает оперный артист, нет?
Конечно, выкладываются все артисты одинаково: и на площадке Дома ветеранов, и в "Метрополитен-опера". Невозможно сказать себе, что вот это мне важнее, здесь я постараюсь. Я в это не верю. И даже не верю в то, что артисты приезжают и эмоционально не работают на репетиции в полную силу, ведь нужно проверить себя в предлагаемой акустике, с новыми партнерами. Меня потряс Дмитрий Хворостовский, который во время репетиций своего концерта в Минске выкладывался на сто процентов, фонтанировал энергией и устраивал настоящее шоу для артистов оркестра, для певцов, которые выступали вместе с ним, и этим самым невероятно вдохновлял весь коллектив на творчество.

А выступать везде комфортно. Это зависит не от того, где находишься, а от твоего состояния. Ведь ты энергию отдаешь. Если у тебя есть вот эти силы, то всегда есть ответ публики, в какой бы стране ты не находился. Вот недавно я выступала, у меня все было прекрасно: акустика, публика, голос звучал, оркестр потрясающий. Все было. Но тут я просто ошибаюсь на пустом месте: теряю мелодию и текст, на два такта выпадаю. И все, у меня идет какой-то зажим. Публика это почувствовала, и прием уже был не тот, каким мог быть. Все мы живые люди и тоже не застрахованы от ошибок.
Ярослав Чешко, Поставы
Вы не раз отмечали в своих интервью, что оперные исполнители учатся всю жизнь. А чему еще хотела бы научиться Оксана Волкова?
Музыканты-это те же спортсмены. Если не заниматься каждый день, то навыки пропадают, техника уходит. И в критических ситуациях, когда не здоров, на помощь приходит школа. Голос-это весьма хрупкая субстанция. Вот, например, сегодня у тебя все в порядке и ты поешь, соловьем заливаешься. А на следующее утро просыпаешься, и у тебя просто нет голоса. И ты понимаешь, что вечером концерт, а ты не в форме..У меня были выступления не то что провальные, а просто мега-провальные. Недавно у меня было выступление, перед которым начал пропадать голос, а я уже была в гриме и должна была выходить на сцену. Но я распевалась, а голос у меня катастрофически уходил - знаете, бывают моменты, когда ты просто хрипнешь за час. У меня был шок. И еще как раз "повезло", потому что это был день прямой радиотрансляции выступлений на весь мир.

Зашел дирижер, и я ему спела, спросила, что делать. Он сказал: "Иди". Зашла концертмейстер, я сказала, что нет голоса, и спросила, что делать. Она тоже сказала: "Иди". И я пошла. Не знаю, как я изворачивалась, но голоса у меня не было. Мне было так страшно и стыдно, это было ужасно. Благо роль была небольшая и игровая, я как уж на сковородке крутилась. Когда ушла со сцены, я просто бегом, собрав вещи, на три дня уехала, чтобы меня никто не нашел. Пила антибиотики и все ждала, что мне напишут СМС: "Оксана, спасибо, больше вы не нужны". Но, слава Богу, этого не случилось. Надеюсь, эту запись никто не слышал.
Корр. БЕЛТА:
В вашем списке множество ролей. Но чаще всего вас ассоциируют, конечно, с Кармен. Вам близки такие сравнения? Какая роль вас еще ждет, по вашему мнению?
Я себя ни с кем не ассоциирую. Кроме того, Кармен абсолютно не близкий для меня персонаж. Наша белорусская публика не сильно избалована какими-то изысканными оперными названиями, а Кармен знают и любят все, причем везде. Даже когда звучат названия разных опер, запоминается только "Кармен". У меня очень много замечательных ролей. Например, Амнерис в "Аиде" или Любка в "Седой легенде", Любаша в « Царской невесте» и др.

Оперный репертуар для моего голоса обширен и богат. Я думаю, что меня ждут еще много интересных ролей. В данный момент я готовлю роль Далилы в опере « Самсон и Далила». На сегодняшний момент-это роль мечты.


Матвей, Брест
Оксана, какими иностранными языками вы владеете, и какой язык вам ближе всего? На каком больше любите исполнять? Спасибо!
Мне ближе французский язык. Я, к сожалению, не говорю на нем, но в пении он для меня наиболее удобный.

Кроме того, я пою на итальянском, русском, белорусском. Участвуя в конкурсе, я ездила в Чехию и Словакию, где обязательные произведения исполняла на чешском и словацком языках.
Дарья, Минск
Оксана, вам самой интересен педагогический опыт? Вы делитесь своими знаниями и умениями с начинающими артистами? А возможно, вы хотели бы преподавать детям?
Сейчас педагогическая работа мне кажется более интересной для меня, чем раньше, но не с точки зрения обучения с нуля. Детей я бы не хотела учить и, наверное, не могла бы. Вот подсказать молодым певцам, как быть дальше, какие есть ошибки, на что обратить внимание - это пожалуйста. Мне часто пишут в соцсетях ребята, которые участвуют в конкурсах, где я сижу в жюри. Они спрашивают, что было не так в выступлении. Я всегда отвечаю, если мне кажется, что я знаю, что подсказать. Ко мне можно подойти и поговорить, я никаких не беру за это денег. Если меня просят об уроке, я его даю, если у меня есть время, потому что мне очень много людей помогали и никаких финансовых затрат мне это не стоило. Со мной занимались в Москве, я получала мастер-классы. И если мне помогали, то я считаю своей обязанностью тоже помочь.
Корр. БЕЛТА
Впервые выступив в Метрополитен-опера в 2013 году, вы получили еще не одно приглашение. В каких спектаклях и каких театрах вы сейчас заняты?
В этом сезоне я тоже пела в Мет в опере "Леди Макбет Мценского уезда». Этот сезон очень интересный для меня. Я спела Реквием Верди в Ницце и Мумбаи (Индия), «Пиковую даму» в Мюнхене и Люксембурге, главные роли в операх «Майская ночь» Римского-Корсакова и «Осуждения Фауста» Берлиоза с Российским Национальным оркестром в Москве, еще предстоят поездки в Англию, Испанию, Италию и в Китай.
Алексей, поклонник
Добрый день, уважаемая Оксана! Мы, белорусы, привыкли считать, что все наше хуже заграничного - и товары, и музыка, и т.д. И очень сложно убедить наш народ, что и нам есть чем гордиться, и у нас есть прекрасные артисты, такие как вы. Поэтому интересно услышать от вас - заслуженной артистки Беларуси, человека, получившего признание лучших мастеров и выступавшего на престижных оперных сценах, - объективное мнение о белорусской опере. И вписываются ли тенденции развития белорусской оперы в общемировые?
Дело в том, что наших артистов мы можем послушать в любой момент - за минимальные деньги мы получим хорошее исполнение. Наверное, поэтому мы не так ценим их. Зарубежные исполнители, которых приглашают в Беларусь, могут приезжать сюда раз в несколько лет. И это не обычные певцы, а выдающиеся музыканты, многогранные и интересные личности. Например, все очень ждали Елену Образцову. Это человек-эпоха. Просто увидеть ее и быть сопричастным к ее выступлению - уже счастье.

Однако, к сожалению, Беларусь все-таки не оперное государство. Вы приезжаете в Германию или Италию - там в каждом маленьком городе есть свой оперный театр. Эти мировые и многолетние традиции сказываются на том, как нация относится к опере. В Италии это культ, поэтому все стремятся побывать на постановках.
Елена, Минск
Оксана, по вашему мнению, созданы ли условия и возможности для роста молодых талантливых оперных певцов в Беларуси?
Конечно. Молодые оперные певцы могут получать бесплатное образование в училищах и консерватории. Да и выехать на мастер-классы сейчас намного проще. Записи самые разные доступны. Многие мои зарубежные коллеги учат роли дома за столом, слушая записи и аккомпанируя сами себе, потому что там урок с пианистом стоит огромных денег. В консерватории я каждый день приходила к своему педагогу и занималась с ним, пока не будет результата, и никто меня не ограничивал во времени. За рубежом все иначе: педагоги позанимался с тобой 45 минут дважды в неделю и все - свободен. Усвоил-прекрасно, нет-твои проблемы.
Корр. БЕЛТА
Ваши дети занимаются музыкой? Дочь и сын свободны в реализации своих интересов, или вы настоятельно рекомендуете то, что вам представляется верным?
В семье было решено, что дочери (ей сейчас 10 лет) нужно дать музыкальное образование. Мы ее отдали в обычную музыкальную школу по месту жительства. Там хороший педагог, который вкладывает в нее душу, и дочка уже стала лауреатом различных конкурсов. Но с палкой над ней мы не стоим, не требуем каких-то особенных достижений, это целиком и полностью ее ответственность.

Сына (ему сейчас 6 лет) мы не стали заинтересовывать этим даже на уровне музыкальной школы. Он сейчас занимается теннисом, увлекается танцами, изучает английский. Если сын вдруг захочет играть на фортепиано и петь, я его научу.

Денис, Могилев
Вы выступали с Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, на Международном оперном балу Пласидо Доминго в Вашингтоне. Всякий раз это новый опыт, и, наверняка, вы для себя определили, скажем так, приоритетный список. С кем бы вы хотели поработать?
Конечно, всегда хочется поработать с выдающимися исполнителями. Но заниматься вопросами организации совместных выступлений самостоятельно, к сожалению, не могу. Возможно, если бы я была более активной, добилась бы большего. Но и судьба у меня такая: чем меньше стараюсь, тем больше у меня получается. Как только начинаю думать, как что-то сделать, куда надо бежать, - все, ничего не выходит. Когда я расслабляюсь, все приходит само.

С такими музыкантами, как Владимир Спиваков или Дмитрий Хворостовский, работать очень комфортно. С ними легко, я чувствую себя в эти моменты очень свободно и радостно.
Дмитрий Алексеевич, Минск
Какие тенденции сегодня в мировой опере, если можно так сформулировать? Этот жанр востребован? Получают ли поддержку оперные театры за рубежом из государственных источников?
Опера - это суперсинтетический жанр. Но сегодня время царствования режиссеров. Многим певцам сложно даются некоторые режиссерские идеи, поскольку эксперименты бывают эпатажны настолько, что это для многих их выполнение невозможно. Но, с другой стороны, опера, как и всякое искусство, должна развиваться. Я люблю современные постановки, если они, конечно, в рамках здравого смысла. Но спектакли всякие бывают, иногда сюжеты переворачиваются с ног на голову. Да и зрители всегда найдут, за что покритиковать. Сделаешь классическую постановку - назовут скучной. Сделаешь современную - скажут, что это уже слишком. Тем и интересней. Если искусство не рождает эмоций, то это мертвое искусство. Когда мы спорим, обсуждаем, делимся впечатлениями - это прекрасно.

Что касается поддержки, за рубежом крупные оперные театры существуют на средства, которые жертвуют меценаты. Там богатые люди считают за честь дать деньги на развитие театра. Мне приходилось встречаться с такими людьми на торжественных вечерах, и им всегда было интересно узнать о спектаклях, моих ролях, каких-то других нюансах. Я думаю, что ни один театр не выживет только на господдержке и продаже билетов. Опера - это очень дорогое искусство. В Беларуси театр живет за счет государственных дотаций, но даже у нас уже начинают появляться спонсоры.

Корр. БЕЛТА
Что бы вы посоветовали молодым талантливым оперным исполнителям, учитывая, что в Беларуси комфортные условия для образования и развития?
Много слушать и слышать. Я сталкиваюсь с тем, что преподавательская система у нас немного авторитарная. Если педагог тебя ведет, то ты должен слышать только его мнение. Такого в мире нет, потому что за редким исключением один человек может обучить всему. Я открыта к мнению разных людей. У меня выдающийся педагог в Москве Дмитрий Вдовин. Целая плеяда прекрасных певцов, его учеников поют во всем мире. Он продолжает готовить исполнителей и всегда ищет другое мнение, потому что задается вопросом: вдруг я ошибусь? Он зачастую спрашивает и моего мнения. А я ведь не занимаюсь преподаванием, кто я такая? Эта коллегиальность в отношении молодых исполнителей, мне кажется, очень важна. И молодым исполнителям не стоит зацикливаться на одном наставнике. Есть одна правда, есть еще одна и еще одна, все это идет в твой багаж. Я всегда открыта. Очень люблю, когда мне подсказывают какие-то музыкантские вещи, никогда не обижаюсь. Я к себе очень критично отношусь. Знаю, что имею много недостатков, их слышу в записи, но другое дело, что не все и всегда поддается контролю. Стремление к перфекционизму у меня присутствует. Если мне помогают, я благодарна.
Юлия, Дзержинск
Оксана, вы можете позволить себе засиживаться поздно за книгой или просмотром фильма? Или отклонения от жесткого расписания для вас невозможны? И вообще вольности во времяпрепровождении, диете допустимы?
У меня нет строгого расписания. Считаю, что надо жить полно. Бывает, что просто лежу в кровати с компрессом на горле, чтобы встать вечером и спеть. Было несколько таких случаев, что если бы я этого не сделала, то просто не спела бы. Но это бывает крайне редко, потому что, если я нахожусь в Минске, то целый день кручусь, как белка в колесе: детей привожу-отвожу, много других занятий, какие-то встречи, работа в театре и т.д. Конечно, вечером мне хочется пообщаться с семьей, посмотреть фильм и съесть что-нибудь, расслабиться. Я позволяю себе это. Мне все равно вставать в семь утра. Это жизнь. Я люблю жизнь, люблю ходить в гости, отдыхать с друзьями. Люблю кино, музеи, театры. Мы с мужем часто куда-то выходим.
Светлана Макаревич, г.Береза
Есть документальный фильм об оперной певице Оксане Волковой. А попробовать себя в роли актрисы в художественном фильме вам не предлагали? В проекте таком, как "Последний герой", например, решились бы себя испытать?
Роль в кино мне не предлагали. Да и я не телегенична, знаю и вижу это. Получаюсь совершенно не такая, как в жизни, и себе не нравлюсь. Если бы даже предложение поступило, то отказалась бы.

А в проекте "Последний герой" не против себя испытать. Давно мечтаю попасть в некие жесткие условия. Может, и съела бы ради эксперимента червяка, я не очень брезглива в этом отношении. В любом случае особые обстоятельства, наверное, раскрывают глубинные качества. А вдруг бы про себя что-то новое узнала?
Валерий Тарелко, Минск
Оксана, вы собираете личный архив?
Нет. Архивы у меня, может, и есть, но они все по разным местам разложены. Я не знаю, где что лежит, если завтра пригласят спеть концерт с минусовой фонограммой, то ее просто не найду. К материалам о себе отношусь невнимательно. Знаю, что мои коллеги скрупулезно собирают информацию, публикуют в Фейсбуке фотографии, интервью. Я этого не делаю. Мне кажется, что это немного нескромно в отношении себя, пусть лучше другие напишут. С другой стороны, понимаю, что надо это делать. Наверное, когда прижмет очень сильно, то соберу материалы, но, думаю, сейчас не стоит на это время тратить.
Руслан, Минск
Ваша конференция началась в 9.30. Не рано для оперной примы? Вас не привлекает в "Пиковой даме" уже сейчас роль Графини? Интересна ли вам опера Оффенбаха "Сказки Гофмана"? Для меццо там есть где развернуться.
По поводу 9 утра - отлично. У меня в 11.00 оркестровая репетиция, сейчас поговорила и у меня голос проснулся.

Что касается Оффенбаха. Еще начиная с подготовительного отделения, я ничего не учила просто так. У меня всегда была какая-то задача. Если работаю над определенной арией, пусть она более сложная, чем я могу себе позволить в данный момент, знаю, для чего работаю. Это пойдет на конкурс, это на экзамен, это на концерт. Просто так за материал я не берусь, потому что у меня очень много информации. В данный момент готовлю роль в опере "Самсон и Далила". Очень трудная и большая роль. Пока у меня не получается ее уложить, потому что большой объем, а работать по нескольку часов над тем, чтобы выучить, я не умею. Жду, что само усвоится. Всегда так учу роли, у меня есть способности и не приходится прикладывать больших усилий. Но если еще чем-то буду заниматься для себя, то у меня не хватит времени ни на что. Поэтому если поступит предложение по сказкам Гофмана, то займусь, если нет - значит, нет.

Про Графиню в "Пиковой даме". Никогда не хотела петь Графиню. Мне кажется, что эта роль пока со мной никак не монтируется. Тем более у нас есть прекрасные певицы, которые великолепно этот образ воплощают. Пока я не видела такой постановки "Пиковой дамы", чтобы меня зацепила. Эту оперу очень любят ставить, но найти хороший состав исполнителей для нее практически нереально, потому что роль Германа колоссально трудная, роль Лизы тоже. А еще нужно, чтобы режиссер был интересный и убедительный. В "Пиковой даме" есть роль подруги Лизы, я ее исполняю, мне очень нравится.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/a-prima-vista.-zhizn-s-lista-760
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024