Калейдоскоп
18 октября 2024, 17:45
"На Севере женщины всё держат". Как снимали "Югорские новеллы" Александра Авилова?
На VIII фестивале документального кино стран СНГ "Евразия.DOC" одним из самых долгожданных показов для зрителя была картина "Югорские новеллы" известного режиссера Александра Авилова. Пять новелл рассказывают о людях, не стремящихся в большие города. Они остаются в родовых угодьях или поселках Югорской земли. Суровый и прекрасный край северных народностей ханты и манси дает возможность ощутить первозданные силы природы. Автор рассказал истории о тех, кто видит смысл жизни в сохранении национальной культуры, обычаев и быта предков, передаче этого богатства своим детям. Беседуем с Александром Авиловым о том, почему в его картинах превалируют женские образы, трудно ли снимать в суровых условиях климата и чем уникален северный регион России.
- Вы впервые участвуете в фестивале "Евразия.DOC"?- Да, в отличие от коллег. Кстати, о том, что такой фестиваль существует, узнал именно от них, решил принять участие. Чем еще хорош этот фестиваль? Он дает возможность посмотреть фильмы коллег и обсудить с ними все то, что волнует.
"Казалось бы, ну что в нем такого заманчивого?"
- Документальное кино раньше строилось по лекалам игрового, но сейчас оно развивается по собственным законам. Как бы вы описали место современной документалистики в кинематографе?- Существует разная документалистика - телевизионный форматный продукт, авторское кино. А есть еще интернет-платформы, где размещены зарубежные фильмы в переводе, среди которых немало хороших, профессионально исполненных лент. Теледокументалистика и интернет общедоступны, каждый выбирает там кино по вкусу. Да, в свое время был всплеск интереса к документалистике. Зрители массово ходили в кино, на фестивали… Сейчас в кинозалах стало гораздо меньше людей. Чем это вызвано? Скорее всего, тем, что те же интернет-платформы оттянули на себя многих, в том числе и интересующихся документальным кино. Его никогда толком не было в прокате, оно не зарабатывало денег. Люди ходили исключительно на знаковые фильмы, события. Помню, с каким размахом проходил в Перми Международный фестиваль "Флаэртиана": очереди в кассу за билетами, полные залы на показах и мастер-классах. Теперь такого нет, хотя там по-прежнему проходят показы фильмов, заслуживающих внимания. В Москве есть несколько фестивалей документалистов, на которые всегда ходит зритель, в том числе молодежь, - Doker и Beat Film Festival. И то в этом году, как мне показалось, зрителей стало наполовину меньше.
- Но хорошая документалистика все же востребована?
- Безусловно. Просто этим надо всерьез заниматься. Моя знакомая Юлия Киселева снимает научно-популярное кино. Казалось бы, ну что в нем такого заманчивого? Однако она тратит все силы на то, чтобы привлечь зрителя, поэтому на ее фильмах всегда полные залы. Юлия их даже в прокат выпускает, устраивает конференции, лаборатории. Но и занимается она продвижением своих работ 24/7.
- То есть она одновременно режиссер и продюсер. А у вас есть на это время и желание?
- Нет, конечно. Я даже прокатное удостоверение для своего фильма не делаю, понимая, что это специфический продукт. На ту же "Югру" права мне не принадлежат. Этот фильм мы делали по заказу губернатора Ханты-Мансийского округа. Кино специально снято для большого экрана. И когда кто-то просит послать ссылку, отвечаю: "Не могу, потому что, скорее всего, ты будешь смотреть его в телефоне в метро". А это совсем другое впечатление.
"Она умеет только охотиться и рыбачить"
- Главными действующими лицами "Югорских новелл" стали хранительница старинных хантыйских рецептов, фельдшер санитарной авиации, учительница музыки, современная охотница и оленевод-философ. Как они отнеслись к вашей идее снять о них кино?
- Очень хорошо. Все как один согласились. Перед началом работы над проектом в течение полугода проходил кастинг: кандидаты присылали свои видео, снятые на телефон. По ним мы отбирали будущих героев фильма. Желающих было примерно по 20 человек на каждую новеллу.
- Что вас больше всего поразило при общении с тамошними старожилами?
- Люди даже не думают куда-то переехать. Им хорошо на своей земле, они свободно там себя чувствуют. Даже разговора не заходило о том, что их что-то не устраивает. Для них любовь к малой родине - это отражение их индивидуальности, пути в жизни и взглядов на мир.
- Кажется, что ваши герои живут на краю земли. Как вы до них добирались?- Путь действительно неблизкий и сложный. До охотницы Татьяны, например, летели из Москвы сначала одним самолетом до Ханты-Мансийска, потом другим - до районного центра. Затем ждали в деревне вертолета. А он прилетает раз в неделю. Потом еще пришлось плыть километров 50 на лодке.
- Ваша героиня производит неизгладимое впечатление - сильная, меткая. Как она мастерски владеет ружьем! Интересно, Татьяна замужем?- Да, но супруг очень тихий. Она там рулит всем.
- Поймала себя на мысли, что ее возраст очень сложно определить. Судя по тому, что дети у нее маленькие, она еще молодая.- 37 лет. Недавно у нее уже четвертый ребенок родился.
- Татьяна показалась вам счастливым человеком?- Да. Другой жизни моя героиня не знает. Ее в пятом классе забрала бабушка с дедушкой к себе в лес. Она умеет только охотиться и рыбачить. Дети зимуют в интернате. Они с мужем остаются в доме вдвоем. Татьяна немножко переживает, что дети со временем захотят обустроиться в городе, а она там работу не найдет. У нее всего пять классов образования. Что она может делать в городе? Разве что полы мыть… Ее даже кассиром в магазин не возьмут.
- Она чувствует некую безысходность?- Абсолютно нет. К тому же у семьи в городе есть квартира. Татьяна может приезжать с мужем зимой навещать детей. Правда, добираться до цивилизации тоже непросто: к поселку на снегоходе приходится ехать по тундре километров 60. А на вертолет, который раз в неделю летает в город, нужно за три месяца записываться.
- Татьяна, живущая в глуши, чтобы поговорить с родней, берет в руки мобильный и лезет с ним на дерево…- Государство провело им интернет, но он, конечно, слабенький. Можно разве что эсэмэски отправлять.
"Просыпаемся, а главы семьи нигде нет - пропал!"
- В первой новелле вы пробуете весьма своеобразное блюдо - растопленные внутренности рыбы. Вы, по всей видимости, не брезгливый человек?- Никаких неприятных ощущений не возникало. За свою жизнь я много поездил, перепробовал разные блюда. Местных надо уважать, и я всегда ем из одной тарелки с ними.
- Заметила, что вам особенно удаются именно женские образы. Вы так детально и любовно их описываете.- На Севере женщины всё держат. Так исторически сложилось. Не всякий мужчина может выдержать испытания этого сурового края. Героем моей последней новеллы был оленевод, и все вроде шло по плану. Наша съемочная группа жила в их доме, в семье. И вдруг, на третий день, просыпаемся, а главы семьи нигде нет - пропал! Потом, к счастью, нашелся.
Спрашиваю, как же так? Отвечает: "Жена не уследила".
- А где пропадал-то? Подозреваю, что человек, не привыкший находиться в центре всеобщего внимания, решил принять «лекарство»?
- Угадали. Ушел к друзьям, вахтовикам, на нефтяную вышку. Немного расслабился...
Александр Авилов окончил факультет режиссуры и продюсерского мастерства СпбГУКИ. С 1993 года работал ассистентом оператора и режиссера на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. На протяжении почти 30 лет - режиссер на федеральных российских каналах. Снял более 100 документальных фильмов и телепрограмм.| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней". Фото из открытых интернет-источников.
Читайте также:
Фестиваль "Евразия.DOC" завершился. И вот какие работы точно стоит посмотреть
Пуговкина могло и не быть в "Свадьбе в Малиновке". Узнали, как снимали легендарный фильм
"Список Шиндлера": малоизвестные факты о съемках фильма