Калейдоскоп
24 мая 2024, 17:05
Малые базилики Беларуси: что нужно знать о костелах, которые имеют этот титул?
Сегодня расскажем не о маршруте путешествия, а об объектах, которые не только можно, но и нужно включить в свой список посещений. Кому-то повествование покажется энциклопедическим, наполненным сложными терминами. Но ведь новые знания позволяют нам развиваться и побуждают к поискам чего-то загадочного и интересного. Разговор пойдет о культовых сооружениях, которые имеют особый статус и титул в католицизме - Малые базилики. Всего в мире их чуть больше 1800, и три находятся у нас в стране. Более того, в Беларуси таких храмов больше, чем в России.
Титул Малой базилики присваивается Папой Римским либо Дикастерией богослужения и дисциплины таинств - своеобразным "министерством", центральным органом управления Римско-католической церкви, который ранее назывался Конгрегация. Получить титул могут исторически значимые храмы, имеющие особую связь со Святым Престолом.
Служащие в Малой базилике священники имеют право на особое облачение. В богослужениях используется тинтиннабулум (колокольчик, прикрепленный к позолоченной раме на шесте), который вместе с умбракулумом (желто-красный шелковый зонтик) символизирует базилику. При определенных условиях в храме может быть дарована полная индульгенция - вдруг кому-то это понадобится?
Так вот, в Беларуси титул Малой базилики имеют костел Святого Франциска Ксаверия в Гродно и костелы Вознесения Пресвятой Девы Марии в Пинске и Будславе.
Гродно, костел Святого Франциска Ксаверия
Строительство костела Святого Франциска Ксаверия в Гродно начали почти три с половиной века назад. В 1705 году состоялось его торжественное освящение, на котором присутствовали король Август II и царь Петр I.
Сразу после постройки храм выглядел иначе, чем сейчас. Не было двух башен, их возвели в середине XVIII века, да и фасад был попроще. После пожара в Фаре Витовта, которая располагалась рядом с костелом Франциска Ксаверия, он стал приходским и получил второе название - Фарный.
Еще в 1793 году костелу была дана оценка: "Святыня сярод найслаўнейшых асвечаных пабудоў Каралеўства амаль самая выдатная". Храм поражает величественностью и впечатляет размерами. Он виден практически со всех точек города и является центром притяжения не только верующих, но и туристов. Высота - более 53 метров (говорят, что даже 65), размер - 30 на 60 метров. Купол в диаметре почти 13 метров. Построен в стилях барокко и рококо.
Центральный вход в костел украшает полукруглая лестница, которая была сооружена в конце XIX века. На парапете установлена скульптура Иисуса Христа с крестом, копия скульптуры из Варшавы, стоящей перед входом в базилику Святого Креста.
В первом ярусе башен в арочных нишах установлены скульптуры апостолов Петра и Павла, под центральным фронтоном главного фасада - святого Франциска Ксаверия, выполненные Георгиусом Гисом в 1768 году.
В 1725 году в левой башне костела появились уникальные маятниковые часы. Кстати, старейшие в Европе. Считалось, что их механизм сделали в конце XV века. Вместе с тем впервые о них упоминается в конце XV века, и уже тогда - как о старинном изделии. Во время реставрации часов в 1995 году выяснилось, что механизм относится к XII-XIV векам.
Каждые 15 минут часы издают удары. Понаблюдать за их работой можно воочию, преодолев 110 ступеней винтовой лестницы.
В 1744 году для главного входа были сделаны кованые двери.
В оформлении внутреннего убранства использовались живопись, скульптура, архитектурная пластика, фресковые росписи.
Высокохудожественный ансамбль интерьера формирует 13 алтарей в честь Христа и его апостолов. Шесть из них были привезены в 1709 году из Королевца (Калининграда) и Вильно (Вильнюса), и каждый - настоящее произведение искусства. Центральная часть композиции - выполненный из дерева главный алтарь высотой с семиэтажный дом. Его украшает более 20 фигур святых и апостолов. Можно с уверенностью сказать, что это один из самых больших деревянных алтарей в Европе.
Также внутри имеются две чугунные жирандоли XVIII века, четыре деревянные исповедальни, амвон, памятник А.Тизенгаузу, деревянная скамья XVII века, бюст Стефана Батория.
И, конечно, один из самых больших в Беларуси органов, созданный в начале 30-х годов прошлого века. Он третий в стране по количеству регистров, их 32. А труб в органе около 3000. Самая маленькая - размером с карандаш, самая большая - высотой с двухэтажный дом.
Интересным и, возможно, полезным для посещения этот костел будет в том числе и студентам. Дело в том, что в Студенческой часовне установлен алтарь Богоматери Студенческой (Конгрегатской, Снежной) с чудотворной иконой. Это копия образа из базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. Говорят, Богоматерь Студенческую можно попросить о помощи.
Правда, учиться все равно придется.
Если повезет побывать в Гродно на Рождество, обязательно зайдите в Фарный костел. На время празднеств в нем устанавливают механический вертеп. Ему более 50 лет, он самый большой в Беларуси, состоит из 200 фигурок и деталей.
Конечно, это не все, о чем можно рассказать и что можно увидеть в храме. И практически к каждому элементу можно применить эпитет "самый".
Статус Малой базилики костелу присвоен Папой Римским Иоанном Павлом II в 1990 году.
Пинск, костел Вознесения Пресвятой Девы Марии
Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, построенный в начале XVIII века, - одна из главных достопримечательностей Пинска. В его облике объединена средневековая мощь и барочная планировка храма Иль-Джезу в Риме. Здание является основной частью комплекса монастыря францисканцев, одного из самых больших архитектурных ансамблей в стиле барокко в Беларуси.
Фасад костела декорирован пилястрами, карнизами, нишами и поясками, а зал рассчитан на тысячу верующих. Интерьер украшает более 100 скульптур, множество архитектурных деталей, сочный растительный орнамент.
В костеле шесть деревянных резных алтарей и один стукковый (стукко - особый сорт штукатурки для отделки стен). Главный алтарь возведен на высоком цоколе. Здесь находится копия картины испанского живописца "золотого века" Бартоломе Эстебана Мурильо "Внебовзятие Марии", горельеф "Стигматизация святого Франциска", скульптуры апостолов Петра и Павла.
На алтарных стенах - "Поклонение волхвов" и "Пинская мадонна", написанная в конце XIX века, - уникальные фрески Альфреда Ромера, белорусского, литовского и польского художника, скульптора, искусствоведа и этнографа.
Роспись сводов и стен в стиле модерн выполнена в начале XX века варшавскими художниками С.Рудзинским и Б.Вишневским. В отступление от канона, библейский сюжет фрески "Поклонение волхвов" дополнен образами полешуков Пинщины.
Гордостью костела является орган возрастом почти 200 лет, второй по величине в Беларуси. Он имеет почти 1,5 тысячи труб, некоторые - деревянные, до четырех метров длиной. Инструмент уникален тем, что таких старинных действующих органов в нашей стране больше нет.
Настоящим шедевром деревянного зодчества можно считать резной амвон с балдахином, изготовленный из цельного ствола липы. А в крипте под главным алтарем находится прах первого в истории Беларуси кардинала Казимира Свентка.
Перед храмом располагается пинская "Пизанская башня". Такое название колокольня получила после достройки, из-за которой сместилась и стоит под углом.
Статус Малой базилики храму присвоил в 1996 году Папа Римский Иоанн Павел II.
Будслав, костел Вознесения Пресвятой Девы Марии
В небольших, ничем, кажется, не примечательных населенных пунктах нашей страны порой находятся настоящие жемчужины культовой архитектуры. Так, в Будславе расположен последний в нашем сегодняшнем списке, но не менее значимый Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии.
По легенде, первый храм в Будславе был построен в связи с чудесным явлением в 1588 году Девы Марии. Эта весть долетела до Ватикана, и в затерянную в белорусских лесах деревню потянулись паломники. В начале XVII века сюда привезли подаренную Папой Римским Климентом VIII икону Девы Марии. Она до сих пор находится в Будславе.
В первой половине XVII века в Будславе построили небольшой каменный костел довольно скромного вида. Количество паломников росло, строение решили увеличить. Перестройка началась во второй половине XVIII века. Она была проведена так искусно, что старый храм не пострадал и стал частью нового. Теперь это часовня Святой Варвары, в которой находится потрясающий деревянный резной алтарь "Вознесение Девы Марии", вырезанный мастером Петром Грамелем в 1649 году. Его украшают 20 скульптур.
Костел построен в стиле виленского барокко, в ширину достигает 50 метров, в длину - 62.
Украшают храм и необычные алтари. Вам может показаться, что они резные или лепные, но это иллюзия: это настенные росписи. Их еще называют оптическими, ведь они создают эффект объемности.
Особое внимание стоит уделить органу XVIII века, ведь Будславский орган - самый большой в Беларуси. За более чем 240 лет истории он не претерпел значительных переделок и все так же радует глаз позолоченной деревянной резьбой. Построил его один из самых известных мастеров ВКЛ Николаус Янцен. На органе находится единственный известный автограф мастера.
Главная святыня храма - икона Будславской Божьей Матери. О ней знают и ее почитают верующие многих стран.
Учитывая историю и роль храма в жизни белорусских католиков, Папа Римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил ему статус Малой базилики. Через год в Риме было принято решение о короновании образа Будславской Матери Божьей папскими коронами. В 1998 году коронацию произвел кардинал Казимир Свентак. С этого времени костел объявлен национальным санктуарием Матери Божьей Будславской.
С 1992 года ежегодно в начале июля в Будславе в честь святыни проходит фэст. Событие включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В мае 2021 года в костеле случился пожар, но святыни удалось спасти. В настоящее время проводятся восстановительные работы.
| Ксения Дмитриева. Фото автора.
Читайте также:
Храмы, мельницы и… ГЭС "Дружба народов". Маршрут, на котором время будто замерло
"В краю самых больших озер". Однодневный маршрут по окрестностям Мяделя и Нарочи
Таинственные рыцари и две усадьбы. Интересный однодневный маршрут в направлении Несвижа