Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Интервью
22 декабря 2024, 14:17

Поиск талантов и сохранение наследия. Как музыкальный колледж им. М.И.Глинки подходит к столетию

Минский государственный музыкальный колледж им. М.И.Глинки - одно из старейших музыкальных учреждений образования нашей страны. Он сыграл большую роль в развитии белорусской музыкальной культуры и подготовке будущих музыкантов и творческих коллективов. Сегодня, 15 октября, колледжу исполняется 100 лет. Корреспонденты БЕЛТА побеседовали с директором колледжа Алексеем Снитко и узнали, с каким багажом и планами учреждение подошло к большому юбилею.

- С чего началась история колледжа?

- В 1924 году в молодой Белорусской Советской Социалистической Республике остро стояла необходимость подготовки квалифицированных кадров в сфере культуры. Это в первую очередь артисты театров и концертных организаций, а также педагоги, которые должны были в перспективе обеспечивать подготовку будущих специалистов всеобщего музыкального образования. Именно образование, повышение грамотности и создание условий для проявления талантов населения стали приоритетом установившейся власти. В республике уже действовали учебные заведения, но их уровень не соответствовал требованиям времени, поэтому было решено открыть новый Минский музыкальный техникум, куда пригласили талантливых молодых выпускников Санкт-Петербургской консерватории. Это композитор Николай Аладов и скрипач Аркадий Бессмертный, которые сразу же подняли на достаточно высокую планку и организацию образовательного процесса, и общий художественный и творческий уровень обучения музыкальному искусству. Большой акцент был сделан на формировании такой педагогической команды, которая смогла бы выполнить все поставленные цели и задачи. Сразу же была организована подготовка певцов, пианистов, скрипачей. Спустя четыре года открыли инструкторское отделение, где подготавливались будущие учителя музыки, руководители хоровых коллективов. С каждым десятилетием палитра специальностей неуклонно расширялась. В 1973 году было открыто народно-хоровое отделение, и в 1980-м - отделение искусства эстрады. А в прошлом году мы начали осуществлять подготовку эстрадных певцов.

Так как само музыкальное искусство достаточно консервативно по своей природе, важной целью для нас является сохранение тех высоких академических традиций, которые закладывались как в течение прошедших 100 лет, так и в предыдущие столетия развития всей мировой музыкальной культуры, частью которой мы являемся. Безусловно, меняющиеся устои нашего социального общества, его постепенная переориентация и переход в информационную эпоху требуют от нас поиска новых форм, которые будут эффективно передавать знания новому поколению со своими особенностями восприятия информации.

- Сколько сейчас в колледже учеников и преподавателей?

- Контингент колледжа на начало 2024/25 учебного года составил 351 человек, среди них двое - иностранные граждане (КНР и РФ). Педагогических работников - 143. Всего в колледже работают 218 штатных сотрудников. Из общего количества педагогов 82% имеют высшую и первую квалификационную категории. Семь сотрудников - это молодые специалисты. Для нас важен опыт старшего поколения, ведь наша специфика требует мастерства педагогов, которые куют кадры. В то же время мы постоянно вводим в коллектив молодых перспективных сотрудников, и этим повышаем эффективность работы колледжа.

- По каким специальностям ведется обучение?

- Обучение ведется по специальностям "хоровое исполнительство", "фортепианное исполнительство", "инструментальное исполнительство", "искусство эстрады", "вокальное исполнительство" и "музыковедение".

Будущие музыканты учатся игре на деревянных и медных духовых инструментах, струнных смычковых и ударных инструментах, инструментах народного оркестра. Получая специальность исполнителя на фортепиано, ребята также осваивают игру на клавесине и органе.


Важное направление - подготовка будущих певцов, например, солистов оперы, и дирижеров хора, причем как академического направления, так и народного. Очень популярная сейчас специальность - искусство эстрады, подготовка по которой ведется и по инструментальному направлению, и по вокальному. На специальности "музыковедение" проходит подготовка будущих учителей музыкально-теоретических дисциплин, критиков, композиторов. Это чрезвычайно нужные и востребованные в нашей сфере профессии.

- Как проходит поступление? Могут ли ребята подготовиться к нему, придя в колледж на курсы?

- С набором первого курса мы фактически сразу начинаем подготовку к новой вступительной кампании. Ежемесячно у нас проходят бесплатные консультации для будущих абитуриентов. А с 1 октября функционируют группы по сольфеджио на платной основе. Там ребята имеют возможность подтянуть недостающие навыки, чтобы успешно поступить. Для поступления необходимо сдать два вступительных испытания: специальность и сольфеджио. Исключение составляет академическое пение. На него абитуриенты сдают только специальность, но поступают на базе 11-х классов. Все остальные абитуриенты поступают на базе 9-х классов.

На специальности ребята проявляют свои индивидуальные качества и способности, характер и харизму. Сольфеджио позволяет проверить слуховые навыки наших абитуриентов, их знания музыкальной грамоты и теории музыки. Поэтому для нас важно создать комфортные условия для всех ребят с разным уровнем подготовки. Также значимую роль играет балл аттестата об общем базовом образовании, т.е. ребята, которые проявили свои способности и прилежание в школе, получают определенное преимущество.

На этапе консультации наши педагоги стараются определить тот вектор развития, который будет наиболее успешным для ребенка, потому что важно учесть его индивидуальные способности, задатки и все иные параметры, которые являются ключевыми при определении перспективности обучения.


На самом деле, нередки случаи, когда человек со средними способностями за несколько лет делает совершенно потрясающий рывок в развитии, удивляет в личностном и профессиональном плане. И наоборот, человек может обладать огромным талантом, но при отсутствии должного усердия, трудолюбия и внимательного отношения к саморазвитию, он не добивается хороших результатов. Именно благодаря сочетанию трудолюбия и таланта становится возможной подготовка уникальной, развитой творческой личности.  

Конкурсы на наши специальности не очень большие, но это абсолютно естественно, потому что те ребята, которые к нам приходят, прошли отбор временем. Не каждый выдерживает курс обучения в детской школе искусств, хотя там созданы достаточно комфортные условия. Просто не все чувствуют, что музыка - это их призвание. Главное, чтобы у ребенка после обучения в школе осталась любовь к музыкальному искусству, и он смог постичь его красоту.

Мы делаем все возможное, чтобы талантливые ребята могли продолжить обучение в нашем колледже, и создаем такие условия, при которых они, вкладывая свои старания, с каждым днем ощущают себя более сильными и яркими музыкантами.

- Какова география учеников?

- Примерно половина наших учащихся это минчане, другая половина - выпускники детских школ искусств из других регионов страны. В 2016 году построено общежитие, в котором в комфортабельных условиях проживают как наши учащиеся, так и иногородние педагоги. Это замечательная возможность всегда находиться в соседнем с колледжем здании и учиться, не тратя время на долгие переезды по городу.

В настоящее время государством проводится колоссальная работа по поддержке талантливой молодежи и созданию тех условий, которые действительно позволяют выявить этот талант, развить его, сохранить и реализовать в полной мере. Тут нельзя не обратиться к теме распределения молодых специалистов. Они ежегодно распределяются в полном объеме. Заявки от организации поступают в количестве, многократно превышающем число наших выпускников, и мы не без гордости можем отметить, что наши выпускники распределяются в концертно-зрелищные организации: Белорусский государственный музыкальный театр, Большой театр Беларуси, коллективы Белорусской государственной филармонии. Большинство наших выпускников с радостью приступают к работе в качестве учителей детских школ искусств Минска и других регионов страны. Иногородние ребята с удовольствием возвращаются по месту своего жительства и продолжают работать в родном городе или поселке.

Для нас важно то, что около 40% наших выпускников продолжают свое обучение в высших учебных заведениях: Белорусской государственной академии музыки и Белорусском государственном университете культуры и искусств. Бывают случаи, когда ребята, получив образование в музыкальном колледже, понимают, что хотят себя реализовать в смежной профессии. Например, в сфере звукорежиссуры или актерского искусства. Это тоже абсолютно нормально, потому что то образование, которое они получают в среднем звене, оттачивает качества личности, необходимые для ее дальнейшего профессионального роста. Даже те, кто поменял свою профессию, с благодарностью вспоминают годы учебы в колледже, ведь профессия музыканта требует высочайшей дисциплинированности, высокой самоотдачи, трудолюбия, усердия, прилежания. Она развивает человека интеллектуально, духовно и нравственно. Поэтому, когда мы видим способных ребят, которые действительно хотят заниматься искусством, то всегда с большим удовольствием стараемся создать максимально комфортные условия для развития их талантов.

- Далеко не все подростки, окончившие музыкальную школу, поступают в профильные заведения, связанные с музыкой. Как вы повышаете интерес к профессиональному образованию и мотивируете ребят продолжать обучение в музыкальной стезе?

- Мы очень заинтересованы в том, чтобы детские школы искусств выпускали не только наших будущих абитуриентов, но и ребят, просто просвещенных в сфере музыкального искусства, ведь это наша будущая слушательская и зрительская аудитория. Поэтому роль детских школ искусств колоссальна как в деле предпрофильной подготовки, так и общего музыкального образования.

Связи, которые сформировались у нас с 21 детской школой искусств столицы и целым рядом школ страны, чрезвычайно прочны. В первую очередь за счет того, что мы реализуем совместные творческие проекты, и ребята получают возможность принимать участие в самых интересных и ярких культурных событиях столицы. Примером тому является Минский хоровой праздник "Спявай, мая сталіца", который уже в пятый раз прошел в Белорусской государственной филармонии. Ребята приезжают на него целыми коллективами, объединяются в большой сводный хор и исполняют любимые песни. В совместном творчестве с нашими учащимися юные музыканты под руководством известных дирижеров и хормейстеров педагогов колледжа и детских школ искусств столицы ребята могут ярко проявить себя в лучшем свете.

Недавно в Большом театре прошла общереспубликанская акция "Хоровое вече". 49 хоровых коллективов, в том числе и детские, слились воедино и смогли создать уникальное творческое событие, которое оставит заметный след в жизни каждого участника и поспособствует тому, что в будущем эти школьники станут нашими абитуриентами.

Важным направлением является организация творческих конкурсов. На базе нашего колледжа организуется семь республиканских и городских конкурсов. Среди них -  Республиканский открытый конкурс концертмейстерского мастерства имени В.С. Савина, Минский открытый конкурс хоровых коллективов, вокалистов и вокальных ансамблей "Вясновы спеў", Минский городской открытый конкурс "Дебют", где соревнуются пианисты и юные композиторы, конкурс камерных ансамблей "Струны Орфея", музыкально-теоретическая олимпиада, конкурс детских оркестров "Оркестрино", конкурс исполнителей на белорусских цимбалах имени Т.П. Сергеенко. В этом году впервые состоялся Международный конкурс исполнительского искусства им. М.И. Глинки, где смогли принять участие как наши будущие абитуриенты, так и учащиеся других колледжей и высших учебных заведений.

Участие в конкурсах, с одной стороны, позволяет ребятам проявить свой талант, стимулирует их творческую активность и заставляет добиваться больших высот в нашем непростом деле, а с другой - способствует популяризации обучения искусству, показывает конкурсантам те вершины, на которые можно и нужно ориентироваться творческой личности. Кроме того, это дает нам возможность присмотреться к наиболее талантливым, одаренным ребятам, и дальше выстраивать адресную профориентационную работу.

В прошлом году по инициативе управления культуры Мингорисполкома на нашей базе состоялся первый конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников детских школ искусств столицы "Фактор успеха". Наиболее талантливые учителя проявили себя в достаточно сложном педагогическом творческом состязании и представили свои передовые наработки. Наши старшекурсники - будущие преподаватели музыкального искусства - получили возможность познакомиться с их опытом и увидеть профессию педагога со стороны.


Вся система профориентационной работы позволяет выстраивать взаимодействие на всех уровнях. Важную роль играет то, что в Беларуси сохранилась трехзвенная система художественного образования. В нашем случае она представлена детскими школами искусств, колледжами, Академией музыки и Университетом культуры и искусств. Конечно, эта система позволяет нам, сохранив все лучшие традиции советской школы обучения музыкальному искусству, развиваться и оставаться в высшей степени конкурентоспособными в сфере подготовки артистов, музыкантов, педагогов. Даже в быстро меняющихся условиях мы можем сохранять высокую планку, заданную нашими предшественниками.

- Уделяете ли вы внимание международному сотрудничеству?

- Колледж постоянно развивает международные связи. Сейчас у нас заключено 20 договоров о сотрудничестве с учебными заведениями России. Представлены города разной дальности: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Сургут, Чебоксары, Нижний Новгород, Орел, Псков.

Последний договор был заключен буквально месяц назад с Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества "Радость" в Москве. Это совершенно уникальная организация, в которой обучаются свыше 135 тыс. учащихся. Они являются оператором целевой городской программы "Поют дети Москвы" и проводят огромное количество уникальных мероприятий, позволяющих популяризировать культуру и искусство среди детей и юношества, а также выступать ребятам на лучших концертных площадках столицы России.

Связи с этим заведением формировались уже несколько лет. Творческие коллективы центра "Радость" принимали участие в хоровых праздниках, которые проводились в Минске. Мы развиваем это сотрудничество, потому что оно позволяет обмениваться опытом в организации культурно-зрелищных мероприятий и популяризации искусства в молодежной и детской среде.

В конце сентября Концертный хор нашего колледжа принял участие в хоровой ассамблее "ХОРЭКСПО-2024" в Москве. Он с гордостью представил белорусскую хоровую исполнительскую школу и творчество белорусских композиторов в столице России. Наш коллектив был принят очень тепло, а ассамблея насчитывала более 300 участников.   

- С каким багажом подходите к юбилею и какие строите планы?

- Весь 2024 год ознаменован столетием колледжа. Мы начали празднование с первых дней весны и провели цикл "100 лет успеха", куда вошли и 10 концертов Белорусской государственной филармонии, также успешно состоялся первый Международный конкурс им. М.И. Глинки.


Сейчас мы готовим к выпуску компакт-диск с историческими записями творческих коллективов нашего колледжа. Его презентация намечена на вторую половину ноября. Силами наших педагогов-музыковедов подготовлен сборник "100 славных лиц истории Минского государственного музыкального колледжа им. М.И. Глинки", где мы постарались приоткрыть страницы творчества тех уникальных личностей, которые посвятили этому учреждению большую часть жизни. Мы открыли и для себя, и для будущих читателей этой книги очень много интересных фактов, которые будут ценны не только причастным к Минскому государственному музыкальному колледжу имени М.И. Глинки, но и всем интересующимися белорусской музыкальной культурой.

Также в настоящее время мы выходим на финишную прямую и готовимся к грандиозному гранд-концерту, который пройдет 29 ноября в Белорусской государственной филармонии. Там будут представлены самые яркие номера солистов и творческих коллективов колледжа. Музыкальные сюрпризы для гостей гранд-концерта подготовят наши педагоги и учащиеся, а также выпускники прошлых лет. Я уверен, что каждый зритель сможет прикоснуться к столетней истории колледжа, прочувствовать ту уникальную атмосферу, которая уже много десятилетий здесь царит.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый выпускник нашего колледжа с гордостью сохраняет и передает высокие традиции отечественного музыкального образования, являя собой определенный "знак качества", ведь в плеяде выпускников - выдающиеся личности Л. Александровской, М. Финберга, Э. Ханка, В. Вуячича и многих других музыкантов.

БЕЛТА.-0-
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/interview/view/poisk-talantov-i-sohranenie-nasledija-kak-muzykalnyj-kolledzh-im-miglinki-podhodit-k-stoletiju-9434/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024