Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Интервью
23 декабря 2024, 01:21

"Быть независимым". Как незрячий обучал равных и причем тут искусственный интеллект

На протяжении прошлого года Белорусское товарищество инвалидов по зрению проводило проект "Равный обучает равного". В разных регионах Беларуси незрячие помогали другим освоить смартфоны, компьютеры и другие ассистивные устройства, обучали навыкам индивидуальной мобильности и социально-бытовой ориентации. Одним из тренеров выступил житель Молодечно Николай Савченко. Мужчина потерял зрение в 11 лет, но, несмотря на это, активно осваивает современные технологии, ведет социальные сети и справляется с бытом. Корреспондент БЕЛТА узнала у него результаты проекта, планы на будущее и какие современные технологии упрощают жизнь инвалидам по зрению.
 
- Николай Николаевич, как вы решили выступить в роли тренера для незрячих? И чему обучали?
 
- Я никогда не имел опыта официального преподавания, но всегда старался помочь другим. Делился опытом со знакомыми, мы вместе обсуждали новые приложения и технологии. Участие же в проекте показалось мне более официальным и масштабным. Поэтому я без раздумий решился на это. На моих занятиях обучались 11 человек. Это были люди с совершенно разными навыками использования технологий. Кто-то начинал с нуля, кто-то уже умел делать базовые вещи. Многие слепые сначала не понимают, как они могут пользоваться смартфоном, ведь, по сути, для нас это квадрат из стекла и пластика с двумя кнопками. Поэтому я давал им свой телефон и говорил: "Потрогай и расскажи, что ты себе представляешь?". Первым ответом почти всегда было, что это просто кусочек стекла, поэтому я заставлял ощупать подробнее. Тогда люди находили гнезда для зарядки и наушников, динамики, кнопки включения и громкости звука. И я шел дальше и рассказывал, что есть что, вплоть до того, как правильно держать пальцы на смартфоне. А еще при обучении рассказываю людям, что им будет проще, если все действия они будут визуализировать. Некоторые из участников до этого держали в руках смартфоны, даже включали, но что делать дальше, не понимали. Зрячий человек видит, что происходит на экране и на какой значок нужно нажать. У нас все немного сложнее. Для нас существует программа TalkBack. Она озвучивает то, что находится на экране и задает специальные жесты. Так, для разблокировки экрана мы проводим двумя пальцами снизу вверх. Для того чтобы найти необходимый значок, мы слева направо смахиванием, ищем приложение. Частая ситуация, когда незрячие пользуются смартфоном, но с использованием сторонней помощи. Так, один ученик попросил у меня подписать контакты. Их было очень много, и все неподписанные. Когда-то ему родственники так записали номера. И ученик по памяти находил нужные. Мы с ним научились набирать, вносить и подписывать номера, чтобы он мог самостоятельно и без проблем пользоваться телефоном. Обучал я людей и бытовым вещам: чистить картошку, шить, крупы определять на ощупь, если человек потерял зрение уже в возрасте. И много подобных мелочей.
 
- С какими проблемами вы столкнулись в процессе обучения?

 
- Все ученики разные, и каждому по-разному дается. С кем-то нужно работать намного чаще, а кому-то достаточно один раз все объяснить. Был у меня на обучении и ученик 86 лет. Он умел поднимать вызовы. Но на этом все. Он уверял меня, что мы же незрячие, мы не можем пользоваться сенсорными телефонами. Я подключил ему говорящую программу. У него легко и с первого раза вышло разблокировать телефон. Но с приложениями он ни в какую не хотел разбираться. Тогда мы нашли выход. Сейчас в международном пространстве понемногу появляются сенсорно-кнопочные телефоны. Мастера разработали туда программу озвучки для незрячих, и теперь это хороший вариант для тех, кто никак не может освоить сенсор.
 
В использовании смартфонов есть много вопросов, которые нужно знать и зрячим, и незрячим. Например, ко мне приходят с проблемой: телефон не работает, закончилась память. Поэтому я сразу учу: как только приобрели телефон, отключайте автоматическое обновление. Не все приложения из установленных можно удалить, но обновляются они все и таким образом занимают память телефона. Лучше вручную обновить необходимые. Учу и удалять переписки в мессенджерах. Так телефон проживет намного дольше.
Возникали вопросы и в обучении индивидуальной мобильности. Так, у одного ученика вместо белой трости для незрячих была обычная протезная. Тут мне пришлось объяснять, зачем необходима белая трость и как ей пользоваться. Важный элемент в ее использовании - то, что она обозначает обществу незрячих. Так прохожий, видя человека с обычной протезной тростью, подумает, что у него просто проблема с ногами. А белая трость уже выступает в роли обозначения. И прохожий, понимая, что у человека проблемы со зрением, может подойти и помочь перейти дорогу или сориентироваться на местности.

- Как вы считаете, необходимо ли продолжать проводить такие проекты и актуальна ли такая форма обучения?

 
- Обучение - это всегда двусторонний процесс. Где-то учу я, где-то меня. Не может один человек знать все. Например, один из учеников научил меня уточнять действия. Я всегда говорил: "Смахни вправо". Он у меня переспросил: слева направо или справа налево. Я ему объяснил, решил попробовать на других. И понял, что многим действительно проще понимать с таким уточнением. К каждому необходимо находить свой подход. А благодаря обучению равных я также получаю полезный опыт.
 
Подобные проекты необходимы. Мы так же, как и все, хотим быть независимыми и самостоятельными. Звонить, оплачивать коммунальные услуги и слушать книги. Важно, чтобы человек мог сам осуществить свои желания. Я активно занимался обучением и помощью незрячим и планирую это продолжать. Любой желающий может ко мне обратиться, и я в меру возможностей поделюсь всем своим опытом.
 
- Какие приложения и технологии помогают облегчить жизнь инвалидам по зрению?
 
- Мы активно используем мессенджеры и социальные сети. Там у нас есть чаты для незрячих, в которых мы обсуждаем все вопросы. Например, я вижу, что вышло новое приложение. Возможно, кто-то увидел его раньше и уже опробовал. Тогда создается опрос, кто уже сталкивался с программой и какие нюансы возникли: можно ли увеличить шрифт для слабовидящего, нет ли проблем для незрячих. Так, когда вышло одно из приложений белорусского провайдера сотовой связи, возникли проблемы еще на момент регистрации. Смартфон не мог озвучить, что необходимо ввести, так как информация была размещена картинкой. Столкнувшись с этой проблемой, я обратился в компанию, и они пошли навстречу нашему сообществу. Сейчас в приложении можно отменить загрузку фотографий, и программа озвучки отображает лишь текст.
 
Для помощи существует приложение "Будь моими глазами". В нем одинокие незрячие могут обратиться за помощью к волонтерам. Там по видеосвязи люди могут помочь что-то найти, включить стиральную машину и многое другое. Недавно в нем появилась функция "Создать группу с родственниками". Это очень удобно, когда нужно, например, прочесть личные документы.
 
Мы осваиваем искусственный интеллект: Chat GPT и подобное. Сейчас он активно внедряется в социальные сети. Так, одна из них внедрила возможность описания изображения при чтении статьи. Внедряется он и в приложения. При помощи камеры мы можем определять купюры или понять, что нас окружает, получить описание этого. Очень удобно пользоваться голосовыми ассистентами. Они могут включить музыку, открыть приложение, позвонить и рассказать новости.
 
- Что как человек с инвалидностью вы хотели бы донести обществу?
 
- Тут много тонких деталей. Если вы сопровождаете человека с инвалидностью по зрению, постарайтесь не просто вести его из точки А в точку Б, а рассказать, что окружает, почему вы решили обойти определенное место или свернули. Иначе для незрячих это как пробежка по лабиринту. Можете описать себя. Нам тоже интересно, как выглядит человек. Или вы, например, сидите с незрячим в кафе. Прочитайте меню не только себе, но и ему. Расскажите и опишите место. Иначе мы чувствуем себя замкнутыми. Почему про нас говорят, что мы нелюдимые и замкнутые? Потому что из-за стеснения и неловкости мы начинаем прятаться. И в этих моментах нам очень нужна поддержка. Если вы хотите указать положение предмета незрячему, то объясняйте ему по циферблату часов. Допустим, ложка лежит на 13 часов. Нам понятно, что это впереди и немного направо. Одно дело, когда вы рукой направляете руку, это неловко. А когда вы описали, незрячий может самостоятельно взять и чувствовать себя лучше.
 
Важно научиться с пониманием помогать незрячим, и тогда мы сможем раскрыться, чувствовать себя лучше и свободно общаться.
 
БЕЛТА.-0-
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/interview/view/byt-nezavisimym-kak-nezrjachij-obuchal-ravnyh-i-prichem-tut-iskusstvennyj-intellekt-9071/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024