Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Интервью
22 декабря 2024, 15:19

"Белнефтехим" о модернизации НПЗ, цене бензина и транзите через российские порты

Нынешний год будет решающим для успешного завершения модернизации белорусских НПЗ, а эффект для страны от проделанной работы есть уже сейчас. Заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков в своем первом интервью на этой должности рассказал БЕЛТА об итогах 2017 года для нефтепереработки и дальнейшей стратегии развития, ценах на топливо, транзите и готовности к обнулению экспортной пошлины на нефть в России.

Андрей Рыбаков назначен заместителем председателя концерна "Белнефтехим" в августе 2017 года. Окончил Могилевский технологический институт, Могилевский государственный технический университет и Академию управления при Президенте. Трудовую деятельность начинал в могилевском ПО "Химволокно" аппаратчиком синтеза. Позже с должности начальника цеха завода полиэфирных нитей перешел в аппарат концерна "Белнефтехим". С 2008 по 2015 год работал главным инженером, первым заместителем гендиректора ОАО "Могилевхимволокно". Затем возглавлял ОАО "Завод горного воска".

- С какими результатами закончила белорусская нефтепереработка 2017 год? Как вы их оцениваете?

- По итогам 2017 года объем переработки нефти на белорусских НПЗ оценивается на уровне 18 млн 120 тыс. т, что составляет 97,4% к уровню 2016-го. Принятые концерном вместе с нефтеперерабатывающими заводами меры по организации деятельности предприятий при существующих объемах поставок нефти позволили организовать сбалансированную работу технологических объектов НПЗ и обеспечить как выпуск сырья для нефтехимической отрасли в максимально возможных объемах, так и качество производимой продукции в соответствии с требованиями техрегламентов и стандартов.

Кроме того, в 2017 году в рамках диверсификации источников углеводородного сырья нам удалось наладить поставки иранской нефти, суммарный объем переработки которой на двух НПЗ составил более 170 тыс. т.

Также в прошедшем году в ОАО "Нафтан" началась эксплуатация установки по первичной переработке нефти АТ-8, что позволило расширить возможности предприятия по переработке сырья.

Глубина переработки нефти на "Нафтане" в 2017 году оценивается на уровне 73%, на Мозырском НПЗ - 78%.

- Модернизацию белорусских НПЗ планируется завершить к концу 2019 года. А что предстоит сделать в 2018-м? Есть ли уже сейчас эффект от проведенных работ?

- Нынешний год будет решающим в ходе масштабной модернизации НПЗ, которая сейчас в самой активной стадии. Продолжается реализация двух крупнейших проектов - комплекса замедленного коксования в ОАО "Нафтан" и комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ. Эти многомиллиардные по затратам и сложнейшие технологические комплексы включают в себя десятки более мелких установок и других производственных и вспомогательных объектов. На каждом идут строительно-монтажные, пусконаладочные работы, работы по монтажу трубопроводов, инженерных сетей, технологического оборудования.

Напомню, что цели модернизации - увеличение объемов и глубины переработки нефти, получение новых продуктов, обеспечение производства продукции в соответствии с мировыми стандартами качества. В сумме это даст главное - улучшение эффективности работы НПЗ.

Определенный эффект от работы новых, уже сданных в эксплуатацию, объектов мы имеем прямо сейчас. Растет глубина переработки нефти, мы получаем большее количество светлых, более дорогих нефтепродуктов. Благодаря введению в эксплуатацию новых мощностей мы получили большую возможность для маневра на время периодических технологических ремонтов оборудования. Снижается энергопотребление. Например, на "Нафтане" снижение энергопотребления первичных мощностей составило 15%. Немаловажно, что дорогостоящие компоненты, ранее закупаемые за валюту, замещаются продуктами собственного производства. Это алкилат, метил-трет-бутиловый эфир и другие высокооктановые компоненты на Мозырском НПЗ, широкая фракция легких углеводородов, другие виды сырья. Ежегодная экономия составляет десятки миллионов долларов.

- Что будет со стоимостью бензина в Беларуси в 2018 году? Будут ли цены корректироваться с учетом подорожания нефти?

- В течение августа-декабря 2017 года на рынке нефти и нефтепродуктов произошли значительные изменения, влияющие на эффективность работы белорусских НПЗ.

Отмечается постоянный рост стоимости нефти. В декабре 2017 года средние мировые котировки нефти составили $63,9 за 1 баррель и на 25,8% превысили уровень котировок августа 2017-го ($50,8 за 1 баррель). Увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению цены готового продукта. С учетом высокого удельного веса стоимости нефти в себестоимости производства нефтепродуктов (более 80%) для компенсации потерь НПЗ от роста котировок нефти за указанный период цены на нефтепродукты необходимо увеличить на 23%.

Кроме того, в 2018 году запланирован поэтапный рост ставок акцизов на моторное топливо на 10%, что также ухудшит экономическую эффективность работы НПЗ и потребует компенсации потерь путем увеличения цен на автомобильное топливо.

В настоящее время розничные цены на моторное топливо в Беларуси ниже цен на АЗС в сопредельных регионах России (по бензинам - до 15%, дизельному топливу - до 11%). Цены на украинском рынке выше на 48-68%, чем в Беларуси, на рынке стран Балтии и Польши - на 101-129% в зависимости от вида топлива.

Рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной. Чтобы белорусский потребитель и далее получал качественные бензины и дизтопливо отечественных НПЗ, необходимо обеспечить их прибыльную работу и достаточное финансирование завершения модернизации заводов, направленной на увеличение выхода светлых нефтепродуктов.

В данных условиях концерн считает необходимым как минимум привести белорусские цены на автомобильное топливо к паритету с ценами российского рынка. Все возможные меры внутреннего характера для сокращения затрат НПЗ предприняты.

- Каков сейчас объем давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ?

- По итогам прошедшего года удельный вес давальческой переработки в общем объеме переработанной НПЗ нефти составил около 9% (по итогам 2016-го - около 13%). Доля давальческой переработки на белорусских НПЗ сократилась из-за снижения эффективности переработки нефти после проведенного в России так называемого налогового маневра.

- Какую долю нефтепродуктов белорусские НПЗ сейчас реализуют на внутреннем рынке? Какие рынки в настоящее время самые доходные, и за счет чего мы можем на них конкурировать?

- На внутренний рынок белорусские НПЗ традиционно отгружают от 25% до 30% от общего объема произведенных нефтепродуктов. Кроме того, в 2017 году дочерние представительства крупных нефтяных компаний России активно завозили в Беларусь автомобильное топливо российского производства.

Доходность экспортных рынков продажи отличается для различных нефтепродуктов. Имеет большое значение и географическое положение. При поставках на рынки близлежащих стран транспортные издержки малые. Например, по автомобильному топливу самыми доходными являются рынки Украины, Польши и стран Балтии. По реактивному топливу сейчас хорошую доходность демонстрирует рынок Казахстана. Нашими сильными сторонами являются высокое качество нефтепродуктов, стабильные и надежные поставки.

- Как сейчас распределяются экспортные потоки? При каких условиях возможно продолжение транзита нефтепродуктов через российские порты?

- В 2017 году примерно 42% экспорта нефтепродуктов предприятий концерна составили поставки на рынки близлежащих стран. Соответственно, около 58% - поставки в направлении портов для отгрузки в дальнее зарубежье. В основном это мазут и другие темные нефтепродукты. На внутренний рынок России мы поставили около 156 тыс. т нефтепродуктов (меньше 2%), в том числе около 31 тыс. т бензинов.

Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские. А иначе транзит через более отдаленные порты - это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям.

- В ЕАЭС ведется разработка программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, "Белнефтехим" является ответственным исполнителем программы от нашей страны. Какие основные принципы будут заложены в программу, и как это поможет развитию белорусской нефтепереработки?

- Совет Евразийской экономической комиссии своим решением от 20 декабря 2017 года №98 одобрил проект решения Высшего Евразийского экономического совета "О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза", с тем чтобы представить его для рассмотрения главам государств ЕАЭС для утверждения программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС и начала ее реализации.

Программа содержит более полусотни мероприятий - от гармонизации законодательства государств-членов в нефтяной сфере до разработки программно-аппаратных комплексов операторов биржевых торгов. В результате реализации программы к 2025 году будут сформированы общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, обеспечен недискриминационный доступ на них хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС.

В рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будет работать единое биржевое пространство, биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы, будет обеспечен доступ хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами, а также определен механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства.

Таким образом, для нашей страны реализация программы и формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС означает дальнейшее экономическое развитие государства, укрепление энергетической безопасности, в том числе за счет обеспечения углеводородным сырьем на недискриминационной основе, а также рост конкурентоспособности продукции белорусских НПЗ как на рынке ЕАЭС, так и на мировом рынке энергетических ресурсов.

- Минфин России не отказался от идеи обнулить экспортную пошлину на нефть в 2019 году. Впрочем, называются и более отдаленные сроки - 2025 год. Тем не менее при таком развитии событий цена на нефть для нас вырастет. Готовы ли белорусские НПЗ в перспективе к такому сценарию развития событий?

- Белорусская нефтепереработка уже несколько лет работает в условиях налогового маневра России, в результате которого стоимость нефти для Беларуси растет и постепенно приближается к мировой цене. В 2017 году, например, стоимость тонны российской нефти при поставках на белорусские НПЗ составляла около 80% от ее мировых котировок. Следует учитывать и то, что при экспорте нефтепродуктов НПЗ платят пошлину в бюджет, и таким образом условия льготной стоимости нефти нивелируются, затраты НПЗ становятся сопоставимыми с приобретением сырья по мировой цене.

При отмене пошлины Россией, согласно применяемой формуле определения цены на нефть для Беларуси, стоимость российской нефти вырастет на такую же величину и будет равна мировым котировкам. Сроки отмены пока российской стороной не определены. Однако мы активно готовимся к предполагаемым изменениям. Именно с целью повышения эффективности работы заводов в рыночных ценовых условиях и проводится модернизация НПЗ. Повышение глубины переработки нефти, получение новых продуктов позволит нефтеперерабатывающим заводам получить дополнительную прибыль и оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.

В 2018 году условия поставок нефти в Беларусь по сравнению с 2017-м не изменяются.

- "Белнефтехим" ранее заявлял о разработке стратегии перспективного развития до 2030 года. Как будет развиваться нефтеперерабатывающая отрасль?

- Мы видим, что действующие запасы нефти в целом и так называемой легкой нефти в частности истощаются. В мире возникает необходимость разработок новых месторождений с высокой себестоимостью добычи. В нефтепереработке в долгосрочной перспективе будет прослеживаться тенденция активного вовлечения в переработку тяжелых видов нефти и битумов.

Считается, что центральную роль в мировой нефтепереработке сохранят технологические процессы по углубленной переработке нефтяного сырья - процессы замедленного коксования, гидрокрекинга и др. Причины - различия в уровне доходности с глубокой и неглубокой схемой переработки и необходимость переработки тяжелого сырья.

В этой связи в качестве важнейших стратегических задач технологического развития до 2030 года Мозырский НПЗ и "Нафтан" ставят перед собой продолжение поэтапной модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которая направлена на увеличение глубины переработки нефти и выход светлых дистиллятов за счет максимального вовлечения в переработку низкодоходных темных нефтепродуктов с получением высококачественных моторных топлив. Немаловажной задачей является обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран ЕС.

В то же время белорусские НПЗ нельзя рассматривать только как источник моторных топлив. В настоящее время это предприятия, выпускающие около 100 наименований товарной продукции высокого качества, в том числе сырье для нефтехимической отрасли Беларуси. На НПЗ страны выпускаются ароматические углеводороды, нефрасы, гачи и петролатум, рефлюкс и прямогонный бензин, которые претерпевают дальнейшие переделы с конечным выпуском лаков и красок, химических волокон, полиэтилена и других товаров. Производимая НПЗ продукция поставляется предприятиям Министерства промышленности, Министерства энергетики, концернов "Беллегпром", "Беллесбумпром".

При разработке дальнейшей стратегии развития белорусских НПЗ рассматриваются варианты производства иных, нетопливных нефтехимических продуктов, которые будут востребованы как на территории Беларуси, так и за ее пределами. В частности, получит развитие нефтехимическое направление производства на базе завода "Полимир" ОАО "Нафтан". Здесь планируется строительство новых мощностей по пиролизу и газоразделению с выводом из эксплуатации физически и морально изношенных установок по производству этилена и пропилена.

БЕЛТА.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/interview/view/belneftehim-o-modernizatsii-npz-tsene-benzina-i-tranzite-cherez-rossijskie-porty-5981/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024