Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Интервью
23 декабря 2024, 23:03

"Беллегпром" гордится отечественными брендами

Концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности 10 февраля отметит 25-летие. С каким багажом "Беллегпром" подошел к юбилею, выгодно ли возить отечественный легпром в Канаду и в какую одежду будут одеты школьники? Об этом и не только корреспондент БЕЛТА спросил у председателя концерна Николая Ефимчика.

- Николай Васильевич, как изменился концерн за четверть века?

- Давайте начнем с того, что по большому счету нам на шесть десятков лет больше. Ведь первый Народный комиссариат легкой промышленности был образован в Москве в 1932 году. А 10 февраля 1992 года был создан концерн "Беллегпром". За 25 лет изменилось очень многое. В первую очередь - философия и позиционирование. Появилось понимание, как работать в рыночных условиях. Если раньше мы ограничивались функциями регулятора, за что нас не особо-то и любили, то сейчас мы ориентированы на практическую помощь предприятиям. Мы активно работаем с бизнесом, причем как государственным, так и частным, больше внимания уделяем тенденциям моды, брендам. Многое исходит от наших специалистов, к которым при желании может обратиться любое предприятие концерна.

Изменилась философия поведения на рынке самих предприятий. Как раньше было? Одежда себе и одежда, обувь и обувь. А за последнее десятилетие выросли настоящие бренды: "Милавица", "Белвест", "Марко", "Элиз", "Элема", "Свiтанак", "Купалинка", "Калинка" и другие. И сейчас речь идет не только о стоимости материальных активов предприятий - денег стоит бренд.

Сегодня в составе концерна почти сотня предприятий, из них более 75 - промышленные. И численность постоянно увеличивается. Недавно присоединилось брестское предприятие "Панда". До этого в состав концерна вошло СООО "Конте СПА". Две абсолютно разные по масштабу компании: "Панда" - небольшая частная фирма, "Конте СПА" - серьезнейший европейский бренд. Оборот наших крупнейших предприятий превышает $100 млн.

- Какими достижениями последних лет вы по-настоящему гордитесь?

- У нас много поводов для гордости. Но самое главное, пожалуй, - это огромное техперевооружение, которое удалось осуществить при поддержке Президента. На всех ключевых предприятиях прошла модернизация: Оршанском льнокомбинате, Барановичском ПХБО, "Моготексе", "Камволе" и многих других. Последние годы в перевооружение мы вкладывали по Br100 млн ежегодно. Сегодня износ оборудования составляет менее 40%. Это норма. Мы получили абсолютно новые технологии и, соответственно, абсолютно новый продукт.

Взять, к примеру, Оршанский льнокомбинат. Это вообще новая философия на рынке льна. Если раньше они выпускали только беленый и небеленый лен, только полотна, то есть полуфабрикат, то сегодня производят высококлассную продукцию, в том числе для одежды. А какой у них домашний текстиль - столовое, постельное белье! Это же ассортимент высочайшего качества.

Или посмотрите, как далеко шагнул "Моготекс". Если раньше это было предприятие, выпускающие полиэфирные ткани, то сегодня они производят материал, который не горит, пропускает воздух в одном направлении, с водоотталкивающими и прочими эффектами.

Пастельное белье Барановичского ПХБО сегодня одно из лучших в Европе. Благодаря современным технологиям обработки можно добиться любого эффекта - грязе- и водоотталкивающего, эффекта шелковистости. А все потому, что есть новое оборудование, квалифицированные специалисты и понимание того, куда двигаться дальше.

То же самое можно сказать о наших ведущих обувщиках - "Белвест" и "Марко". Например, на "Белвесте" внедрено 3D-проектирование моделей. Если раньше для того, чтобы запустить ту или иную модель, нужно было полгода, то сейчас все готово за одну смену: и подошва, и колодка. Тут же худсовет может сесть и принять решение - выпускать или нет. Плюс лазерная обработка кожи. Они наносят на натуральную кожу любой рисунок, даже портрет. Такие же процессы и на "Марко" происходят.

- Если о цифрах: как сработали в прошлом году?

- Год мы закончили эффективно. Рентабельность продаж в промышленности в целом по концерну превысила 15%. Темп роста экспорта составил 113% при задании 102,5%. На новые перспективные рынки поставлено продукции почти на $5,2 млн. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах составил 101,1% к соответствующему периоду 2015 года. Прибыли получено более чем на Br150 млн. Все это говорит о том, что ассортимент востребован, что наши производители движутся в правильном направлении. Более того, мы существенно снизили складские запасы, и есть тенденция по дальнейшему снижению.

Вообще нам удалось практически все, что задумывалось. Это уже другой "Беллегпром". Раньше только ленивый не говорил о нас плохо, а сейчас мы сопротивляемся. И доказываем, что наш продукт не хуже, а иногда и лучше, чем у конкурентов. И по цене, и по качеству.

Самая большая задача у нас - диверсификация рынка сбыта. Не секрет, что сейчас основным потребителем является Россия. Но в прошлом году мы существенно продвинулись на новых рынках, поставляли продукцию в Японию, Канаду, Финляндию, Швецию и другие страны.

- А что востребовано на таких рынках, и выгодно ли возить белорусский легпром так далеко?

- Востребовано многое. Например, в Финляндии и Швеции - обувь, в Канаде - льняные изделия и та же обувь. Поставлять туда продукцию выгодно. Например, Канада - страна северная, там пользуется спросом зимняя обувь. А она стоит дороже, чем летняя. Следовательно маржинальность сапог на меху будет выше, чем, скажем, сандалий.

- Вы сказали, что "Беллегпром" сейчас другой. Замечает ли это белорусский потребитель?

- Думаю, что замечает. Ведь сегодня залежалого товара в огромных объемах на предприятиях и в магазинах нет. Посмотрите на внешний вид фирменных магазинов - зайти приятно. Даже те предприятия, которые растворялись в общей массе потребительского спроса в крупных универмагах, при открытии собственных торговых сетей очень стараются, делают магазины европейского уровня.

Этому научила жизнь. Но и концерн, конечно, свое дело делает. Где-то подсказываем, где-то предлагаем, где-то контролируем. Выезжаем на предприятия, собираем совместные совещания. В "Беллегпроме" сосредоточен кадровый потенциал достаточно высокого уровня, который в состоянии оказать помощь предприятиям в любой сфере - технологической, организационной, маркетинговой. Тот, кто хочет двигаться и просит помощи, всегда ее получит.

- Существенное снижение складских запасов - это, конечно, очень важно. А как обстоят дела с количеством убыточных предприятий, доля которых еще несколько лет назад достигала 60%?

- И здесь нам многое удалось. Количество хронически убыточных мы снизили вдвое по сравнению с 2015 годом - сейчас их доля составляет около 30%. Это говорит о том, что эффективность достигнута. Мы постоянно ориентируем компании на уменьшение затрат. Например, "Полесье" снизило затраты на четверть, отказавшись от всего лишнего. Так же и другие компании. Взять кобринскую "Ручайку" - из убыточных она перешла в разряд эффективных с абсолютно новым ассортиментом, двигается вперед. Брестский ковровый комбинат, который пережил санацию, показывает результат.

Предприятия, у которых в последнее время дела идут неплохо, за счет модернизации и оптимизации выходят на новые уровни. Посмотрите на Барановичское ПХБО. К слову, Европейский банк реконструкции и развития включил ПХБО в топ-3 белорусских компаний, которые рассматриваются для начала предприватизационной подготовки. И если нас поддержит ЕБРР - это будет здорово. Это значит, что наш технологический уклад признается Европой, что Европа готова инвестировать и продолжать движение вместе.

- Совет Министров ЕС 7 февраля одобрил отмену квот на белорусский текстиль. Что это означает для отрасли?

- Скажу так: это результат нашей последовательной работы в направлении сотрудничества с Европейским союзом. Последнее время это сотрудничество существенно активизировалось. В прошлом году мы вступили в Европейскую ассоциацию текстильщиков "Евротекс". Активно сотрудничали с прошлым послом Беларуси в Бельгии Андреем Евдоченко и не менее активно действуем с нынешним послом - Александром Михневичем. Наша активность и привела к внесению предложения по отмене квот. Ценно, что нас услышали, поддержали. Следующий шаг, на который планируем замахнуться, - это снижение пошлин. Ведь сейчас пошлина на ввоз товаров в ЕС составляет от 8% до 12% в зависимости от продукта.

- Это один из планов на 2017 год?

- Главное, как говорится, начать. А вообще ключевым направлением в этом и последующих годах станет диверсификация экспорта и кооперация предприятий. У наших модернизированных организаций такой технический потенциал, который грех не задействовать. И нет необходимости предприятиям покупать аналогичные технологические циклы. Сегодня прекрасно могут сотрудничать "Камволь" с Оршей, Орша с Барановичами, Барановичи с "Камволем".

- Вы сейчас об организации кластеров говорите?

- По большому счету "Беллегпром" - это и есть отраслевой кластер, который может объединить под собой все, что производится для одежды и обуви. Но когда говорю о кооперации, то имею в виду, что она должна быть более тесной. Выигрывают те, кто умеет специализироваться на определенных операциях и делать их дешево и эффективно. Но насильно мил не будешь - загонять предприятия в холдинги и кластеры мы не будем. Хотя есть уверенность в том, что грамотные руководители все равно к этому придут.

- "Камволь" и "Сукно" все-таки объединятся?

- Сейчас главная задача по "Камволю" - это закончить наладку оборудования и запустить производство так, как это было предусмотрено бизнес-планом. Поверьте: потенциал у этого предприятия очень высокий. Международные специалисты, которые приезжают к нам, говорят, что оборудование установлено первоклассное. Мы приняли решение пригласить турецких специалистов, чтобы они помогли наработать ассортимент и продать его. Шерстяной рынок, на который планируем выйти, с распростертыми объятиями вряд ли нас примет. Поэтому нужен тот, кто сможет нам помочь. Уверен, что сотрудничество состоится. Весь мир привлекает интеллект, учится.

Что до "Сукна", то важно сохранить ядро, которое есть. И действительно, на наш взгляд, самое правильное - это переместить имеющееся оборудование на "Камволь", потому что сопряженность предприятий очень высокая. В результате можно будет выпускать неплохой суконный и полусуконный ассортимент. Ну а нынешнюю площадку "Сукна" нужно готовить и продавать.

- Николай Васильевич, одно время шла речь о том, чтобы ввести единый стиль школьной одежды в каждом конкретном учреждении образования...

- В некоторых школах - как в Минске, так и в регионах - это уже есть. Например, в подшефной нам средней школе №101 Минска. И это очень красиво. Но подчеркну: мы не говорим о том, что нужно ввести единую школьную форму, как это было когда-то. Категорически нет! А вот вариант, когда у каждой конкретной школы свой единый деловой стиль, мне кажется более приемлемым. Но, опять-таки, и администрация, и учителя, и родители должны к этому прийти.

Сейчас наши предприятия разрабатывают модели на новый сезон, каталоги будем предлагать учреждениям образования. И, если будет заинтересованность, готовы работать на заказ. Причем ведь не обязательно обращаться на государственные предприятия. Например, небольшая "Панда" достаточно мобильна, чтобы даже и один класс одеть. И крупные предприятия в состоянии выполнить индивидуальный заказ. Другое дело, что цена будет выше.

Но в целом "Беллегпром", конечно, производит одежду и обувь для массового потребителя. Наша задача - одеть человека красиво, функционально, безопасно, по его вкусу. И это нормальный классический подход.

Юлия ОГНЕВА,

БЕЛТА.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/interview/view/bellegprom-gorditsja-otechestvennymi-brendami-5354/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024