Экономика
06 сентября 2024, 17:15
Среди жителей стран ЕАЭС белорусы наиболее высоко оценивают качество и безопасность товаров и услуг
Фото из архива
6 сентября, Москва /Эдуард Пивовар - БЕЛТА/. Граждане государств - членов Евразийского экономического союза оценивают текущую ситуацию в сфере защиты прав потребителей как удовлетворительную. При этом потребители в Беларуси наиболее высоко оценивают качество и безопасность товаров и услуг. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Евразийской экономической комиссией с участием Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и научных организаций стран ЕАЭС, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК.
Исследование проводилось в течение года в рамках мероприятий программы совместных действий государств-членов в сфере защиты прав потребителей. Значительное количество его участников считают, что требования к качеству и безопасности товаров и услуг соблюдаются всегда или по крайней мере часто. Доля таких оценок в Беларуси составила 87%, в Армении - 68%, в Казахстане - 61%, в Кыргызстане - 56%, в России - 67%.
"Большинство опрошенных во всех государствах - членах ЕАЭС готовы обращаться в уполномоченный орган для защиты прав потребителей, что говорит о доверии граждан к государственным институтам. Деятельность государственных органов оценивается жителями стран союза как очень эффективная и скорее эффективная. Доля таких оценок составила 72% в Беларуси, по 54% - в Армении и Казахстане, 47% - в Кыргызстане, 56% - в России", - отметили в ЕЭК.
Исследование позволило выявить основные проблемы потребителей в разных сферах. Согласно результатам, одежда и обувь, а также табачная и алкогольная продукция вызывают наибольшее количество претензий. Наиболее распространенные нарушения прав потребителей в розничной торговле включают отсутствие ценников, некорректное указание цен, навязывание дополнительных товаров и услуг, а также проблемы с предоставлением информации о товарах. В сфере общественного питания типичные нарушения прав потребителей связаны с отказом в обслуживании, невозможностью расплатиться удобным способом и включением в счет лишних позиций. Чаще всего с нарушением своих прав потребители сталкиваются при получении медицинских услуг, услуг связи и коммунальных услуг. При дистанционной продаже товаров наиболее распространенные нарушения касаются отклонений от сроков доставки товара, невозможности получить полную информацию о товаре и отсутствия информации на родном языке.
Исследование также показало недостаточную осведомленность потребителей о своих правах. Согласно полученным данным, лишь по 15% респондентов в Армении и Казахстане, 17% - в Кыргызстане, 26% - в России и 34% - в Беларуси уверены в своих знаниях о правах потребителей.
"Респонденты лучше всего осведомлены о праве на надлежащее качество товаров и услуг, а также о праве на обмен товара надлежащего или ненадлежащего качества. В меньшей степени потребители знают о праве на просвещение в области защиты своих прав. Наиболее актуальными для населения являются вопросы защиты прав потребителей при дистанционных покупках, в сфере туризма, медицины, образования и других областях", - добавили в ЕЭК.
Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Наталья Жукова отметила, что данное исследование является первым опытом совместной работы стран ЕАЭС по изучению потребительского поведения и отношения граждан к мерам, направленным на их защиту на общем потребительском рынке государств - членов союза. В ходе работы был изучен международный опыт в этой области и разработана уникальная методика, позволяющая оценить уровень защиты прав потребителей в странах ЕАЭС. По словам Натальи Жуковой, данная методика может быть применена в каждом государстве - члене ЕАЭС, а результаты межстранового исследования станут основой для совершенствования интеграционной работы в данном направлении.-0-