Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Культура
27 июля 2024, 15:24

Выставку о религиозном искусстве представили в Национальном художественном музее

27 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Выставку "Символы, атрибуты и аллегории в искусстве Беларуси XVII-XIX вв." представили в Национальном художественном музее, сообщили корреспонденту БЕЛТА в учреждении культуры.

"Национальный художественный музей Беларуси постоянно устраивает выставки, где представлено древнебелорусское искусство. Весной у нас была достаточно широко показана живопись и алтарная скульптура. Мы организовывали выставки, посвященные самым разным тематическим аспектам: святым воинам-заступникам, золотому веку белорусский иконописи. В этот раз решили посмотреть на привычные произведения с точки зрения символики, атрибутики, аллегорий. Но в данном случае мы обращаем внимание зрителя именно на предметный мир иконы и алтарной картины и пытаемся раскрыть для наших постоянных посетителей, каким образом можно узнать имя святого по тому или иному предмету, понять время, в которое он жил, события христианского мира, с которым он был связан. Это, как правило, ускользает от внимания постоянного посетителя", - рассказала заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Беларуси Елена Карпенко.
Она добавила, что каждая выставка готовится год-полтора. Сначала подается идея на ученый совет, потом собирается коллектив ученого совета и решает, утверждать выставку или нет. Если выставка утверждена, то начинается работа с подготовкой экспонатов, текстов, афиши рекламной продукции и концепции. В этой выставке участвуют Национальный художественный музей и Музей древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
"Мы отобрали около 90 экспонатов, 20 из них представили сотрудники музея Академии наук. Вся экспозиция разбивается на 4 комплекса. Первый зал посвящен символам Богоматери и ее образу в целом. В том числе там представлены конкретные белорусские иконографии, например, Богоматерь Белыничская и Юровичская. Второй зал посвящен Иисусу Христу, прежде всего его крестному пути и страданиям. Этот путь сопровождается известными символами. Среди них терновый венец, губка, копье, кости. Также представлен Иисус Христос Вседержитель, который часто держит книгу или державу. Некоторые работы принадлежат к византийской символике, некоторые - к западноевропейской", - пояснила Елена Карпенко.
"Третий зал посвящен ученикам и последователям Христа: апостолам, христианским мученикам, которые пострадали за веру, отцам церкви, которые являлись авторами многочисленных богословских сочинений. В этом зале главное место занимает апостольский ряд из костела Благовещения и монастыря бригиток в Гродно середины XVII столетия. Мы только второй раз выставляем этот шедевр белорусской алтарной живописи. А четвертый зал посвящен светскому искусству - портретам, в том числе клерикальных лиц: пап, священников, кардиналов, которые служили на этих землях. Все это постепенно перетекает в портреты рыцарей и шляхтичей, а также утонченные женские портреты", - сказала Елена Карпенко.
По ее словам, специалисты музея занимаются продвижением белорусской культуры, постоянно стараются изучить ее в сравнении с культурами соседних стран и понять, что является заимствованным, а что совершенно самостоятельным. "Также мы знакомим с нашей культурой широкий круг посетителей. Российские гости, которых в последнее время стало очень много, часто бывают удивлены, что культура братского народа порой совершенно не похожа на русскую православную икону, к которой они привыкли", - отметила Елена Карпенко.
Выставка продолжит свою работу в главном корпусе музея до 13 октября. -0-

Фото Татьяны Матусевич
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/culture/view/vystavku-o-religioznom-iskusstve-predstavili-v-natsionalnom-hudozhestvennom-muzee-650667-2024/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024