Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Культура
18 октября 2017, 21:17

РЕПОРТАЖ: Росписи-невидимки появились в здании музея истории Витебского народного художественного училища

В Витебске завершается реконструкция исторического здания, где в 20-х годах прошлого века жили и творили Шагал, Малевич, Лисицкий, Ермолаева и другие известные представители авангарда. Реставрация выполняется по чертежам 1923 года. Интерьеры комнат восстанавливаются по фотоснимкам, сохранившимся фрагментам и описаниям. В доме еще работают строители, но корреспонденты БЕЛТА попросили директора музея "Витебский центр современного искусства" Андрея Духовникова провести экскурсию по будущему музею.

Вместе проходим по залам, поднимаемся по восстановленной дубовой лестнице. Удается увидеть некоторые воссозданные элементы - лепнину над дверями, обои в комнате, где жил Марк Шагал. К слову, в этом зале скоро появится и мебель, аналогичная той, которая была у художника. Здесь специально оставлен фрагмент паркета.

Зал, посвященный Казимиру Малевичу, таит сюрпризы. "Если в комнате у Шагала есть привязка к быту - мебель, обои, то у Малевича мы создаем некое особое пространство. На стене уже сейчас отпечатан черный квадрат, будут еще шторы - красные, черные, белые, появится стол. И все. Но это только на первый взгляд. Самое главное станет видимым только при специальном освещении. По нашему замыслу, через 5-7 минут разговора о художнике в зале вместо обычного освещения включится ультрафиолет - и люди просто погрузятся в пространство, расписанное Казимиром Малевичем", - рассказал Андрей Духовников. На стенах обнаружатся цитаты, нанесенные специальной краской.

Идею воспроизведения рукописных текстов не просто художника, а теоретика искусства на стенах музея успешно воплощает витебский художник и дизайнер Александр Вышка. "Все переносится в мельчайших подробностях - отчетливо видны даже потертости", - отметил он.

В музее будет уникальная возможность заглянуть и в приоткрытую дверь ванной комнаты и подсмотреть, какой она была в начале прошлого века. "Нам очень ценны сохранившиеся элементы этого дома. Потому что именно дом - главный экспонат музея истории Витебского народного художественного училища. Все остальное, все персоны существуют уже вокруг дома", - подчеркнул Андрей Духовников.

Отдельный зал будет посвящен творческому объединению УНОВИС ("Утвердители Нового Искусства"). В него вошли приверженцы супрематизма, основоположником которого был Казимир Малевич.

До сих пор не утихают споры, кто важнее для витебского училища - Шагал или Малевич. "Шагал - великий художник, Малевич - еще и теоретик искусства. Школу, систему преподавания создал именно Малевич, - убежден Андрей Духовников. - Искусствоведы развлекаются тем, что выясняют, в каких именно комнатах жили Малевич и Шагал. Какая разница! Они были здесь - вдвоем - 100 лет назад".

Что было здесь век назад, возможно, помнят кирпичи стен. Старую кладку кое-где оставили открытой. Ее можно увидеть на цокольном этаже. Именно сюда сначала попадут будущие посетители музея. "Мы восстановили большое окно, и подвальное помещение превратилось в красивое пространство", - отметил Андрей Духовников.

Музей будет оснащен современным мультимедийным оборудованием. Здесь будет установлена уникальная система регуляции микроклимата в помещениях, благодаря чему Витебск сможет принимать шедевры мировой живописи.

Как сообщалось, будущий музей разместится в историческом здании на улице, которая сейчас носит имя Марка Шагала. Этот дом - особняк витебского банкира Израиля Вишняка, который был национализирован после Октябрьской революции. К счастью, это строение уцелело и передано Центру современного искусства.

Алена ТИХОНОВА,

ФОТО Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/culture/view/reportazh-rospisi-nevidimki-pojavilis-v-zdanii-muzeja-istorii-vitebskogo-narodnogo-hudozhestvennogo-272023-2017/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024