Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Культура
08 марта 2017, 13:32

РЕПОРТАЖ: Балет - это жизнь, или История примы белорусского балета

История примы белорусского балета Екатерины Олейник вписывается в стандарты представления, как зажигаются звезды. В хореографическое училище десятилетнюю девочку привела мама - пример, когда родители реализуют свою детскую мечту. Годы спустя талантливую студентку рассмотрел на конкурсе в Варне в Болгарии гуру белорусского балета Валентин Елизарьев. И пригласил юное дарование в 2007 году сразу в солистки балетной труппы Большого театра. Сегодня Екатерина Олейник выступает на подмостках Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, а также как приглашенная артистка на эстонской балетной сцене. По просьбе корреспондентов БЕЛТА красавица балерина рассказала о слагаемых будней.

Будильник у Екатерины звонит в 7.40. После легкого завтрака артистка спешит в театр - в 10.00 обычно классы. Каждый день складывается по-разному, но традиционно после вечернего спектакля дома удается оказаться к 23.00. День балерины ненормированный и строить планы, к сожалению, не получается, сетует Екатерина.

При этом артистка сумела получить два высших образования, множество наград международных конкурсов балетного искусства, проходивших в различных странах, поработать в Америке и Эстонии. Вопрос "Как?" возникает сам собой.

Екатерина признается, что очень дисциплинированна и чувствует себя комфортно, когда может планировать свою жизнь хотя бы на неделю вперед. Кроме того, обожая балет и театр, артистка считает, что нельзя зацикливаться только на этом. Век танцовщика балета столь короток, что нужно искать возможности для реализации в иных областях, поясняет она. Девушка закончила Белорусский государственный университет культуры и искусств, кафедру "компаративное искусствоведение", а позже Институт менеджмента и технологий БГУ по специальности "бизнес-администрирование, менеджер-экономист". Мало того, Екатерина изучает иностранные языки, считая, что современному молодому человеку без таких знаний нельзя.

"Балет формирует характер, закаляет его. Балет - это строгая дисциплина, контроль над собой, над своими желаниями, усталостью, преодоление себя. Я совершенно не представляю, какой могла быть моя жизнь без балета, но знаю наверняка, что стремилась бы как можно больше узнать, сделать. Мне все время мало, как бы занята я ни была, и отсюда желание делать что-то еще. Вот и сейчас я в поиске нового увлечения", - улыбнулась танцовщица.

О своих партиях Екатерина отзывается деликатно. Они все хороши и интересны, но есть еще несколько, которые бы хотела танцевать. Например, Татьяну в "Евгении Онегине", Манон, Кармен. Это интересные драматические роли. Быть же танцовщицей одной роли, а в унисон сегодня все твердят об исполнительской вершине Екатерины Олейник-Китри в "Дон Кихоте", балерина не согласна. "Хочу реализоваться как многоплановая артистка", - говорит Екатерина.

Жажда максимальной реализации толкает Екатерину пробовать себя на сценах иных театров. Приглашение работать в Вашингтонском балете она приняла колеблясь лишь потому, что одновременно было два предложения от разных театров. Сезон 2014-2015 девушка провела в Америке, где танцевала иной репертуар, нежели на родной сцене.

"В Америке предпочтение отдают стилю "контемпорари". Мы танцевали классику - "Жизель" и "Щелкунчик", но все же джаз-балет, балет на музыку "Битлз" или "Роллинг Стоунз", а также танец на современную музыку там превалирует в репертуаре. Считается, что классический артист готов к любой хореографии, но поскольку у меня не было достаточного опыта в стиле "контемпорари", немного больше трудилась, чем мои коллеги. Я все же скучала по нашей сцене, нашему репертуару, меня тянуло на родину. Потому решила вернуться работать домой и сотрудничать с европейскими театрами. Сейчас выступаю как приглашенная артистка в Национальном театре "Эстония", где много классики и репертуар близок к репертуару белорусского театра. Начала сотрудничать со старейшим оперным театром Европы "Сан-Карло" в Неаполе. Наш первый проект состоялся в конце прошлого года, а следующий планируется в апреле. Но время все меняет, возможно, будь я сегодня в Вашингтоне, сделала бы другой выбор", - поделилась Екатерина.

За рассказом незаметно подошло время репетиции, и Екатерина осталась в гримерке готовиться. Здесь приходится проводить немало времени, поэтому в ней по-домашнему. Уюта добавляют многочисленные мягкие игрушки. Их артистке дарят, все они оседают в гримерке: от большого голубого кота до маленького розового зайчонка в балетной пачке.

А пока в репетиционном зале собираются коллеги примы белорусского балета, расспрашиваем ее об интересах вне сцены. Выясняем, что девушка следит за новинками кино и предпочитает просмотр позитивных фильмов в кинотеатрах, а что касается книг, то выбор падает на художественную литературу, современную прозу и издания по психологии. "Считается, что знание психологии - очень важно для развития личности артиста, для его становления. И чтобы создать образ и донести его зрителям, нужно быть хорошим психологом", - пояснила Екатерина.

Отдельное удовольствие - встречи с друзьями. Как правило, это недолгие, но дорогие сердцу посиделки с разговорами отнюдь не на околотеатральные темы за чашечкой кофе. "Будучи в последние три года часто в отъезде, такие встречи особенно ценю, потому что получаю огромное удовольствие от человеческого общения", - рассказала Екатерина.

Кстати, о кофе. Екатерина ни в чем себе не отказывает, но… Если хочется сладкого или мучного, позволяет съесть немного в первой половине дня. В результате и удовольствие получено и не нужно беспокоиться о том, как бороться с последствиями своей слабости. А обычно балерина старается питаться сбалансированно, кушать фрукты, овощи, мясо и творог, хотя порой в напряженные дни обходится шоколадкой.

Интересуемся, насколько удобна такая обувь, как пуанты. Вместо ответа Екатерина встает на носочки - для балерины удобна. Любопытно, что в зарубежных театрах пуанты с автографами танцовщиков можно купить. Иногда Екатерину просят о таком подарке. Минувшей зимой, например, в Неаполе после спектакля мастер, который превращает пуанты в произведение искусства, расшивая их различным образом, с согласия белорусской примы унес пару для художественных целей.

Когда в репетиционном зале собираются артисты балета, так и хочется воскликнуть: "Ба, знакомые все лица!" Вот Такатоши Мачияма из Японии, который быстро расположил к себе белорусского зрителя.

И Константин Кузнецов. Народный артист Беларуси, между прочим.

Екатерина Олейник за свой особенный почерк и невыразимую грацию не единожды была вознаграждена, побеждая в международных конкурсах. Дух соревнования девушке столь привычен, что, выходя на сцену в обычном спектакле, она не испытывает волнения: "На конкурсе ты имеешь лишь один шанс показать все, на что способен, и поэтому важно быть спокойным. Именно конкурсам я обязана своей собранностью. Но даже танцуя партию в 101 раз, ты должен сделать это как в первый - столь же ярко и красиво".

Жанна КОТЛЯРОВА,

фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/culture/view/reportazh-balet-eto-zhizn-ili-istorija-primy-belorusskogo-baleta-236608-2017/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024