Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Культура
15 декабря 2022, 11:37

От рушников и шкатулок до "привидений". Бешенковичские умельцы возрождают богатство ремесел

Знать истоки своей истории, культуры, изучать наследие предков, чтобы, не нарушая аутентичности, суметь приблизить старину к современности и сделать ее интересной для подрастающего поколения, способного ценить красоту, - такую глобальную задачу ставят перед собой мастера Бешенковичского дома ремесел. Здесь занимаются ткачеством, соломоплетением, гончарным ремеслом, росписью по стеклу, вышивкой, а также восстанавливают народный костюм с местными особенностями. За что бы ни брались здешние умельцы, они во всем стараются увидеть перспективы для развития, символически смысл и понять, какой генетический код заставляет даже маленьких жителей Бешенковичского района тянуться к своему - исконно белорусскому. Корреспонденты БЕЛТА побывали в доме ремесел и узнали, какие планы строят мастера учреждения культуры.

Молодой мастер Оксана Лейченко занимается ткачеством и обучает этому древнему ремеслу школьников из райцентра. Под ее руководством ученики осваивают также искусство создания тканых поясов, но упор руководитель кружка делает на работе за ткацким станком. Если издревле на нем изготавливали льняные полотна, то теперь мастер использует преимущественно хлопчатобумажные нитки, пока отходя от аутентичности по техническим причинам. Возможно, наладится сотрудничество с льноперерабатывающими предприятиями области.

Ширина полотна, которое получается на выходе, составляет немногим больше полуметра. А вот домашний оригинальный ткацкий станок Оксаны Лейченко позволяет производить отрез вдвое шире. С этой семейной реликвией связана интересная история.

Как оказалось, ее бабушка и прабабушка ткали изо льна, а когда их не стало, отец молодого мастера убрал громоздкий "агрегат" на чердак родительского дома, да и забыл о нем. И вспомнил, только когда дочь начала работать в доме ремесел и преподавать ткачество. Станок мастер планирует перевезти на свою трудовую вотчину: на доставшемся от бабушки будет изготавливать образцы для выставок и в коллекцию учреждения образования, а на меньшем - обучать детишек.

Вместе с ценным историческим артефактом обнаружились и некоторые готовые изделия, прежде всего рушник. Правда, не в идеальном состоянии, но по нему можно было определить характерные черты для тех времен, когда массовое производство тканей еще не началось.

Узоры, фактура, цветовая гамма - все можно было повторить, и любительница старины глубокой принялись за дело. В итоге появился отличный выставочный экспонат - белый рушник со сдержанным красным узором.

Такой скромный характер был типичен для всего тканого и шитого хозяйками Бешенковичского района - белые рушники, рубахи, которые по краю или вороту "аздабляліся" вышивкой. Кстати, на бешенковичском рушнике орнамент не вышивали, а вплетали цветную нить в однотонную основу, когда ткали само полотно. Это техника браного ткачества. Говоря современным языком, брали - и делали, получая изумительный результат.

"Самое сложное в изготовлении подобных экземпляров - следить за точностью узора, выверять все фактически до миллиметра. Заметить ошибку ты заметишь, но уже через пару сантиметров. В этом случае приходится все распускать и возвращаться обратно. Такая работа очень кропотливая, на создание одного рушника у меня ушло несколько месяцев", - поделилась Оксана Лейченко.

Мастер изучает народные традиции местного ткачества, но в первую очередь для того, чтобы суметь вплести в базовую канву нити новых трендов. "Для меня важно сохранять аутентичность выбранного мной дела, но мне бы хотелось осовременить исконное ремесло.Например, изготавливать из сотканных материалов популярные у жителей района и области вещи, добавлять в декор больше цвета и интересные узоры, основанные на национальном орнаменте", - с горящими неподдельным интересом глазами рассказала девушка.

Точно такого же принципа придерживается и руководитель народного клуба мастеров народных ремесел Елена Погорельская в соломоплетении. Работать с этим природным материалом непросто и детям, и мастерам. Для руководителя клуба любимыми изделиями из растительного золота за пять лет общения с ним стали декоративные тарелки и шкатулки с аппликациями - тоже не совсем традиционное использование соломки. В итоге на ее изделиях расцветают невиданные цветы и восседают райские птицы.

Давней любовью мастера является вышивка. Елена Погорельская показала восстановленный бешенковичский свадебный костюм с типичной для этих мест сдержанной вышивкой. Также мастер рассказала, что женщины в этих краях носили поверх традиционной юбки передник, который закрывал юбку почти полностью и сшивался из двух полотен, а еще, что в здешних декоративных узорах преобладал символ солнца. В сочетании с белой основой одежды славянский оберег придавал облику местных жителей еще больше света и создавал образ добрых, открытых и гостеприимных людей.

Что касается детей, осваивающих соломоплетение, то юным кружковцам труднее всего даются крученые элементы - объемные "трубочки", которые могут быть частями цветков, животных, а также плетеные колокольчики.

Из соломки дети и взрослые любят делать пауков - воздушные конструкции из обрезанных на определенную длину соломинок, скрепленных продетой сквозь них ниткой.

В здешних краях, говорит мастер, не было особых специфических традиций в изготовлении такого семейного оберега, хранящегося целый год, поэтому в доме ремесел делают такой вариант, который нравится воспитанникам и их наставникам.

Соломку мастера заготавливают сами в поле, вооружившись серпами. Совсем как бешенковичские умницы и красавицы 100-150 лет назад, разве что специалисты дома ремесел "на жатве" песни не поют.

"Бешенковичи - это все же не про соломку, в старину наш горпоселок был центром гончарства. Соломоплетением на нашей земле занимались мало, это занятие вытесняли другие, более прибыльные. Здесь проходил путь из варяг в греки, и жители этих земель старались делать то, что хорошо продавалось в других городах", - отметила Елена Погорельская.

Гончарные изделия в Бешенковичах были разнообразными, а вот что заслуживает особого внимания - это местная оригинальная глиняная свистулька. Директор дома ремесел и мастер по керамике Олеся Овчинникова рассказала, что она долго искала аутентичный образец данной глиняной игрушки. И однажды на одном из огородов райцентра он буквально вынырнул из земли - глиняный барашек, сохранившейся почти целиком. Вот так материализовалась мечта мастера.

Керамист изучила особенности такого изделия по найденным образцам, которые постепенно начали появляться то здесь, то там. На его основе стали делать и другие свистульки. Однажды в дом ремесел принесли необычной формы свистульку. Она выглядела очень просто, напоминала изготовленного маленьким ребенком человечка - ножки, ручки, голова с глазами. И еще внутри у такой свистульки был перекатывающийся "наполнитель" - игрушка еще и выполняла роль погремушки. Мастер предположила, что подобные свистульки могли делать для детишек, еще не покинувших люльку - для развлечения "немаўляткі". В ней не было дополнительно налепленных деталей, так что ребенок не мог их откусить и проглотить или разбить ценный экземпляр.

"Эти свистульки мы назвали "волатамі" - как символ оберега и силы, а сами дети окрестили привидением. На ярмарках-продажах в райцентре именно к ним ребятишки тянутся в первую очередь, словно у них в генах заложена любовь именно к таким простым и функциональным вещицам", - поделилась директор учреждения культуры.

Также в Бешенковичах занимались росписью по стеклу, применяя всевозможные подручные материалы: например, сами варили лак для покрытия поверх готового изображения, и использовали даже типографскую гуашь. Типичной для местных изделий был симметричный зеркальный рисунок на черном фоне.

Каждый мастер дома ремесел, подчеркнула Олеся Овчинникова, увлекается своим делом и отдается ему без остатка. Многие становятся примером для подрастающего поколения. Мальчики и девочки, привыкшие к общению с гаджетами, тем не менее охотно приходят на кружки по народным ремеслам, пробуют, ищут свое направление. У мастеров из Бешенкович еще много задумок, но говорить о них заранее - примета не самая лучшая, несмотря на то, что в выставочных залах есть множество оберегов и от недобрых помыслов, и на удачу.

Алеся ПУШНЯКОВА,

Фото Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/culture/view/ot-rushnikov-i-shkatulok-do-prividenij-beshenkovichskie-umeltsy-vozrozhdajut-bogatstvo-remesel-540190-2022/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024