Творческая деятельность народного артиста Беларуси и СССР, лауреата Государственной премии Беларуси Геннадия Ивановича Цитовича является одной из самых ярких страниц фольклорно-музыкальной жизни нашей республики. С его именем связаны многие славные страницы белорусской музыкальной культуры.
Цитовича знали люди разных поколений. И называли его по разному: дядька Геннадий, "бацька" хора, Геннадий Иванович. Кто-то вспоминает колоритный разговор Цитовича; кто-то - его беззлобные, но "приперченные" анекдоты; кто-то - комические ситуации, в которых не раз оказывался по-детски непосредственный, по-гениальному рассеянный Геннадий Иванович.
Геннадия Ивановича Цитовича знают как организатора и художественного руководителя Государственного академического народного хора (ныне Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И.Цитовича), фольклориста-исследователя, автора известных трудов по актуальным проблемам фольклористики, а также автора-составителя антологий и сборников собственных записей народных песен.
Родился Геннадий Цитович 7 августа 1910 года в деревне Новый Погост Миорского района Витебской области в семье сельских учителей. Домашним образованием занималась мама, благодаря ее стараниям в 1924 году Геннадий стал воспитанником сразу третьего класса Виленской православной духовной семинарии. В этом городе произошла и первая встреча двух будущих выдающихся музыкальных фольклористов Беларуси - Геннадия Цитовича и Григория Ширмы, который руководил хором Виленской белорусской гимназии, неизменным участником которого в течение нескольких лет был Геннадий Цитович. Он и раньше любил и знал множество белорусских народных песен, а после знакомства с Ширмой, его лекциями о литературе и народной музыке эта любовь стала более сильной, осознанной и целенаправленной.
Окончив Виленскую семинарию, Геннадий Цитович не стал продолжать занятия в духовной академии (перспектива стать священником не привлекала его) и, несмотря на многочисленные преграды и трудности, поступил на природоведческо-математический факультет Виленского университета. Однако интерес к музыке не угасал. Он участвовал в выступлениях организованного им вокального квартета, создал для него обработки народных песен. А еще через некоторое время Геннадий Цитович стал руководителем университетского хора, коллектив которого принимал активное участие в концертах студенческого клуба. Позднее Цитович окончил Виленскую консерваторию, учеба в которой окончательно определила судьбу будущего ученого: он стал фольклористом-музыковедом.
Записями белорусских народных песен юноша увлекался давно. Он объездил всю Западную Беларусь, побывал в самых глухих деревушках и на хуторах. Где только не встречали фольклориста! Всегда по-дружески настроенный, веселый и остроумный, он был желанным гостем в любом доме, с ним всегда охотно делились своим искусством мастера народного пения. Переходя из одной деревни в другую, он видел и то, как белорусский народ боролся с насильственным ополячиванием, стремился сохранить свои обычаи, язык, песни. С большой любовью, как самую заветную ценность, собирал и записывал Цитович революционные песни, созданные населением Западной Беларуси.
Свою первую фольклорную запись Геннадий Цитович сделал в двадцатидвухлетнем возрасте во время учебы в Виленском университете. Это была весенняя песня "Ды што ў садзе лялеіцца", которую пела родная бабушка Геннадия.
Влюбленный в народное хоровое пение, Геннадий Цитович консультировал многие любительские хоры, совмещая эту работу с деятельностью ответственного редактора музыкальных передач Барановичского областного радиокомитета. Как-то он услышал по радио выступление хора имени Пятницкого и стал мечтать о создании белорусского народного хора. Редакторская командировка привела его в деревню Большое Подлесье. Там он прослушал небольшой местный хор, который пел в чисто народной манере. Геннадий Цитович понял, что перед ним подлинный родник народного искусства и что именно здесь его ждет интересная творческая работа. С тех пор и началось тесное и постоянное сотрудничество с этим коллективом, который служил для него своеобразной лабораторией народного творчества. В 1940 году хор принял участие в областном смотре художественной самодеятельности и завоевал первое место. Высокий художественный уровень исполнения подтвердился и на республиканском смотре. Коллектив Подлесского хора участвовал также в Первой декаде белорусского искусства в Москве, где он выступил с большим успехом.
Поездка в Москву принесла Геннадию Цитовичу уверенность в том, что он находится на правильном пути, занимается делом, которому не жаль посвятить всю жизнь. Но через год началась Великая Отечественная война, и только после ее окончания Геннадий Иванович Цитович восстановил творческий облик коллектива, готовил новые концертные программы. В 1945 году коллектив участвовал в областном и республиканском смотрах художественной самодеятельности и завоевал право вновь демонстрировать свое искусство в Москве.
Известный советский композитор Мариан Коваль в газете "Советское искусство" 7 сентября 1945 года писал о выступлении хора села Большое Подлесье: "Женщины запели лирическую песню "Ой рэчанька, рэчанька". Необыкновенной красоты песню они пели тихо, как бы боясь расплескать ее чудесную мелодию, пели с той артистичностью, которая волнует и вызывает слезы умиления. Талантливый руководитель хора Г.Цитович доказал, на какой художественный уровень можно поднять колхозный хор". А вот что писал в газете "Правда" 8 сентября 1945 года знаменитый советский хормейстер Александр Свешников: "Особого внимания заслуживает хор белорусской народной песни села Большое Подлесье Барановичской области (руководитель Г.Цитович). Этот хор представляет собой настоящий перл народного искусства. Исполнение хора полно неизъяснимого обаяния и теплоты. Исполнительская техника хора очень высокая, у него - идеальная интонация, исключительно выразительная нюансировка".
Геннадий Иванович Цитович - не только признанный авторитет в области этнографии. Он был также и неутомимым пропагандистом белорусской культуры. В 1952 году он стал художественным руководителем организованного им Государственного народного хора Беларуси. В разные годы из числа артистов хора создавал отдельные вокальные группы, исполнявших народные песни, в том числе - женский вокальный квартет "Купалінка", который впоследствии стал самостоятельным коллективом.
Национальный академический народный хор им. Г.И.Цитовича
Организация нового музыкального коллектива была связана с большими трудностями. Самобытность творческого облика белорусского народного хора требовала тщательного дифференцированного отбора исполнителей при комплектовании групп будущего коллектива: хоровой, танцевальной, оркестровой, а также кропотливой работы по формированию его репертуара, основу которого, по убеждению Геннадия Ивановича, должна была составлять народная белорусская песня. Поскольку обработок национальных песен для белорусского народного хора с его специфическим звучанием и требованиями к хоровой аранжировке было мало, Геннадий Иванович приступил к созданию концертных обработок для своего коллектива. Так появились знаменитые "Рэчанька", "Ой, рана на Івана" и другие.
Под руководством Цитовича коллектив хора стал широко известным не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Были бесконечные поездки в Польшу, Румынию, Венгрию, Финляндию и другие страны. Всюду были аплодисменты, цветы, а также государственные награды. И сегодня на концертах Национального академического народного хора имени Цитовича всегда аншлаги. Этот коллектив - признанный лидер народного хорового искусства, настоящая творческая лаборатория, собиратель и хранитель национального музыкального искусства.
Хору более 60 лет, и на протяжении 40 лет им руководит народный артист Беларуси Михаил Дриневский. Геннадий Иванович выбрал его преемником сам. "Гэта было вельмі нялёгкай справай, бо калектыў стаў мне раднейшым за родных дачок. Але ж для кожнага бацькі надыходзіць момант, калі любімае дзіця трэба аддаваць замуж. Ну, а "зяця" для хору я сам і падрыхтаваў. Міхася Дрынеўскага лічу сваім вучнем", - так объяснял свой выбор Цитович.
С 1974 года Геннадий Цитович был сотрудником академического Института искусствоведения, этнографии и фольклора. Неутомимый и страстный пропагандист народного искусства, он всю свою жизнь собирал и изучал белорусский музыкальный фольклор. В различных районах Беларуси записал около 3000 народных мелодий, которые вошли в фундаментальное издание "Антология белорусской народной песни". За эту работу, а также за монографию "О белорусском песенном фольклоре" Геннадий Цитович был удостоен Государственной премии Беларуси. В научных трудах он исследовал музыкальное творчество славянских народов, белорусское народное многоголосие, народное исполнительство и стили современной народной песни.
Особенно ярко и полно раскрылся талант Геннадия Цитовича в интерпретации народных песен и произведений белорусских композиторов. Он автор нескольких сборников песен, многих обработок белорусских народных мелодий, которые вошли в репертуар профессиональных и любительских художественных коллективов. Сегодня такие песни, как "Реченька", "Жавороночки, прилетите", "Хацела ж мяне маці замуж аддаці", "Чаму ж мне ня пець?" и многие другие входят в репертуар Национального академического народного хора Беларуси.
Геннадий Иванович Цитович занимался культурно-просветительной, научно-исследовательской работой, принимал участие в пленумах и съездах Союза композиторов, международных симпозиумах и конференциях по фольклору, руководил семинарами самодеятельных композиторов, консультировал научные работы молодых музыковедов. Активно выступал в периодической печати, много работал на радио, телевидении: создал несколько циклов концертов-очерков под общим названием "Белорусская народная музыка".
Одним из интересных фактов из жизни Цитовича было присвоение ему почетного звания "Заслуженный колхозник" за многолетнюю и активную работу в колхозном производстве, принятое 16 февраля 1980 года единогласно на общем собрании колхозников Подлесского колхоза имени Ленина. Так он первым среди белорусских музыкантов получил это звание и гордился им.
Друзья у Геннадия Ивановича были повсюду, но самым близким другом оставалась жена Ольга Матвеевна. Она разделила с ним первый успех, была рядом в годы оккупации (они вдвоем снабжали партизан медикаментами - жена заведовала аптекой, а Цитович считался аптекарским учеником). Она его вдохновляла, хранила и ждала из бесконечных экспедиций.
Умер Геннадий Цитович в 1986 году. Многогранная творческая деятельность выдающегося фольклориста-музыканта отмечена правительственными наградами - орденом Дружбы народов, тремя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями.-0-