Беларусь в ШОС: стратегическая перспектива и разумный выбор в духе времени
Беларусь стала членом Шанхайской организации сотрудничества. Соответствующее решение подписано в ходе заседания Совета глав государств - членов ШОС в Астане. Аналогичным статусом в организации обладают Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Какие перспективы открывает для Беларуси членство в этом объединении и какие сферы сотрудничества представляют наибольший интерес для Беларуси, корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель начальника управления внешней политики Белорусского института стратегических исследований Юрий Ярмолинский.
"Дорогу осилит идущий! Действительно, наша страна, как всегда, методично, последовательно и ответственно за почти 15 лет, шаг за шагом прошла все этапы развития отношений с ШОС. Поэтому нет сомнений, что этот день войдет в историю. Согласно данным недавних соцопросов, более 65% респондентов считают взаимодействие с этим объединением наиболее отвечающим долгосрочным интересам нашего государства", - сказал Юрий Ярмолинский.
Приоритеты и интересы Беларуси в ШОС остаются неизменными: эффективное сотрудничество в целях укрепления региональной безопасности, динамичное развитие экономического взаимодействия во всех сферах, углубление гуманитарных связей.
"Исходя из стоящей задачи диверсификации и опережающего роста экспорта в условиях нелегитимного санкционного давления Запада, ШОС становится одним из ключевых инструментов ее решения с учетом емких и платежеспособных рынков стран-членов. Хотя мы видим, что экономический трек все еще запаздывает от динамики в сфере безопасности. Во многом, как нам кажется, это обусловлено диспропорциями в их потенциалах и динамике развития. Кстати, на саммите в Нью-Дели многие лидеры отмечали, что за всю свою историю ШОС не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта под эгидой организации из-за отсутствия механизмов финансового сопровождения проектной деятельности. Тем не менее более 60% опрошенных нашими социологами граждан полагают, что именно в сфере экономики, торговли и финансов Беларуси следует активно сотрудничать с ШОС. Возможность продавать там свою продукцию в условиях закрытия западных рынков усматривают почти 70%. Как источник инвестиций, технологий и кредитов ШОС видят более 30%. Примерно поровну - около 30% - видят в ШОС потенциал для повышения обороноспособности страны, а также дополнительную внешнеполитическую точку опоры в условиях западных санкций, - отметил замначальника. - В любом случае мы продолжим проактивно работать в ШОС по всем измерениям, предлагая свой промышленный, научный, транзитно-транспортный, военно-технический потенциал, накопленный опыт миротворчества и интеграционные компетенции".
Какую новую динамику и возможности может привнести Беларусь в ШОС
"Наше членство в ШОС мы рассматриваем не просто как дань модному тренду. Для Беларуси это последовательный цивилизационный выбор в пользу прогрессивного мирового большинства, основу которого составляют амбициозные развивающиеся государства Глобального Юга и Востока. Учитывая географию и имеющийся потенциал, наша страна способна и сможет качественно укрепить ШОС, способствуя стабильности, миру и процветанию на ее пространстве", - подчеркнул Юрий Ярмолинский.
В прошлом году Беларусь в дополнение к ряду прорабатываемых документов стратегического планирования предложила семь точек роста и развития ШОС на ближайшую перспективу. "Первое - совместное противодействие информационным войнам, фейкам, цветным революциям, вызовам и угрозам в киберпространстве. Беларусь выступает за формирование бесшовной архитектуры безопасности и сотрудничества в Большой Евразии на принципах неделимости и культурно-цивилизационного многообразия путей устойчивого развития. Второе - формирование Большого Евразийского партнерства путем сопряжения форматов ЕАЭС, ШОС и БРИКС в широком контексте, в том числе в целях противодействия санкциям. Диалог интеграций с акцентом на обмен практическим опытом призван обеспечить комфортные и предсказуемые условия для развития Большой Евразии, - отметил аналитик. - Третье - синхронизация работы центров трансфера технологий в целях стимулирования коммерциализации научно-технических проектов и разработок. Четвертое - в условиях обострения проблем глобальной продовольственной безопасности государства ШОС могут рассчитывать на возможности Беларуси как одного из крупнейших экспортеров минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции, продовольствия и техники. В данном контексте мы поддерживаем инициативу создания Банка развития ШОС, конвергенции платежных систем, увеличения доли нацвалют во взаимной торговле, развития финансовых механизмов, защищенных от внешнего воздействия". Пятое - интеграция транспортно-логистического пространства ШОС и ЕАЭС, в том числе в рамках международных инициатив "Новый евразийский сухопутный мост", "Пояс и путь", транспортных коридоров "Север - Юг" и "Восток - Запад". Шестое - реализация масштабного совместного проекта Фестиваль культур ШОС. Седьмое - усиление работы с подрастающим поколением через создание платформы "ШОС для молодежи".
"При этом Беларусь не просто предлагает свои возможности, но и конкретные мероприятия и форматы, которые позволят укрепить статус и авторитет ШОС на международной арене. Уверен, что в новом качестве полноправного члена наша страна будет работать в ШОС еще более активно и плодотворно", - подчеркнул замначальника. Роль ШОС в становлении и формировании новых контуров мироустройства
"В условиях длящейся трансформации международных отношений за более чем 20 лет своего развития ШОС превратилась из простого регионального механизма встреч глав государств, сугубо президентского клуба, в крупнейшую в мире с точки зрения общей территории, демографии и ресурсного потенциала региональную международную организацию, - сказал Юрий Ярмолинский. - ШОС - это открытый взаимоуважительный диалог на равных на классических принципах международного права, а значит, прямой вызов идеологии глобальной унификации, базирующейся на западном "порядке, основанном на правилах". Поэтому в глазах международного сообщества она выглядит как привлекательный полюс притяжения и суверенный центр развития без разделительных линий, способный делать мир более безопасным и процветающим. Таким образом, на мой взгляд, при определенных условиях ШОС вполне по силам стать системообразующим элементом обновляющейся архитектуры многополярного мироустройства, а также будущей системы международных отношений, более справедливой, рациональной и равноправной. Как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, в наших силах разрушить стены однополярного мира. Точнее не скажешь!". Эксперт также высказался о своих ожиданиях относительно будущего развития ШОС. "Сегодня ШОС существенно отличается от созданной на заре ХХI века "шанхайской пятерки". Современный мир претерпевает сложные и глубокие изменения, что сопровождается ростом нестабильности и неопределенности. На этом фоне ШОС сталкивается с серьезными вызовами. Однако, будучи оптимистом, я вижу в них и скрытые возможности для устойчивого развития и позитивного образа будущего. В этой связи хотелось бы высказать ряд соображений. Во-первых, как никогда важна приверженность базовому целеполаганию, в частности "шанхайскому духу" и другим основополагающим принципам и ценностям. Необходимо также укреплять взаимное политическое доверие, солидарность, преодолевать противоречия, стремиться находить общие интересы и компромиссы, понимать, уважать и терпимо относиться друг к другу. Больше единства и сплоченности в ШОС позволит укрепить позиции и авторитет организации на международной арене. Пока мы видим, что политика и интересы многих стран - членов ШОС зачастую расходятся, - пояснил он. - Во-вторых, мы должны повышать эффективность сотрудничества в различных областях, особенно в экономике, чтобы наши народы ощущали солидные выгоды от принадлежности к ШОС. На мой взгляд, общественное мнение на этот счет должно стать базовым критерием и мерилом качества интеграции на пространстве организации".
В-третьих, по его словам, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, ШОС должна идти в ногу со временем, реформироваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать его духу, развиваться в унисон, а также оправдывать ожидания стран-членов. "Требуется повышать эффективность механизмов обеспечения практической реализации концептуальных документов, провести инвентаризацию принятых соглашений и решений, аудит деятельности институтов и механизмов сотрудничества, - дополнил аналитик. - Здесь, к слову, весьма востребовано активное участие экспертов, ученых и аналитических центров, которые будут проводить глубокие исследования, давать советы и оказывать интеллектуальную поддержку. Наконец, для прогрессивного развития ШОС также нужен сильный, эффективный и квалифицированный секретариат как головной управляющий и координирующий орган организации. Дальнейшая модернизация деятельности организации представляется важным в деле эффективного реагирования на новые вызовы и ее адаптации к современным реалиям". Кроме того, как международной структуре нового типа ШОС важно не только адаптироваться к меняющемуся миру, вызовам и угрозам, но и пытаться заглянуть за горизонт будущих событий и тенденций. "В этом контексте представляется важным принять новую стратегию развития ШОС до 2035 года. В этом документе должны быть предусмотрены завершение институционально-управленческой реформы, старт которой дан на саммите в Самарканде, механизмы практического взаимодействия и реализации имеющихся договоренностей, поиска эффективной модели торгово-экономического сотрудничества. При этом, повторюсь, надо стараться преодолевать взаимные проблемы и противоречия, избегать протекционизма и национального эгоизма. Мы станем более сильными, если научимся сообща решать чувствительные вопросы поставок энергоносителей, продовольствия, удобрений, выстраивания логистики, получения доступа на рынки, - пояснил Юрий Ярмолинский. - В будущем мы видим ШОС одним из ключевых центров влияния и притяжения планетарного масштаба. Тот факт, что около 20 стран желают присоединиться к организации, создает для этого хорошие предпосылки и внушает оптимизм. Потенциал Евразийского региона огромен, его роль экспоненциально возрастает. Это колоссальная ресурсная и производственные база, потребительский рынок". Как подчеркнул аналитик, важна вовлеченность экспертного сообщества в контексте развития и модернизации ШОС. Он рассказал, какими БИСИ видит свои роль и место в этих процессах. "Действительно, на фоне эскалации геополитической обстановки, эрозии основ международного права добротное экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ШОС представляется особенно важным и необходимым. Ведущую роль тут играет Форум ШОС, или как его называют “дипломатия второго трека”, к которому БИСИ присоединится уже в этом году в статусе Национального исследовательского центра (все решения на этот счет приняты). Полагаем, что полноформатное членство БИСИ в этом механизме будет способствовать достижению целей проактивного и ответственного членства Республики Беларусь в этой международной организации через каналы экспертной дипломатии. Мы готовы предлагать нашим партнерам свой накопленный опыт и имеющийся потенциал для превращения Форума ШОС в еще более авторитетную и эффективную интеллектуальную площадку", - отметил Юрий Ярмолинский.
В БИСИ решительно поддерживают идею постоянно действующего сквозного экспертного диалога в ШОС, который через устойчивые связи между учеными, аналитиками и экспертами поможет поднять уровень взаимного доверия и взаимопонимания, а также внести свою лепту в формирование общего рынка идей и образа будущего организации. "Для координации всей научной и экспертной работы в масштабах республики по тематике ШОС (а также БРИКС) в БИСИ в ближайшее время планируется создать соответствующий исследовательский центр", - дополнил Юрий Ярмолинский.