Национальным банком утверждена специальная Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками. Во исполнение этого документа, с учетом правил платежных систем банки разрабатывают локальные нормативные правовые акты, в которых определяют порядок использования карточек. Кроме того, порядок использования карточки является одним из существенных условий договора об использовании карточки между банком-эмитентом и клиентом.
Так, использовать карточку имеет право только то лицо, чье имя, фамилия и (или) подпись проставлены на карточке. Держатель карточки обязан поставить личную подпись на оборотной стороне карточки и хранить свой ПИН-код (персональный идентификационный номер) в тайне. Передача карточки и ПИН-кода к ней третьему лицу, не являющемуся держателем карточки, запрещена. В случаях, когда у клиента возникает необходимость предоставить право пользоваться денежными средствами на своем банковском счете другому лицу (например, супруге, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, или родственнику, проживающему в другом городе), владелец счета может оформить в банке-эмитенте дополнительную карточку на имя данного лица. При этом порядок использования карточек является стандартным для всех банков-эмитентов.
Работник организации торговли (сервиса) в отдельных случаях (например, не совпала подпись покупателя на карт-чеке с подписью на оборотной стороне карточки, покупатель пришел с чужой карточкой и др.) может предложить держателю карточки предъявить документ, удостоверяющий личность, либо, в случае наличия технической возможности, ввести ПИН-код либо рассчитаться наличными денежными средствами.
Если клиент рассчитывается карточкой, на лицевой стороне которой не проставлены имя и фамилия держателя карточки, работник организации торговли (сервиса) при наличии обоснованных подозрений (например, не совпала подпись покупателя на карт-чеке с подписью на оборотной стороне карточки) может предложить клиенту, при наличии технической возможности, ввести ПИН-код или рассчитаться наличными денежными средствами.
При этом обязательное требование о предъявлении держателем карточки документа, удостоверяющего личность, при оплате товаров (услуг) в организации торговли (сервиса), нормативными правовыми актами Национального банка и правилами платежных систем не установлено.
Сведения о фактах не соблюдения требований законодательства в части оснащения платежными терминалами и обеспечения их непрерывной работы в организациях торговли (сервиса) могут быть сообщены держателями банковских платежных карточек Министерству по налогам и сборам по телефону (017) 229 79 79 в будние дни с 9.00 до 18.00.