ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 23 января 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Президент
15 января 2025, 15:17

"Сопоставимо с космосом, только под землей". О чем мечтает Лукашенко и при чем здесь метро

Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия станции "Могилевской" Минского метрополитена, сентябрь 2001 года
Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия станции "Могилевской" Минского метрополитена, сентябрь 2001 года
7 ноября 2005 года в Минске открыли три новые станции метро: "Каменная Горка", "Кунцевщина" и "Спортивная". Завершающий участок второй линии метрополитена стал подарком к празднику - Дню Октябрьской революции. Тогда, в 2005-м, Президент подчеркнул: метро - не музей, излишеств при строительстве и отделке быть не должно. Этим принципом метростроевцы руководствуются и сейчас. В этом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, каким своим решением гордится Александр Лукашенко, как изменились технологии строительства метро за последние десятилетия и почему полы в столичном метрополитене делают только из гранита.
Когда в Минске появились первые станции метро

Строительство первого участка Минского метрополитена - от станции "Институт культуры" до "Московской" - длилось семь лет. 29 июня 1984 года состоялось его торжественное открытие. Скоро стало понятно: ветку необходимо продлевать. От "Московской" до "Востока". Затем принялись за строительство Автозаводской линии. На открытии станции "Могилевская" в 2001 году присутствовал Александр Лукашенко.
Президент совершил поездку по линии столичной подземки. А затем встретился с жителями Заводского района Минска.

"Вижу, у вас хорошее настроение. Теперь вы уже можете под землей добраться на край города. А там и дальше проехать. Поэтому я поздравляю вас с открытием этого уникального объекта. Желаю вам хорошего настроения, здоровья, успехов. Ну и, конечно, немножко счастья. Хотя свое счастье мы сами должны своими руками делать. Тем не менее кое-где нам помогают и метростроители", - сказал глава государства на церемонии открытия "Могилевской" в сентябре 2001 года.
Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия станции "Могилевской" Минского метрополитена, сентябрь 2001 года

Почему в девяностых хотели отказаться от третьей линии метро

Сейчас в Минске три линии метро: Автозаводская, Московская и Зеленолужская. Первые три станции Зеленолужской линии открыли в неспокойном 2020 году.
"И в этот сложный год ничто не остановило вас: ни пандемия, ни призывы к забастовкам. Потому что вы были заняты делом, как и большинство белорусов, благодаря которым страна живет, развивается, становится уютнее и краше. Так будет всегда (даже если кому-то не хочется), если мы хотим быть суверенными и независимыми", - сказал Президент, обращаясь к представителям трудовых коллективов Минского метрополитена и "Минскметростроя" на торжественной церемонии открытия третьей линии минского метро в ноябре 2020 года.
"Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро - показатель нашей социальной и политической устойчивости", - добавил Александр Лукашенко.

Третьей линии минского метрополитена могло и не быть вовсе. Строительство такого объекта - дело недешевое. Не каждая страна может себе позволить подобные проекты.
"Была идея в середине 1990-х, после распада Союза, когда было тяжело, прекратить в Минске существование метрополитена", - отметил Президент, говоря об истории Минского метрополитена. Однако, несмотря на трудности, удалось достроить новые станции второй ветки.

"И тогда был серьезно поставлен вопрос: а что дальше? Две линии построили, и основные станции были построены в те тяжелейшие времена. И тогда мной было принято решение, которым я горжусь до сих пор. Я сказал: метро у нас будет, метрострой мы разрушать не будем", - обратил внимание Александр Лукашенко. Он пояснил, что решение было обусловлено прежде всего желанием сохранить отечественную школу строительства метро.
"Ведь немного городов в мире и тогда, и сейчас занимаются строительством метро. И мне стало жалко. Если мы прекратим, не будет этой великой школы. А это сопоставимо с космосом, только под землей, это высший уровень строительства, здесь инновации, новейшие технологии, и отсюда строители там, наверху, на земле черпают современные методы строительства", - объяснил глава государства.

Для чего, по мнению Лукашенко, нужна четвертая линия Минского метрополитена

Первая очередь третьей ветки - станции "Ковальская Слобода", "Вокзальная", "Площадь Франтишка Богушевича" и "Юбилейная площадь". Безопасность обеспечивает система полуавтоматического управления. Впервые в Минске установили защитные платформенные двери, которые исключают падение на рельсы, а также снижают шум.
"Сегодня современные подвижные составы пойдут по новой линии. Так и жизнь в нашей Беларуси пойдет дальше к новым целям, - обозначил планы на перспективу глава государства на открытии третьей линии минского метро. - Мы достроим третью ветку, на которой может быть до 17 станций. И моя мечта: может быть, хотя бы начать мегапроект по строительству четвертой линии метрополитена - кольцевой, которая разгрузит Минскую кольцевую автодорогу. Благодаря этому в обозримой перспективе будут созданы полноценные транспортно-пересадочные узлы между всеми видами городского и пригородного транспорта".

Строители используют только самые современные и безопасные материалы, которые легко устанавливаются и чистятся, а также устойчивы к воздействию вибраций.

"Полы - это традиционно гранит. Мы пробовали различные материалы, но лучше гранита ничего нет. Это материал, который не скользит, он износостойкий. Поэтому полы в Минском метрополитене и во всех метрополитенах на территории бывшего Советского Союза делают только из гранита. Для отделки колонн мы используем панели из металла, которые позволяют быстро смонтировать их. Кроме того, на строящихся станциях третьей линии будет применено новшество - архитектурный бетон с декоративной подсветкой. Мы попытаемся впервые обойтись вообще без отделки", - рассказал первый заместитель директора - главный инженер ОАО "Минскметропроект" Георгий Протасов.

Сколько стоит один километр метро

Кстати, названия станций меняются в процессе возведения. Например, "Ковальская Слобода" могла именоваться "Жуковского", "Неморшанский сад" - "Лошицкая". Часто свое название станция получает перед непосредственным введением в эксплуатацию.
"Станция "Спортивная" меняла название несколько раз. Она была и "Жудро", и "Раковская", и даже "Кунцевщина". Окончательное название присваивает специальная комиссия при Мингорисполкоме. Учитывается место, где она расположена. Часто город развивается и поглощает маленькие деревеньки, какие-то географически значимые места. Единственное, что от них зачастую остается, - это название станции", - пояснил Георгий Протасов.

Каждая станция имеет уникальный архитектурный облик. Потратить много денег и сделать безликое сооружение неправильно. Например, "Малиновка" ассоциируется с птицей. "Площадь Франтишка Богушевича" - с культурным наследием. "Вокзальная" олицетворяет транспортный узел. Цена строительства каждого участка индивидуальна. Она зависит от нахождения коммуникаций, геологических пород и многих других факторов. В декабре 2024 года в эксплуатацию сдали еще три станции Зеленолужской линии. Строительство 1 км обошлось в $70 млн.

"Все вроде хорошо, но медленно. Катастрофически медленно. Все познается в сравнении. Москва делает быстрее, а наши, как кроты, ковыряются под землей. Вроде бы и хорошо: Президент приехал, открыли... Надо быстрее - в два раза", - подчеркнул Александр Лукашенко во время посещения нового участка третьей линии Минского метрополитена в декабре прошлого года.
"В целом три станции обошлись в Br832 млн. Один километр в долларовом эквиваленте - порядка $70 млн. У наших соседей получается в два раза дороже", - обратил внимание председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев.

"Немало, но никуда не денешься, - ответил Президент. - Никуда не денемся, в Минске надо делать метро настоящее, хорошее метро".
Что нужно для ускорения строительства метро

Механизированный тоннелепроходческий комплекс называют "Алесей". В Минске он один. Для увеличения скорости строительства необходим второй.
"На сегодняшний день планируется приобретение второго тоннелепроходческого механизированного комплекса. Наряду с этим совместно с проектной организацией будут вырабатываться проектные решения, позволяющие ускорить строительство метро в Минске", - рассказал заместитель главного инженера УП "Минскметрострой" Сергей Гречкин.
Метро - дотируемый вид транспорта. Себестоимость одной поездки составляет 2 рубля 12 копеек. А пассажиры платят 90 копеек. Недостающую сумму дотируют из городского бюджета. Это примерно Br134 млн ежегодно.

"За последнее десятилетие мы ведем сейчас механизированную проходку тоннелепроходческим комплексом. Применяется высокоточная водонепроницаемая обделка. Успешно сейчас возобновлен, освоен метод стены в грунте. Это устройство ограждающих конструкций котлована. Применяется у нас сейчас путь виброизолированный. Он дает комфорт и минимизирует шум в тоннелях при движении поездов", - пояснил Сергей Гречкин.

"Аэродромная", "Слуцкий гостинец" и "Неморшанский сад" - три новые станции метро. Дальше строительство линии идет в сторону Зеленого Луга.
"Сейчас ведется работа по перекладке инженерных коммуникаций. Это подготовительные этапы. Также мы уже приступили к основному. Выполняем охранные мероприятия по защите зданий и сооружений. Кроме того, мы приступили к сооружению котлована, который необходим для запуска комплекса. В соответствии с проектом организации строительства, этот участок должен строиться 66 месяцев", - рассказал начальник КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена" Павел Царун.

Какой будет четвертая линия Минского метрополитена

Четвертая линия метро будет дублировать второе автотранспортное городское кольцо. По генплану она будет состоять из 17 станций. "Закольцовывать" сначала будут густонаселенные районы.

Предстоят метростроевцам и дополнительные объемы работ, кроме самой подземки. Это связано с транспортным сообщением между городами-спутниками и Минском.

"Мы не будем застраивать Минск, как это делают другие города, и расширять-расширять за кольцевую дорогу - задохнется Минск. Как я говорил, минчанам противно будет жить в этом городе. Поэтому принято решение, что мы будем строить города-спутники. Вы их знаете - Логойск, Дзержинск, Смолевичи… Но их надо соединить скоростными трассами. Поэтому будем планировать и присматриваться к тому, чтобы построить метро наземное (не под землей). Кто это будет делать? Вы это будете делать", - заявил белорусский лидер во время общения с метростроевцами в декабре прошлого года.-0-

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси