- Когда в Минске появились первые станции метро
- Почему в девяностых хотели отказаться от третьей линии метро
- Для чего, по мнению Лукашенко, нужна четвертая линия Минского метрополитена
- Сколько стоит один километр метро
- Что нужно для ускорения строительства метро
- Какой будет четвертая линия Минского метрополитена
Строительство первого участка Минского метрополитена - от станции "Институт культуры" до "Московской" - длилось семь лет. 29 июня 1984 года состоялось его торжественное открытие. Скоро стало понятно: ветку необходимо продлевать. От "Московской" до "Востока". Затем принялись за строительство Автозаводской линии. На открытии станции "Могилевская" в 2001 году присутствовал Александр Лукашенко.
Президент совершил поездку по линии столичной подземки. А затем встретился с жителями Заводского района Минска.
"Вижу, у вас хорошее настроение. Теперь вы уже можете под землей добраться на край города. А там и дальше проехать. Поэтому я поздравляю вас с открытием этого уникального объекта. Желаю вам хорошего настроения, здоровья, успехов. Ну и, конечно, немножко счастья. Хотя свое счастье мы сами должны своими руками делать. Тем не менее кое-где нам помогают и метростроители", - сказал глава государства на церемонии открытия "Могилевской" в сентябре 2001 года.

Почему в девяностых хотели отказаться от третьей линии метро
Сейчас в Минске три линии метро: Автозаводская, Московская и Зеленолужская. Первые три станции Зеленолужской линии открыли в неспокойном 2020 году.
"Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро - показатель нашей социальной и политической устойчивости", - добавил Александр Лукашенко.
Третьей линии минского метрополитена могло и не быть вовсе. Строительство такого объекта - дело недешевое. Не каждая страна может себе позволить подобные проекты.
"Была идея в середине 1990-х, после распада Союза, когда было тяжело, прекратить в Минске существование метрополитена", - отметил Президент, говоря об истории Минского метрополитена. Однако, несмотря на трудности, удалось достроить новые станции второй ветки.
"И тогда был серьезно поставлен вопрос: а что дальше? Две линии построили, и основные станции были построены в те тяжелейшие времена. И тогда мной было принято решение, которым я горжусь до сих пор. Я сказал: метро у нас будет, метрострой мы разрушать не будем", - обратил внимание Александр Лукашенко. Он пояснил, что решение было обусловлено прежде всего желанием сохранить отечественную школу строительства метро.
"Ведь немного городов в мире и тогда, и сейчас занимаются строительством метро. И мне стало жалко. Если мы прекратим, не будет этой великой школы. А это сопоставимо с космосом, только под землей, это высший уровень строительства, здесь инновации, новейшие технологии, и отсюда строители там, наверху, на земле черпают современные методы строительства", - объяснил глава государства.Первая очередь третьей ветки - станции "Ковальская Слобода", "Вокзальная", "Площадь Франтишка Богушевича" и "Юбилейная площадь". Безопасность обеспечивает система полуавтоматического управления. Впервые в Минске установили защитные платформенные двери, которые исключают падение на рельсы, а также снижают шум.
Строители используют только самые современные и безопасные материалы, которые легко устанавливаются и чистятся, а также устойчивы к воздействию вибраций.
"Полы - это традиционно гранит. Мы пробовали различные материалы, но лучше гранита ничего нет. Это материал, который не скользит, он износостойкий. Поэтому полы в Минском метрополитене и во всех метрополитенах на территории бывшего Советского Союза делают только из гранита. Для отделки колонн мы используем панели из металла, которые позволяют быстро смонтировать их. Кроме того, на строящихся станциях третьей линии будет применено новшество - архитектурный бетон с декоративной подсветкой. Мы попытаемся впервые обойтись вообще без отделки", - рассказал первый заместитель директора - главный инженер ОАО "Минскметропроект" Георгий Протасов.
Кстати, названия станций меняются в процессе возведения. Например, "Ковальская Слобода" могла именоваться "Жуковского", "Неморшанский сад" - "Лошицкая". Часто свое название станция получает перед непосредственным введением в эксплуатацию.
Каждая станция имеет уникальный архитектурный облик. Потратить много денег и сделать безликое сооружение неправильно. Например, "Малиновка" ассоциируется с птицей. "Площадь Франтишка Богушевича" - с культурным наследием. "Вокзальная" олицетворяет транспортный узел. Цена строительства каждого участка индивидуальна. Она зависит от нахождения коммуникаций, геологических пород и многих других факторов. В декабре 2024 года в эксплуатацию сдали еще три станции Зеленолужской линии. Строительство 1 км обошлось в $70 млн.
"Все вроде хорошо, но медленно. Катастрофически медленно. Все познается в сравнении. Москва делает быстрее, а наши, как кроты, ковыряются под землей. Вроде бы и хорошо: Президент приехал, открыли... Надо быстрее - в два раза", - подчеркнул Александр Лукашенко во время посещения нового участка третьей линии Минского метрополитена в декабре прошлого года.
- Лукашенко призвал метрополитеновцев ценить метры как под землей, так и наверху, напомнив о катавасии 90-х
- Лукашенко заявил о планах связать города-спутники с Минском наземным метро
- "Не надо под землю загонять дворцы". Лукашенко о подходах в строительстве метро
"Немало, но никуда не денешься, - ответил Президент. - Никуда не денемся, в Минске надо делать метро настоящее, хорошее метро".
Механизированный тоннелепроходческий комплекс называют "Алесей". В Минске он один. Для увеличения скорости строительства необходим второй.
"На сегодняшний день планируется приобретение второго тоннелепроходческого механизированного комплекса. Наряду с этим совместно с проектной организацией будут вырабатываться проектные решения, позволяющие ускорить строительство метро в Минске", - рассказал заместитель главного инженера УП "Минскметрострой" Сергей Гречкин.
Метро - дотируемый вид транспорта. Себестоимость одной поездки составляет 2 рубля 12 копеек. А пассажиры платят 90 копеек. Недостающую сумму дотируют из городского бюджета. Это примерно Br134 млн ежегодно."За последнее десятилетие мы ведем сейчас механизированную проходку тоннелепроходческим комплексом. Применяется высокоточная водонепроницаемая обделка. Успешно сейчас возобновлен, освоен метод стены в грунте. Это устройство ограждающих конструкций котлована. Применяется у нас сейчас путь виброизолированный. Он дает комфорт и минимизирует шум в тоннелях при движении поездов", - пояснил Сергей Гречкин.
"Аэродромная", "Слуцкий гостинец" и "Неморшанский сад" - три новые станции метро. Дальше строительство линии идет в сторону Зеленого Луга.
"Сейчас ведется работа по перекладке инженерных коммуникаций. Это подготовительные этапы. Также мы уже приступили к основному. Выполняем охранные мероприятия по защите зданий и сооружений. Кроме того, мы приступили к сооружению котлована, который необходим для запуска комплекса. В соответствии с проектом организации строительства, этот участок должен строиться 66 месяцев", - рассказал начальник КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена" Павел Царун.

Четвертая линия метро будет дублировать второе автотранспортное городское кольцо. По генплану она будет состоять из 17 станций. "Закольцовывать" сначала будут густонаселенные районы.
Предстоят метростроевцам и дополнительные объемы работ, кроме самой подземки. Это связано с транспортным сообщением между городами-спутниками и Минском.
"Мы не будем застраивать Минск, как это делают другие города, и расширять-расширять за кольцевую дорогу - задохнется Минск. Как я говорил, минчанам противно будет жить в этом городе. Поэтому принято решение, что мы будем строить города-спутники. Вы их знаете - Логойск, Дзержинск, Смолевичи… Но их надо соединить скоростными трассами. Поэтому будем планировать и присматриваться к тому, чтобы построить метро наземное (не под землей). Кто это будет делать? Вы это будете делать", - заявил белорусский лидер во время общения с метростроевцами в декабре прошлого года.-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.