Акцент на госзаказ в белорусской системе образования делается уже давно. Но если раньше работа велась не то чтобы хаотично - местами ей не хватало системности, то теперь у государства есть и стратегия, и тактика. Уже не первый год в Беларуси работает автоматизированная система "Госзаказ и Прием". Она позволяет учитывать потребности конкретных заказчиков кадров на ближайшие несколько лет в разрезе конкретной специальности и колледжа или вуза. С учетом этой информации учебные учреждения утверждают свои планы приема.
Получается, каждое бюджетное место - это уже целевая подготовка, ведь выпускники после окончания вузов и колледжей распределяются в организации и на предприятия. И это не только решает проблему с кадрами, но и обеспечивает молодых специалистов гарантированным рабочим местом.
Выгода очевидна: студенты учатся бесплатно и сразу получают работу, а бизнес - готовых специалистов, знающих специфику компании. Причем заказать себе подготовку специалиста может абсолютно любая организация или предприятие. Из любой сферы, любой формы собственности. И это не дань моде, а веяние или даже требование времени. "В этом году у нас около 6,5 тыс. целевиков на уровне высшего образования и 6,9 тыс. на уровне среднего специального. То есть цифры ежегодно растут. И необходимо понимать, что на данные цифры приема каждому предприятию необходимо обеспечить конкурс. То есть количество абитуриентов, которые подадут документы, можно умножать на полтора-два. Качественно в этом направлении работают наши учреждения здравоохранения: у них количество целевиков в последние годы доходит практически до 80% от бюджетного приема. По такому же пути идут и педагогические вузы, сельскохозяйственные организации. Промышленный сектор тоже не отстает, и все большее количество целевиков заключает договор с нашими промышленными предприятиями", - рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов.
Как получить целевое направлениеКак работает эта система на практике? До 1 мая Министерство образования утверждает список организаций-заказчиков и количество целевых мест в университетах. С этого момента абитуриент может обращаться на предприятия, знакомиться с их спецификой, а затем заключать с ними договор о целевой подготовке. Параллельно можно готовиться к поступлению: на сайте Министерства образования сразу же размещаются и вопросы, которые будут задаваться на устных вступительных испытаниях по различным учебным предметам.
Обязательное условие по большинству специальностей - средний балл в аттестате должен быть не менее семи. При этом ведомства, организации и предприятия могут заключать договоры с несколькими абитуриентами на одно заявленное место. Конкурс (а зачастую заказчики кадров просто обязаны обеспечить его) помогает отобрать наиболее мотивированных и подготовленных ребят. Если у абитуриента не получается поступить в университет на условиях целевой подготовки, у него есть возможность принять участие в общем конкурсе. Но для этого необходимо не забыть сдать все необходимые экзамены.
"Минэкономики и Минтруда должны заблаговременно делать прогнозы на востребованные временем и экономикой страны профессии, формировать заказ для Министерства образования. Но что мы видим на практике, особенно когда открываем новые предприятия? Дефицит кадров. Все хорошо знают, что лучшей формы обеспечения госзаказа, чем целевой набор, на сегодняшний день не придумано. Такая форма работы себя абсолютно оправдала. Есть поручение руководителям промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, отраслей экономики ее расширить. Тем более что проблем с выбором вузов для подготовки кадров у заказчиков точно быть не должно", - подчеркивал несколько лет назад Александр Лукашенко.
Какие преимущества у целевого обученияПреимущества целевого обучения очевидны. Помимо возможности получить образование и гарантированное рабочее место, для студентов это еще и полное погружение в свою будущую профессию и тесное взаимодействие с будущим работодателем. Знаете, как порой бывает: учишься несколько лет в университете, а потом приходишь на свою первую работу - и все приходится постигать заново. Так вот, целевая подготовка исключает такие ситуации. То есть молодые специалисты включаются в работу с первого дня.
"После восьмого класса я приняла для себя решение (это было лично мое решение) поступить в кадетское училище. Отучилась там четыре года и поняла, что хочу связать свою жизнь с госорганами. Во мне всегда было чувство повышенной справедливости. И изначально были мысли насчет Академии МВД, так как у меня и папа, и сестра служат в милиции, и дедушка служил в милиции. Но когда я выпускалась, узнала, что есть целевой набор от Следственного комитета на юридический факультета. И я решила, что это отличная возможность, которую нельзя упустить", - поделилась студентка юридического факультета БГУ Злата Головейчук.
В итоге Злата заключила договор с УСК по Минской области и после окончания учебы должна отработать в одном из подразделений как минимум пять лет. Но, по всей видимости, планы у девушки еще более дальновидные."Многие видят в этом какое-то обременение, что ты как будто бы заложник этого договора. Но я считаю, что целевое обучение - это реальная возможность. Мне будет обеспечено рабочее место. Также Следственный комитет обеспечивает множество мероприятий. Он постоянно с нами взаимодействует, во время обучения мы знакомимся со структурой, где будем продолжать службу. И это действительно очень круто, здорово, что госорганы открыты для такого диалога со студентами", - сказала Злата.
Многие организации и предприятия понимают: искать себе специалистов надо не в вузах, а готовить со школьной скамьи. Именно поэтому в белорусских школах стали появляться профильные классы.
Например, будущие инженеры, помимо усиленного изучения физики, математики и химии, знакомятся с промышленным потенциалом своего региона и всей страны, посещают предприятия, общаются с ведущими специалистами и студентами. То есть равный обучает равного. А в педагогических классах школьников обучают методике образования и дают попробовать себя в роли учителя.
"В начале девятого класса, когда предстояло выбрать будущую профессию, я выбирал из того, что мне больше нравится. И выбор пал именно на учителя биологии и химии. Затем я узнал о возможностях педагогического класса, учеба в котором позволяет поступить в педагогический университет без сдачи экзаменов. В педагогических классах есть курирующий учитель. Он рассказывает нам азы педагогики и психологии, которые нам необходимы как будущим специалистам", - отметил выпускник факультета естествознания БГПУ им. М.Танка Сергей Семашко.
Впоследствии учителя посоветовали Сергею заключить целевой договор с районным отделом образования. Это гарантирует юноше, что после выпуска он вернется в родные Осиповичи, а не уедет по распределению в любой другой уголок Беларуси."Это дает возможность вернуться в свой родной город, в родную школу и даже поработать со своими учителями. А если бы я поступал по общему конкурсу, меня бы отправили по распределению туда, где я был бы нужен как молодой специалист. Но меня все-таки тянет туда, откуда я начинал свой путь", - заявил уже дипломированный учитель.
Почему Лукашенко поддерживает целевое обучение
Кто-то считает, что целевое обучение в итоге выбирают те абитуриенты, которым не по силам поступить на бюджет. Но это совсем не так. Наоборот, целевиками становятся наиболее заряженные и мотивированные ребята. Это заранее созревшее и осознанное решение. Многие из них шли к нему не один год. А значит, целевое обучение - это выбор тех, кто серьезно размышляет о своем будущем, а не действует наобум.
"Надо внимание серьезное уделить целевому набору. От этого мы никуда не уйдем, потому что нам нужны и учителя, и врачи, и агрономы, и зоотехники на конкретном месте в конкретном регионе. И люди, желающие поступать в вузы и нести обязательства по целевому назначению, есть. Их хватает, поэтому надо поддерживать", - подчеркнул Президент на одном из совещаний.
"Целевой прием - это выбор мотивированных абитуриентов. И проходные баллы, и конкурсы только подтверждают это. То есть это не выбор для тех, кто не смог поступить. Поэтому мы и вынесли данный прием за рамки основного и проводим перед основным приемом. Мы сразу набираем будущую элиту наших предприятий, и ребята уже сегодня понимают, где они будут работать. Это действительно та молодежь, которая делает осознанный выбор. На этот пример должны равняться и остальные абитуриенты. И опять же, увеличение количества зачисляемых абитуриентов на условиях целевой подготовки, ежегодная положительная динамика этот тезис подтверждают", - обратил внимание Сергей Пищов.
-
"Мотивированный и осознанный выбор". В чем особенности и преимущества поступления по целевому набору
"Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране. Мы как будто забыли, как в 1990-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю. Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии - это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление", - заявил Александр Лукашенко в феврале прошлого года на встрече с членами Республиканского совета ректоров вузов.
Много лет назад в нашей стране не просто определили стратегический приоритет государственного развития, а сделали его практикой. И от этой практики сегодня ни в коем случае нельзя отходить.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.