- Когда в Минске появился мотоциклетно-велосипедный завод
- Что Лукашенко потребовал от мотовелозавода
- Как изменился завод после модернизации
- Сколько велосипедов и мотоциклов в месяц производят на мотовелозаводе
- Какие преференции есть у резидентов технопарка
Мотоциклетно-велосипедный завод в Минске начали строить в 1945 году. Через пару лет с конвейера сошли первые велосипеды. Они пользовались высоким спросом. К 1950 году были проданы первые 100 тыс. Через год завод начал выпускать мотоциклы. Легендарный "Минск" стремительно набирал популярность не только в СССР, но и на мировом рынке. Создавались даже фан-клубы "Минскача" - так называли двухколесную мечту всех советских мальчишек. Но потом пришли девяностые. И у завода настали другие - тяжелые - времена. Нина Михалицына их хорошо помнит. Пришла работать на завод в 1986 году.
"Сразу было неплохо при государстве. Потом частники пришли, все развалилось. Как и везде в трудные девяностые годы. Было всякое, конечно: и зарплаты не было, и работы не было. Но все восстановилось, слава богу. Работаем. Думаю, и дальше будем работать", - рассказала слесарь механосборочных работ, бригадир на конвейере Нина Михалицына.
Сейчас Нина Михалицына и ее коллеги работают в светлом благоустроенном цехе на современных станках и новом конвейере. Это результат масштабной модернизации."Если раньше мы выпускали два-три наименования велосипедов, то сейчас выпускаем порядка 120 наименований велосипедов разной модификации. Где-то 14 наименований мотоциклов. Выпускаем квадроциклы, самокаты, электровелосипеды. Работаем на качество", - отметила Нина Михалицына.
"Так жить нельзя! И вы так больше жить не будете! Что здесь будет сделано? Здесь будет создан Минский технопарк. И на этой площадке - основное производство мотовелозавода. Мы создать его должны на базе третьего корпуса. Это будет самое хорошее, красивое и передовое предприятие, где вы будете работать и за пятилетку увеличите производство техники в два раза. В центре города мы сохраним эту площадку как производство. Но чистую - здесь не будет ни литья, ни нефтепродуктов никаких. Здесь будет чистая площадка. И вторая особенность этой площадки - технопарка - будет заключаться в том, что это будет исключительно производство. Никаких посредников и даже никакой торговли. За исключением того, если здесь будут базироваться люди, которые будут торговать продукцией на экспорт", - заявил Александр Лукашенко во время посещения мотовелозавода в марте 2021 года.
В 2021 году на заводе все выглядело по-другому. Президент, посещая предприятие, поручил создать условия для максимальной локализации. Александр Лукашенко отметил, что белорусский производитель занимает около трети внутреннего велосипедного рынка. И поручил за пятилетку увеличить долю до 50-60%.
"Я абсолютно точно определился, что в этой пятилетке мы должны иметь суперобразцовое производство на этой площадке. И мотовелозавод останется таким же брендом для Беларуси, как он когда-то был. Мы все должны сделать для того, чтобы мы получили хорошее производство", - поручил тогда Президент.
Александр Лукашенко потребовал большей локализации на отечественных производствах, и в частности на мотовелозаводе, во время посещения этого предприятия в августе 2022 года.
Президент обратил внимание, что многие комплектующие закупаются за рубежом, и подчеркнул, что надо стремиться к тому, чтобы делать свое. Например, по отдельным изделиям локализация была только порядка 20%, а в условиях нынешней обстановки в мире, санкционного давления такой подход несет в себе определенные риски.
Хит производства сегодня - мотоцикл Д4-125. Он занимает 58% от общего объема. В этом году Президенту представили и новинки: электросамокаты и велосипеды, гибриды.
После модернизации открыли три цеха: сборки, производства рам, покраски. Сохранили и оборудование времен Советского Союза. Оно в рабочем состоянии и справляется со своими задачами. Сейчас локализация производства некоторых моделей достигает 70%.
"Локализация для нас - важнейший вопрос. Это не просто имиджевый проект. Мы тракторы делали в советские годы, автомобили (МАЗы), велосипеды, мотоциклы - да, имидж. Но в чем суть этой проблемы. Мы остановились на том, что надо развивать свои школы. То, что нам досталось от тех поколений, надо не только сохранить, надо развивать и модернизировать. Мы этим путем пошли, и в этом плане и мотовелозавод в этот список попал. Нам надо развивать то, что мы умеем делать и что уже сделано. И мы знаем, как это сделать", - подчеркнул Александр Лукашенко, посещая мотовелозавод в январе этого года."Роботизированный комплекс состоит из робота, стола, который поворачивается, и, в принципе, все. Основная задача - это, конечно, качественно и быстро варить детали. Заменять несколько процедур, которые выполняют несколько человек на производстве", - рассказал оператор автоматов и полуавтоматов Никита Уласин.


В месяц на заводе производят около 600 мотоциклов и шесть тысяч велосипедов. Экспортируют 36%. В основном в Россию. Продвигать двухколесную технику на внутреннем рынке помог кредит "На родныя тавары". Можно приобрести продукцию белорусских производителей сроком до трех лет с фиксированной ставкой 4%.



Александра Лукашенко не раз видели на мотоцикле. Например, в 2016-м президент на Harley-Davidson принял участие в международном байкерском фестивале. А на "Урале" с коляской с проблесковым маячком глава государства поздравил с 85-летием ГАИ Беларуси. Возможно, скоро мы увидим Президента, управляющего мотоциклом "Минск". Лукашенко на "МотоВелоЗаводе" подарили мотоцикл марки "Минск"


На данный момент на территории реконструированной площадки технопарка - 140 резидентов. Все помещения заняты. Расписаны даже те корпуса, которые пока не готовы к размещению производств. Во время посещения технопарка в этом году Александр Лукашенко ознакомился с работой некоторых частных компаний.


"Резидентство в технопарке - это некоторые арендные льготы. Это и финансовые льготы в виде налоговых преференций. Резидентство в технопарке позволило нам за относительно короткий срок уже масштабироваться. Потому что мы начали с площадей 600 кв.м, а сегодня наша суммарная площадь производств - 1800 кв.м. Расширение площадей на территории технопарка нам дало возможность структурировать производство, прозонировать его по производственным участкам", - рассказал заместитель директора частного предприятия "ГлобалПродСервис" Александр Кушнир.
Кроме того, например, для "ГлобалПродСервис" важно размещение производственных площадей в центре города. И возможность масштабироваться в рамках одной локации. Компания занимается производством оборудования для переработки масличных культур. Раньше в Беларуси такое оборудование не выпускали. Приходилось все необходимое импортировать. Теперь Беларусь может поставлять такую технику на экспорт.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.