Бетонные дороги в Беларуси начали строить в конце 60-х годов прошлого века. Первая такая трасса соединила Калинковичи и Пинск. Это была автомобильная дорога второй категории с монолитно-каркасным цементобетонным покрытием. Ее протяженность составила 250 км. К Олимпийским играм 1980 года бетонка связала участок трассы Москва - Минск - Брест. Со временем технология добралась и до местных дорог. Но после развала Советского Союза бетонный маршрут в Беларуси зашел в тупик. В новом выпуске проекта "По факту: решения Первого" мы расскажем, как планируют выполнять поручение Президента по строительству бетонных дорог, что из себя представляет цементная промышленность Беларуси и в чем преимущество бетонки.
Какими предприятиями представлена белорусская цементная промышленность
"Одна из архиважных задач - сохранить набранный темп развития инженерно-транспортной инфраструктуры. Объемы дорожного строительства, ввода жилья, благоустройство населенных пунктов - залог комфортного проживания в регионах. Надо вернуться к масштабному строительству бетонных автомагистралей. За это спрос будет жесточайший. Я предупреждал отдельных членов правительства об этом. Ведь я же вас отвез и показал, как это надо делать. Мы же закупили до этих еще санкций самое современное оборудование. Бетонные дороги - это наше спасение в наших погодных условиях. Это долговечность. Это задачи для правительства и местных органов", - обратил внимание на важность строительства бетонных дорог глава государства в своем Послании белорусскому народу и парламенту в этом году.
Давайте разбираться, в чем уникальность бетона и почему спустя столько времени Президент вновь ориентирует на масштабное строительство бетонных автомагистралей. Бетон - это строительная смесь, которая состоит из цемента, песка и специальных наполнителей. По своим свойствам он может конкурировать с мрамором и гранитом. Бетон бывает разных видов, но ключевым компонентом выступает цемент. Его еще образно называют "хлебом строительства". А все потому, что без него невозможно представить ни одну стройку. Будь то тротуарная дорожка во дворе или небоскреб.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_705745.jpg)
Цементная промышленность в Беларуси представлена тремя компаниями: "Красносельскстройматериалы", Белорусский цементный завод, "Кричевцементношифер". Кстати, в 1999 году за красносельский завод иностранные инвесторы предлагали $25 млн. Решение Первого - оставить предприятие в собственности государства. Переломным моментом в развитии цементной промышленности страны стало совещание у Президента в июле 2007 года. Тогда глава государства поручил правительству принять меры по увеличению ежегодного производства цемента на белорусских предприятиях до 10 млн т. А в декабре 2008-го был издан соответствующий указ, на основе которого и началась модернизация отрасли.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_733931.jpg)
Почему при строительстве второй МКАД использовали бетон
После модернизации трех цементных заводов белорусы перестали зависеть от импортного сырья. Более того, отечественные специалисты освоили немецкую и американскую технологии укладки бетона. В 2014 году Президенту в Минском районе показали строительную площадку, где прокладывалась вторая кольцевая автодорога. Руководство транспортной отрасли, строители и проектировщики сходятся во мнении: принятое в свое время решение Первого о переходе к масштабному строительству дорог с бетонным покрытием - правильное. При соблюдении необходимых технологических условий гарантийный срок на подобные магистрали составляет до 25 лет. Для сравнения: на асфальтное покрытие - всего 10 лет. Кроме того, бетонка выдерживает большие нагрузки, что дает больше возможностей для проезда тяжеловесного транспорта. Это сейчас мы воспринимаем МКАД-2 как должное, а на то время ее рассматривали как настоящий спасательный круг. Ведь первая кольцевая просто задыхалась от потока машин.
"Этим дорогам быть. И не так, как вы наметили, а по максимуму", - заявил Александр Лукашенко во время посещения строительной площадки второй кольцевой дороги вокруг Минска. Для сооружения автодорог с бетонным покрытием необходимо лишь местное сырье, которое в достаточном количестве имеется в Беларуси, в то время как в производстве асфальта используется битум, вырабатываемый из импортной нефти. Таким образом, одновременно снижается потребность в дорогостоящем импортном сырье и повышается загрузка модернизированных в Беларуси цементных заводов.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_607498.jpg)
Строили вторую МКАД в два этапа. Первый участок ввели в эксплуатацию в 2015 году. Его протяженность составила свыше 46 км. Второй, в 41 км, открыли в конце декабря 2016-го. На все потребовалось 315 тыс. куб.м бетона. Использовали белорусский цемент экстра-класса.
"Пройдет много лет, и мы будем гордиться тем, что построили такую дорогу. Для меня было важно сохранить трудовые коллективы и чтобы наши строительные тресты получили работу. Все на уровне Всемирного банка признали, что мы строим дорогу в два-три раза дешевле, чем такие дороги строят наши соседи", - заявил белорусский лидер на церемонии открытия движения по завершенной второй кольцевой автомобильной дороге вокруг Минска в декабре 2016 года.
Какие белорусские дороги с цементобетонным покрытием отремонтируют в этом году
С 2015 по 2022 год в Беларуси возвели и реконструировали 176 км республиканских автодорог с цементобетонным покрытием. Есть планы и на этот год. Палки в колеса ставят западные партнеры. К примеру, в рамках кредитного соглашения между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития предполагалась реконструкция автодороги М3 Минск - Витебск и 13 мостовых сооружений. Но, учитывая нынешние геополитические выбоины на пути сотрудничества, банк все операции прекратил.
"После отказа в кредитных средствах мы смогли найти замену этим источникам, и сегодня проекты не заморожены, они реализуются за счет бюджетных средств. В 2014-2015 годах было приобретено специализированное оборудование - два бетоно-укладочных комплекса американской и европейской фирм. И с помощью них были реализованы масштабные проекты по Беларуси. В частности, строительство второй кольцевой дороги вокруг Минска, Р80, Р23 и другие", - рассказал начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик.
![Сергей Леончик Сергей Леончик](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_147289.jpg)
По словам эксперта, строительство дорог с цементобетонным покрытием продолжается. "В этом году в планах реконструкция дороги Слобода - Новосады в направлении Жодино. Также мы планируем реконструкцию дороги М3 Минск - Витебск. В этом году планируем начать эти работы на участке от Логойска до Плещениц", - озвучил планы по ремонту белорусских дорог Сергей Леончик.
Кроме дорожной сети, не меньшее внимание уделяется и ремонту мостов. Свето-лазерное шоу, танцующий регулировщик, "уличные танцы на мосту" - так накануне праздничных пасхальных выходных открывали путепровод в Гродно. Капитальный ремонт длился почти год. К концу 2023-го завершат возведение моста и в Лидском районе. Специалисты подсчитали: дешевле построить новый, чем восстанавливать старый. Всего по поручению Первого на этот год запланированы строительные работы еще на 12 мостовых сооружениях.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_472638.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_932437.jpg)
По словам Сергея Леончика, еще несколько лет назад была проведена диагностика всех мостовых сооружений на республиканской сети автодорог. "Были определены 32 сооружения, которые в первую очередь требуют проведения неотложных работ. Мы начинали этот проект с Европейским банком реконструкции и развития, но сегодня мы проводим реконструкцию этих дорог и мостов за счет средств бюджета. В прошлом году мы ввели четыре мостовых сооружения, в этом году также планируем ввести в строй четыре моста. Все сооружения будут в установленные сроки построены", - заверил Сергей Леончик.
Как обстоят дела с ремонтом и содержанием белорусских дорог местного значения
Еще в 2014-м, открывая вторую кольцевую, глава государства просил не забывать о дорогах местного значения. Впрочем, об этом Президент не перестает напоминать и сейчас. Хозяйский подход должен быть везде: от небольшой дорожки на селе до автомагистрали республиканского значения.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_719693.jpg)
"Для нас сейчас архиважная задача - это дороги. Все на автомобилях. Где-то там по ЖКХ какие-то вопросы надо порешать. Вице-премьер мне докладывал: он взял на вооружение в каждой деревне бетонировать дорогу. Не асфальт, а бетон. Потому что ее покромсают (в случае с асфальтовым покрытием. - Прим. БЕЛТА), а бетон будет лежать. И вообще мы договорились больше цемента использовать на это. Но не выполняется же. Надо делать там, где прежде всего надо. Если там какая-то деревенька, где два человека, - надо шлифануть эту дорогу. И не надо там бетон выкладывать. В агрогородках, районных центрах где-то эти дороги - там, где очень надо и где завтра будут жить люди. Только такой должен быть, хозяйский подход", - озвучил задачи по развитию дорожной сети Александр Лукашенко на заседании Совета Министров в марте этого года.
![Александр Лукашенко во время заседания Совета Министров, март 2023 года Александр Лукашенко во время заседания Совета Министров, март 2023 года](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_233234.jpg)
В каких регионах России востребованы белорусские специалисты в сфере дорожного строительства
На одной из пресс-конференций российские журналисты попросили белорусского лидера раскрыть секрет в дорожном строительстве. Мол, живем по соседству, а дороги небо и земля. В 2014 году корреспондент газеты "Волгоградская правда" задал Александру Лукашенко вопрос на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ: "Я не могу не отметить ваши дороги. К сожалению, это одна из основных проблем региона, где я живу. У вас сразу бросается в глаза, что даже в небольших городках ровные дороги. Как вам удается решать эту проблему, вы открыли какой-то секрет в дорожном строительстве?".
"Вернулись к бетонным дорогам, потому что это - благо. А современными машинами, этими комбайнами… Вернулись к технологиям, площадки, особенно внутри домов. Посмотрите, квартал внутри домов в городе, какие там дороги - канава на канаве. А если бы они были ровно под уклон сделаны бетоном - они вечные. Вот это будем бетонировать. В сельской местности - подходы, подъезды и так далее", - объяснил качество белорусских дорог Александр Лукашенко.
Белорусы охотно делятся опытом и участвуют в дорожных проектах в России. Профессионализм наших специалистов нередко отмечают российские губернаторы. И вот один из последних примеров, который привел глава Татарстана Рустам Минниханов, посещая на прошлой неделе Минск. В минувшем году белорусских дорожников привлекли к строительству первой платной дороги Шали-Бавлы.
"Наши строительно-дорожные тресты, которые входят в "Белавтодор", активно участвуют в реконструкции и возведении автодорог в России. Сотрудничество идет со Смоленской, Псковской, Курской и Ленинградской областями. Также работа над конкретными объектами в этом году осуществляется в Республике Татарстан. Если говорить про научные и проектные организации, то взаимодействие идет на уровне обмена технологиями, а также в области научной деятельности со всеми регионами России", - рассказал Сергей Леончик.
В чем преимущество бетонных дорог перед асфальтными
Бетон дороже асфальта. Но общие затраты снижаются за счет невысоких расходов при эксплуатации. Бетонка не боится агрессивного воздействия климатических факторов. Не грозит ей и образование колеи. Застрахована она и от санкций. В стране есть все для ее производства: и заводы, и сырье, и оборудование. Так почему не строить дальше этот выгодный маршрут?
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_155861.jpg)
"Почему сегодня не строить дороги и не ремонтировать? Нам-то и строить их не много надо, нам надо эти содержать. Мы приняли программу строительства и модернизации местных дорог. Мы не отстаем. Там тысячи километров дорог. Модернизируем, восстанавливаем. И нет у нас причины, чтобы под какими-то санкциями свернуть эту работу. Будем ремонтировать. И особенно местные дороги. От районного центра до агрогородка за пятилетку все дороги должны быть. Двухполосные, нам не надо там автобаны, но в хорошем состоянии. И от области до всех районов дороги должны быть нормальные", - поручил Президент Беларуси в июне прошлого года во время посещения ОАО "Агрокомбинат "Юбилейный" в Оршанском районе.
![Александр Лукашенко во время встречи с работниками ОАО "Агрокомбинат "Юбилейный", июнь 2022 года Александр Лукашенко во время встречи с работниками ОАО "Агрокомбинат "Юбилейный", июнь 2022 года](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2023/000019_31CDAF3034DD70CD43258996002AEFF7_426190.jpg)
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-