ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 5 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Политика
20 сентября 2022, 12:54

Выступление Андрейченко на открытии девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси седьмого созыва

Владимир Андрейченко
Владимир Андрейченко

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. на открытии девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва

Обеспечить незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Начинает свою работу девятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Накануне страна отпраздновала новый, но уже прочно вошедший в национальное сознание праздник - День народного единства. Это дань признательности нашим предкам, которые помогли сохранить Беларусь на одном из самых трагических этапов ее истории.

То, с каким эмоциональным подъемом было воспринято выступление главы государства на патриотическом форуме "Это НАША история!", лучше всяких слов говорит о возросшей гражданской зрелости нашего общества и непреходящем значении тех ценностей, вокруг которых оно сплотилось в это непростое время.

Белорусы выстрадали свое суверенное право быть единым народом и жить в едином государстве. Помнить об этом - святой долг каждого гражданина, тем более что сегодня вновь на кону стоят суверенитет, независимость и само существование нашей страны.

Именно народное единство помогало Беларуси преодолевать все испытания на своем пути. И только благодаря сохранению этого единства страна продолжает сегодня жить в нормальном ритме, несмотря ни на какие внешние угрозы.

Но ситуация в мире становится все более тревожной. Человечество не просто в шаге от третьей мировой. Она фактически уже идет - в международных отношениях, экономике, в людских головах - и все больше перетекает в горячую фазу.

Не желая признать свое историческое поражение, коллективный Запад всеми силами стремится затормозить процесс формирования многополярного мира. Об этом шла речь и в ходе Самаркандского саммита Шанхайской организации сотрудничества, полноправным членом которой становится Беларусь.

Солидарность, проявленная участниками саммита к позиции, озвученной Президентом Республики Беларусь, красноречиво доказывает, что уберечь мир от катастрофы можно только путем укрепления доверия и сотрудничества между странами.

К сожалению, вместо продвижения мирной, объединительной повестки, в которой так остро нуждаются народы мира, западные политики упорно считают, что глобальный конфликт должен быть разрешен на поле боя. Пока они действуют чужими руками. Однако это только пока.

В таких условиях только сильное государство, основанное на национальных традициях народовластия, способно надежно защитить своих граждан, укрепить суверенитет и независимость, обеспечить высокую динамику экономического роста и социальное благополучие.

Но государство - это все белорусы. И момент истины сегодня настал для всех нас - тех, кто поддерживает власть, и тех, кто ее критикует. Отсидеться в стороне не получится никому. На каждом из нас лежит личная ответственность за судьбу нашей Родины.

Это прекрасно понимают парламентарии, которым предстоит решить серьезные задачи по законодательному обеспечению решений VI Всебелорусского народного собрания и конституционного референдума.

Главной из этих задач является приведение законодательства в соответствие с обновленной Конституцией. Особый акцент необходимо сделать на принятии законов в сфере государственного строительства, без которых конституционная реформа не сможет заработать в полную силу.

В первую очередь это касается парламентской составляющей. Чтобы депутаты смогли эффективно задействовать весь спектр своих конституционных полномочий, необходимо уже в самое ближайшее время принять поправки в законы о Национальном собрании, статусе депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.

Обновленная Конституция серьезно повышает вес парламента в системе государственных органов. Поэтому при подготовке предложений надо думать не столько о том, какие дополнительные полномочия нам нужны, сколько о том, что благодаря своим полномочиям мы сможем предложить избирателям.

Депутаты уже включились в работу над проектами законов о Президенте, правительстве, судоустройстве и конституционном судопроизводстве. Каждую их норму следует тщательно продумать, чтобы на этапе рассмотрения в Палате представителей не терять времени.

Разумеется, важнейшим в концептуальном плане является законопроект "О Всебелорусском народном собрании". Именно с деятельностью этого органа граждане связывают свои представления о гарантиях незыблемости конституционного строя, преемственности поколений и гражданского согласия. Наша задача - сделать все, чтобы положения будущего закона полностью оправдали ожидания избирателей.

Одновременно следует работать и над формированием здорового политического климата в стране, чему должны послужить своевременное принятие законов о политических партиях и общественных объединениях, гражданском обществе, а также корректировка Избирательного кодекса.

Необходимо создать такие условия, при которых элементы политической системы, вовлеченные в процесс принятия государственных решений, не конфликтовали бы друг с другом, а действовали солидарно, в русле единого курса, одобренного народом. Это принципиальное требование Президента Беларуси должно неукоснительно соблюдаться.

Поспешные социальные и политические эксперименты слишком дорого обходятся людям. Примеров тому в истории сколько угодно. Поэтому при определении путей партийного строительства и развития других общественных институтов следует не торопиться, а идти от жизни, от наших реалий.

И опираться нужно в первую очередь на структуры, которые за годы суверенитета на практике доказали свою состоятельность и по праву сегодня считаются ядром белорусского гражданского общества, - массовые молодежные, женские, ветеранские движения, профсоюзы.

Все перечисленные документы находятся в высокой степени готовности. Принципиальные подходы по их содержательному наполнению определены на совещаниях у главы государства. И сейчас важно обеспечить их качественную доработку.

Что касается законопроекта "О Всебелорусском народном собрании" и поправок в Избирательный кодекс, здесь надо еще раз все внимательно взвесить, посвятив этим темам проведение отдельных выездных семинаров-совещаний.

Не менее важный законодательный приоритет лежит в плоскости тех мер, которые необходимо принять, чтобы нивелировать влияние западных санкций и обеспечить ускоренные темпы развития национальной экономики.

В принципе, сегодня можно уверенно говорить, что республика достойно держит санкционный удар. Стабильно функционируют финансовая система и ключевые предприятия реального сектора. Надежно обеспечена продовольственная безопасность. Растет положительное сальдо торгового баланса.

Но расслабляться нельзя, ведь ситуация в мире меняется стремительно и порой непредсказуемо. И в условиях острой международной конкуренции государство обязано действовать на упреждение. Защита предприятий, сохранение трудовых коллективов, содействие развитию деловой инициативы - это сегодня крайне важные направления нашей работы.

Как подчеркнул глава государства, люди хотят жить в мире, благополучии и достатке не завтра, а здесь и сейчас. Мы должны стремиться к созданию именно такой экономической модели. И тут многое зависит от расторопности законодателей.

Поэтому необходимо своевременно внести востребованные бизнесом и обществом новации, касающиеся архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, хозяйственной деятельности, урегулирования неплатежеспособности и лицензирования.

Ответственно следует подойти к работе над пакетом бюджетно-налоговых законопроектов. У нас еще есть возможность внести свои предложения. Они должны быть взвешенными и обоснованными. Важно не просто потратить бюджетные деньги, а сделать это с умом, чтобы они работали и приносили стране реальную пользу.

Повышенного внимания к себе требует и решение актуальных вопросов социальной повестки. До конца года нам предстоит рассмотреть целый ряд проектов законов в сферах трудовых отношений, занятости, образования, медицины и социальной защиты.

Наконец, еще одно масштабное направление законотворчества касается перераспределения властных полномочий. Задача непростая. С одной стороны, необходимо обеспечить большую самостоятельность регионов. В то же время нам ни в коем случае нельзя разбалансировать управленческий механизм.

Потребуется вдумчивый анализ действующего законодательства и проектов законов, поступающих в Палату представителей в соответствии с планом их подготовки на 2022 год, на предмет целесообразности смещения центров тяжести в принятии решений.

Поэтому следует плотнее работать с правоприменителями, ориентируясь на тот опыт, который был наработан при корректировке Кодекса о земле и некоторых других документов.

Изучение практики применения законодательства важно и в контексте углубления белорусско-российской интеграции. Ведь реализация критически важных проектов в сферах импортозамещения и промышленной кооперации во многом зависит от руководителей различных рангов и инициативы местных властей. Наша задача - способствовать ее раскрепощению.

Эту же проблематику следует держать в уме и при подготовке очередной сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Депутаты должны активнее подсказывать и чиновникам, и бизнесу те возможности, которые они по ряду причин сегодня не замечают, и побуждать их к принятию более решительных мер.

В наших общих интересах укрепить экономический имидж Беларуси, России и Союзного государства в целом в глазах мирового сообщества. Ведь стран и народов, несогласных с правилами, которые навязывают всему миру США и их союзники, на планете большинство.

Деструктивный курс Запада уже создал массу проблем для своих же граждан. На этом фоне стремительно падают авторитет ОБСЕ и способность организации влиять на процессы укрепления доверия, безопасности и стабильности в регионе. Но именно по этой причине нельзя отказываться от парламентских контактов на западном векторе.

Важно использовать любую возможность, чтобы донести нашу позицию до тех политических сил, в том числе и европейских, которые устали от антибелорусской риторики и осознают всю пагубность политики двойных стандартов, диктата и санкций. А трибуна ПА ОБСЕ для этого вполне подходит - там еще можно найти здравомыслящих политиков.

Реальную альтернативу уходящей в прошлое однополярной модели предлагают сегодня Движение неприсоединения и Шанхайская организация сотрудничества. Именно здесь прорастают контуры новой эпохи в международных отношениях.

Общая территория стран ШОС составляет 60 процентов Евразии, где живет около половины населения земного шара. Представления этих государств и народов о справедливом мироустройстве созвучны основополагающим принципам Устава ООН и тем мирным инициативам, которые продвигает на международной арене Республика Беларусь.

Итоги участия главы государства в саммите ШОС открывают для Беларуси новые горизонты сотрудничества на континенте в сферах торговли, инвестиций, транспорта, энергетики. И в перспективе это, безусловно, потребует принятия соответствующих законодательных решений. Об этом нужно думать уже сейчас.

Поскольку организация не имеет своего парламентского измерения, белорусским депутатам следует усилить контакты с коллегами, представляющими ее государства - участники, в рамках Межпарламентского союза и других парламентских структур.

В Национальном собрании созданы группы дружбы со всеми парламентами стран, непосредственно входящих в ШОС или проявляющих интерес к ее деятельности. Нам есть что им предложить. Поэтому надо активнее выходить на связь с партнерами и настойчиво искать точки приложения совместных усилий.

Экономический потенциал Беларуси остается востребованным в разных уголках мира, о чем свидетельствуют хотя бы те вопросы, которые мы обсуждали в межсессионный период с парламентариями и представителями дипломатических миссий Ирана, Казахстана, Колумбии, Кубы, Лаоса, Саудовской Аравии.

Долгосрочные стратегические отношения связывают нас с такими крупнейшими государствами мира, как Китай, Индия, Турция, и рядом других дружественных нам государств Евразии. Разумеется, на укреплении взаимовыгодного сотрудничества с ними в период сессии нужно сделать особый акцент.

Необходимо также последовательно наращивать связи с межпарламентскими организациями дальней дуги. Такая возможность представится уже нынешней осенью в ходе 43-й Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи АСЕАН.

Но важнейшим приоритетом для нас остается сотрудничество на постсоветском пространстве, на площадках МПА СНГ. С учетом тревожных тенденций, получивших развитие в последнее время, серьезно повышаются роль и значение ПА ОДКБ как полноценного оборонного блока. В скором времени Беларусь примет председательство в этой организации. И нам важно продумать формы и способы своего участия в реализации ее приоритетов.

Что касается работы с избирателями, то нам здесь надо усилить идеологическую составляющую. Год исторической памяти многому нас научил. Прежде всего - тому, что никто, кроме самих граждан Беларуси, не заинтересован в ее процветании. Только упорным трудом, сохранением единства и ответственной гражданской позицией мы сможем обеспечить на нашей земле мир и благополучие.

Недавно проведенные социологические исследования показали высокий уровень доверия народа власти. И мы обязаны его сохранить. Люди, особенно те, кто нуждается в поддержке государства, должны постоянно чувствовать наше плечо.

В заключение, уважаемые коллеги, позвольте сердечно поздравить всех участников заседания и наших избирателей с праздником - Днем мира, который отмечается сегодня в Беларуси, пожелать мирного неба, счастья, здоровья и успехов в созидательном труде на благо Родины.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси