ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Мнения
13 августа 2014, 13:58
Александр Шпаковский

В проекте закона о борьбе с коррупцией необходимо максимально учесть ответственность взяткодателей

Александр Шпаковский
Александр Шпаковский
Политолог

В проекте закона "О борьбе с коррупцией", который вынесен в Беларуси на общественное обсуждение, необходимо максимально учесть ответственность взяткодателей. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция" политический аналитик Александр Шпаковский.

Политический аналитик отметил, что чаще всего коррупционные преступления основаны на факте получения взятки. Помимо взяткополучателей, о которых идет речь в проекте документа, есть такая категория лиц, как взяткодатели и так называемые посредники. "Поэтому необходимо проработать ответственность как взяткодателей, так и посредников из числа должностных лиц. Это связано с тем, что ряд нарушений, допускаемых руководителями предприятий, например, в сфере строительства, касаются фальсификации результатов тендеров, конкурсов и так далее, когда по преступному сговору заключаются сделки в ущерб государственным интересам", - сказал Александр Шпаковский.

Он пояснил, что в настоящее время преступными признаются действия, направленные на передачу должностному лицу взятки, однако не завершившиеся принятием предмета взятки по обстоятельствам, не зависящим от воли дающего (в частности, если деятельность взяткодателя пресечена правоохранительными органами). Такие действия расцениваются как покушение на дачу и получение взятки. Важным средством профилактики проявлений коррупции должно стать установление ответственности за предложение должностному лицу получить взятку. Подобные нормы существуют в законодательстве многих зарубежных стран и давно обсуждаются белорусским правоведческим сообществом. "Как известно, спрос рождает предложение, так что важно ликвидировать сам соблазн предложить чиновнику взятку за благоприятное решение вопроса", - подчеркнул директор "Актуальной концепции", добавив, что в этом направлении, скорее всего, корректировки тоже будут вноситься.

В целом, по мнению Александра Шпаковского, подготовка проекта закона является своевременной мерой, а тот факт, что вопрос выносится на общественное обсуждение, свидетельствует о его высокой социальной значимости, а также о желании разработчиков документа услышать и учесть новаторские предложения активной части общества.

"Подобные общественные обсуждения - вполне естественная практика, когда принимается то или иное значимое государственное решение в Беларуси", - заметил собеседник. Он напомнил, что, когда принималось судьбоносное решение о строительстве атомной электростанции, по всей стране проходили общественные слушания. "Так что позитивный опыт подобного рода у нас уже есть", - сказал он.

Кроме того, говоря о важности вынесенного на обсуждение проекта закона, Александр Шпаковский подчеркнул, что Республика Беларусь достигла значимых результатов в сфере борьбы с коррупцией, что фактически является одной из основ внутренней государственной политики. В Беларуси уровень коррумпированности государственной службы наиболее низкий из числа стран постсоветского пространства, уровень латентной (невыявляемой) коррупционной преступности также на порядок ниже, чем в других государствах.

"Коррупционные преступления постоянно выявляются и пресекаются, правоохранительные органы ведут активную работу в этом направлении, что очевидно из сообщений прессы. Профилактика коррупции - фундамент устойчивости власти и спокойствия в обществе. До чего может довести невнимательность к этой проблеме - видно из примера соседней Украины", - сказал он.

Что касается норм, обозначенных в проекте документа, то по ряду положений он дублирует прошлую редакцию. При этом, по словам политического аналитика, есть ряд принципиальных нововведений, которые представляют интерес в плане развития общественной дискуссии. Во-первых, это изъятие пенсий государственного служащего у лиц, допустивших преступление против интересов службы либо совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. "На мой взгляд, эта норма выглядит абсолютно справедливой, потому что если человек работал на высокой государственной должности, совершил тяжкое преступление против интересов службы, то возникает вопрос: имеет ли он законное и моральное право пользоваться какими-то льготами, которые ему давало его прошлое положение? Если он сознательно совершил преступное деяние и опорочил честь госслужащего, то вряд ли общество может предоставить ему какие-либо привилегии", - считает директор "Актуальной концепции".

Еще одна новелла касается порядка пересаживания из одного кресла в другое руководителей, ранее проваливших ответственный участок работы и уволенных с занимаемой должности, или допустивших преступное деяние, правонарушения, тяжкие дисциплинарные проступки по роду службы. "К сожалению, такая практика даже в Беларуси имела место быть. Но с принятием закона правовые, формальные основания для подобных действий будут ликвидированы", - убежден собеседник.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси