ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 6 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
12 сентября 2013, 12:00

Современное профессиональное образование

За последнее десятилетие в Беларуси сложились две устойчивые тенденции: повышение престижа и доступности высшего образования - с одной стороны и снижение интереса молодежи к профессиональному образованию - с другой. Если в 1990 году из 80 тыс. выпускников в высшие учебные заведения поступили 37 тыс. человек, то в прошлом году на 60 тыс. выпускников в вузы было принято около 90 тыс. человек.

Удалось ли привлечь на профобучение больше молодежи? Какие специальности пользовались наибольшим спросом у абитуриентов, а какие - непопулярны? Какие изменения произошли в учебных программах? Какие специалисты будут востребованы в экономике через 5-10 лет? Как будет развиваться система профессионального образования? На эти и многие другие вопросы ответит во время онлайн-конференции ректор Республиканского института профессионального образования доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Аркадий Шкляр.

Все, кого волнует вопрос профессионального выбора, различные аспекты профобразования, могут задать вопросы нашему эксперту заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА (www.belta.by) в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться 12 сентября после 12.00 по мере готовности. .

Вопросы конференции

Березовина Анна
Добрый день! Мой сын в следующем году заканчивает 9 класс, в 10-й идти не хочет. Расскажите, пожалуйста, об итогах вступительной кампании в ПТО и ССО в этом году. Увеличился ли набор? Какие специальности наиболее и наименее востребованы, какой был самый большой конкурс? Какие новые специальности появились в этом году?
Да, итоги этой вступительной кампании неплохие. Всего число специальностей в системе ССО - 186 (включая 300 специализаций), в 2013 году набор осуществлялся по 157 специальностям. В Беларуси 228 учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования. Из них 216 государственной формы собственности (среди них 68 профессионально-технических колледжей) и 12 частных. В 2012 году на уровень среднего специального образования было принято 47 тыс.14 человек, а в 2013 году - 42 тыс.454 человека.

Что касается системы профтехобразования, то всего по республике 200 учреждений профтехобразования. В них ведется подготовка по 105 специальностям (около 250 квалификаций). В 2012/13 учебном году в учреждения профтехобразования было принято 34 тыс. 35 учащихся и было выпущено (по предварительным данным) 34 тыс. 800 учащихся, обучавшихся по дневной форме обучения. А в 2013 году в учреждениях профтехобразования приемная кампания пока продлена.

Что касается колледжей, то с 1 сентября они начали обучение по 4 новым специальностям и 1 новой специализации, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: "тестирование программного обеспечения", "охотничье хозяйство", "радиосистемы охраны и теленаблюдения" (специализация), "мехатроника" (квалификация рабочего со средним специальным образованием "мехатроник 5 разряда производство пищевых продуктов"). Также по заявке концерна "Беллесбумпром" и Ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий открыта специальность "оборудование и технологии мебельного производства" (квалификация "мастер мебельного производства. Мастер производственного обучения").

Также новые специальности появились в профессионально-технических учреждениях. За последние два года введено 8 новых квалификаций (профессий): "укладчик напольных покрытий", "слесарь-сборщик бытовой техники", "машинист бумагоделательной (картоноделательной) машины (сеточник)", "накатчик", "сушильщик бумагоделательной (картоноделательной) машины", "СЛЕСАРЬ по обслуживанию и ремонту наружных газопроводов", "оператор автоматизированного настилочного комплекса".
 
По результатам поданных заявлений, например, на бюджет, наиболее востребованными специальностями у девятиклассников явились профессии программиста, юриста, помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи, зубного техника, техника-строителя, художника-модельера (парикмахера), дизайнера, техника-механика по эксплуатации автомобилей, техника-электрика, техника-энергетика. Большой интерес у абитуриентов вызывает сфера связи и коммуникаций, автоматизации производственных процессов, деревообработки, туризма и гостеприимства, социокультурная деятельность (иностранные языки, делопроизводство). Отрадно, что востребованность в специалистах экономических специальностей (экономист, бухгалтер) начала снижаться, что соответствует отсутствию спроса в этих специалистах на рынке труда.

Средний балл документов об образовании, преобладающий в этом году в приемных комиссиях колледжей, был на уровне 7 баллов. Средний результат представляемых сертификатов по ЦТ - 100-130 баллов.

Отмечу, что причинами недобора можно назвать сокращение в 2013 году численности выпускников 9 классов общеобразовательных школ республики на 3% и 11 классов - на 6%, сокращение плана приема на обучение за счет средств бюджета по специальностям, не востребованным организациями-заказчиками кадров (подтверждены заявками менее чем на 80%), сокращение приема на специальности, не отвечающие профилю подготовки в УССО, формирование численности учащихся в учебной группе, получающих образование за счет средств бюджета, не менее 25 человек от общей наполняемости учебной группы с целью рационального использования бюджетных средств.
Валерий
Какие изменения произошли в учебных программах в этом году? Все ли учебные заведения применяют современные информационные технологии в учебном процессе?
Ежегодно учреждения профтехобразования и среднего специального образования вносят изменения в учебные планы и программы в соответствии с требованиями времени, заказчиков кадров, других заинтересованных. Так что все профессии и специальности, которые мы предлагаем, отвечают новейшим тенденциям.

Все возможные информационные технологии применяются как в системе профтехобразования, так и среднего специального образования. Основой информационных технологий обучения являются электронные средства обучения (ЭСО) - электронные учебники и создаваемые на их основе электронные образовательные ресурсы.

Республиканский банк электронных средств обучения в настоящее рвемя содержит 118 ЭСО. В перечне приведены названия ЭСО, авторы, учебная специальность, квалификация, предмет, где может использоваться это средство обучения, краткая его аннотация. Банк постоянно пополняется за счет разработок преподавателей, выполненных при реализации госпрограмм и в результате экспериментальной и инновационной деятельности Республиканского института профессионального образования (РИПО).
Герасимчик Андрей
Просчитывалось ли, какие специалисты будут востребованы в экономике через 5-10-15 лет?
В Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год отмечается, что рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8% от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. – 79,4 %), из них около 10% вакансий - неквалифицированный труд.

Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов: индустрия информационных технологий, авиакосмическая промышленность, фармацевтическая промышленность, микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий, приборостроение и электронная промышленность, наноиндустрия и ядерная энергетика.
Татьяна
Дочь в этом году поступила в колледж после 9 классов. Минобразования озвучивало статистические данные, согласно которым наихудшие результаты на ЦТ показывают выпускники профлицеев и колледжей, а также закончившие школу несколько лет назад. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт. Означает ли это, что в ПТУ и ссузах недостаточно внимания уделяют общим дисциплинам, отдавая приоритет специальным и тем самым лишая ребят шансов на получение высшего образования, тем более на бюджетной основе? Спасибо.
Требования к общеобразовательным знаниям и умениям учащихся, обучающихся на основе общего базового образования в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь и отражаются в образовательных стандартах. При этом изучение общеобразовательных учебных предметов осуществляется в соответствии с учебными программами по учебным предметам для учреждений общего среднего образования (10 – 11 класс).

Отмечу также, что количество учебного времени на изучение общеобразовательного компонента, предусмотренное типовыми учебными планами учреждений ПТО и ССО, составляет 80% от объема учебного времени, предусмотренного учебными планами учреждений общего среднего образования. Требования образовательных стандартов к общеобразовательным знаниям и умениям учащихся в учреждениях ПТО и ССО достигаются также за счет межпредметных связей, реализуемых при изучении учебных предметов профессионального компонента учебных планов, чем и оправдана целесообразность уменьшения объема учебного времени на изучение общеобразовательных учебных предметов.

В целях более полного удовлетворения образовательных запросов учащихся, готовности их к продолжению образования по избранному профилю в учебных заведениях высшего образования, в учреждениях ПТО и ССО организуются факультативные занятия. Сравнение итогов сдачи централизованного тестирования выпускниками различных учреждений образования может быть корректным в случае сравнения качества подготовки учащихся на входе и на выходе (средний балл аттестата об окончании базовой школы учащихся, которые продолжили обучение в учреждениях общего среднего образования и поступали в вузы и среднего балла выпускника базовой школы, который стал учащимся учреждения ПТО или ССО.
Цвирко Тарас
Здравствуйте, недавно услышал про существование системы непрерывного профессионального образования. Меня это очень заинтересовало. В профессии я давно и считаюсь хорошим специалистом, но мне интересно освоить еще несколько специальностей. Расскажите, пожалуйста, об этой системе подробнее.
Непрерывное профессиональное обучение рабочих - обучение, которое происходит в течение всей трудовой деятельности рабочего. Целью такого обучения является последовательное углубление и расширение профессиональных знаний, совершенствование мастерства в соответствии с развитием научно-технического прогресса данной отрасли, организации; углубление экономических реформ.

Порядок осуществления непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих регулируется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими документами. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих включает реализацию следующих образовательных программ дополнительного образования взрослых: образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Характерным для данной системы также являются сроки обучения и присваиваемый начальный разряд, что определено Перечнем профессий для подготовки рабочих. В вашем случае получить новую профессию рабочего возможно через освоение образовательной программы переподготовки, которая организуется с целью приобретения новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего). Освоить данную образовательную программу вам можно в любых учреждениях образования и организациях, осуществляющих непрерывное профессиональное обучение рабочих. Переподготовка предусматривает определенное сокращение времени на обучение согласно знаниям и умениям, которые уже имеются у обучаемого. Переподготовка заканчивается сдачей квалификационного экзамена и выдачей документа о получении новой профессии.
Михаил, первокурсник:
Что такое ресурсные центры и чем они могут быть полезны учащимся?

Сегодня на рынке труда появилась потребность в рабочих и специалистах - выпускниках профколледжей и лицеев, уже адаптированных к условиям современного производства, повышены требования работодателей к уровню профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионально-технического образования, что нашло отражение в преимущественном приеме на работу рабочих кадров с повышенным квалификационным разрядом. Эти задачи решает именно ресурсный центр. Сегодня таких центров 23, и расположены они по всей стране.

Ресурсный центр может быть как обособленным, так и находиться в структуре учреждения образования. В нем созданы условия для качественного освоения обучающимися учреждений образования учебных программ производственного обучения, практики, приобретения практических навыков работы на современном оборудовании при освоении ими образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых.

Идеи, лежащие в основе создания ресурсных центров - уровень профессионального образования должен соответствовать или опережать уровень развития производства; повышение привлекательности профессионального образования. Обучение в ресурсном центре позволяет создать условия для приобретения обучающимися навыков работы на современном оборудовании преимущественно при подготовке специалистов, рабочих для высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Все это дает учащимся гарантированное трудоустройство, самодостаточность благодаря востребованности на рынке труда, более высокую заработную плату.
Корр. БЕЛТА:
Аркадий Хононович, можете ли вы сказать, когда и почему возникла диспропорция спроса и предложения на рынке труда Беларуси? Применяются ли в Беларуси современные механизмы прогнозирования потребностей рынка труда, и как это отражается на планировании профессионального образования?
В советские времена система профессионально-технического образования обеспечивала потребность экономики примерно на 17%. Сегодня в республике система профтехобразования обеспечивает подготовку кадров примерно на 22-23% от потребности, которая имеется сегодня на предприятиях и в организациях.


Эта острая проблема. Она возникла из-за демографической ситуации, которая складывается в стране, - резкого сокращения количества молодежи, оканчивающей 9-11 классы. Но я бы не уповал только на объективные причины. Дело в том, что наши предприятия и организации конкретно не могут сформулировать потребность кадров по тем или иным специальностям. Это все связано с тенденциями развития рыночной экономики, планирования. Например, когда-то у нас был большой спрос на строительные профессии. Мы увеличили прием на них в разы. Сейчас идет небольшой спад. Мы же не можем готовить кадры только для конкретных отраслей. Если увеличили прием на строителей, то что будет происходить в торговле, других отраслях экономики.

Беларусь была первой страной на пространстве бывшего СССР, которая приняла положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих и служащих. Положение это было принято Советом Министров в 2011 году. Предприятия начинают к нему относиться более серьезно. Мы не справимся без заинтересованности соответствующих отраслей экономики или структур обл- и горисполкомов.

Пока, к сожалению, наши работодатели оценивают возможности кадрового обеспечения своей экономики, относятся к этому как к чему-то второстепенному. Но можно привести ряд примеров, когда отрасли экономики очень внимательно отнеслись к формированию заказа. В нашем институте идет обучение кадровых служб министерств и ведомств.

Система профессионального образования не может полностью обеспечить потребности кадров по конкретным специальностям. Поэтому еще с 1996 года принято решение, что мы занимаемся профессиональным образованием не только молодежи, но и взрослых. У нас в республике примерно 3,8 млн. человек заняты в экономике. Для того чтобы развить экономический потенциал наших предприятий, надо 60-70% этих работников переобучить либо повысить квалификацию. Система профессионального образования к этому подготовлена как нормативно, так и содержательно. В каждом райцентре есть либо колледж либо профессионально-техническое учебное заведение с хорошей материально-технической базой, кадровым потенциалом. Благодаря вниманию Президента, правительства система профтехобразования в Беларуси не только сохранена, но и развивается. Мы способны совместно с работодателями в структуре наших учреждений образования взять на себя какую-то долю переподготовки взрослых. Нужно уповать не только на молодежь, которой не хватает, но и совместно заниматься переподготовкой работающего населения и безработных.
Лицкевич Матвей
В этом году для поступающих в вузы впервые был установлен минимальный проходной балл по ЦТ. Более трети участвовавших в ЦТ не преодолели этот порог. Увеличилось ли в этой связи число абитуриентов, поступавших в ПТУ и ссузы после 11-го класса (те, кто не прошел в вузы)?
Квалификация специалистов, которая требуется на производстве, давно ушла от таких понятий, как рабочий, техник, инженер. Иногда сложно определить, кто должен работать на той или иной должности, инженер или рабочий. Уровень знаний, который требуется для некоторых квалификаций, давно перешагнул тот уровень, который требовался раньше от рабочего и специалиста со средним специальным образованием, к примеру, в любом направлении сейчас применяются информационные технологии. Сейчас хорошо укомплектованы колледжи, впервые за долгие годы мы легко выполнили планы набора. Что касается системы профессионально-технического образования, то принято решение продлить прием в учреждения данного типа. Стоит отметить, что по многим специальностям (например, парикмахер, повар) есть конкурс. На специальности, связанные с металлообработкой, строительством, набор идет очень сложно, но я уверен, что мы выполним план. В то же время считаю, что планку для высшего образования надо повышать, и в этом нет ничего страшного. Тот, кто хочет получать высшее образование, должен иметь соответствующие знания.
Стома Анатолий
Планируется ли в Беларуси внедрять европейскую систему кредитных единиц в профессиональном образовании?
Это неизбежный процесс. Но страны рассматривают введение этой системы по-своему. Сейчас каждая компетенция имеет определенную ценность. Мы уходим от предмета и будем оценивать компетенцию. Поэтому только тогда, когда в Беларуси будут внедрены новые тенденции в национальной системе квалификаций, и будет автоматически введена система кредитных единиц. Существующие в Беларуси восемь разрядов уже не удовлетворяют требованиям времени. Нашим предприятиям крайне необходимы так называемые интегрированные специалисты, а значит требуется введение в национальную систему квалификаций механизмов, формирующих условия для непрерывного повышения человеческого потенциала и эффективного его использования. В этой связи нам предстоит большая подготовительная работа. Уже создана специальная комиссия, в состав которой вошли все заинтересованные ведомства. Как только нормативная база будет создана, начнется работа по внедрению кредитных единиц в системе профтехобразования и среднего специального образования. Сейчас мы сконцентрировали все усилия на развитии национальной системы квалификаций Беларуси и формировании необходимой правовой базы.
Корзун Ольга
По вашему мнению, насколько оправданно платное обучение на средней ступени образования? Если мы хотим привлечь молодежь в определенные профессии, зачем им ставить барьеры в виде оплаты? Нужно дать возможность получить профессиональное образование всем на равных условиях (бюджетники при этом получают стипендию и бесплатные обеды). Или давайте введем плату за обучение таких же ребят в 10-11 классах. Более того, в дальнейшем многие выпускники ПТУ или ссузов поступают в вузы и тоже платят, а для части из них высшее образование будет недоступно, потому что родители уже выложили круглую сумму за их обучение в ссузе и не могут дальше платить. Слишком дорогое у них получится образование.
Считаю, что государство должно оплачивать обучение такого числа людей, сколько ему нужно специалистов. Именно так происходит во всем мире. Если человек считает нужным получить то или иное образование, но не смог поступить на бюджетную форму обучения, почему он не может учиться на платном отделении? Я не сторонник плановых цифр приема на платную форму обучения. Учреждения образования не будут рисовать абитуриенту траекторию его профессиональной деятельности, если он хочет заплатить за свое обучение и осознает, что впоследствии его специальность может быть не востребована, то он должен сам принимать решение. В этой связи хотелось бы отметить, что сегодня стоимость платного обучения не соответствует тем средствам, которые государство направляет на финансирование обучения бюджетников.
Головчик Сергей
В настоящее время в Беларуси реализуется программа "Замки Беларуси" по реставрации старинных дворцов и замков. В то же время в Беларуси нет такой специализации в учебных заведениях, как "строитель-реставратор", поэтому на этих объектах работают обычные строители, не обученные работе со старинными строительными материалами, технологией реставрации зданий. Планируется ли введение такой специальности в Беларуси в ближайшее время?
Если есть потребность в строительных реставраторах, то мы должны совместно с работодателями изучить квалификационные требования и сделать типовой учебный план. Более того, Республиканский институт профессионального образования готов инициировать включение данной специальности в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

Недавно мы провели в Гродненской области исследование соответствия потребностей рынка труда и подготавливаемых специалистов. По результатам этой работы мы увидели, что примерно 15% необходимых Гродненской области специалистов не готовятся ни в профессионально-технических, ни в средних специальных учреждениях. Например, нет подготовки по специальностям, связанным с мясоперерабатывающей отраслью.

Однако следует понимать, что формирование плана по подготовке специалистов идет с учетом предложений областей. С одной стороны, регионализация оправданна. С другой стороны, есть уникальные профессии, которые мы теряем, так как одна область не может их финансировать и готовить специалистов для всей республики.
Стома Анатолий
Слышал, что в Беларуси рассматривается возможность участия во всемирной олимпиаде учреждений профтехобразования? Так ли это?
Беларусь планирует стать участником WorldSkills International (WSI) - уникальной некоммерческой международной организации ведомств, учреждений и агентств, ответственных за развитие профессионального образования и обучения в своих странах. Организация была создана в 1946 году. Страна - участник WSI должна быть представлена официальным и техническим делегатом, назначаемым соответствующим органом данной страны (как правило, Министерством образования). Миссия WorldSkills International состоит в повышении статуса и стандартов профессиональных навыков и профобучения во всем мире. Как независимая, политически и религиозно нейтральная организация WSI является экономически эффективным средством в достижении более высоких стандартов и статуса профессионального образования по всему миру.

Основной деятельностью WSI является организация конкурсов WorldSkills в различных государствах - членах каждые два года по следующим шести отраслям: транспорт и логистика, строительство и технология строительного производства, технология производства и технология машиностроения, информационно-коммуникационные технологии, изобразительное искусство и мода, социально-бытовое обслуживание.

Каждая страна-член может выставлять одного конкурсанта или команду по каждой профессии. Молодые конкурсанты, которые проходят отбор на национальном уровне, могут принимать участие в конкурсе WorldSkills только один раз. Существуют также возрастные ограничения: конкурсанты не должны быть старше 22 лет на год проведения конкурса. Исключение существует в отношении квалификаций "кабельная система информационной сети", "мехатроника", "производственный командный конкурс", "техническое обслуживание и ремонт самолетов", где конкурсанты не должны быть старше 25 лет. Конкурсанты с ограниченными возможностями также могут участвовать в конкурсе, но в той мере, насколько их ограничения не препятствуют выполнению ими тестовых проектов в указанные временные рамки.

В настоящее время насчитывается 66 стран - участниц WSI, включая такие ведущие и активно развивающиеся экономики мира, как Германия, Швеция, Китай, Великобритания, Канада, США. В 2012 году членом организации стала Россия. По оценкам экспертов, наряду с очевидным вкладом WorldSkills в популяризацию рабочих профессий это движение - самая быстрая и эффективная система распространения международных профессиональных стандартов и поднятия планки национального профтехобразования.

Мы хотим сделать рабочего более адаптированным к современным технологиям, а значит более конкурентоспособным, формируя настоящую рабочую аристократию. Для ребят-участников таких конкурсов это великолепная возможность презентовать свои навыки и мастерство в международном формате. Очевидно, что подготовка команды для участия в таких соревнованиях, как WorldSkills, - дело не менее серьезное, чем подготовка олимпийцев.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси