ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 22 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
29 марта 2013, 11:00

Развитие белорусского АПК в условиях Таможенного союза

На мировом рынке продовольствия Беларусь становится заметным игроком, являясь третьим в мире чистым экспортером животного масла и шестым поставщиком сыров, стабильно входит в десятку крупнейших экспортеров таких молокопродуктов, как сухое обезжиренное и сухое цельное молоко и сыворотка.

В стране ведется постоянная работа по повышению качества продукции, расширению рынков сбыта, совершенствованию организационной структуры отрасли. Одним из факторов достижения поставленных задач по развитию аграрной отрасли, обеспечению стабильности национального продовольственного рынка и увеличению экспортного потенциала является развитие интеграционных процессов в Таможенном союзе и Союзном государстве Беларуси и России. Вместе с партнерами республика делает первые шаги по формированию единого аграрного рынка.

Что необходимо для создания эффективно функционирующего общего рынка продовольствия? Какие перемены ожидают аграрную отрасль Беларуси с учетом происходящих интеграционных процессов? С какими трудностями на данном этапе сталкивается отечественный АПК и как они преодолеваются? На эти и другие вопросы ответит первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич.

Оnline конференция завершена. Информация обновляется.

Вопросы конференции

Фокин Алексей, Минск
Каковы основные итоги деятельности отечественного АПК в 2012 году?

По итогам 2012 года темп производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составил 106,1% к уровню 2011 года, в том числе в сельхозорганизациях – 107,4%, из них в животноводстве – 107,7%, растениеводстве – 106,9%.

В 2012 году во всех категориях хозяйств обеспечена положительная динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

В республике произведено 9,2 млн.т зерновых в амбарном весе, что на 11,5% больше, чем в 2011 году, сахарной свеклы – 4,8 млн.т (на 6,4%) маслосемян рапса – 705 тыс.т (в 1,8 раза), льноволокна – 51,6 тыс.т (на 12%), молока - 6,8 млн.т (на 4%), продукции выращивания скота и птицы - 1,8 млн.т (на 8,6%), яиц  - 3,8 млрд. штук (на 5% больше).

Увеличение объемов производства за истекший год во многом обеспечено за счет роста в сельхозорганизациях показателей урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных и птицы.

Так, урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 34,5 ц/га в амбарном весе против 32,3 ц/га в 2011 году, рапса – 16,7 ц/га и 12,8 ц/га соответственно; удой молока от коровы – 4712 кг, что на 190 кг больше уровня 2011 года; среднесуточный привес крупного рогатого скота на выращивании и откорме - 627 г (увеличился на 16 г), свиней – 550 г (увеличился на 21 г); яйценоскость кур-несушек – 299 шт. (увеличилась на 4 шт.).

>Индекс промышленного производства по системе Минсельхозпрода составил 106,7% при задании 104,5-105,5%. За 2012 год в мясоперерабатывающих организациях республики переработано 631,8 тыс.т скота в живом весе (104,8% к 2011 году). Молокоперерабатывающими организациями переработано 5734,5 тыс.т молока (108,4% к 2011 году).

Фокин Алексей, Минск
Удалось ли обеспечить, помимо количественных, качественные параметры – эффективность производства, производительность труда?

За 2012 год организации системы Минсельхозпрода получили Br130 трлн. выручки от реализации продукции, в том числе организации сельского хозяйства - Br52 трлн., обрабатывающей промышленности - Br65 трлн.

Объем производства продукции сельского хозяйства в текущих ценах на одного работника составил в 2012 году Br232 млн., или 197% к уровню 2011 года.

Рентабельность продаж по Минсельхозпроду составила 9,4%, в том числе в сельском хозяйстве - 13,8% (при задании 4-4,5%); в организациях обрабатывающей промышленности – 5,6% (при задании  6-7%).

За 2011-2012 годы в сельхозорганизациях рентабельность продаж молока сохранялась стабильно на уровне 20-18% соответственно, сахарной свеклы – 25-21%, маслосемян рапса – 22-23%, птицы - 14-14%, яиц - 10-9%. По оценке, увеличена рентабельность свиней с 9,9% до 15,5%, зерна - с 8% до 19,1%.

Впервые за ряд лет в целом по республике получена положительная рентабельность по крупному рогатому скоту в размере 10,8% (в 2011 году - минус 7,3%).

Боровик Олег
Беларусь вложила в развитие агропромышленного комплекса не один десяток миллиардов долларов. Результат, как отмечал глава государства, "раньше самим есть было нечего, а теперь продаем на 5 миллиардов в год". Однако дальнейшее субсидирование сельского хозяйства Беларуси в условиях свободной торговли в рамках Таможенного союза и ВТО крайне затруднительно осуществлять. Готово ли сельское хозяйство Беларуси изыскивать другие ресурсы для модернизации и за счет чего? На какую поддержку государства в нынешнем году может рассчитывать отечественный АПК, и на какие нужды, прежде всего, будут направлены эти средства?
Всего в 2012 году на развитие АПК направлено Br34,2 трлн., в том числе бюджетных ассигнований (с учетом бюджетных ссуд) - Br16,1 трлн., кредитных ресурсов - Br18,1 трлн. Из общего объема бюджетных средств только Br4,4 трлн. (27,8%) направлено непосредственно сельхозорганизациям на осуществление текущей деятельности. Оставшиеся средства направлены на общегосударственные мероприятия - развитие мелиоративных сооружений, научно-исследовательские работы, борьбу с болезнями сельскохозяйственных культур, противоэпизоотические мероприятия. Также эти средства пошли на компенсацию (возмещение) процентов по кредитам, выданным банками.

Хочу подчеркнуть, что Беларусь имеет большой экспортный потенциал по сельскохозяйственной продукции и продовольствию, который динамично наращивается благодаря реализации ряда государственных и республиканских программ. В прошлом году экспортировано этой продукции на $5 млрд., что составило 121,2% к уровню 2011 года. Валютная выручка от экспорта мяса и мясопродуктов достигла $1,4 млрд., или 137,6% к 2011 году, а от экспорта молока и молокопродуктов - $1,8 млрд., или 110%.

Что касается уровня государственной поддержки сельского хозяйства, то в рамках Единого экономического пространства этот вопрос урегулирован Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства. В его основу положены нормы соглашения по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации.

Для Беларуси установлен переходный период для снижения к 2016 году уровня государственной поддержки сельского хозяйства с 16% в 2011 году до 10% в 2016 году. По результатам 2012 года, с учетом роста объемов производства сельскохозяйственных товаров и обеспечения их производства в объеме Br215,6 трлн., уровень господдержки сельского хозяйства, оказывающей искажающее воздействие на торговлю («желтая корзина»), прогнозируется в размере 11-12%. В 2013 году он не превысит установленного соглашением для Беларуси объема в размере 13-14%.

Сокращение государственной поддержки планируется в республике не только за счет уменьшения прямого бюджетного финансирования, но и за счет интенсивных факторов наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции.

В 2013 году на развитие АПК планируется направить Br32,9 трлн., в том числе бюджетных ассигнований - Br15,6 трлн., кредитных ресурсов - Br17,3 трлн. Основная масса средств пойдет на компенсацию (возмещение) процентов по кредитам, выданным банками. Средства будут направлены также на программные, общегосударственные мероприятия.
Вадим Дмитриевич
Нехватка квалифицированных кадров остается одной из важных проблем агропромышленного комплекса Беларуси. К тому же в последнее время наши специалисты стали уезжать на работу в сельхозорганизации соседних стран. Что, по Вашему мнению, может изменить ситуацию?

Да, действительно, эта проблема и сегодня актуальна. На начало текущего года в сельскохозяйственных организациях республики работало 61,9 тыс. руководящих работников и специалистов. Потребность в руководящих кадрах и специалистах, главных агрономах и главных инженерах закрыта на 93%. Однако по некоторым специальностям потребность в кадрах более острая. Это такие специальности, как агрономы и ветврачи (потребность закрыта на 83%), зоотехники (80%). Действительно, имеется отток специалистов в соседние страны,  прежде всего в Россию, но он не настолько велик, как об этом говорят в средствах массовой информации.

Хотелось бы отметить, что в последнее  время стабилизировалась ситуация по сменяемости кадров. Уже второй год уровень сменяемости руководящих работников и  специалистов не превышает  13%. По агрономам, зоотехникам, ветврачам ситуация, правда, немного  отличается - этот уровень пока находится в пределах 14-18%.

Ситуация подконтрольная, и данная проблема сегодня решается прежде всего за счет целевой подготовки специалистов. В последние годы планы целевого приема значительно увеличены. Так, если еще пять лет назад вузы  готовили немногим более 280 "целевиков", то в прошлом году эта цифра составила уже почти 540 (в 1,9 раза больше). Увеличился также и набор в аграрные колледжи - с 493 до 872 человек (в 1,8 раза больше). В первую очередь это стало возможным благодаря принятому Минсельхозпродом решению о заключении целевых договоров непосредственно с сельхозорганизациями и установлением ими доплат к основной стипендии "целевиков". В среднем это Br500 тыс., однако, к примеру, в организациях Гомельской и Могилевской областей для студентов, обучающихся по специальностям  "зоотехния" и "ветеринарная медицина", установлены доплаты в Br1 млн.

Ведется активная работа по обеспечению специалистов  жильем, расширяются возможности поступления сельской молодежи в вузы и  ссузы сельскохозяйственного профиля. Также каждый руководитель  сельхозорганизации имеет широкие возможности для увеличения зарплаты молодым специалистам, он может устанавливать надбавки и доплаты, льготы и гарантии  социального характера.

Анатолий Нечай
Какие нужны управленческие, организационные, дипломатические и другие меры, чтобы сохранялась конкурентоспособность белорусских производителей сельхозпродукции на наших традиционных рынках?
Позиция Минсельхозпрода в целом завязана на российский рынок, но поставлена задача по диверсификации рынков сбыта. Мы прорабатываем эти вопросы. Основным является цена предложения конечного готового продукта. Цены у нас не очень высокие, но в то же время сегодня самые высокие экспортные цены - это в Российскую Федерацию. Предложения, которые мы получаем от других стран (Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и др.) формируются на основе цен стран Океании, где главным двигателем являются Новая Зеландия и Австралия. Так вот наши цены разнятся с их отпускными ценами экспорта от 1 доллара до 80 центов за килограмм продукции. Мы должны искать у себя экономические рычаги удешевления продукции. Эти рычаги я вижу в одном - в модернизации молоко- и мясоперерабатывающих заводов. Вкладываются огромные деньги в выполнение проектов на таких предприятиях. Мы технически переоснастились и готовы предложить продукт низкой цены и достойного качества. Расширяем ассортимент выпускаемой продукции. Вот главное, над чем мы сегодня работаем. И еще раз повторюсь, что основополагающим моментом в конечном результате является закупочная цена от сельхозпроизводителя. Здесь тоже не в стороне должны быть изготовители продукции и работать над вопросом снижения себестоимости, чтобы конечный продукт был дешевле и доступнее на рынках других стран. Со странами Океании мы конкурируем. Например, сегодня мы поставляем в Россию масло 82% за $4,7, СОМ за $4,2, страны Океании поставляют по ценам $3,2-3,6. То есть здесь наши цены близки, но есть объективные факторы, влияющие на затраты. Там круглогодичное пастбищное содержание животных. Наши специалисты выезжали в Австралию, Новую Зеландию и видели, что же надо для производства молока. Ничего. Хорошее пастбище и ограждение. У них доильные залы стоят прямо на открытом воздухе под навесами. То есть материальных затрат на строительство помещений для содержания животных минимум. В себестоимости продукции эти затраты занимают мизерные проценты. Мы должны здесь решить вопрос конкурентоспособности продукции с точки зрения достойного качества, увеличения ассортимента и предлагать на рынках постоянных наших покупателей новый продукт, который приобретался бы с высокой добавленной стоимостью. Это наши основные пути. При этом заводы не должны останавливаться на достигнутом и вести постоянную модернизацию процесса. Только в этом случае мы сможем конкурировать с Новой Зеландией.
Александра Салогуб
Новая Зеландия вступает в соглашение о зоне свободной торговли с Таможенным союзом, в связи с чем многие считают, что она станет главным конкурентом Беларуси на молочном рынке России. Намерена ли Беларусь отстаивать свою долю рынка РФ и каким образом?
Я не один раз участвовал в заседании Евразийской комиссии, которая находится в Москве, по вопросу вступления Новой Зеландии в режим свободной торговли со странами Таможенного союза. Министерство сельского хозяйства Беларуси не поддерживает введение такого режима в отношении мясной и молочной продукции. Мы аргументировали свои материалы и опасения перед российской стороной. Нас поддерживает Казахстан в этом вопросе, и поэтому те мизерные инвестиции для Российской Федерации, которые обещает Новая Зеландия, внимания не заслуживают. В свою очередь получено предложения от Новой Зеландии для белорусской стороны, что она готова построить нам 10 молочно-товарных комплексов. Но что такое 10 комплексов для страны, где, как вы знаете, мы модернизировали 1200 молочно-товарных комплексов, построили 85 новых. То есть минимальные вложения в экономику республики денежных средств позволит получить максимальную отдачу за счет нулевой таможенной пошлины, которая будет для ввоза новозеландской продукции. Поэтому мы этот вопрос не поддержали.

Решение окончательное сегодня не принято, но позиция белорусской стороны понятна. Я думаю, что раз существуют соглашения в рамках таможенного союза, то без согласия и выработки единой политики данное решение в отношении Новой Зеландии не будет принято, потому что там требуется согласие трех сторон.

Если же это произойдет, то я вам ранее называл, что нам придется сделать. Нам придется еще раз обратить внимание на себестоимость выпускаемой продукции, а изначально это отражается на закупочную цену сырья сельхозпроизводителей. Вот там нам придется искать снижения затрат. Нужны дальнейшая модернизация технологического производства кормов, строительство и обновление молочно-товарных комплексов, улучшение качества продукции и, самое главное – увеличение номинальных показателей в виде удоев молока.

В этом сегменте резервы огромные. Если мы сегодня в среднем надоили 4730 кг молока от коровы, мы ставим задачу выйти на 6400-6500 кг. У нас слабое звено в части заготовки кормов. Животное должно получать энергетически ценный корм, способный отразится на удоях молока и обеспечить приросты в целом по стране. Мы говорим, что есть предприятия, которые доят по 7-8 тыс. кг молока, есть, например, молочно-товарная ферма в Снове, где 9800 кг надоено. Это означает, что есть реальные примеры, что эта задача выполнима.
Семен Васильевич Нетужук
Какие меры необходимо принять для увеличения объема экспорта племенного молочного скота в страны Таможенного союза?
Беларусь имеет очень много заявок от стран Таможенного союза на племенной скот. Особенно от Казахстана, меньше от Российской Федерации. Именно Казахстан на встречах постоянно поднимает этот вопрос: мы бы хотели купить ваш скот. Также в этом заинтересованы и наши партнеры из других стран - Таджикистана, Азербайджана. То есть сегодня на постсоветском пространстве практически все страны желают приобрести племенной скот. Но, к сожалению, мы пока не можем удовлетворить все заявки. Всего за прошлый год продали 724 племенные коровы. Это очень мало при потребности в заявках 10 тыс. голов. Но резервы у нас есть.

Вы знаете, у нас есть программа развития молочной отрасли, где мы поставили перед собой амбициозную задачу выйти на производство 10 млн.т молока в год. Это огромная цифра. Сегодня мы производим 6,5 млн.т молока. Для наращивания объемов разработана программа модернизации и строительства молочно-товарных ферм. И в ней предусмотрено, что скот, который у нас имеется - нетели, идет на пополнение построенных и реконструируемых объектов. Мы также говорим о том, что нашим ветеринарным службам, руководителям сельскохозяйственных организаций надо в первую очередь сократить непроизводственное выбытие телок, это в основном различные травмы животных, а так же другие причины. За 2012 год непроизводственное выбытие составило 29 тыс. голов. Если мы сократим эту цифру на 50%, то уже можем 15 тыс. голов продать. Это один реальный резерв - технологическое содержание животных.

Второй резерв: увеличение привесов молодняка, откорм, воспроизводство стада. Мы сегодня получаем 611 г привесов, если в целом будем получать хотя бы 700 г, это нам позволит дополнительно ввести еще около 20 тыс. нетелей в основное стадо. Из него мы можем брать скот для экспорта.

Вот основные факторы, которые могут стать основополагающими в решении вопросов экспорта наших племенных коров, нетелей, телок. Этот вопрос мы ставим постоянно перед комитетами по сельскому хозяйству и говорим о том, что наряду с выполнением поставленных задач - 105% темп роста поголовья коров ежегодно - мы должны думать и об экспорте. Это выгодно. Смотрите сами: $2,5 тыс. - средняя цена при реализации одной головы молодняка.

Но мы не можем экспортировать только племенной скот. Принцип экономического развития любой отрасли - это высокая добавленная стоимость. А высокую добавленную стоимость мы получим только в конечном продукте - в молоке и углубленной его переработке.
Ирина Фомишкина
Одно из опасений, живущих в общественном мнении, заключается в том, что население настороженно относится к внедрению в Беларуси пищевых стандартов ВТО. Дескать, там "все делают из химии". Что Минсельхозпрод может противопоставить таким опасениям?

По этому вопросу я бы мог сказать только то, что мы не должны сегодня бояться стандартов, которые есть в Евросоюзе. У обывателей бытует мнение о том, что европейские стандарты позволяют сегодня применять в производстве пищевой продукции добавки, консерванты, которые опасны для здоровья и жизнедеятельности человека.

Мы сегодня действуем в рамках действующего соглашения Международной организации по стандартизации (ИСО), все документы по стандартизации соответствуют мировым и европейским требованиям, тесно связаны с требованиями Таможенного союза. В настоящее время идет процесс унификации всех существующих требований к качеству продукции. Стандарты Комиссии "Кодекс Алиментариус" предъявляют достаточно высокие требования как по составу продукции, так и по качеству и безопасности, оценке качества этой продукции, поэтому не должно возникать опасений по поводу того, что применение европейских стандартов на пищевые продукты негативно отразится на качестве белорусского продукта.

В настоящее время совместно со странами Таможенного союза Беларусь разрабатывает технические регламенты "Молоко и молочная продукция", "О безопасности мяса и мясной продукции", "О безопасности рыбы и рыбной продукции". В частности, белорусская сторона вносила ряд предложений по их гармонизации со стандартами Комиссии "Кодекс Алиментариус", которые ни в коем случае не приведут к ухудшению показателей качества и безопасности при производстве пищевого сырья и пищевых продуктов животного происхождения. Таким образом, в странах Таможенного союза вырабатываются единые регламенты, которые основываются на европейских стандартах.

Считаю, что переход нашей страны на стандарты Международной организации по стандартизации не повлечет существенных изменений по качеству и безопасности выпускаемой продукции, потому как в целом требования ИСО не противоречат действующим в Беларуси санитарным нормам и правилам, ветеринарно-санитарным правилам, ГОСТам и СТБ в части производства безопасного пищевого сырья и пищевых продуктов животного и растительного происхождения.

 

Борис Николаевич
Вступление России во Всемирную торговую организацию предполагает определенное изменение ситуации на рынке и создание конкурентных трудностей для Беларуси, и для агропромышленного комплекса в частности. Сталкиваются ли белорусские сельхозпроизводители с какими-то трудностями уже на данном этапе, или все еще впереди?
Этот вопрос сегодня волнует всех, в том числе наше правительство и депутатский корпус, которым на весенней сессии будет рассмотрен вопрос о влиянии вступления России в ВТО на народнохозяйственный комплекс Беларуси. Что же касается сферы АПК, то мы тщательно готовились к данному шагу нашего партнера, просчитывали возможные его последствия. Так, в 2012 году на развитие отечественного агропромышленного комплекса было направлено Br34,2 трлн., в том числе бюджетных ассигнований (с учетом бюджетных ссуд) - Br16,1 трлн., проводилась модернизация наших предприятий. Поэтому сегодня можно сказать, что на данном этапе каких-то существенных изменений от вступления России в ВТО мы не ощущаем.

Если говорить об экспорте продукции в Российскую Федерацию, то за 2012 год и два первых месяца 2013-го мы не только не снизили его, а наоборот - нарастили. Однако если относительно поставок молочной продукции у нас никаких вопросов нет, то с мясной возникают-таки определенные трудности. Дело в том, что Россия существенно снизила ввозные таможенные пошлины на живых свиней (до 5 %), что в определенной степени затрудняет поставки нашей мясной продукции в российский регион. Поясню, что речь здесь идет не о самой мясной продукции - здесь вопрос решения цен. Если раньше мы продавали свинину по 120 российских рублей, то на последних торгах, которые мы провели, цена установлена на уровне 76 рублей за 1 килограмм в полутушах. Это существенная разница. В этой связи нам приходится принимать у себя какие-то меры, изыскивать резервы для того, чтобы поставлять эту продукцию Россию.

Но в целом по сельхозпродукции мы не почувствовали существенного влияния от вступления России во Всемирную торговую организацию. Несмотря на это, мы принимаем ряд мер для стабилизации данного рынка. В первую очередь речь идет о модернизации перерабатывающих предприятий. Также это переход на углубленную переработку и отказ от поставок мясной продукции в полутушах - сегодня мы ставим задачу, чтобы поставлять продукцию в переработанном виде с высокой добавленной стоимостью. В прошлом году нам это удалось. Так, поставки мяса в разделанном виде и колбасных изделий выросли в 2,6 раза по сравнению с уровнем 2011 года. Еще один существенный фактор - это снижение себестоимости продукции.
Андрей Шешко
Белорусские производители не раз говорили прежде о диспаритете цен внутри страны и на внешних рынках и о необходимости выравнивания цен на продукты в стране, в том числе в целях обеспечения продовольственной безопасности. Насколько сегодня в Беларуси цены соответствуют рыночным условиям и здравому смыслу? Ведь порой в торговой сети и на рынках отечественные овощи, к примеру, значительно дороже привозных и при этом уступают импорту по вкусовым параметрам.
Это вопрос, который у нас в стране всегда определенной категорий людей "будируется". Говорят почему-то, что в Беларуси самые высокие цены на внутреннем рынке продовольствия. Но на самом деле это не так.

Я приведу данные, которые говорят о том, что на сегодня цены на мясо, молоко и другую сельхозпродукцию, которая реализуется для переработки, в зависимости от продукции на 6-18-23% ниже, чем в России. То есть наш АПК передает свою продукцию переработчикам значительно дешевле в сравнении с закупочными ценами в России. Наши оптовые и розничные цены в зависимости от продукции также на 4-6-8% ниже, чем в России. У нас в стране сложилось неправильное общественное мнение относительно цен на продовольствие. Но почему в СМИ говорят, что цены высокие, почему люди так считают, я не знаю.

Вот, пожалуйста, сравнительный анализ белорусских и российских цен в долларах, чтобы было понятнее.

Так, закупочные цены в живом весе на крупный рогатый скот составляют $1,9 в Беларуси и $2,4 в России. Закупочная цена свинины в живом весе составляет $2 в Беларуси и $2,3 в России - разница 16%. Средняя отпускная цена, то есть уже после переработки, на говядину в Беларуси - $4,7, в России - $5,4 - разница 16%. Средняя отпускная цена на колбасы вареные в Беларуси равна $4,3, в России - $9,7.

И что, зная о том, что вареная колбаса в России стоит в два раза дороже, в Беларуси кто-то еще будет говорить, что мы свой народ напрягаем ценами? С другой стороны, конечно, надо признать, что цена реализации продукции, это мы хорошо видим по таможенным отчетам, по факту ниже белорусской.

Если ряд субъективных и объективных факторов, это и природно-климатические условия, и уровень организации производства, и объем производства на одного работающего, и численность работающих на предприятиях сельхозпроизводства, автоматизация, модернизация - здесь можно взять множество факторов, которые влияют на формирование внутренней цены в конкретном государстве.

Поэтому у нас цены соответствуют реальному положению в экономике сельскохозяйственных предприятий, я считаю.
Фокин Алексей, Минск
Раньше была такая проблема, что в приграничных регионах массово скупались белорусские продукты и вывозились в соседние страны. И это было порой причиной дефицита продовольствия, и меры предпринимались, в том числе и по ценам. А как сейчас?
Полтора года назад мы говорили об этой проблеме, в средствах массовой информации в том числе, потому что возникали ситуации, когда на прилавках отсутствовала продукция. Мы оказались не готовы тогда к столь быстрому росту потребительского спроса на внутреннем рынке. Мы стали искать причину, почему товар уходит, и выяснили, что к нам массово приезжают и индивидуально, и целыми автобусами и этот товар скупают. Стало очевидно, что наша торговая сеть, наши маркетинговые службы не готовы были быстро этот пробел заполнить, хотя продукция на предприятиях была в избытке. Сейчас этот вопрос решился, маркетологи проработали достаточно хорошо этот вопрос, и любые всплески спроса очень быстро удовлетворяются. Я не скажу, что сегодня наша сельхозпродукция не вывозится гражданами в соседние страны. Но мы не видим больше в этом проблемы. Срабатывает логистика, торговля, маркетинг, и мы мгновенно наполняем торговые площадки продукцией. Она вывозится, и это очень даже хорошо, чем больше от нас увезут, чем больше у нас купят, тем богаче будем мы жить.
Фокин Алексей, Минск
А каковы сегодня основные принципы формирования экспортных цен на сельхозпродукцию? Для чего, например, существует минимальная цена?
Сегодня ценовая политика в Беларуси такова, что на все виды продукции мы устанавливаем минимальную цену - ту, дешевле которой продавать товар нельзя. Мы постоянно проводим мониторинг рынка - изучаем покупательскую способность и устанавливаем нижний порог цены на все виды продукции. Если возникает ситуация прошлого и этого года по свинине, мясу крупного рогатого скота, когда у нас останавливается реализация продукции, мы прибегаем к помощи биржи - выставляем продукт на биржевые торги. Там определяется реальная стоимость этого товара. И по итогам торгов на бирже мы принимаем решение о нижнем ценовом пороге.

Но мы должны отдавать себе отчет в том, что на протяжении года цены меняются. Есть сезонность формирования цен. В прошлом году масло с начала года стоило $4,2, а пик снижения цены пришелся на июнь, когда скот вышел на пастбище, продукт подешевел, и экспортная цена упала до $2,9. К декабрю цены восстановились. В каждый период формируется своя цена, по-другому быть и не может. Есть предел варьирования цен. При этом на сегодня мировая тенденция повышения цен на продукты питания сохраняется.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси