ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
20 февраля 2013, 11:00

Особенности наличных и безналичных расчетов при реализации товаров, работ и услуг

Реализация товаров, работ, услуг за наличные деньги в основном осуществляется с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем. В декабре 2012 года в порядок использования кассового оборудования и приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек внесены изменения и дополнения. Что это за изменения? Когда они вступают в силу? Где обязательно должны устанавливаться платежные терминалы? На эти и другие вопросы о порядке ведения кассовых операций, порядке расчетов наличными при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг ответят начальник управления электронных систем контроля реализации товаров главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам кандидат экономических наук Дарья Дрозд и главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля реализации товаров МНС Сергей Колыкин.

Конференция организована Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке Центра бухгалтерской аналитики ООО "ЮрСпектр".

Вопросы конференции

Коржовник Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
В декабре 2012 года в порядок использования кассового оборудования и приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек внесены изменения и дополнения. Расскажите, пожалуйста, что это за изменения и когда они вступают в силу?

Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 11 декабря 2012 года № 1139/16 внесены изменения в постановление от 6 июля 2011 года № 924/16, которым регулируется порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В соответствии с постановлением срок возобновления действия нормы о замене зарегистрированных в налоговом органе кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин по истечении 6 лет с даты их первой регистрации переносится с 1 июля 2013 года на 1 октября 2015 года. Такое решение принято с целью сокращения расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования с учетом проводимой работы по совершенствованию контроля за работой такого оборудования. Но этот перенос не затрагивает используемые в автомобилях-такси кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами. Поэтому в ближайшее время замене будут подлежать такие аппараты модели ТАЭ-3Ф, не соответствующей действующим стандартам на кассовое оборудование
 
Кроме того, в соответствии с постановлением с 16 июня 2013 года вступают в силу следующие изменения.

Во-первых, дополнен перечень торговых объектов, где должна быть обеспечена возможность рассчитаться банковской платежной карточкой.

Во-вторых, в два раза снижается размер выручки за предыдущий календарный год, при которой у субъекта хозяйствования возникает обязанность устанавливать платежные терминалы для регистрации операций с использованием банковских платежных карточек: для торговых и иных объектов - с 15000 базовых величин до 7500 базовых величин, объектов системы потребительской кооперации – с 30000  до 15000 базовых величин, объектов бытового обслуживания населения – с 7500  до 3750 базовых величин.

В-третьих, сокращается перечень случаев, когда прием наличных денежных средств может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности без использования кассового оборудования. Из перечня, в частности, исключены:
розничная торговля товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью два-три продавца (сохранено право не применять кассовое оборудование только в случае осуществления розничной торговли в таких объектах одним продавцом);
розничная торговля на торговых местах на рынках запасными частями к автомобилям;
развозная торговля товарами;
торговля по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место;
оказание бытовых услуг в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену, не расположенных в сельских населенных пунктах (право оказания бытовых услуг без применения кассового оборудования сохранено только в отношении объектов, расположенных в сельских населенных пунктах).

Применение кассового оборудования позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денег, повысит скорость и качество оформления таких расчетов, будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.

В-четвертых, с трех до одной базовой величины уменьшен размер порогового значения стоимости единицы продаваемого непродовольственного товара, продажу которого необходимо оформлять документом установленного образца. Это документы, бланки которых включены в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Эта мера также направлена на обеспечение полноты учета выручки субъектов хозяйствования и дополнительных гарантий для покупателя.

Аксючиц Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Расскажите подробнее, какие изменения внесены в Перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами?
Платежные терминалы обязаны будут устанавливать во всех вновь открываемых и расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске стационарных объектах общественного питания (за исключением объектов, расположенных в учреждениях общего среднего и профессионально-технического образования,  специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах); почти всех объектах бытового обслуживания (за исключением расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену); розничных торговых объектах, расположенных в капитальных строениях (за исключением передвижных средств разносной торговли), кассах метрополитена.

Если перечисленные объекты уже действуют, то терминалы в них должны устанавливаться при превышении порога выручки за прошлый год.

Оснащаться этими устройствами будут и вновь открываемые объекты придорожного сервиса независимо от их месторасположения.

Перечень расширен также за счет снижения в два раза порогового значения выручки, при котором становится обязательной установка платежных терминалов.

Расширение перечня подлежащих оснащению платежными терминалами объектов торговли и услуг позволит дополнительно обеспечить гражданам возможность оплачивать товары и услуги банковскими платежными карточками и будет способствовать увеличению объема безналичных платежей.



Елена Ивановна
С июля прошлого года владельцы автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов подключились к системе контроля торговых автоматов. Какие результаты имеются на данный момент от внедрения системы? Сколько в Беларуси сейчас действует таких автоматов, сколько товаров, услуг реализуется через эти устройства? Не отпугнула ли система контроля торговых автоматов предпринимателей устанавливать кофе-машины, например, или другое оборудование, работающее в режиме самообслуживания? Говорят, за такой системой торговли – будущее, за рубежом уже многое продается через такие автоматы. А у нас какая тенденция?
Создание и внедрение в Беларуси с 1 июля 2012 года системы контроля торговых автоматов (СКТА) стало принципиально новым подходом к обеспечению полноты учета выручки субъектов хозяйствования и увеличения добровольных поступлений налоговых платежей. По состоянию на 11 февраля 2013 года к СКТА подключено 2355 торговых автоматов, автоматических электронных аппаратов. Это в 1,5 раза больше ожидаемого. Как видите – не отпугнула. Ведь при небольшой величине платы за обслуживание (Br171 тыс. в месяц) субъект хозяйствования не только соблюдает законодательство, но и получает возможность отслеживать, как работают его автоматы, сколько выручки принято каждым из них. Количество реализованных товаров, оказанных услуг через такое оборудование мы не отслеживаем, ведь главная задача системы контроля торговых автоматов – обеспечить контроль за полнотой учета выручки, получаемой их владельцами, и эта задача решена: проведенный анализ показал, что у отдельных плательщиков объемы выручки от осуществления деятельности с применением торговых автоматов после подключения к СКТА значительно возросли. В среднем увеличение выручки в сопоставимых ценах составляет 1,7 раза, а у отдельных плательщиков - 5 и более раз. По нашим оценкам, дополнительно полученная (легализованная) выручка по данному виду бизнеса за счет внедрения СКТА составляет Br3,8 млрд. в месяц, дополнительное поступление налоговых платежей – Br175,2 млн. в месяц. Чтобы стимулировать подключение к СКТА дополнительного количества торговых автоматов, Информационно-издательский центр по налогам и сборам (организация, обеспечивающая функционирование СКТА) утвердил с 1 февраля 2013 года тариф за один день пользования системой (тариф предусматривает оплату стоимости услуг по пользованию системой исходя из количества дней, когда торговый автомат фактически принимал деньги в оплату товаров и услуг). Он будет выгоден тем субъектам хозяйствования, торговые автоматы которых в силу специфики объекта, где они установлены, работают несколько дней в месяц: Таким объектом может быть, например, концертный зал или стадион, где массовые мероприятия проводятся не ежедневно. Это, безусловно, повысит заинтересованность владельцев таких торговых автоматов в подключении их к системе. Продажа товаров и услуг с помощью автоматов, или вендинг, действительно широко развита в европейских странах, США, Японии, где потребители уже достаточно давно оценили удобство и простоту покупки различных мелочей в торговых автоматах. В Беларуси эта сфера еще находится в стадии становления. Сегодня в республике, кроме наиболее распространенных кофе-автоматов, применяются газетоавтоматы, автоматы по выдаче бахил, фотоавтоматы, по продаже бутилированной и газированной воды, упакованных продуктов (снековые автоматы) и охлажденных напитков, массажные кресла, автоматы для копирования, тесты на алкоголь, автоматы-автомойки, автоматы-пылесосы и др. Полагаю, что сфера применения торговых автоматов и автоматических электронных аппаратов будет развиваться.
Ленкевич Павел
На автодорогах Беларуси вводятся новые объекты придорожного сервиса, в том числе общественного питания. Предусмотрена ли законодательством возможность купить товар или поесть, расплатившись банковской платежной карточкой? Могут ли иностранцы там расплатиться своей валютой? Какие изменения в этом плане ожидаются с учетом чемпионата мира по хоккею 2014 года?
С 16 июня 2013 года все вновь открываемые объекты придорожного сервиса (независимо от их месторасположения) должны оснащаться платежными терминалами. Таким образом, в объектах придорожного сервиса, в том числе общественного питания, будет предусмотрена возможность расплатиться банковской платежной карточкой.

Учитывая, что в европейских странах широко применяются безналичные расчеты с покупателями (потребителями), расширение в Беларуси возможности расчетов банковскими платежными карточками, помимо прочего, позволит иностранным болельщикам на чемпионате мира по хоккею 2014 года использовать привычный способ расчетов за товары и услуги. Безналичные расчеты – это, в определенной мере, показатель платежной культуры общества.

Что касается расчетов в иностранной валюте, то в соответствии с действующим законодательством в установленных случаях объекты торговли и услуг вправе получать иностранную валюту в оплату товаров и услуг, оказываемых на территории Беларуси, на основании разрешения Национального банка на осуществление субъектом валютных операций за иностранную валюту.
Горошко Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Надо ли пересматривать необходимость (отсутствие необходимости) оснащения объектов платежными терминалами в 2013 году в связи с тем, что с 16 июня 2013 года наполовину уменьшаются пороговые значения выручки в базовых величинах?
Нет, не надо. С позиции Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" в части порядка вступления в силу норм законодательства обязанность определения необходимости установки платежного терминала исходя из новых, уменьшенных пороговых значений возникает со следующего, то есть с 2014 года. Поясню: норма постановления вступает в силу с 16 июня 2013 года, в то же время пересчет выручки за прошлый год в базовые величины осуществляется на 1 января 2013 года, когда действовали более высокие пороговые значения выручки.
Савлук Евгения Петровна, главный бухгалтер
Выручка объекта бытового обслуживания за 2012 год превысила 7500 базовых величин. С 1 октября 2013 года организация планирует закрыть объект. Будет ли являться нарушением отсутствие в объекте платежного терминала в январе-сентябре 2013 года?
Нет. Законодательством определена обязанность установки терминала при превышении порогового значения выручки в течение года (пункт 9 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16). Поэтому нарушения в изложенной ситуации нет.
Аксючиц Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Выручка магазина, в котором используется один кассовый суммирующий аппарат, за 2012 год превысила 15000 базовых величин. До какого числа 2013 года организация должна установить в магазине платежный терминал?
Не позднее 31 декабря 2013 года. Однако следует помнить, что на приобретение, установку и подключение оборудования потребуется время. Поэтому, безусловно, оставлять на конец года покупку терминала неосмотрительно. Лучше побеспокоиться об этом в первой половине года.
Василий Андреевич, индивидуальный предприниматель
Курьеру интернет-магазина выдан переносной платежный терминал для осуществления расчетов банковскими платежными карточками. Должен ли он пробивать сумму покупки, оплаченной с использованием платежного терминала, через кассовый суммирующий аппарат и выдавать покупателю кассовый чек?
Да, конечно. Для обеспечения достоверного учета выручки, выдачи покупателю платежного документа через кассовое оборудование проводятся все суммы принятых в оплату денежных средств: как расчеты наличными, так и безналичные платежи (пункт 17 Положения № 924/16).
Дыко Ирина А.
Производственная организация реализовала свою продукцию индивидуальному предпринимателю за наличный расчет. Можно ли принять наличные деньги в кассу организации без применения кассового суммирующего аппарата с оформлением приходного кассового ордера?
Да. Законодательством предусмотрено право в случае расчетов между субъектами хозяйствования не применять кассовое оборудование (подпункт 31.21 пункта 31 Положения № 924/16). В случае принятия денег в кассу организации должен быть оформлен документ, бланк которого включен в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (пункт 32 Положения № 924/16), а именно приходный кассовый ордер КО-1.
Горошко Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Организация оказывает туристические услуги. В офисе установлен кассовый суммирующий аппарат. В один из дней отсутствовала электроэнергия. Могла ли организация в этот день принимать наличные деньги за оказанные услуги с оформлением приходного кассового ордера на каждый факт приема наличных?
Отсутствие электроэнергии – один из случаев, когда допускается оформлять каждый факт покупки документом из электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (пункт 23 Положения № 924/16). Документом, специально предназначенным для этой цели, является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Министерства торговли от 23 августа 2011 года № 34 (квитанция №34). Если деньги принимаются непосредственно в кассу организации, а не подотчетными лицами для последующей передачи кассиру организации, то необходимо оформлять приходный кассовый ордер.
Антонов Вадим
В парикмахерской в смену работают три человека. Прием наличных денег производится без применения кассового суммирующего аппарата непосредственно в парикмахерской. Возможно ли прием наличных в парикмахерской оформлять приходным кассовым ордером по окончании рабочего дня (смены) с отражением в нем общей суммы выручки?
Нет, это недопустимо. Оформлению подлежит каждый факт приема денег за оказанную услугу (пункт 32 Положения № 924/16). По каждому факту должна быть оформлена квитанция № 34. А если парикмахерская не расположена в сельском населенном пункте, то с 16 июня 2013 года в ней в обязательном порядке должен применяться для учета выручки кассовый суммирующий аппарат.
Коржовник Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
При осуществлении развозной торговли с 16.06.2013 вводится обязанность принимать наличные деньги с использованием кассового оборудования. Необходимо ли на кассовый суммирующий аппарат, используемый при осуществлении развозной торговли, заполнять книгу кассира?
Да, необходимо (пункт 14 Положения № 924/16).
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси