ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 12 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -3°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Фокин Алексей, Минск
Сколько фактов уклонения от уплаты налогов и сборов с использованием лжепредпринимательских структур выявили налоговые органы в прошлом году?
В 2012 году проверками налоговых органов выявлено 650 фактов уклонения от уплаты налогов и сборов, осуществляемых посредством оформления сделок с субъектами, деятельность которых имеет признаки лжепредпринимательской. Причиненный государственному бюджету ущерб определен в Br80,5 млрд. налогов. К административной ответственности в виде штрафов на общую сумму Br305,8 млн. рублей привлечено 321 должностное лицо. В правоохранительные органы направлены материалы 217 проверок, возбуждено 28 уголовных дел.

Для сравнения: за 2011 год налоговыми органами выявлено 683 таких факта, доначислено налогов и сборов на сумму Br93,6 млрд. рублей налогов. К административной ответственности в виде штрафов на общую сумму Br220,4 млн. рублей привлечено 352 должностных лица. По направленным правоохранительным органам материалам таких проверок возбуждено 29 уголовных дел.

Факты оформления не имеющих юридической силы документов выявляются налоговыми органами на постоянной основе в таких сферах экономической деятельности, как ввоз и оборот подакцизных групп товаров (алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, нефтепродукты); строительство (в том числе с освоением бюджетных средств и средств предприятий с государственной долей собственности); посредническая деятельность (торговля товарами несобственного производства, по договорам комиссии, поручения, поставки сырья и материалов промышленным предприятиям, а также готовой продукции в розничную торговлю и на рынки для реализации за наличный расчет); приобретение товаров (производственного сырья) на территории стран – членов Таможенного союза.

Горошко Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Указ №488 принят с целью противодействия лжепредпринимательству. Расскажите, пожалуйста, какие механизмы введены указом для достижения этой цели?

Основной целью данного нормативного акта является обеспечение интересов общества в полном и своевременном поступлении налогов. Но механизм ее реализации в первую очередь предусматривает превентивные, то есть предупредительные меры.

В соответствии с указом создан общедоступный реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, размещенный на интернет-портале Министерства по налогам и сборам (http://www.nalog.gov.by).

В целях соблюдения принципа свободы договора указом не предусматривается какое-либо ограничение правоспособности субъекта предпринимательства, данные о котором внесены в реестр: сделки с ним не запрещаются. Но граждане и юридические лица на стадии принятия решения о заключении сделки смогут получить сведения о репутации контрагента, а значит избежать риска негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злонамеренных действий недобросовестных бизнесменов.

Вторым моментом указа является то, что при сборе доказательств о том, что хозяйственная операция фактически совершена только на бумаге, предъявленный к проверке документ признается не имеющим юридической силы. По таким фактам предусматривается отдельный детальный механизм налогообложения.

Указ также содержит требования о принятии субъектом предпринимательства внутренних мер самоконтроля законности и правильности оформления совершаемых финансовых и хозяйственных операций.

Фокин Алексей, Минск
Сколько субъектов хозяйствования в настоящее время включено в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере? И есть ли уже случаи, когда внесенные в реестр организации или предприниматели были исключены из него?
На 1 апреля 2013 года Министерством по налогам и сборам собрана информация о повышенном предпринимательском риске и в установленном указом №488 порядке направлены уведомления о намерении включения в реестр 741 организациям и индивидуальным предпринимателям.

Основная часть таких сведений и документов собрана и представлена налоговыми инспекциями, в отношении 25 субъектов - правоохранительными органами (органами финансовых расследований Комитета госконтроля и Следственного комитета). К настоящему времени в реестр внесены сведения о 534 организациях и индивидуальных предпринимателях.

Удельный вес оснований для внесения сведений о субъектах в реестр составил:
по абзацу 2 подпункта 1.1 указа – 21,4%
 по абзацу 3 подпункта 1.1 указа – 16,7%
по абзацу 4 подпункта 1.1 указа -14,5%
по абзацу 5 подпункта 1.1 указа –13,6%
по абзацу 6 подпункта 1.1 указа –33,8%.

Из всех субъектов, данные о которых были включены в реестр,  исключены сведения о 24 организациях и предпринимателях в связи с их ликвидацией (прекращением деятельности) с соблюдением установленных законодательством требований.

За истекший период текущего года налоговыми органами уже предъявлено к доплате в бюджет выявленным организациям и предпринимателям с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере Br106,8 млн. налогов и сборов.
Голуб Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Какова процедура создания реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере? Откуда поступает информация и документы, подтверждающие основания для включения в него субъектов хозяйствования?
Субъекты предпринимательской деятельности включаются в реестр Министерством по налогам и сборам на основании информации и документов, подтверждающих наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных в подпункте 1.1 указа. Такие информация и документы представляются в МНС налоговыми инспекциями, органами Комитета государственного контроля и  Министерства финансов, правоохранительными органами и судами.

Получив такую информацию, МНС в течение трех рабочих дней уведомляет субъекта предпринимательства о намерении включить его в реестр, а решение о включении или невключении в реестр принимает в течение 15 рабочих дней со дня, когда было направлено уведомление. При этом субъект предпринимательской деятельности в течение десяти рабочих дней со дня направления ему уведомления может представить в МНС мотивированное возражение. В этом случае решение принимается в течение 20 рабочих дней с даты поступления возражения.
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр"
В реестр включаются субъекты хозяйствования на основании того, что в их деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства. Включаются ли в реестр организации и предприниматели, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.12 Кодекса об административных правонарушениях "Лжепредпринимательство"?
Нет, только по вступившему в законную силу приговору суда.
Голуб Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Одним из оснований для включения в реестр служит использование бланков строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Если при этом сама организация, которой принадлежат бланки, не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 233 УК, подлежит ли включению в реестр такая организация?
Если в ходе рассмотрения судом уголовного дела установлено и доказано, что бланки строгой отчетности определенного субъекта являлись одним из орудий совершения преступления, сведения о субъекте – владельце бланков будут помещены в реестр.
Жбан Николай, Минск
Организация фактически не расположена по адресу, указанному в учредительных документах, и в установленный срок не уведомила регистрирующий орган об изменении места нахождения. Подлежит ли включению в реестр такая организация, если она своевременно представляет запрашиваемые налоговыми и иными органами документы и уполномоченные лица являются по их вызовам?
Обязанность организаций информировать регистрирующий орган об изменении своего месторасположения установлена Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования". Если организация не выполнила это требование законодательства и ее руководители фактически скрываются, сведения о такой организации появятся в реестре.
Горошко Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Что еще может послужить основанием для включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере?
Всего указ предусматривает пять оснований. Кроме рассмотренных, это случаи, когда на счета субъекта предпринимательской деятельности поступила выручка, но она не отражена в налоговых декларациях и, соответственно, налоги не уплачены, либо назначенное руководство является номинальным, а фактически от имени субъекта действует не уполномоченное в установленном порядке лицо.
Замулко Марина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Согласно указу № 488 в ходе проверки первичный учетный документ может быть признан налоговым органом не имеющим юридической силы в случае наличия доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Какова процедура признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы в условиях указа №488? Означает ли это, что в ходе налоговой проверки сами проверяющие проводят опросы, обследования и т.п. и в акте проверки делают соответствующие выводы о признании определенных документов не имеющими юридической силы?
Да, для признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы проверяющие должны собрать самостоятельно и задокументировать либо получить от правоохранительных органов доказательства, опровергающие факт совершения отраженной в конкретном документе хозяйственной операции. Сведения о собранных доказательствах в соответствии с требованиями указа № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16 октября 2009 года будут отражены в материалах проверки.
Голуб Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Является ли норма указа № 488 о признании первичного учетного документа не имеющим юридической силы новшеством, или налоговые органы и ранее в ходе проверок могли при наличии необходимых доказательств признавать первичные учетные документы не имеющими юридической силы?

Аналогичная норма о необходимости наличия у документа юридической силы оговорена в законе «О бухгалтерском учете и отчетности». И ранее именно несоблюдение субъектами этой нормы могло повлечь корректировку данных бухгалтерского и налогового учета.

Горошко Елена, специалист ООО "ЮрСпектр"
Изменились ли в условиях действия указа № 488 налоговые последствия в случае признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы?
Кардинальных изменений не произошло. Определенная указом методика налогообложения базируется на принципах, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Горелик Татьяна, Минск
Имеет ли юридическую силу первичный учетный документ, оформленный на недействительном бланке?
Это может являться одним из доказательств отсутствия у документа юридической силы.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси