ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 13 октября 2024
Минск-Уручье Ясно +3°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Морозов Е.
Как вы объясняете необходимость отмены Таможенного кодекса Беларуси и принятие закона о таможенном регулировании? В чем ключевая разница между ними? Почему в кодекс нельзя было внести изменения и дополнения и тем ограничиться? Как он согласуется с Таможенным кодексом Таможенного союза?
6 июля 2010 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза и Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. В этой связи национальное законодательство в области таможенного дела, и в первую очередь Таможенный кодекс Беларуси 2007 года, должны быть переработаны (трансформироваться) с учетом положений ТК ТС. Таможенный кодекс Таможенного союза - это надгосударственный международный правовой акт, который практически полностью (комплексно) обеспечивает правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами. Это надо принять во внимание. В связи с этим разработка кодифицированного акта (кодекса) на национальном уровне нецелесообразна. Поэтому и подготовлен нормативный правовой акт в виде закона.

Основной целью подготовки проекта закона является приведение законодательства Беларуси о таможенном регулировании в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза.

Вместе с тем ТК ТС относит целый ряд положений к компетенции национального законодательства. Например, положения, регулирующие систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, правоохранительную деятельность таможенных органов (дознание по уголовным преступлениям и административный процесс), ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.

Таким образом, при разработке проекта закона учитывались следующие основные моменты. Закон будет регулировать только те вопросы в сфере таможенного дела, которые ТК ТС отнесены к компетенции национального законодательства государств Таможенного союза либо не урегулированы таможенным законодательством ТС. Закон определяет компетенцию Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета в сфере таможенного дела. В закон максимально включены положения, содержащиеся в иных актах законодательства по таможенному регулированию. Это позволит минимизировать бланкетные нормы и подготовить нормативный правовой акт, содержащий нормы прямого действия. Также проведена имплементация положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).
Молчан И.Ф.
Новый закон касается только субъектов хозяйствования, экспортеров или для нас, обычных граждан, здесь тоже надо что-то знать, нас это касается напрямую при въезде-выезде из страны?
Проектом Закона предусмотрено, что ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Беларуси товаров для личного пользования осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств Таможенного союза. Особенности ввоза и вывоза товаров для личного пользования физическими лицами определяются Президентом Беларуси в случае, если международными договорами государств Таможенного союза данные вопросы отнесены к компетенции стран-членов ТС.

Таким образом, законом не будут регулироваться вопросы перемещения физическими лицами товаров для личного пользования. В настоящее время данные вопросы регулируются Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

При этом хотелось бы отметить, что в рамках проводимой в настоящее время работы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза данное Соглашение предполагается инкорпорировать в Таможенный кодекс Таможенного союза, который и будет комплексно регулировать все вопросы, относительно перемещения товаров как субъектами хозяйствования, так и физическими лицами.
В. Волосюк
В каких случаях может осуществляться временное хранение товаров на складе получателя?
По запросу получателя товаров временное их хранение может осуществляться на складе получателя товаров на основании разрешения таможенного органа. Это предусмотрено в следующих случаях:

- при необходимости временного хранения живых животных, в том числе птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;
- если получателем товаров являются государственные органы и (или) государственные организации, подчиненные правительству Беларуси, либо уполномоченные экономические операторы;
- при необходимости временного хранения технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов в рамках реализации инвестиционных проектов;
- при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров, либо отсутствует возможность размещения товаров на таком складе;
- в иных случаях, установленных Президентом Беларуси или правительством.

Николай Королев
Какие нововведения предполагается ввести проектом закона при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита?
В целях реализации Конвенции МДП (международных дорожных перевозок - Прим. БЕЛТА) Государственному таможенному комитету законопроектом предлагается предоставить право принимать решения о лишении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Беларуси. Такого права будет лишено всякое лицо, виновное в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства о таможенном регулировании в Беларуси и иных правил, применяемых при международной перевозке грузов.

Регламентирован выпуск в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого разными партиями, одним или несколькими транспортными средствами. Законопроектом урегулированы вопросы применения таможенного сопровождения и установления маршрута перевозки товаров. Установлено, что организации, уполномоченные на осуществление таможенного сопровождения, несут с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением маршрута перевозки товаров дано право таможенным органам использовать информационные системы и технические средства таможенного контроля, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением транспортных средств международной перевозки, соблюдением установленного маршрута.

Важным моментом является закрепление в проекте особенности определения мест доставки товаров. Во-первых, местом доставки может быть зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров при ввозе в Беларусь через таможенную границу Таможенного союза живых животных, а также товаров, поставляемых в адрес государственных органов и (или) государственных организаций, подчиненных правительству.

Во-вторых, местом доставки также может являться зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров при одновременном выполнении следующих условий. Если в Беларусь ввозятся посадочный или посевной материал, средства защиты растений, сельскохозяйственная техника и запасные части к ней, товары для кормления животных, сырье, а также материалы, комплектующие изделия, технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Еще ряд условий: таможенному органу в месте прибытия представлена предварительная информация о ввозимых товарах; получателем товаров является лицо, включенное ГТК в реестр уполномоченных экономических операторов; перевозчиком является лицо, включенное ГТК в реестр уполномоченных экономических операторов либо в реестр таможенных перевозчиков.

Новым является также и введение уведомительного принципа принятия решения о возможности совершения получателем грузовых операций с товарами. В частности, допускается совершение с товарами грузовых операций, если по истечении четырех часов с момента регистрации уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля таможенный орган назначения не проинформировал получателя об отказе либо о возможности совершения с товарами грузовых операций. При этом данная процедура осуществляется с использованием электронного документа.
И. Молочко
Затрагивает ли каким-либо образом проект закона перевозки по процедуре МДП?
Да. Проектом предусматривается наделение Государственного таможенного комитета рядом полномочий. ГТК принимает решения о лишении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь всякого лица, виновного в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь и иных правил, применяемых при международной перевозке грузов. ГТК также дает разъяснения по применению Конвенции МДП, определяет порядок и основания принятия решения о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП, а также заполнения и использования книжки МДП.

Важным также в данном вопросе является то, что проектом закона предполагается опубликовывать в средствах массовой информации списки перевозчиков-нарушителей таможенной процедуры таможенного транзита.

Полянский Г.П.
Новый закон несет какое-то снижение контрольной нагрузки на субъекты со стороны таможенных органов? Предполагается ли в нем упрощение таможенных процедур? А что будет ужесточено?
Контрольная нагрузка на субъекты со стороны таможенных органов в настоящее время на основании системы управления рисками является минимальной. В период действия Таможенного кодекса Беларуси уровень контроля грузов на границе составил 1,5%, а в ведомственных ПТО - 1,2%.

Пунктом 1 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) определено, что таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов. В этой связи в раздел "Таможенный контроль" проекта закона включены нормы, по которым ТК ТС определена компетенция национального законодательства, а также нормы, не урегулированные ТК ТС. Таким образом, нормы проекта закона не повлекут за собой увеличения достигнутой минимальной контрольной нагрузки на субъекты со стороны таможенных органов.

По вопросу упрощения таможенных процедур необходимо отметить следующее. Принимая во внимание то, что ТК ТС и международные договоры стран Таможенного союза практически в полном объеме регламентируют содержание таможенных процедур, условия помещения товаров под соответствующие процедуры, а также связанные с этим вопросы налогообложения, в проекте Закона нашли свое отражение только вопросы, отнесенные ТК ТС к компетенции национального законодательства. Это вопросы, конкретизирующие положения его отдельных статей, а также нормы, определяющие компетенцию государственных органов Беларуси.

Таким образом, проектом закона урегулирован ряд вопросов, в том числе возможность помещения условно выпущенных товаров под иные процедуры, если такие товары сохраняют статус иностранных товаров. Урегулирован вопрос признания отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и свободного склада, как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, и снятия их с таможенного контроля. Определены дополнительные случаи, когда передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу, допускается без разрешения таможенного органа.

В целом хочу подчеркнуть, что проект закона не направлен на ужесточение каких-либо норм таможенного законодательства Таможенного союза, его целью является установление единообразных подходов и регламентация отдельных положений таможенного законодательства.

Ивановская М.И.
Как новый Закон будет работать на повышение конкурентоспособности белорусских экспортеров в Таможенном союзе?
Особое внимание в законе уделено белорусским экспортерам, возможности быстрого таможенного декларирования и выпуска экспортируемых товаров. В этой связи важным является закрепление в проекте норм представления документов при проведении таможенных операций (статья 175 проекта). В частности установлено, что исчерпывающий перечень документов, которые могут представляться при таможенном декларировании, определяется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

При этом проектом закона установлено, что для целей регистрации таможенной декларации документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не представляются, если таможенное декларирование осуществляется в электронном виде. Если таможенное декларирование товаров производится в письменной форме, то для регистрации таможенной декларации, поданной на бумажном носителе, достаточно представления двух документов: счет-фактуры (инвойса) либо иного коммерческого документа, используемого при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, и транспортного (перевозочного) документа.
Коротков А
Предполагает ли новый закон отмену института резидентства в Республике Беларусь?
Действие проекта закона о таможенном регулировании ограничено территорией Беларуси. Принцип резидентства определен Таможенным кодексом Таможенного союза (п.1 ст. 368) и может быть отменен при согласии всех государств-членов посредством заключения международного договора. При этом следует отметить, что прежде чем отменить данный принцип необходимо унифицировать налоговое, банковское, финансовое, судебное и иное законодательство в государствах – членах Таможенного союза, организовать обмен информацией между различными контролирующими органами государств – членов Таможенного союза и т.д. Республика Беларусь не вправе в одностороннем порядке определять иные подходы, чем установленные таможенным законодательством Таможенного союза. Поэтому проект закона не регулирует и не может регулировать данный вопрос.
Константин Иванович Тухто
Урегулированы ли в проекте закона вопросы при предоставлении таможенным органам обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов путем залога имущества?
Да, в проекте закона четко урегулирован вопрос предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов путем залога имущества. В настоящее время таможни действуют в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Государственным таможенным комитетом на основании Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Нормативное урегулирование залога имущества в целях предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов позволит полностью исключить возникающие между таможенными органами и субъектами хозяйствования спорные моменты. В проекте Закона определено, каким образом оформляется залог имущества, какое имущество не может быть предметом залога, разрешены вопросы, касающиеся оценки предмета залога, установлены требования к договору о залоге имущества, сроки заключения такого договора.
Роман Малышев
Предполагается ли в проекте закона изменение подходов, заложенных указом от 18 июля 2011 г. № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела?
С учетом практики применения указа № 319 отдельные его положения в проекте закона изменены. В частности, изменен срок, в течение которого таможенные органы должны внести изменения в реестр, если из него исключено лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела. Так, Государственный таможенный комитет в день принятия решения об исключении из реестра лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, вносит в него соответствующие изменения. При этом решение об исключении из реестра оформляется приказом председателя ГТК, и оно вступает в силу на следующий рабочий день после его принятия. Данное изменение обусловлено необходимостью того, чтобы заинтересованное лицо имело возможность оперативно обладать информацией о принятом таможенным органом решении.

Проектом закона предусмотрено, что лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован по причине неповышения квалификации в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о получении нового квалификационного аттестата без учета годичного срока со дня принятия решения об аннулирования аттестата, как это предусмотрено указом № 319.

Николай Протасевич
С июня 2012 года в Беларуси вводится обязательное предварительное электронное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом. Что положительного получат от этого перевозчики, бизнес? Налажена ли необходимая инфраструктура, чтобы этот процесс пошел без проблем? Готова ли таможня обеспечить этот электронный поток? И что будет, если кто-то продолжит работать по старинке?
Предварительное таможенное информирование уже работает в Республике Беларусь. Единственное отличие состоит в том, что до июня текущего года оно не является обязательным, а с июня уже вводится обязательное предварительное электронное информирование. Суть его заключается в том, что заинтересованное лицо может представить в электронном виде в таможенные органы информацию о ввозимых товарах. Эта информация анализируется таможенными органами на предмет наличия рисков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. Исходя из этого анализа, принимается решение о проведении либо непроведении отдельных форм таможенного контроля. Представление предварительной информации позволяет таможенным органам не тратить время на такой анализ, когда транспортное средство находится в пункте ввоза. Таким образом, сокращается время нахождения перевозчиков в пункте ввоза, и, как следствие, уменьшаются издержки и перевозчика, и получателя товаров.

В случае если предварительная информация не будет представлена, анализ о необходимости проведения форм таможенного контроля будет осуществляться по факту предъявления документов, уведомления о прибытии транспортного средства с товарами на таможенную территорию Таможенного союза - со всеми вытекающими последствиями. Есть вероятность того, что время прохождения границы будет дольше. Но непредставление информации не является нарушением - это влияет только на время проведения таможенных операций должностными лицами таможенных органов.
Виктор Тарасевич
Сколько сейчас действует контрольных служб на границе Таможенного союза, кроме таможенной? Ранее говорилось, что будет упразднен ветеринарный или санитарный контроль, его функции будет выполнять таможенный и пограничный контроль. Это так?
Да, это так. На сегодняшний день кроме таможенной и пограничной служб свои функции на границе выполняют транспортный, фитосанитарный, ветеринарный контроль. В настоящее время разрабатывается программа, в соответствии с которой останутся две службы - пограничная и таможенная. Они возьмут на себя выполнение названных выше функций. Уже проведен соответствующий эксперимент на пункте пропуска "Мокраны". Он прошел без каких-то осложнений.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси