Главный художник Михайловского театра (Санкт-Петербург) Вячеслав Окунев в третий раз оформляет на сцене Большого театра Беларуси балет "Спящая красавица". Поговорили с народным художником России о самой масштабной декорации в его исполнении, современных технологиях и правилах создания костюмов.
Вячеслав Александрович, с чего все началось?– Свою творческую судьбу я связал с театром еще студентом – в 1975 году. Моим первым спектаклем была опера "Джанни Скикки". Мне, как молодому художнику, не хотелось делать распространенные по тем временам декорации на оперной сцене. Я мечтал о чем-то своем, о новаторстве. Вот тогда мы перенеслись с XIII века в XX: на сцене белое пространство, расставлена мебель… Затем ко мне и супруге, которая отвечала за костюмы, присмотрелись с другой стороны. Со временем стали приглашать в разные театры. Сегодня в моем послужном списке более 350 спектаклей, в том числе на сцене мировых театров.
Меняются технологии в съемках фильмов, написании песен. А в создании театральных декораций?
– Безусловно, мы тоже не стоим на месте. К каждому спектаклю готовится своя уникальная декорация. Если авторский современный спектакль, то язык декораций под стать дню сегодняшнему. Используются проекции, кинетические, динамические декорации. Костюмы должны вызывать эмоцию, для них находится фактура и силуэт.
Нам, художникам, все эти новые технические возможности, материалы и театральные приемы очень интересны. Например, светодиодные экраны, которые за считаные минуты создают на сцене необходимое пространство.
Буквально сломал голову от раздумий: что бы такое предложить?
В классическом же спектакле на заданную тему важно сделать свою версию. Нынешняя постановка "Спящей красавицы" на сцене Большого театра Беларуси для меня уже третья по счету. Скажу честно, буквально сломал голову от раздумий: что бы такое предложить? С одной стороны, очень важно не повториться, с другой – все сделать музыкально, в том числе декорации. Традиционный балет должен дышать и жить вместе с музыкой. В нем сюжет не главный, как в драме, эмоции – не действующие лица. В балете эмоция уже написана композитором, вопрос в том, как ее расшифровать. Каждый художник находит свой подход, как он это чувствует. Это словно его личная история, придуманная для каждого конкретного спектакля.
Вопрос лишь в том, что ты рассказываешь: психологическую историю, где художник и его работа почти незаметны, или же это зрелищная постановка, в которой главная картинка, создающаяся художником. Мне интересны оба варианта.
Удалось удивить новым подходом?
– Это должны сказать зрители. Нам кажется, что удалось! Очень нравятся в нынешней "Спящей красавице" костюмы лесных фей. В прошлой постановке они выделялись на сцене. Сейчас же мне захотелось соединить их с окружающим пейзажем. Получилось не менее интересно: дымка, зелень удаленного пейзажа и феи…
Другие костюмы также переработаны. Каждый раз новая версия. В одном случае тема порока – золотисто-терракотовая гамма, все оттенки приближены друг к другу. На этот раз сценография и костюмы отсылают нас к двум совершенно разным эпохам: с одной стороны – роскошный стиль барокко, а с другой – строгий классицизм.
Зритель должен посмотреть и сравнить, что ему ближе, интереснее. Правда, в театре всем нравился старый балет, который шел долгое время. Новые постановки кажутся зрителям неожиданными, в том числе из-за новаторских декораций и костюмов.
Мне всегда интересно использовать наработки современных модельеров
Откройте секрет: как создаются театральные костюмы?
– Всегда по-разному. Все зависит от спектакля. Так сложилось, что в театрально-прикладном искусстве картинку придумывает не один художник. Если мы говорим про балет, то в первую очередь важно мнение балетмейстера. Какую эмоцию он хочет вызвать у зрителя, на что именно акцентировать внимание. C одной стороны, нужно учесть традиции, с другой – работу своих предшественников, с третьей – представить авторские декорации и костюмы.
Что же касается создания костюмов, то мне всегда интересно использовать наработки современных модельеров – мастеров от-кутюр. При этом важно придерживаться классической театральной традиции.
Процесс – как в знаменитых модных домах: придумываешь коллекцию, в нашем случае это костюмы, в которых актеры будут выступать на сцене театра. Затем мысли переносишь на бумагу. Подбираешь ткани, конструируешь. Ну и, пожалуй, самое интересное – это примерки. Им уделяется большое внимание, ведь ни один костюм не должен сковывать движения танцовщика.
Существует ли понятие моды в театральных костюмах?
– Однозначно нет. Мода бывает только в арт-хаусе. Начнем с того, что каждый костюм – своего рода произведение искусства. Нельзя в театре, как в кино, придумать нечто универсальное, что подойдет для нескольких спектаклей.
Конструкция с пятиэтажный дом собиралась для античной "Арены ди Верона"
Вспомните свою самую масштабную декорацию.
– Интересно было работать над декорациями для спектакля "Турандот" режиссера Юрия Александрова. Мне запомнились те масштабные творческие задачи, которые нужно было решить. Конструкция с пятиэтажный дом собиралась для античной "Арены ди Верона". Технологически этот огромный шар было необходимо разбить на 28 частей. Он менялся, трансформировался, использовались различные проекции.
Русская команда впервые ставила итальянскую оперу на одной из центральных площадок Италии. Спектакль имел успех – он продержался на сцене три года.
Остались ли еще спектакли, в которых вы бы хотели поработать в качестве художника?
– На самом деле мне нравится работать над абсолютно любым проектом. Когда хорошая команда специалистов, у постановщика дельные идеи, интересный взгляд, он словно завлекает в свой мир, и ты высказываешься, но не словами, а декорациями, костюмами. Всегда люблю делать что-то новое: будь то современная опера, когда придумываешь историю, которую еще никто никогда до тебя не рассказывал, или классический балет.
Вы принимали участие в оформлении сцен в Италии, Великобритании, Японии. Иностранные площадки чем-то отличаются от наших?
– Абсолютно ничем. Театр везде одинаковый. Есть сцена, актеры, художники, режиссеры, балетмейстеры… Для меня театр – отдельный вид искусства, мир, который стирает границы.
Сегодня в послужном списке художника более 350 спектаклей, в том числе на сцене мировых театров.
| Марина ВАЛАХ, газета "7 Дней", фото театра "Мюзик Холл" и из открытых интернет-источников.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Все знают Купаловский. А какие еще театры есть в Беларуси? Говорим о Бресте и Витебске
Его хвалили Репин и Левитан, а потом он менял картины на хлеб. Жизнь Бялыницкого-Бирули
Хотите одеться, как героини "Служебного романа"? Оказывается, это все еще модно