ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости

Владимир Васильев о "Лебедином озере": редкий случай - получилось так, как было намечено 

Опубликовано:

Логотип БелТА
Калейдоскоп
29 сентября 2025, 11:15

Владимир Васильев о "Лебедином озере": редкий случай - получилось так, как было намечено 

Народный артист СССР Владимир Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Он выступал как приглашенный солист в труппе Мориса Бежара "Балет ХХ века", Национальном балете Марселя, театре Ла Скала и Сан-Карло. Уйдя со сцены, Владимир Васильев взялся за кисть и перо: издал несколько поэтических сборников и написал более 400 картин, многие из которых хранятся в музеях. Поговорили с ним о современных талантах, интересу к живописи и стихам, а также узнали, так ли важны для артиста звания.

- Владимир Викторович, в апреле вы отметили красивую юбилейную дату - 85 лет. Известно, что вы не приверженец застолий. Скорее наоборот, сами любите делать подарки в виде творческих проектов. Какие сюрпризы подготовили на этот раз?


- Действительно, к каждой дате стараюсь сделать что-то новое, открыть творческую страничку - показать то, чего ранее зритель не видел и не слышал. Юбилейные даты - 75 и 80 лет - отмечал премьерами на сцене Татарского театра оперы и балета в Казани. В этот раз самым большим подарком, который мне хотелось преподнести публике, стала постановка "Лебединое озеро" Чайковского. У меня получилось исключительно классическое, но абсолютно новое произведение. Хотелось его поставить так, как я чувствую. Очень люблю произведение на музыку Чайковского, оно пропитано славянской душой, культурой.

Когда творец трудится, погрузившись в процесс, неважно - речь о спектакле, рисунке или живописи, - ему кажется, будто делает что-то необыкновенное. Точно так же думаю и я, но проходит время, появляется работа - и ты сразу начинаешь видеть недостатки: вот здесь нужно бы добавить, а тут - убрать. Так вот "Лебединое озеро" - очень редкий случай, когда получилось так, как было намечено. Сделал, как я это видел.

- В этом году на "Славянском базаре" зрители смогли оценить спектакль по мотивам романа Шолом-Алейхема "Блуждающие звезды" в исполнении Государственного молодежного ансамбля песни и танца "Алтай" имени Александра Березикова. А что для вас значит эта постановка, в которой вы являетесь режиссером, автором либретто, одним из хореографов?

- Это один из моих любимых спектаклей. Во время гастролей в Америке мне посчастливилось встретиться с Бел Кауфман, внучкой Шолом-Алейхема. Она подарила фото, на котором маленькая сидит на коленях у дедушки. Я же поделился с ней своей давней идеей - сделать постановку по его произведению. Помню, как она воскликнула: "Дедушка был бы очень рад!".

Спектакль получился красочным и добрым, наполненным светом, как и само творение автора. Это роман о людях, так сказать, сегодняшних Ромео и Джульетте. Кстати, это наша совместная постановка с талантливым белорусским хореографом Дмитрием Залесским, уроженцем Витебска.
- Владимир Викторович, а как вы находите таланты?

- Специально не занимаюсь их поиском, но они есть, причем в огромном количестве. У таких людей имеются корень, стержень, образование, заложенные с самого детства. Для большинства талантливых людей деньги вторичны, на первом месте - духовность. В наш век все сосредоточены на том, чтобы извлечь больше денежного капитала. Куда сложнее стало справляться с самим собой, уходить от соблазна. К примеру, я ненавижу, когда телепрограммы прерываются рекламой. Она мешает просмотру, разрушает восприятие. Поэтому самым лучшим телеканалом для меня остается "Культура", где не пускают в эфир бесчисленные ролики. Причем, когда мои любимые актеры снимаются в рекламе, которую крутят дни напролет, они больше не убеждают меня ни на сцене, ни в кино - я уже им не верю.

Несколько раз и мне поступали подобные предложения, но я всегда отказываюсь от участия в съемках рекламы. Мне нужно-то мало - кров, пища, а самое главное - друзья, люди, у которых можно поучиться. Трудно уйти от соблазна много и легко заработать, но деньги не решают все.

- Приверженцы академической школы зачастую недолюбливают современный танец. Как вам удалось достичь альянса с современно мыслящими хореографами?

- Многие даже не задумываются о том, что современный танец оказал большое влияние на развитие хореографии. В чем разница между классическим и современным исполнением? Первый - устремлен вверх, это всегда легкость, воздушность, утонченная красота, отрыв от земного тяготения. Даже герой-злодей в той или иной постановке проходит через невероятную пластику. Современный же танец, наоборот, тяготеет вниз. При их соединении получим разнообразие. Хотя органика - это большая редкость, нужно уметь правильно соединить каждый прыжок, вращение и другие элементы. Когда каждая твоя пора участвует в танце, а каждое слово выражает множество значений.

- Будучи народным артистом СССР, какую альтернативу этому званию можете предложить в наше время?

- Когда пошли все эти звания, меня стали спрашивать, как подписать на той или иной афише. Вдруг осенило, что при объявлении артиста звания не играют никакой роли. Каждый раз, проходя мимо афиши Рихтера, обращаю внимание, что там просто написано: "Исполняет Святослав Рихтер". Нет никакого звания, а его все знают. Так что главное, что может служить в том или ином виде творчества, - это твое имя.
- Фаина Раневская называла жизнь артистов балета каторгой в цветах. Согласны?

- Балет только кажется легким искусством, на самом же деле это постоянные репетиции, добавления, открытия… К тому же он связан с огромным физическим трудом, поэтому, да, можно сравнить и с каторгой.

- Вы не только артист балета, но еще художник и поэт… Пожалуй, для многих может стать открытием, что у вас большое количество художественных полотен и несколько опубликованных книг. Когда вы почувствовали тягу к этим видам творчества?

- Не скажу, что вдруг в какой-то момент появился необыкновенный интерес к живописи. Все это с детства, потом на десятки лет куда-то ушло и вдруг опять проснулось. Возможно, перестало хватать моей профессиональной работы, захотелось сделать ее шире, раскрыться по-другому. В спектакле ведь очень важен художник. Ранее готовил какие-то наброски и подумал: а если все сделать самому? Так и получилось в "Лебедином озере" - там мои декорации. И не потому, что захотелось объять необъятое, - просто не мог не рисовать, не писать…

К слову, первое стихотворение родилось в Санкт-Петербурге, который в то время звался Ленинградом. День был совершенно отвратительный - лил холодный дождь. И вдруг пришли на ум строки стихотворения "Я иду по Фонтанке". Ничего не правя, я просто взял и записал его. Наверное, это и был первый толчок, после которого все чаще стали появляться новые стихи. Сегодня свет увидел уже третий сборник, правда, там не все. Есть и шутливые, хулиганские стихи. При жизни как-то не решаюсь их опубликовать, возможно, кто-то это сделает, когда меня не станет.

| Марина ВАЛАХ, газета "7 дней". Фото из открытых интернет-источников.

Читайте также:

"Всегда оставался немножко себе на уме". Каким человеком был легендарный Дед Талаш?
Внук приколол записку "Баба Стефа - кинозвезда". Про такую Станюту вы и не слышали
"О, Тамарочка поет!" Как девушка из Саратова стала королевой Большого в Минске?
Теги
культура
Топ-новости
Свежие новости Беларуси