ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 16 мая 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
24 апреля 2025, 19:52

"О, Тамарочка поет!" Как девушка из Самары стала королевой Большого в Минске?

Начало 1970-х годов. Народный артист СССР Иосиф Жинович (крайний слева) и Тамара Нижникова в гостях у военных моряков
Начало 1970-х годов. Народный артист СССР Иосиф Жинович (крайний слева) и Тамара Нижникова в гостях у военных моряков
Ее полетный, неподражаемый голос в 1960-е звучал из каждого радиоприемника. Этот голос врывался в весну из душного сумрака комнат, звал за собой, смеялся и плакал, рассыпаясь фонтанами хрустальных брызг под высоким майским небом. Легкий, почти невесомый, он обладал поразительной силой. Бросив в дрожь многотонную театральную люстру, из распахнутых сценических карманов вылетал на площадь, вихрем врывался в окна близлежащих домов, шевелил листву тополей и каштанов. "О, Тамарочка поет!" - восхищенно замирала балерина Бася Карпилова на балконе своей квартиры в ста метрах от Большого театра.

В тридцать один год Тамара Николаевна Нижникова стала народной артисткой БССР, в тридцать девять - народной артисткой Советского Союза. В своем высоком статусе она рожала детей, пекла пироги, справлялась с непростым послевоенным бытом. И уж конечно, все партии лирико-колоратурного сопрано в Большом театре были ее. Трогательная Марфа, жертвенная Джильда, нежная Царевна-Лебедь, разливающаяся речкой Волхова - ее героини зачастую несли на себе печать трагизма и нездешней, надмирной красоты. А сама Нижникова была очаровательной булочкой с лукаво вздернутым носиком и задорными, яркими синими глазами.

- Она никогда не была тростинкой, - вспоминает народная артистка Беларуси, в ту пору артистка оперного хора Наталья Руднева. - Казалось бы, в пятьдесят лет какая из нее Шемаханская царица? Но ее удивительное мастерство, кошачья грация, с которой она порхала по сцене, добавляли ей роста, убирали излишки с талии, а ее пленительный вокал довершал это чудо преображения.

Случилось так, что ровно восемь лет назад мы с фотокорреспондентом Виталием Пивоварчиком брали у нее интервью. Дата у Тамары Николаевны была не юбилейная, но меня не покидало ощущение, что мы обязаны ее навестить. Это оказался ее последний день рождения, а мы - последние гости, которым посчастливилось послушать пленительные рассказы Нижниковой.
- Я очень хорошо помню этот день, - рассказывает ведущий фотокорреспондент БЕЛТА Виталий Пивоварчик. - Конец февраля, сырой морозец у реки, громадный дом, в котором не так-то просто отыскать нужный подъезд. Долгий подъем на лифте, дверь открывается… Я никогда раньше не видел Тамару Николаевну и удивился, какая она маленькая. И глаза детские - яркие, синие, горящие. Преподнесли ей букет сиреневых тюльпанов. Обрадовалась. Расцвела. "Мне ведь уже 92 года будет!" А кокетство, как у молодой. Потребовала, чтобы ей подали меховую накидку, подаренную одной из учениц, и нагрудный знак "Народный артист СССР". Пришлось подождать, пока дочь поправляла ей шарфик и взбивала прическу "попышнее". А когда все было готово, народная артистка победно взглянула на меня: "Ну что, сегодня я красивая?"

"Хороша как никогда!" - хором уверяли мы. Она и вправду была сказочно прекрасна. Глаза сияют, на губах счастливая, почти девичья улыбка: "Я теперь постриглась коротко и не накручиваю волосы на бигуди. По-моему, и без этого отлично. А эти портреты когда-то висели в театральном фойе, их уменьшили и отретушировали. Вот „Травиата“, а вот фотоснимок с концерта в замечательном платье".

Откуда-то появляется заветный альбом с фотографиями, письмами, документами. Вся жизнь, как оперный спектакль - с детства до старости. "Посмотрите, я в партии Антониды. Какое чудное фото!" - улыбается Тамара Николаевна.
Конец 1930-х годов. Юная Тамара Нижникова с мамой Александрой Прокофьевной

Да, шла у нас в те годы опера "Иван Сусанин". Поставили ее в 1950-м, когда Нижникова преподавала в Албании. Был в ее жизни такой эпизод. Партию Антониды тогда исполняла Тамара Пастунина. Но Нижникова очень быстро взяла реванш: ввелась в спектакль и поразила публику своими виртуозными пассажами.

С тех пор соперниц у нее фактически не было. Довоенная оперная дива Дора Кроз оставила сцену еще в 1949-м. Тамара Николаевна из-за тогдашней театральной бедности много лет донашивала ее сценические костюмы. Талантливая певица Нина Гусельникова в 1952-м уехала в московский Большой театр, а Клавдия Ясинская и Пастунина все же уступали Нижниковой в яркости голоса и вокальном мастерстве.

В ту пору в моде были запредельно высокие, соловьиные голоса, рассыпавшиеся каскадами трелей и звончатых жемчужных фиоритур. Но была в ее пении и теплота, и берущая за душу искренность. "Вот смотрите, Лемешев! - показывала нам артистка. - Он мечтал со мной петь!"

Увы и ах, великий советский тенор так и не приехал в Минск. Зато его "злейший друг" и соперник народный артист СССР Иван Семенович Козловский в 1953-м спел в Большом театре Белорусской ССР в четырех спектаклях: "Евгений Онегин", "Запорожец за Дунаем", "Травиата", а также "Севильский цирюльник", в котором Розиной была Тамара Нижникова.

- Перед репетицией меня предупредили, что Козловский терпеть не может дюймовочек, сладкие духи и маникюр, - вспоминала она. - А у меня свежий лак на ногтях и убойный аромат "Красной Москвы". Захожу в класс… Все напряглись, ждут, что он скажет, а он даже бровью не повел. Зато после репетиции поцеловал мне руку и сказал: "Люблю маленьких женщин!"
1955 год. Последний наказ режиссера народной артистки СССР Л.П. Александровской участникам спектакля "Страшный двор" Н. Лазареву, Т. Нижниковой, М. Ворвулеву, Р. Осипенко

Пять или шесть лет спустя она пела в "Севильском цирюльнике" с восходящей румынской звездой Николае Херля. Юный красавец покорил минчан своей утонченной актерской игрой и раскатистым баритоном. А его покорила… Тамара. "Она в тот вечер была феерична! - с восторгом вспоминала моя мама, доцент Белорусской государственной консерватории Людмила Павловна Андреева. - Пожалуй, даже ярче знаменитого гастролера. Она порхала по сцене, как бабочка, рассыпая пригоршни прекраснейших фиоритур. Во время поклонов Херля обцеловал ей все ручки".

Я тогда напомнила Тамаре Николаевне про этот эпизод. "Да-да-да-да! - оживилась она. - Но фотографий с Херлей у меня нет. Зато вот вам фотоснимок моей малюськи-Алюськи! Помнишь, Аллочка, как ты играла Русалочку с дядей Витей Гурьевым?".

Кандидат педагогических наук, доцент Алла Борисовна Нижникова, которая помогла организовать интервью, мгновенно залилась краской. Дочь хоть и не стала оперной дивой, но продолжает дело матери - преподает вокал на кафедре музыкально-педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Дети Нижниковой с самых нежных лет играли детские роли в оперных спектаклях. Особенно на гастролях. Это и копейка в семью, и приобщение к напряженному труду взрослых. "Голос у меня от родителей, - призналась Тамара Николаевна. - У отца был чудесный тенор. Все родственники со стороны мамы и папы пели в церкви, и меня отец с шести лет брал в храм, я пела вместе с хором. Папа хотел, чтобы я стала оперной артисткой".

Жили они в Куйбышеве (Самаре). Отца не стало, когда ей было десять. Двое младших детей умерли от пневмонии. Мать Александра Прокофьевна осталась с одной Тамарой, в которой не чаяла души.
Лучшие оперные партии Тамары Нижниковой: Лейла (Ж. Бизе "Искатели жемчуга"; Нурабад - Владимир Лубяной, 1956), Лакме (Л. Делиб, "Лакме"; Зурга - Аркадий Савченко, 1952)

Будущая артистка была образцовым советским ребенком: отличница, пионерка, активистка. Еще до кончины отца ее отдали в музыкальную школу. В те времена в СССР запрещалось обучать пению до восемнадцати лет. Считалось, что это вредно для голоса. Поэтому она училась в классе фортепиано. "Инструмента дома не было. Занималась у соседки тети Евы Хейфец и у врача Иосифа Ильича Аксельдрофера, мама дружила с его женой. Мой чудесный педагог Анна Абрамовна Шац говорила: „Тамарочка, если будешь петь, тебе фортепиано очень пригодится“. И знаете, она оказалась права! Я всю жизнь сама разучивала партии и ученикам своим аккомпанировала", - рассказывала Нижникова в своем последнем интервью.

Мама, интеллигентный и деликатный человек, после смерти отца устроилась на шляпную фабрику. Говорила: "Доча, учись. Нам рассчитывать не на кого". Жили трудно. Но стократ труднее стало, когда началась война. "Господи! Летит на нас немецкий самолет, из всех пулеметов стреляет, - вспоминала Тамара Николаевна. - Мы сразу в военкомат: „Возьмите нас на фронт!“ Хорошо, что мама об этом не знала".

Занятия в школе продолжались. Но с началом Сталинградской битвы их все чаще снимали с уроков и в составе санитарных дружин направляли на разгрузку барж с ранеными. "Белоснежные лайнеры, на которых мы до войны катались на экскурсии, приплывали заполненные под завязку. Борта вровень с водой. Как говорили у нас, по горло в воде. Кровь, вонь, крики. Идешь, а тебя за полы хватают: "Девочка, возьми меня!", - рассказывала Тамара Николаевна. - Госпиталь на Красной Глинке, там сейчас горнолыжный курорт, пока взберешься наверх - измучаешься. А мы вдвоем с подружкой на эту гору таскали тяжелораненых. Солдаты нам говорят: „Девчонки, что вы с собой делаете? Вы же потом родить не сможете!“ Смогла, еще как смогла… Втянулась и работала. Однажды девять суток меня не было дома, мама вся изнервничалась. А мы в госпитале дежурили. Следили, чтобы раненые с нар не попрыгали. Они же полусумасшедшие, в бреду, продолжают воевать, друг на друга бросаются. А потом научилась с ними управляться. Пела им песни - русские, украинские - и они успокаивались".
Лучшие оперные партии Тамары Нижниковой: Манон (Ж. Массне, "Манон"; Леско - Николай Глазов, 1958), Марфочка (Е. Тикоцкий, "Дзяўчына з Палесся", 1955)

Госпиталем руководил тот самый Иосиф Ильич. Смотрел на Тамару, как ловко она перевязывает, как шустро оказывает первую помощь, и тревожился, не забрали бы девчонку на фронт.

В это время эвакуированный в Куйбышев Большой театр СССР объявил набор в Школу эстрадного искусства. Чтобы в нее попасть, требовалось пройти строгий творческий отбор. "Почему бы тебе, Тамарочка, не попробовать?" - предложил главврач, и она не устояла. "Вызвали меня по фамилии: „Что вы будете петь?“ - „Арию Виолетты из последнего акта „Травиаты“. Сама себе сыграла и спела. Затем попросили прочитать стихотворение. У меня в памяти было только „Письмо Татьяны“. - „А теперь представьте, что у вас собачка, карликовый шпиц, и вы перед ней вальсируете с кусочком сахара“. Станцевала, улыбнулась. В назначенный день пришла узнать результат - нет меня в списках! И лишь в самом низу крохотная приписка: „Нижниковой явиться в дирекцию“", - вспоминала Тамара Николаевна.

Читайте также:

"На этом фоне он выглядел инопланетянином". Невероятная история Сергея Кортеса
Сто лет вдохновения. Рассказываем о династии белорусских музыкантов Оловниковых
1285 дней на войне: как известный ученый сражался на фронтах ВОВ и дошел до Берлина

Тут-то и выяснилось, что черноглазая строгая женщина, возглавлявшая экзаменационную комиссию, - это народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии первой степени Валерия Барсова. "У вас очень хорошие данные, - объяснила она. - Поедете в Москву, будете учиться в консерватории. Там преподает моя сестра - Мария Владимировна Владимирова. Проситесь к ней в класс. Она вас научит".

Но Тамара не торопилась в Москву. На приемные экзамены не поехала, а поступила в Ленинградскую военно-медицинскую академию, которая находилась в Куйбышеве в эвакуации. Четыре месяца проучилась, как вдруг мать вызвали в отдел искусств: "Где ваша дочь?" Пришла телеграмма из Москвы, юную артистку срочно вызывали в консерваторию. Напуганная Александра Прокофьевна честно призналась: так, мол, и так. И под Новый 1944 год пришлось Тамаре в переполненном, чадящем поезде ехать в новую жизнь. В большой город, где ни родни, ни знакомых.
Лучшие оперные партии Тамары Нижниковой: Церлина (Д. Обер, "Фра-Дьяволо", 1955), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди, 1969)

В консерватории таких абитуриентов оказалось семеро: три девчонки и четверо парней. "Жить решили на вокзале, - вспоминала Нижникова. - Милиционеры нас гоняли, ведь ночевать в зале ожидания строжайше воспрещалось. Я кое-как объяснила им, кто мы такие, и пригласила на спектакль - через пять лет! Ребята оказались добрые и предоставили нам местечко под батареей".

В консерватории тоже поначалу не ладилось. Тамару направили в класс народной артистки СССР Антонины Неждановой. Другая бы радовалась, а она: "Я буду заниматься только у Владимировой". "Вот же упрямая какая! - возмутилась всевластная декан Ксения Николаевна Дорлиак. - А ко мне учиться пойдешь?" Тамара стояла на своем. "Разозленная Дорлиак сама за руку привела меня в класс к Владимировой: „Вот вам очень хорошая девочка“", - вспоминала Тамара Николаевна семьдесят три года спустя.

Мария Владимировна высоко оценила талант будущей примы. Именно она, любимая ученица итальянского профессора Умберто Мазетти, обучила ее всем таинствам "прекрасного пения" - бельканто. За двадцать лет преподавания в Московской консерватории Мазетти воспитал Антонину Нежданову, Надежду Обухову, Валерию Барсову, Нину Кошиц. Каждый, кто любит оперу и романс, знает эти имена. Владимирова блистала на Мариинской сцене всего пять лет - с 1911 по 1916-й. Ей больше нравилось учить и учиться. Окончив с золотой медалью консерваторию, она три года совершенствовалась в Париже, где еще консультировала престарелая Полина Виардо.

Тамара при ее трудолюбии и таланте очень скоро стала получать Сталинскую стипендию. Ей дали общежитие, жизнь вроде наладилась, но на пропитание все равно не хватало. "Зарабатывала уроками фортепиано, - признавалась она в том памятном интервью. - Бывало, чужие люди и покормят, и денежку дадут. Я успевала даже в оперную студию на Собачьей площадке".
Лучшие оперные партии Тамары Нижниковой: Волхова (Н. Римский-Корсаков, "Садко", 1957), Марфа (Н. Римский-Корсаков, "Царская невеста", 1950)

Не помешала занятиям и большая любовь. В консерватории она познакомилась с виолончелистом Борисом Скобло, красавцем, сталинским стипендиатом, тоже уроженцем Самары.

- Представьте, они не были знакомы, хоть и жили в Самаре на одной и той же улице Кооперативной, ныне Молодогвардейской, - рассказывает их дочь Алла Борисовна Нижникова. - Более того, оба как отличники учебы ездили отдыхать в один и тот же пионерский лагерь, запечатлелись на общей фотографии.

Вернувшись с фронта, орденоносец Скобло восстановился в консерватории. Окончил ее одновременно с Тамарой, тоже с красным дипломом. Еще во время учебы они поженились. "Я прослушивалась и в Перми, и в Свердловске, и в Новосибирске. Везде пела спектакли, каждый театр по-своему хорош, - вспоминала Нижникова. - Барсова настаивала, чтобы я оставалась в Москве: „Ах, Тамарочка, годик потерпите, и вас возьмут в Большой театр СССР“. А я ей в ответ: „Не надо мне этой столицы“. Приняли меня в Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, а мы с Борей к тому времени уже в Минск переехали и не захотели ничего менять".

Почему она выбрала Беларусь? Казалось бы, езжай на Урал - там и жилье, и театры целехонькие, а Минск в развалинах и землянках. "Беларуская перапёлачка" Лариса Помпеевна Александровская, пригласившая их, честно предупредила: "У нас тяжело, театр полуразрушен, будем восстанавливать". Народная артистка СССР единственная жила вместе с матерью в частном домике на улице Берсона. Остальные, включая дирижеров, прозябали в гримерках. Здание практически не отапливалось. Но Тамару Нижникову это не испугало: "Я сразу влюбилась в громадную, пустую сцену этого театра. Прошла по ней несколько шагов и решила: буду здесь петь. И никогда этому решению не изменила".
1975 год. В день своего 50-летия Тамара Николаевна сфотографировалась у любимого пианино

Промозглый осенний Минск 1949 года привел ее в ужас. Вокзал встретил темнотой. О такси и речи не было. Погрузили вещи на телегу и пешком вдоль развалин двинулись к Немиге. Театр стоял на пустыре, на котором меланхолично паслись коровы. Новоселам дали коморку на шестом этаже под самой крышей, вместо стекол в окне фанерки. Шум, гам, детская беготня, копоть и вонь от керогазов… В соседнем крыле еще оставались пленные немцы, занимавшиеся восстановлением театра.

Труппа лихорадочно накапливала репертуар. В 1949 году в Минске поставили пять опер: "Князь Игорь", "Проданная невеста", "Черевички", "Алеко", "Травиата". В 1948-м - "Евгения Онегина", "Пиковую даму" и "Дубровского". Кое-как "приспособили" "Севильского цирюльника" и "Кармен", с которыми театр в первые послевоенные годы выступал в Доме офицеров.

В большинстве из этих опер не было партий для ее голоса. Впрочем, Нижникова знала лишь "Севильского цирюльника". Только-только договорилась, что ее введут в спектакль, телеграммой из Москвы ее и Скобло отозвали для поездки за границу. Два года в Албании Борис Германович по-немецки преподавал виолончель, Тамара Николаевна по-итальянски - пение. В ее классе было двадцать учеников. Каким-то чудом она находила время для разучивания партий.

В Минск вернулась во всеоружии и вышла на сцену рядом со своими кумирами Софьей Друкер, Ритой Млодек, Исидором Болотиным. Семье дали квартиру на Комсомольской. Бориса Германовича пригласили в филармонический оркестр концертмейстером виолончелей. На этом посту он проработал без малого сорок лет.
Конец 1960-х годов. Звездная пара: Тамара Нижникова и Аркадий Савченко

В феврале 1955 года в Москве прошла Вторая декада белорусского искусства и литературы. Большой театр БССР представил в столице три оперы: "Дзяўчыну з Палесся" Евгения Тикоцкого на либретто Петруся Бровки, "Страшный двор" Станислава Монюшко и "Евгения Онегина" Петра Чайковского. Роль юной партизанки Марфочки в "Дзяўчыне з Палесся" - далеко не главная в опере. Но Нижникова сумела так нежно и трогательно исполнить ее арию, что других номеров спектакля современная публика уж и не вспомнит.

Партитуру "Страшного двора" Александровская выпросила в Польше. По ее просьбе Максим Танк перевел текст на белорусский язык. Это был роскошный спектакль в духе российских императорских театров, в котором белорусские народные мелодии лились как из рога изобилия. Нижниковой досталась главная женская роль - молодой "шляхцянкі Ганны". Она настолько хорошо овладела неповторимой напевностью "матчынай мовы", что присутствовавший в зале Якуб Колас признал эталоном ее чистое и правильное произношение.

После декады Тамара Нижникова удостоилась звания народной артистки БССР. "Тебя за подол не стянешь со сцены", - то ли в шутку, то ли всерьез укорял ее Скобло. Ей предлагали все новые и новые роли, и она с восторгом соглашалась. "Фра-Дьяволо" Обера, в которой ей досталась роль Церлины. "Искатели жемчуга" Бизе, где воплотила неповторимый нежный образ Лейлы, "Садко" Римского-Корсакова, оперетта "Корневильские колокола", "Манон" Массне, "Лакме" Делиба… После Нижниковой эти произведения никогда не ставились.

Ей нравилось сотрудничать с белорусскими композиторами. Особенно с Юрием Семеняко, который специально для Нижниковой сочинил комическую оперу "Калючая ружа". Ее центральный номер - головокружительно виртуозный "Галоп Ирины" - стал настоящим хитом. Здесь соловьиные трели Нижниковой "порхали" чуть ли не в четвертой октаве.

- Юрий Владимирович нередко просил: "Тамарочка, напиши мне, как бы ты хотела, чтобы эта музыкальная фраза прозвучала для твоего голоса". И она поправляла, предлагала, подсказывала. Композиторы очень это ценили, - рассказывает ученица Тамары Нижниковой, заслуженная артистка Беларуси Елена Шведова.
Конец 1970-х годов. С детьми. Алексей (родственник), Алла Нижникова, Аркадий и Андрей

Брак Нижниковой и Скобло продержался пятнадцать лет, но они навсегда сохранили дружбу. Певица с теплотой и заботой относилась к его сыновьям, особенно к Грише, который рано остался без матери.

- Увидит его в консерватории: "Гриша, ты здоров, покушал?" - вспоминает дочь певицы Алла Борисовна. - Она очень старалась, чтобы все дети дружили, даже если между ними не было кровного родства.

В 1960-х годах Тамара Николаевна вновь вышла замуж. Ее избранником стал выдающийся оперный баритон Аркадий Савченко, он был моложе ее на одиннадцать лет. Будущие супруги впервые встретились на сцене Большого в спектакле "Бал-маскарад", где она играла веселого пажа Оскара, а он - эпизодического Судью.

- Аркадий Маркович удивлялся: "Почему ты не записываешь меня своим учеником? Ведь ты постоянно мне что-то подсказываешь, и я как вокалист очень многому у тебя научился", - рассказывает дочь.

Нижникова и Савченко - птицы одного полета. Оба, правда, с разбежкой в двадцать лет удостоились звания народных артистов СССР. Оба - кумиры искушенной публики. Но она - солнце, он - грозовая туча, и, как ни сильна была любовь, достичь гармонии не смогли. Из двух сыновей, рожденных в этом браке, один рано умер, что стало страшным горем в жизни Тамары Николаевны.

- Несмотря на колоссальную занятость, детьми она занималась сама, - рассказывает дочь. - Войдя в квартиру после напряженного репетиционного дня, преображалась в добрую и заботливую маму, готовую часами возиться с детьми. Не помню, чтобы она на нас кричала, капризничала, чего-то требовала. Заботилась, чтобы дети были здоровы и благополучны, правильно развивались, любили и уважали друг друга.
Конец 1970-х годов. После концерта на Минском автомобильном заводе

Дома артистка много работала, учила партии, сама себе аккомпанировала на фортепиано. В это время заходить к ней в комнату было нельзя. Но если кто-то из детей случайно нарушал запрет, она не сердилась, не выгоняла их. Впрочем, малышня прекрасно понимала, что мама - выдающийся музыкант.

- Я помню главный мамин лозунг: "Искусство требует не жертв, а преданности", - говорит Алла Борисовна Нижникова. - Быт, побрякушки ее абсолютно не интересовали. Она жила для детей и для искусства.

Заботилась о здоровье голоса. В день спектакля прекращались всякие разговоры. Абсолютное молчание и покой. Если звонил телефон, младший сынишка Андрей брал трубку и просил перезвонить в другой день. У нее было очень развито чувство ответственности. Нижникова никогда не отменяла спектаклей из-за болезни детей. Заботу о них в такие моменты брала на себя ее мать Александра Прокофьевна, которая много лет жила вместе с дочерью.

С особенной трепетностью Тамара Николаевна относилась к концертным платьям. Лучшие портнихи города создавали для нее настоящие шедевры. Известно даже имя одной из этих мастериц - Муся. К каждому правительственному концерту артистка за собственные средства заказывала новый наряд. Соперницы с карандашами наготове гадали: "В чем выйдет сегодня Тамарочка?" "Обычные скромные платья, но хорошие! - кокетливо уверяла певица в своем последнем интервью. - Тут бантик, там оборка, ничего особенного".
Конец 1990-х годов. С сыновьями и внучкой. Слева Андрей с дочкой Ксюшей, в центре Аркадий

В 1976 году на пике вокальной формы она оставила оперную сцену.

- Говорила: "Лучше уйти на пять лет раньше, чем на пять минут позже", - вспоминает дочь.

Такова судьба высокого сопрано, которому всегда поручают роли юных девушек, а не зрелых матрон. Исключение - Царица Ночи в моцартовской "Волшебной флейте", но эту оперу включили в репертуар гораздо позже. Оставив большую сцену, Тамара Николаевна не улеглась комфортно на диване. Наоборот, интенсивность жизни возросла. Концерты, концерты, бесконечные концерты… В воинских частях, в клубах, в филармониях. Поездки по огромной советской стране, по ближнему и дальнему зарубежью.

Еще в 1958 году она первой из белорусских певиц вместе с композитором Евгением Тикоцким, кинорежиссером Владимиром Корш-Саблиным и другими деятелями искусства участвовала в Неделе белорусской музыки и фестивале белорусских фильмов в Народной Республике Болгарии. Их возили на Шипку, где в 1877 году в войне с турками погибли тысячи русских солдат и болгарских ополченцев. В 1967-м вместе с Аркадием Савченко, Виктором Вуячичем и оркестром Иосифа Жиновича участвовала во Всемирной выставке в Монреале.

Тамара Николаевна объездила десятки стран и повсюду хотя бы один куплет исполняла на родном языке живущих там людей. Зачастую не спала ночь, чтобы уложить в голове несколько строк по-фински или по-монгольски.

Особенно она гордилась своим шефством над Минским автозаводом. Приезжала в обеденный перерыв, сценическими подмостками служил станок, и она одну за другой исполняла песни, романсы. В благодарность цех лесовозов включил ее в состав работников и выполнял за нее план, а заработанные средства перечислял в Фонд мира.
1998 год. Профессор Тамара Николаевна Нижникова с учениками

Распрощавшись с оперной сценой, Тамара Николаевна увеличила свою нагрузку в консерватории. Первые студенты появились у Нижниковой еще в 1964 году, когда она удостоилась звания народной артистки Советского Союза. Теперь она трудилась на полную ставку, заведовала кафедрой, в 1980 году стала профессором. И даже после того, как переложила административные обязанности на заслуженного артиста Леонида Ивашкова, оставалась главным и безоговорочным авторитетом.

Студентки ее обожали, хотя и признают сегодня, что Тамара Николаевна была строгим учителем.

- Мы еще издали слышали, в каком она настроении. Если сердилась, хлопала дверями, - вспоминает заслуженная артистка Беларуси Елена Шведова. - Жалуешься, что трудно, а она резко обрывает: "Ищи себе другую профессию". Но перед педагогами защищала. Соберутся после экзамена на кафедре, обсуждают, спорят, выскакивают красные, взъерошенные… То же самое и с конкурсами. Она этой блажи не одобряла: "Свой профессионализм надо доказывать в театре". Но, возглавляя жюри, всегда поддерживала своих.

На студентов Тамара Николаевна не жалела ни времени, ни сил, причем абсолютно бескорыстно. Приходили к ней домой, занимались, обедали. В конце обязательно кофе или чай… с Германом. Это был "домашний любимец", живший в холодильнике. Когда-то профессор Латвийской консерватории Людмила Браун прислала Тамаре Николаевне стакан закваски, которую нужно было "кормить" сахаром и молоком, и из нее вырастали… пироги. В тесто добавлялся изюм, и получалось что-то вроде пасхального кулича. Несколько поколений студентов и многочисленные гости наслаждались этим домашним чудом.
В 2004 году народная артистка БССР и СССР Тамара Нижникова возглавила жюри I Международного конкурса вокалистов имени Александровской

Заслуженная артистка Беларуси Елена Бунделева продолжала распеваться у Нижниковой дома много лет после окончания консерватории.

- Особенно во время реконструкции Большого театра, - рассказывает она. - Спектакли проходили в Доме офицеров, отдельных гримерок там не было, и я бегала распеваться к Тамаре Николаевне. Она никогда не отказывала. После тех распевок самый трудный спектакль проходил без сучка и задоринки.

Нижникова воспитала десятки замечательных певиц. Многие из них работают в России, дальнем зарубежье. До сих пор приезжают на юбилеи выдающейся певицы и педагога. Вот и в этом году собираются в гости.

- Мама была замечательным человеком: доброжелательным, высоконравственным, принципиальным и глубоко советским в лучшем смысле этого слова, - подчеркивает Алла Борисовна Нижникова. - Она горячо любила Беларусь, срослась душой с любимым Минском и не мыслила себя без этой земли. Маме очень нравилось, как вы ее назвали в одной из статей: женщина из стали и пуха. Она и вправду такая была. Мне ее очень не хватает. Быть с ней - это такое счастье!..

Она скончалась в феврале 2018-го, прожив почти 93 года. Девятого марта - столетие со дня рождения выдающейся артистки. Большой театр отметил эту дату ее любимым спектаклем "Севильский цирюльник".

ТОП-5 оперных партий Тамары Нижниковой (по версии "Беларускай думкі"):

•    Розина в опере Джоаккино Россини "Севильский цирюльник" (1953)

•    Манон в одноименной опере Жюля Массне (1958)

•    Лакме в одноименной опере Лео Делиба (1952)

•    Лейла в опере Жоржа Бизе "Искатели жемчуга" (1956)

•    Марфочка в опере Евгения Тикоцкого "Дзяўчына з Палесся" (1952)

| Юлия АНДРЕЕВА, журнал "Беларуская думка". Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, БЕЛТА, Большого театра Беларуси, из личного архива А.Б. Нижниковой.
Теги
Беларусь
Топ-новости
Свежие новости Беларуси