Наталья Котова-Громова - одна из самых ярких и титулованных белорусских пианисток. На ее концертах царит особая атмосфера, которую тонко чувствует зритель. 5 декабря в Большом зале филармонии состоится ее бенефис, и слушатели в который раз смогут ощутить энергетику музыканта. Беседуем с солисткой Белгосфилармонии, кандидатом искусствоведения Натальей Котовой-Громовой о том, как развить вкус к классической музыке и сложно ли играть в четыре руки.
- Музыка была рядом со мной с раннего детства. Мама всю жизнь проработала монтажером на киностудии "Беларусьфильм". Отец - инженер-конструктор. У обоих за плечами музыкальная школа. Моя бабушка обладала природным музыкальным слухом и интуицией. Именно она и привела меня в музыкальную школу. В семье было принято устраивать время от времени небольшие музыкальные вечера. Мне было годика четыре, но отчетливо помню, как мама садилась за рояль и играла сонаты Бетховена, а мы всей семьей завороженно слушали. В пять лет я начала осваивать рояль. Последующие восемь лет получала музыкальное образование в Детской музыкальной школе № 1 имени Л.П. Александровской.
- Ходили туда из-под палки?
- Всем детям, занимающимся музыкой, знаком такой период сопротивления. Мотивация и интерес к обучению музыке приходят с возрастом. Позже я поступила в гимназию-колледж при консерватории (тогда она называлась средней специальной музыкальной школой). Уникальное учебное заведение! Уже с первых дней там поняла, что о такой атмосфере могла только мечтать. Потом была консерватория, где нам, студентам, помогали не только совершенствовать профессиональные и артистические навыки, но и снабдили пониманием того, что такое вообще культура и искусство, как эта сфера исторически развивалась, какое значение имела музыка в обществе.
- Вы объехали с концертами немало стран. А какой из них врезался в память?
- Первое, что сейчас вспомнилось, - это выступление в Барселоне. Я играла Первый концерт Петра Чайковского во Дворце Каталонской музыки (Palau de la Musica). В красивейшем, совершенно бесподобном зале, оформленном в стиле модерн. Там замечательная акустика, и в какой-то момент показалось, что мне аплодирует невероятное количество слушателей. Скорее всего, такой эффект был усилен именно акустическими возможностями зала. Но вот этот взрыв, какая-то теплая волна, которую буквально физически ощутила от зрителей, запомнились навсегда.
- Прежде всего, должно быть совпадение - в музыкальном и человеческом плане. Хороших и даже исключительных музыкантов много, но не все могут друг с другом играть вместе. Как и в обыденной жизни. С одними ты общаешься легко, свободно, они понимают тебя с полуслова. А с другими, причем замечательными людьми, не чувствуешь контакта, не понимаешь их, то есть нет каких-то общих точек соприкосновения.
Сложность фортепианного дуэта в том, что одинаковые по тембру инструменты должны акустически соединяться, практически без каких-либо "швов", заметных для публики. Но зато в дуэте есть огромное преимущество - возможность вести увлекательный живой музыкальный диалог, импровизировать, реагировать на сиюминутные изменения ритмики, окраски и эмоционального тонуса в игре друг друга.
- Какие недавние интересные проекты особенно запали в душу?
- На самом деле их очень много, потому что мы не перестаем открывать и придумывать новые программы и даже новые форматы для своих выступлений. К примеру, недавно вместе с Валерием Боровиковым сыграли "Переписку" Георга Пелециса и Владимира Мартынова. У нее необычная история создания. Эти два композитора на протяжении 20 лет вели музыкальную переписку. Ее началом стало обычное вербальное письмо, к которому был приложен музыкальный отрывок. Пелецис написал Мартынову, а Мартынов в ответ эту же тему развил. Музыкальные отрывки сложились в совместную композицию под названием "Переписка". Она написана для двух фортепиано и идет без перерыва. Музыка интересная, красивая, мелодичная, это то, что называется "новая простота", то, что хорошо ложится на ухо даже неподготовленному слушателю. Все очень гармонично и доступно. В манере минимализма.
3 ноября в Малом зале филармонии вместе с Валерием Боровиковым представили программу "Мы сыграем вам сказку". В год 225-летия А.С. Пушкина будем читать и играть его сказки. Пушкинский текст озвучим на фортепиано в четыре руки музыкальными эпизодами, которые подходят по смыслу и характеру к содержанию сказок. А 5 декабря в Большом зале Белгосфилармонии состоится мой бенефис, уже начала подготовку к этому важному для меня событию. Буду играть с Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Юрия Караваева как солистка и как участница фортепианного дуэта. Поэтому и программа называется "Соло. Дуэт. Оркестр".
- Эксперты одно время заявляли, что наступило "провисание" и интерес к академической музыке у молодого поколения слегка утерян. Я так не считаю. "Дебют" - лакмусовая бумажка для специалистов. Вижу, что с годами талантливых ребят не становится меньше. Другой вопрос - есть ли у них мотивация продолжать музыкальную стезю. Ведь для того, чтобы превратить способности ребенка в большой или даже выдающийся талант, нужна длительная и кропотливая работа.
- Однажды журналисты спросили известную пианистку Элисо Вирсаладзе об участии в международных музыкальных конкурсах и фортепианной мафии. Она высказала мысль о том, что не всегда со стороны жюри честный подход к музыкантам, потому как не существует каких-то объективных критериев, по которым можно проводить подобное судейство...
- Соглашусь с Элисо Вирсаладзе в том плане, что объективных критериев действительно не так много. И речь не о том, чтобы оценить, как конкурсанты с большим или меньшим успехом преодолевают технические сложности, а о том, когда музыканты приблизительно одного уровня представляют несколько интересных исполнительских трактовок. Как выбрать победителя из них? Естественно, это уже вопрос твоего субъективного слушания, видения, отклика. Сколько бы ни сидело людей в зале, каждый будет слышать свою, отличную от другого, интерпретацию игры пианиста. Безусловно, конкурсы - важная часть нашей профессии, потому что дают толчок для шагов вперед, а также возможность получить ангажемент и принять участие в концертах. Но зацикливаться на них не стоит, ведь, по большому счету, конкурсы не имеют отношения к тому, чем мы занимаемся. Погружение в музыку, выступление на сцене, аплодисменты благодарных зрителей - это намного выше наград и регалий.
- А в Беларуси хороших пианистов много? И сколько их - пять, десять, сотня?
- Десяток, думаю, наберется.
- Классическая музыка - удел элиты, особой группы поклонников?
- Почти до XIX века академическая музыка создавалась исключительно для состоятельных и образованных слоев населения. Считалось, что именно они могли по достоинству оценить ее. В XX веке, когда к искусству и просвещению потянулись широкие массы населения, ситуация кардинально изменилась. Сегодня позволить себе слушать ее могут практически все. Однако далеко не каждый, в силу образования и воспитания, способен понять классику, разглядеть ее красоту и необыкновенность. Для кого-то атмосфера такого академического концерта чуждая. Хотя, наоборот, классическая музыка призвана давать тот самый живительный кислород и пищу для эмоций. Просто, чтобы понимать ее больше и глубже, нужно изучать этот язык - приходить на концерты, слушать симфоническую и фортепианную музыку, постепенно окунаясь в ее огромный мир. Ведь мы привыкли к тому, что чаще всего мелодии звучат у нас фоном - в машине или в наушниках по дороге домой и на работу.
"Очень импонирует мастерство Михаила Плетнева. Некоторые его исполнения просто выдающиеся, что называется, на века. Как и у Григория Соколова. Открыла для себя и российскую пианистку Варвару Мягкову. Для меня ее выступления стали чем-то новым, свежим".
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней". Фото БЕЛТА и предоставлены собеседником.
Читайте также:
"Менш шуму - больш справы". Гэта беларуска 38 год шчыруе над культурай Стаўбцоўшчыны
"Налезли все старые костюмы". Панайотов о похудении, драниках и бодипозитиве
"Ты сам себе принц, независимо от пола". Седа Каспарова о голосе и уверенности в себе
Во Дворце Каталонской музыки
- Когда вы поняли, что классическая музыка - ваше призвание?- Музыка была рядом со мной с раннего детства. Мама всю жизнь проработала монтажером на киностудии "Беларусьфильм". Отец - инженер-конструктор. У обоих за плечами музыкальная школа. Моя бабушка обладала природным музыкальным слухом и интуицией. Именно она и привела меня в музыкальную школу. В семье было принято устраивать время от времени небольшие музыкальные вечера. Мне было годика четыре, но отчетливо помню, как мама садилась за рояль и играла сонаты Бетховена, а мы всей семьей завороженно слушали. В пять лет я начала осваивать рояль. Последующие восемь лет получала музыкальное образование в Детской музыкальной школе № 1 имени Л.П. Александровской.
- Ходили туда из-под палки?
- Всем детям, занимающимся музыкой, знаком такой период сопротивления. Мотивация и интерес к обучению музыке приходят с возрастом. Позже я поступила в гимназию-колледж при консерватории (тогда она называлась средней специальной музыкальной школой). Уникальное учебное заведение! Уже с первых дней там поняла, что о такой атмосфере могла только мечтать. Потом была консерватория, где нам, студентам, помогали не только совершенствовать профессиональные и артистические навыки, но и снабдили пониманием того, что такое вообще культура и искусство, как эта сфера исторически развивалась, какое значение имела музыка в обществе.
- Вы объехали с концертами немало стран. А какой из них врезался в память?
- Первое, что сейчас вспомнилось, - это выступление в Барселоне. Я играла Первый концерт Петра Чайковского во Дворце Каталонской музыки (Palau de la Musica). В красивейшем, совершенно бесподобном зале, оформленном в стиле модерн. Там замечательная акустика, и в какой-то момент показалось, что мне аплодирует невероятное количество слушателей. Скорее всего, такой эффект был усилен именно акустическими возможностями зала. Но вот этот взрыв, какая-то теплая волна, которую буквально физически ощутила от зрителей, запомнились навсегда.
"Мы сыграем вам сказку"
- Фортепианный дуэт Наталья Котова-Громова и Валерий Боровиков не так давно отметил 25-летие. А сложно в четыре руки играть?- Прежде всего, должно быть совпадение - в музыкальном и человеческом плане. Хороших и даже исключительных музыкантов много, но не все могут друг с другом играть вместе. Как и в обыденной жизни. С одними ты общаешься легко, свободно, они понимают тебя с полуслова. А с другими, причем замечательными людьми, не чувствуешь контакта, не понимаешь их, то есть нет каких-то общих точек соприкосновения.
Сложность фортепианного дуэта в том, что одинаковые по тембру инструменты должны акустически соединяться, практически без каких-либо "швов", заметных для публики. Но зато в дуэте есть огромное преимущество - возможность вести увлекательный живой музыкальный диалог, импровизировать, реагировать на сиюминутные изменения ритмики, окраски и эмоционального тонуса в игре друг друга.
- Какие недавние интересные проекты особенно запали в душу?
- На самом деле их очень много, потому что мы не перестаем открывать и придумывать новые программы и даже новые форматы для своих выступлений. К примеру, недавно вместе с Валерием Боровиковым сыграли "Переписку" Георга Пелециса и Владимира Мартынова. У нее необычная история создания. Эти два композитора на протяжении 20 лет вели музыкальную переписку. Ее началом стало обычное вербальное письмо, к которому был приложен музыкальный отрывок. Пелецис написал Мартынову, а Мартынов в ответ эту же тему развил. Музыкальные отрывки сложились в совместную композицию под названием "Переписка". Она написана для двух фортепиано и идет без перерыва. Музыка интересная, красивая, мелодичная, это то, что называется "новая простота", то, что хорошо ложится на ухо даже неподготовленному слушателю. Все очень гармонично и доступно. В манере минимализма.
3 ноября в Малом зале филармонии вместе с Валерием Боровиковым представили программу "Мы сыграем вам сказку". В год 225-летия А.С. Пушкина будем читать и играть его сказки. Пушкинский текст озвучим на фортепиано в четыре руки музыкальными эпизодами, которые подходят по смыслу и характеру к содержанию сказок. А 5 декабря в Большом зале Белгосфилармонии состоится мой бенефис, уже начала подготовку к этому важному для меня событию. Буду играть с Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Юрия Караваева как солистка и как участница фортепианного дуэта. Поэтому и программа называется "Соло. Дуэт. Оркестр".
Как выбрать победителя?
- Вы не один год возглавляете жюри Минского городского открытого конкурса юных пианистов и композиторов "Дебют". Что можете сказать о детях, которые в нем участвуют?- Эксперты одно время заявляли, что наступило "провисание" и интерес к академической музыке у молодого поколения слегка утерян. Я так не считаю. "Дебют" - лакмусовая бумажка для специалистов. Вижу, что с годами талантливых ребят не становится меньше. Другой вопрос - есть ли у них мотивация продолжать музыкальную стезю. Ведь для того, чтобы превратить способности ребенка в большой или даже выдающийся талант, нужна длительная и кропотливая работа.
- Однажды журналисты спросили известную пианистку Элисо Вирсаладзе об участии в международных музыкальных конкурсах и фортепианной мафии. Она высказала мысль о том, что не всегда со стороны жюри честный подход к музыкантам, потому как не существует каких-то объективных критериев, по которым можно проводить подобное судейство...
- Соглашусь с Элисо Вирсаладзе в том плане, что объективных критериев действительно не так много. И речь не о том, чтобы оценить, как конкурсанты с большим или меньшим успехом преодолевают технические сложности, а о том, когда музыканты приблизительно одного уровня представляют несколько интересных исполнительских трактовок. Как выбрать победителя из них? Естественно, это уже вопрос твоего субъективного слушания, видения, отклика. Сколько бы ни сидело людей в зале, каждый будет слышать свою, отличную от другого, интерпретацию игры пианиста. Безусловно, конкурсы - важная часть нашей профессии, потому что дают толчок для шагов вперед, а также возможность получить ангажемент и принять участие в концертах. Но зацикливаться на них не стоит, ведь, по большому счету, конкурсы не имеют отношения к тому, чем мы занимаемся. Погружение в музыку, выступление на сцене, аплодисменты благодарных зрителей - это намного выше наград и регалий.
- А в Беларуси хороших пианистов много? И сколько их - пять, десять, сотня?
- Десяток, думаю, наберется.
- Классическая музыка - удел элиты, особой группы поклонников?
- Почти до XIX века академическая музыка создавалась исключительно для состоятельных и образованных слоев населения. Считалось, что именно они могли по достоинству оценить ее. В XX веке, когда к искусству и просвещению потянулись широкие массы населения, ситуация кардинально изменилась. Сегодня позволить себе слушать ее могут практически все. Однако далеко не каждый, в силу образования и воспитания, способен понять классику, разглядеть ее красоту и необыкновенность. Для кого-то атмосфера такого академического концерта чуждая. Хотя, наоборот, классическая музыка призвана давать тот самый живительный кислород и пищу для эмоций. Просто, чтобы понимать ее больше и глубже, нужно изучать этот язык - приходить на концерты, слушать симфоническую и фортепианную музыку, постепенно окунаясь в ее огромный мир. Ведь мы привыкли к тому, что чаще всего мелодии звучат у нас фоном - в машине или в наушниках по дороге домой и на работу.
"Очень импонирует мастерство Михаила Плетнева. Некоторые его исполнения просто выдающиеся, что называется, на века. Как и у Григория Соколова. Открыла для себя и российскую пианистку Варвару Мягкову. Для меня ее выступления стали чем-то новым, свежим".
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней". Фото БЕЛТА и предоставлены собеседником.
Читайте также:
"Менш шуму - больш справы". Гэта беларуска 38 год шчыруе над культурай Стаўбцоўшчыны
"Налезли все старые костюмы". Панайотов о похудении, драниках и бодипозитиве
"Ты сам себе принц, независимо от пола". Седа Каспарова о голосе и уверенности в себе