ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
04 мая 2023, 15:45

"Любовь пересиливала страх". Как Наталия Белохвостикова стала актрисой вопреки всему?

Любимая многими поколениями зрителей народная артистка РСФСР Наталия Белохвостикова честно признается, что никогда не мечтала быть актрисой. В 14 лет она снялась в первом фильме, через два года поступила во ВГИК, а в 20 лет встретила будущего мужа - талантливого режиссера Владимира Наумова. Обаятельная девушка создавала на экране неповторимо нежные образы в картинах, которые вошли в золотой фонд советского кино: "Тегеран-43", "Красное и черное" "Маленькие трагедии", "Легенда о Тиле", "Стакан воды". Поговорили с Наталией Николаевной о современных фильмах, новом статусе бабушки и почему она никогда не называет себя звездой.

"Папа узнал, что я даже не поговорила с Герасимовым, и дал деньги на такси"

- Можно сказать, я стала актрисой вопреки всему. Была настолько стеснительной, что отвечать у доски перед всем классом казалось каторгой. Мы же все родом из детства, поэтому все эти чувства остались со мной до сих пор. Даже сейчас не скажу, что могла выйти на съемочную площадку без страха, волнения, ледяных рук. Особенно в первый съемочный день всегда тяжело. Но я настолько была погружена в мир кино, что любовь к нему пересиливала страх. Да и рядом всегда был человек, который вел за собой. Хотя я начала сниматься и стала известной задолго до знакомства с будущим мужем, но если бы не Володя, то, скорее всего, прекратила бы свою актерскую деятельность и вернулась к прежней жизни, которую любила не меньше.

- Например, стали бы дипломатом, как ваш папа?

- Да, мой отец в свои 26 лет был великим, гениальным дипломатом, преданным стране. Во время войны он работал в Канаде, затем в Англии, Швеции. Был человеком с энциклопедическими знаниями: по два часа вел пресс-конференции. Я всегда восхищалась им и его профессией. Это был мой мир, очень непохожий на мир кино, искусства.

К тому же после съемок в фильме "У озера" режиссера Сергея Герасимова я объездила полмира. Были и другие роли. Правда, в основном предлагались прототипы Лены Барминой. Нас же Герасимов всегда учил, что никогда не нужно делать шаг назад, каждая новая роль - это ступень вперед. Отказывалась от таких ролей, ждала, выбирала… И всю жизнь потом играла только то, что отзывалось в сердце. Так сложилось, что у меня была возможность выбора, рядом находился человек, который позволял мне это делать. Не приходилось думать, как заработать на хлеб. Я была счастлива и строила свою актерскую судьбу, как велело сердце.

- Как папа воспринял ваш выбор, ведь зачастую родители считают актерскую профессию несерьезной?

- Так считают не только родители (улыбается). Тем более когда в семье папа дипломат, а мама - переводчик. Правда, родители восприняли мой выбор очень мудро. По приглашению Сергея Герасимова 1 сентября я пошла не в школу, а к нему в институт. Папа сказал, мол, поезжай, познакомься, присмотрись и реши сама. Помню, как зашла в мастерскую, где после училась, а там ребята ждали педагогов. Коля Еременко, Наташа Аринбасарова, Талгат Нигматулин, Вадим Спиридонов, Наташа Бондарчук, Наташа Гвоздикова. После Сергей Аполлинариевич называл наш выпуск "курс четырех Наташ". Все эти актеры на 3-4 года старше меня. Представьте, какая это огромная разница для 16-летней школьницы! Я только вернулась из Швеции, за спиной - длинная коса, на лице - ни грамма косметики… Постояла, посмотрела на них всех и уехала домой. Гордо зашла в квартиру и сказала родителям, что мне там не понравилось, поэтому собираю портфель и иду в школу. Когда папа узнал, что я даже не поговорила с Герасимовым, то дал мне деньги на такси и отправил обратно со словами: поговоришь с режиссером и если точно поймешь, что все это тебе не нужно, - пойдешь в школу. Ехала обратно с дрожащими руками и ногами. Еще раз поднялась по лестнице, ведущей к мастерской. Навстречу мне шли Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Поговорила с ними - и все, я стала студенткой.

"Мы c Владимиром Наумовым просто проросли друг в друге"

- Наталия Николаевна, каково быть музой и женой великого режиссера Владимира Наумова?

- Мы просто проросли друг в друге. Мы были замечательной семьей, я знала про все его замыслы от самых истоков. После тяжелых съемок он рисовал по ночам, причем гениально. Все его картины, графика сейчас хранятся в нашей квартире. Я сидела в монтажной за спиной мужа, когда он монтировал кадры. Присутствовала на озвучке, даже когда не снималась в этой в ленте. Я не разделяла себя на актрису или жену. Мы просто бесконечно любили то, что делали!

- Сюжет картины "Тегеран-43" основан на реальных событиях. Сложнее переживать, играть то, что когда-то на самом деле происходило с людьми?

- Это не имеет никакого значения для актрисы. Ты играешь историю человека, его душу, пытаешься буквально влезть в шкуру своего героя. Нужно сделать все от тебя зависящее, чтобы персонаж получился. Безусловно, намного тяжелее играть исторические роли, которые я главным образом и исполняла. Частенько шучу, что успела пожить в разные эпохи - от XVII до XXI века. До сих пор помню этот шорох длинных платьев с бесконечными нижними юбками, которых у меня было более сотни за всю мою фильмографию. Ты бежишь по коридору "Мосфильма", а за тобой еще долго-долго шелестят эти платья. Это непередаваемые эмоции.

Если говорить о "Тегеране-43", то сложность была в том, что я играла две роли. Это пять часов грима, два совершенно разных характера. Было непросто, но это нормально для нашей профессии. Я благодарна судьбе за то, что работала с великими артистами. Василий Шукшин, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Евгений Леонов, Владимир Высоцкий, Кирилл Лавров, Армен Джигарханян, Николай Еременко, Ален Делон - этот список бесконечный. Нельзя не сказать об Игоре Костолевском, с которым мы снимались в нескольких картинах. Или о Борисе Щербакове, которого мы все называли "талисманом". Он снялся во всех картинах Владимира Наумова - если не в главной роли, то в эпизоде. Благодаря этим близким мне людям я стала той, которая есть сейчас.

"Иногда я даже убегаю из очередей. Такой я человек, известность мне мешает"

- Сергей Герасимов учил актеров не зазнаваться. А вы ни разу в жизни не думали: "Я - звезда!"?

- И в мыслях такого не было! Мне всегда хотелось стать невидимкой. Представьте: ты только начал говорить, а человек, даже не посмотрев на тебя, отвечает, мол, я вас узнал по голосу. Наверное, для актрисы это хорошо. Но чисто по-человечески не могу сказать, что мне нравится, когда на меня показывают пальцем, пытаются сфотографировать. Однажды пришла в аптеку, слышу за спиной: "Посмотри, оказывается, она такая маленькая". Иногда я даже убегаю из очередей. Такой я человек, известность мне мешает. Но, к сожалению, это издержки профессии.

- Для вашей дочери "Тегеран-43" стал, можно сказать, отправной точкой в мир кино.

- Она снималась, когда ей было 5 лет. Потом исполнила маленькую роль в картине "Законный брак", где я играла главную героиню. Наташа поступила во ВГИК. Окончив его, мастерскую Джигарханяна, сыграла главную роль в фильме своего отца "Белый праздник" - это кинопритча по мотивам повести Тонино Гуэрры "Сто птиц". Блестяще исполнила главную роль в киноленте "Джоконда на асфальте". После окончания высших курсов сценаристов и режиссеров сняла две картины, одна из которых "Год лошади: Созвездие Скорпиона", в которой снялась я и потрясающие актеры Михаил Ульянов, Нина Русланова. Эта история о наезднице, которая больше не выступает. Ее лошадь хотят сдать на мясо, поэтому она крадет своего любимца из цирка и гуляет с ним по городу.

До сих пор конь, с которым во время съемок ездили в трамвае, ходили по этажам, жив и здоров. Мы его выкупили, частенько навещаем. Ему уже 25 лет, и когда прихожу, то всегда ему говорю: ты только живи, очень долго! Он меня любит и всегда ждет, буквально "кричит", как только вхожу в конюшню. Считаю, что он человек, просто не умеет разговаривать.

- Будущая профессия дочки была предрешена уже в пять лет?

- Не могу так сказать. Конечно, Володя этого хотел, ведь он был весь соткан из кино, чувствовал его каждой клеточкой. Однако профессию Наташа выбрала исключительно сама. Всю жизнь она была рядом с нами, все происходило у нее на глазах в разных странах мира: отец много снимал в Италии, писал сценарий с Тонино Гуэрра и Марчелло Мастроянни, а мы с дочкой тихонечко сидели в уголке и слушали, как сочиняют маэстро, - это было фантастически, гениально.

Помню, снимались в одной картине с Анатолием Ромашиным, который в то время был во ВГИКе в приемной комиссии. Абитуриенты же там без фамилий, их знают только по номерам. Так вот он мне и стал рассказывать, как его впечатлила одна девушка, которая очень проникновенно читала стихи. Я чуть в обморок не упала, когда выяснилось, что это моя Наташа. Но было очень приятно.

"Я же всегда называла себя «антимакаренко»"

- О приемном сыне Кирилле вы всегда говорите с особым трепетом и теплом. Вас можно назвать друзьями или все же сохраняете родительскую дистанцию?

- Мы с ним очень близкие люди. Кирилл и Наташа - моя бесконечная поддержка и опора. Особенно в последние годы, когда не стало Володи. Сын - настоящий мужчина. Наверное, в силу жизни, которая была у него до встречи с нами, он вырос невероятно добрым и отзывчивым. Я больше не знаю таких ясных и бескорыстных людей. Он только отдает и ничего не ждет взамен, при этом всегда беспокоится обо мне, хочет, так сказать, подстелить соломку. Кирилл большой молодец, и я верю, что его ждет хорошая судьба, потому что такие люди должны быть вознаграждены жизнью. Сейчас же он просто 20-летний студент юридического факультета, который проживает свою молодость.

- Три года назад у вас появился новый статус - бабушки. Учите дочь, как воспитывать сына?

- Это очень важный статус в моей жизни. Внуку Максимке уже три года. Мы с дочкой живем в шаговой доступности друг от друга и часто видимся - такие вот неразлучники. Каких-то особенных советов или наставлений по воспитанию внука дочке не даю. Когда я сама еще была молоденькой, родила Наташу, потом усыновили Кирюшу, то у меня часто спрашивали, как воспитываю своих детей. Я же всегда называла себя "антимакаренко", который ничего не смыслит в воспитании по канонам. Мы просто живем с детьми: разговариваем, читаем стихи, сказки. Они же хорошо впитывают то, что видят и слышат. К дочери всегда относилась как к совершенно взрослой, так же было и с Кириллом. При этом они выросли хорошими людьми.

"Современному кинематографу я не верю!"

- Интересуетесь современным кинематографом? В череде постоянных премьер находите для себя что посмотреть?

- Современному кинематографу, как сказал бы Станиславский, я не верю! По телевизору смотрю только культурный и новостной каналы. Не очень понимаю, что сейчас происходит в кинематографе. Постоянно путаюсь в бесчисленном количестве лиц актеров, фильмов и сериалов, которые, по-моему, невозможно смотреть от начала и до конца. Мне кажется, заметно упал уровень актеров. Взять хотя бы наш курс: с колоссальной школой, какая была у нас, мы крепко стояли на ногах. При этом, когда нас называли "звездами", обижались и расстраивались. Говорили, что мы артисты, и очень гордились этим. Мы все старались быть хорошими актерами. Так все и получилось: каждый громко вошел в мир киноискусства и прожил достойно свою жизнь.

- Вы уже давно не снимаетесь в кино. Предложения поступают?

- Моя героиня "У озера" Лена Бармина говорила: нельзя всю жизнь прожить у озера. Сейчас я это понимаю: с 16 лет снимаюсь в кино, но нельзя всю свою жизнь этому посвятить. Наступает миг, когда появляются другие горизонты, потому что в привычном месте становится скучно. Мне съемки в кино перестали быть нужными и интересными. Конечно, очень много поступает приглашений, но я больше не ощущаю себя там - на сцене театра или в кадре киноленты. В целом не понимаю, как за две недели можно сделать спектакль и мотаться с ним по всей стране, играя каждый день в новом городе. Всю свою жизнь я была подчинена настоящему искусству.

Расскажу вам один случай, и вы обязательно меня поймете. Приехали мы с мужем во Флоренцию. Для меня это был первый визит, и Володя сказал: необходимо во что бы то ни стало побывать в музее Уффици. Чтобы войти туда, нужно было отстоять очередь в несколько километров, на посещение экспозиции отводилось всего 40 минут. Вместе с нами стоял американец, который прибыл в страну утром, а вечером ему нужно было вернуться домой. Не помню, сколько времени мы простояли в этой огромной очереди, я несколько раз сдавалась и уговаривала мужа уйти, но он настаивал на своем. И был, как всегда, прав: увиденное в музее меня поразило в самое сердце. Остановилась у "Венеры" Боттичелли и долго не смогла сделать шаг в сторону… В итоге через минут 10 к нам подходит тот самый американец, чтобы попрощаться. Мы были удивлены: ведь еще есть целых 30 минут, чтобы увидеть шедевры. А американец объяснил: "Я настолько переполнен эмоциями, которые получил за эти минуты, что больше не могу ни на что смотреть. Лучше приеду сюда еще раз". Вот какой жизнью жила я. Хочется, чтобы она была такой и дальше.

"Мечтаю закончить фильм моего мужа, который он недоснял"

- Значит, мы никогда больше не увидим непревзойденную Наталию Белохвостикову в новых ролях?

- Никогда не говори никогда (улыбается). Если вдруг будет такой сценарий, сюжет, роль, которые меня зацепят, то обязательно соглашусь. Я человек мира искусства, кино, творчества с 16 лет! Но играть маму убийцы или каких-то вампиров - это не про меня. Бывает, слушаю очередное предложение по съемкам и думаю: господи, ведь наша жизнь такая замечательная, в ней много приятных моментов, добрых воспоминаний... Так откуда же берутся все эти идеи, мне не понять.

- Наталия Николаевна, сейчас о чем мечтаете?

- Закончить фильм моего мужа "Сказка о царе Салтане", который он недоснял. Организовать выставку его картин, издать книгу с его графикой… Это все для меня важно. Смотрю на картины Володи, на его удивительные философские работы, вглядываюсь в эти лики, позы, ситуации и вижу совершенно другой мир. Через них я иначе, глубже понимаю человека, с которым прожила более 50 лет.

В фильмографии Наталии Белохвостиковой более 40 кинокартин. В 20 лет она стала самым молодым лауреатом Государственной премии СССР в истории отечественного кинематографа.

| Марина ВАЛАХ, газета "7 дней", кадры из фильмов и фото из открытых интернет-источников.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Лидочка, ты где? Как сегодня живет звезда советского кино Наталья Селезнева

"В театре нас звали Саркис и Лаппочка". Знаменитая Ольга Лаппо о балете, муже и учениках

Какую легендарную пленку так и не нашли? 9 фактов из жизни Хичкока

Топ-новости
Свежие новости Беларуси