Его песни исполняют звезды первой величины, а билеты на мюзиклы разбирают за считаные часы. Конечно же, речь о Киме Брейтбурге - заслуженном деятеле искусств России, композиторе, музыкальном продюсере, аранжировщике, звукорежиссере, вокалисте и магистре изящных искусств. А еще - авторе самой известной композиции о дружбе Беларуси и России, которая в этом году отметит свое 20-летие. О создании этого и многих других хитов, резком переходе к мюзиклам и песне для знаменитого дуэта, которая так и не увидела свет, маэстро рассказал в своем интервью.
- Над "Двумя сестрами" мы работали вместе с Элеонорой Мельник, к слову, этнической белоруской. Мы с ней написали много песен, в частности и эту. Если говорить об истории создания, то сначала появились стихи, а потом уже музыка, что бывает далеко не всегда. Но перед нами стояла конкретная задача: написать песню, которая бы олицетворяла дружбу наших стран. Поэтому решили начать с текста. Композиция оказалась удачной в том смысле, что она пришлась по сердцу зрителям и слушателям, исполняется не только на "Славянском базаре". Ее можно услышать как на различных концертах, в том числе правительственного уровня, так и в клубах самодеятельности. Она не лозунговая, а естественная - написанная от чистого сердца. Мне кажется, поэтому она людям и нравится. Они понимают, что это искреннее высказывание.
- Вы написали хиты многим дуэтам, в том числе Борису Моисееву и Людмиле Гурченко. Их "Петербург-Ленинград" и "Ненавижу" знают миллионы. Но правда ли, что для этой пары артистов была создана и третья композиция?
- Да, песня действительно была написана. Но она не прозвучала ни в их исполнении, ни в чьем-либо другом. Причина проста: к тому времени в отношениях между артистами наступил кризис. Так бывает. У любого явления есть начало, развитие и финал. И третью песню не удалось записать, хотя должна была быть своего рода трилогия, триптих. Но в общем-то хватило и двух. Они получились яркими, выразительными композициями в исполнении двух взрослых людей. А песня "Петербург-Ленинград" тронула сердца настолько, что на "Песне года" артисты исполняли ее дважды. По-моему, это был единственный такой случай.
- Однако это далеко не единственная ваша песня, которая с первых нот западает слушателю в душу. Есть какой-то секрет, как так получается?- Сам не знаю (улыбается). Меня часто спрашивают, как пишутся песни. И ответ может показаться вам странным. Но мой опыт говорит о следующем: если ее каким-то образом искусственно создают, долго с ней возятся, дорабатывают, обрабатывают, вертят мелодию так и сяк, обычно ей сопутствует неудача. Я знаю не только по опыту своему, но и многих профессиональных коллег, что мелодия возникает, как идея, одномоментно. Она разворачивается в твоем сознании, рождается из одной точки. Порой я смотрю на текст - и сразу слышу, как стихи ложатся на музыку. Остается только взять в руки карандаш и записать ноты. А когда начинаешь очень долго что-то монтировать, обычно получается немножко искусственный продукт. Хотя мне приходилось заниматься и тем, и другим. Песня рождается быстро, другое дело, что ее надо записать, аранжировать. Вот этот процесс длинный. Здесь композицию могут ждать разные приключения.
- И что же это может быть?
- На пути песни к публике таится много барьеров, которые нужно преодолеть. К примеру, необходимо не только сделать хорошую аранжировку, но и записать ее с вокалистом, что тоже бывает нелегко. Ведь студия - это такое место, где нет публики, перед тобой лишь стекло и микрофон. И некоторым людям трудно дать ту энергию и тот драйв, который нужен для того, чтобы песню реализовать. Бывает, на этапе студийной работы она пробуксовывает - и ничего хорошего не получается. А когда ты преодолел все эти преграды и барьеры и в итоге создал цельный продукт, шансы, что песня станет популярной или, по крайней мере, понравится людям, гораздо выше.
- Вам, наверное, опасно брать в руки сборники стихов: только начал читать - и сразу в голове возникает музыка…
- На самом деле некоторые сборники читаю просто как стихи. Я был знаком со многими знаменитыми российскими поэтами, с некоторыми дружил. Вот их работы я читаю. Но на некоторые стихи, особенно те, которые пишут мои друзья и коллеги поэты-песенники, я, конечно, смотрю как на предмет создания композиций. Хотя, нужно сказать, песни я уже довольно давно не пишу.
- Не только песни. В свое время вы также активно занимались продюсированием молодых артистов. А потом в какой-то момент переключились на театральную деятельность. С чем связана такая смена интересов?
- Ответ на этот вопрос - моя, так сказать, обкатанная шутка (смеется). Я написал порядка 600 песен. И когда ты сочиняешь 601-ю, понимаешь, что наступило некое пресыщение. К тому же, работая в шоу-бизнесе, ты должен постоянно быть в конъюнктуре, ощущать радийные форматы и тренды, которые существуют в поп-музыке, чтобы быть актуальным. Если что-то упускаешь, можешь стать аутсайдером. То есть нельзя все время писать песни, если ты не занимаешься шоу-бизнесом специально. Но это не от души, это технологии. Ты должен знать, что сейчас на слуху, какие звуки в моде, какие костюмчики носят. Что касается музыкального театра, я всегда имел предрасположенность к этому. Еще когда в 80-е годы был лидером группы "Диалог", мы активно использовали театрализацию в своих концертах. По тем временам это считалось довольно мощное, продуманное и структурированное шоу. Поэтому, когда понял, что форма песни в три минуты стала маленькой для того, чтобы высказать все, что хочу, я стал работать с музыкальным театром.
- А что писать сложнее: эстрадный хит или мюзикл?- Конечно, мюзикл. Это довольно серьезная работа, которая обычно занимает год жизни и нуждается в анализе. Необходимо осмыслить драматургию произведения, чтобы оно было интересным людям, разнообразным, не скучным. И добиться этого гораздо сложнее, чем написать просто отдельный хит. Задача стоит сделать хитом целый спектакль. Поэтому я таким переходом поднял для себя планку, стал заниматься музыкальным театром, потому что он сложнее и в каком-то смысле интереснее, а также менее зависим от конъюнктуры. Создавая интересный мюзикл, ты находишься в абсолютно свободном полете.
- Наш зритель смог увидеть уже четыре ваших спектакля. С чего началось сотрудничество с Белорусским государственным академическим музыкальным театром?
- К примеру, спектакль "Голубая камея" сразу пришелся по вкусу зрителю. Он, кстати, не так давно вернулся в программу после перерыва. Что касается спектакля "Дубровский", он сначала был поставлен силами студентов Института культуры. На сцене музтеатра шел лет шесть. У него был очень хороший резонанс, поскольку играли молодые ребята и публика у них была в основном такой же. Была экспрессивная подача материала и не менее экспрессивный прием - это напоминало практически рок-концерт.
- Вы частый гость в Беларуси, в том числе на "Славянском базаре". Какие воспоминания у вас связаны с Витебском и нашей страной?
- Со "Славянским базаром" связаны многие памятные для меня вещи. Здесь несколько раз проходили мои творческие вечера и сольные концерты, а также сольники исполнителей, которых я курировал. Поэтому Витебск и Беларусь в каком-то смысле часть моей жизни, часть моей творческой биографии, у меня очень трепетное отношение к этому городу и фестивалю.
| Вера МИХАЙЛОВА, газета "7 дней". Фото БЕЛТА.
Читайте также:
"Все, стоп, Таечка". Таисия Повалий о новых песнях, соцсетях и "Славянском базаре"
Евгений Олейник: "На "Славянском базаре" произошло самое невероятное"
"Выследили, где моя квартира!" Дим Димыч рассказал про инциденты с хейтерами и фанатами
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.