Современные молодожены в качестве угощения все чаще выбирают дизайнерские торты и пирожные. Но в нашей культуре им есть достойная альтернатива - каравай, который в Беларуси испокон веков пекли перед свадьбой, считая его одним из главных символов семейного счастья и благополучия молодых. За секретами приготовления наши корреспонденты отправились в Любанский район Минщины.
Вся белорусская свадьба строилась вокруг каравая
В деревню Жоровка Любанского района туристы съезжаются не только со всей Беларуси, но и из других стран. А все потому, что здесь выпекают хлеб по старинному рецепту, который имеет статус историко-культурной ценности, - и с радостью делятся нюансами приготовления со всеми гостями. Но не только кулитками знаменит этот край. Особое место здесь отведено и свадебным караваям. Секреты их приготовления заведующая Жоровским домом народных традиций Ирина Жудрик бережно собирала по окрестным деревням, расспрашивая местных старожилов. В итоге в 2017 году ей удалось полностью возродить традицию выпекания свадебного каравая, который с тех пор женщина готовит вместе с мастерицами из клуба любителей народного хлебопекарства "Кулитка".Жоровские кулитки: как пекут хлеб, который признали историко-культурной ценностью?
Ирина Михайловна признается, что процесс возрождения обряда был хоть и непростым, но очень интересным:
- В деревне Песчанец-2 удалось найти бабушек, которые хорошо помнили, как свадебные караваи готовили еще их мамы и бабушки, а потом и их учили. Рассказали они не только примерный рецепт, но и то, какими песнями сопровождался этот процесс, какие поверья существовали. Мы все записали и позже реконструировали обряд. Ведь для белорусов каравай - это не просто пирог, который готовят на свадьбу, а настоящий символ будущего семейного счастья молодых. Именно вокруг каравая происходила настоящая старинная белорусская свадьба.
Неудивительно, что с выпеканием каравая у наших предков было связано большое количество обычаев и суеверий. К примеру, вдовам, разведенным и бездетным женщинам нельзя было не то что замешивать тесто, но даже близко подходить к дежке, в которой оно лежало. Хозяйку, в чьей семье часто возникают ссоры, тоже редко приглашали принять участие в этом процессе. Почему такой жесткий отбор? По словам Ирины Михайловны, делалось это для того, чтобы частичка их неудачной судьбы не передалась молодой паре.
Процесс приготовления каравая обязательно должен был сопровождаться песнями - ведь чем больше будет шума и веселья, тем лучше получится свадебный пирог.
- Всегда старались приглашать самостоятельных, толковых женщин, которые пользовались в деревне авторитетом, - поясняет Ирина Михайловна. - В каждом селе были и свои мастерицы-каравайницы, которые следили за процессом. Ведь если что-то не получилось или тесто не подошло, испечь новый пирог уже нельзя. Не было такого, что каравай не удался, треснул - и женщины быстренько замесили тесто и испекли новый. Если он не получился, свадьбу, конечно, не отменяли, но это считалось очень плохой приметой. Старшее поколение говорило, мол, такая там, значит, и жизнь будет, как этот неудавшийся каравай.
В семье заведующей Жоровским домом народных традиций Ирины Жудрик секреты приготовления выпечки передаются от матери к дочери уже более ста лет.
Символ счастья и богатства
У белорусов испокон веков считалось, что чем пышнее испечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожены. Поэтому к делу подходили со всей ответственностью. В старину готовили его, как правило, в доме жениха. Инициатором всегда была крестная мать, именно она начинала каждый этап приготовления. Но все присутствующие каравайницы должны были принести что-то из продуктов: яйца, муку, мед, сахар, масло.- Дежку под тесто ставили посреди дома на вывернутый кожух. Муку и воду добавляли за один раз. Соль не клали, а вот мед - обязательно. Замешивали тесто только правой рукой и в один бок, по солнцу. Этим могла заниматься либо одна женщина, либо все, кто присутствовал, по очереди. Важный момент: делать это необходимо было не кулаками, как обычно замешивают тесто для хлеба, а ладошками - чтобы муж не бил жену, - поясняет нюансы приготовления каравая на Любанщине Ирина Жудрик. - А чтобы тесто не прилипало к рукам, смачивали их не водой, а алкоголем, который потом выливали под копыта лошадям перед отъездом молодых. Из дежки тесто доставала та женщина, которая начинала весь процесс приготовления, и укладывала на лопату.
Украшали каравай только тем, что можно было употреблять в пищу: делали из теста елочки, косички, цветочки и кольца, лепили птичек - символов семейного счастья. Когда в магазинах начало появляться драже из сахара, могли использовать и его. Но никаких искусственных предметов или бумажных фигурок - они в украшении были запрещены.
Настоящий каравай требовалось выпекать именно в русской печи, а сажать его туда должен был только мужчина. На это, по словам Ирины Михайловны, имелась веская причина:
- Толкать по печи каравай запрещалось, его необходимо было обязательно приподнять с припечка и донести до места, где он будет выпекаться. А поскольку такой пирог весил довольно много, это ответственное дело доверяли исключительно мужчинам.
По словам Ирины Михайловны, раньше хлебопечение было распространенной профессией среди мужчин: чтобы приготовить хлеб или каравай, необходима была огромная сила. Не зря люди говорят, что месить тесто нужно столько раз, сколько дней в году. А в деревне, откуда родом Ирина Михайловна, существовало и другое правило: нужно вымешивать тесто ровно до тех пор, пока по спине не начинал течь пот.
Хранили каравай в специальном месте - клети. А пустую дежку молодые девушки старались тут же выкатить на улицу - чтобы повысить шансы в скором времени тоже выйти замуж.
Вкус молодости
Интересуюсь у собеседницы, был ли каравай на ее собственной свадьбе.- А как же! - удивляется Ирина Михайловна. - Пекли его наши деревенские женщины. Да и стол сами накрывали. Когда я замуж выходила, еще и в помине не было столовых и ресторанов, на свадьбу все готовили сами люди. И каравай пекли обязательно в русской печи.
Чтобы не потерять сноровку, участницы клуба любителей народного хлебопекарства "Кулитка" несколько раз в год собираются в Жоровском доме народных традиций и пекут свадебные караваи - обязательно по всем правилам, с песнями и веселыми историями. Один из таких пирогов они возили на фестиваль "Бацькава булка" - гости остались в восторге от любанских угощений.
- Женщины постарше после дегустации подходили к нам и благодарили, признавая, что именно такой каравай был и на их свадьбах. Называли наше угощение вкусом своей молодости, - улыбаясь, отмечает Ирина Михайловна.
- А есть ли универсальной рецепт, которого придерживались хозяйки на Любанщине? - интересуюсь.
- Универсального рецепта с расписанными граммами и миллилитрами нет. Его и не может быть, ведь все зависело от достатка семьи и соседей. Кто-то, кто был побогаче, мог принести больше меда или яиц, кусок масла. У других такой возможности не было. Хозяйки знали перечень необходимых продуктов - а дальше все зависело от того, сколько чего удалось раздобыть. Правило, что кашу маслом не испортишь, действовало и при выпекании караваев, - улыбаясь, поясняет наша героиня.
Каравай является олицетворением счастья, богатства и семейного благополучия. Молодые должны были откусить от свадебного пирога по куску. Считалось, что тот, кто захватит больший кусок, и будет главенствовать в доме.
| Юлия ГАВРИЛЕНКО, газета "7 дней". Фото БЕЛТА и предоставлены героиней публикации.
Читайте также:
Кулинарные… детективы? Шеф-повар рассказала, какие секреты таит белорусская кухня
Как приготовить настоящий белорусский стол на Пасху? Секреты и традиции