![Олег Жидков Олег Жидков](https://img.belta.by/images/storage/person/000057__4009.jpg)
Несмотря на санкционное давление, предприятиям "Белгоспищепрома" удается производить высококачественную продукцию, обновлять производства, наращивать экспортные поставки, а также выполнять другие показатели эффективности работы. Об импортозамещении, реализуемых проектах, а также о приоритетных целях и задачах на текущий год в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал председатель концерна "Белгоспищепром" Олег Жидков.
- Олег Николаевич, расскажите, как сработали предприятия концерна в прошлом году? Удалось ли выполнить прогнозные показатели? Как в целом оцениваете результаты?
- Организации, которые входят в состав концерна, в 2022 году показали хороший результат и внесли достойный вклад в развитие экономики страны. Доведенные "Белгоспищепрому" показатели и задания были выполнены полностью.
Все предприятия концерна вышли на эффективную работу. Еще 1 января 2022 года в составе "Белгоспищепрома" было шесть убыточных предприятий.
По итогам работы в январе-декабре объем экспорта наших организаций составил 115% к уровню 2021 года. Конечно же, за рубежом востребованы наши сладости, плодоовощная продукция, алкогольные и безалкогольные напитки. Всегда есть повышенный спрос на сахар и соль. К слову, продукция ОАО "Мозырьсоль" занимает четверть российского рынка соли, в том числе более половины в рыночном сегменте "соль экстра". Кроме Российской Федерации соль экспортируют еще в 14 стран.
Как мы видим, международная экономическая и политическая турбулентность не оказали негативного влияния на экспортную деятельность предприятий "Белгоспищепрома".
Увеличилась и среднемесячная заработная плата в целом по концерну: темп роста реальной зарплаты составил 110,2% к соответствующему периоду 2021 года.
![Фото из архива Фото из архива](https://img.belta.by//uploads/lotus/opinion/000053_FE873B74951A89D94325895600517A1E_466257.jpg)
- Насколько чувствительными для предприятий отрасли стали санкционные ограничения? Как быстро они адаптировались к новым реалиям, переориентировались на новые рынки сбыта?
- Еще время пандемии показало, что в современном мире нужно ориентироваться незамедлительно и быстро реагировать на все изменения. Поэтому период переориентации на новые рынки у наших предприятий был коротким. Переориентировались в первую очередь на рынки стран СНГ, увеличили экспорт в страны Ближнего Востока.
- Какие страны наиболее перспективные для экспорта белорусской продукции? Планируете ли расширять географию поставок?
- География поставок предприятий концерна достаточно широка - это порядка 50 стран. Конечно, экспортная переориентация продолжается. В 2022 году доля экспорта в страны ЕАЭС составила 68%, в страны ЕС - 14%, доля иных стран - 18%.
По-прежнему основным нашим рынком является российский. Вместе с тем мы продолжаем диверсифицировать экспорт. Например, в прошлом году наши предприятия стали поставлять больше продуктов в страны Персидского залива. На Африканский континент были отгружены алкоголь, солод и растительное масло.
- Одно из перспективных направлений экспорта - это рынок КНР. Адаптируют ли предприятия под него свою продукцию? Учитываются ли в целом вкусовые предпочтения жителей разных регионов?
- Сегодня с Китаем у нас - более 30 действующих контрактов. На китайский рынок мы экспортируем практически весь основной ассортимент выпускаемой продукции: и рапсовое масло, и кондитерские изделия (шоколад, шоколадные конфеты, печенье), и крепкие алкогольные напитки, и игристые вина, несколько лет подряд поставляли сахар.
![Фото из архива Фото из архива](https://img.belta.by//uploads/lotus/opinion/000053_FE873B74951A89D94325895600517A1E_641832.jpg)
В 2022 году мы расширили ассортиментный перечень экспортных товаров: отгружены первые партии фруктового детского питания, овсяных хлопьев.
Два наших флагманских предприятия кондитерской отрасли СОАО "Коммунарка" и СП ОАО "Спартак" уже имеют представителей на территории Китая, что говорит о растущем спросе на нашу продукцию как у китайского потребителя, так и у китайского бизнеса.
Большая часть Китая - это европоориентированное население с собственной культурой, многовековыми традициями и оригинальными вкусовыми предпочтениями. Поэтому перед нами как производителями стоит задача не только произвести качественный белорусский продукт, соответствующий государственному стандарту пищевой безопасности КНР, но и адаптировать его под вкусовые предпочтения жителей Китая.
Для изучения спроса и большего понимания китайского потребителя до пандемийного 2020 года мы принимали участие во всех китайских международных выставках. В 2022 году наша продукция была представлена на пятой Китайской международной выставке импорта в Шанхае. В рамках презентаций мы обязательно устраиваем дегустацию продукции, чтобы потенциальные потребители оценили вкус и качество наших товаров.
Что касается вкусовых предпочтений, то наши технологи всегда проводят анализ целевой аудитории и изучают предпочтения потенциальных покупателей. Прежде чем выйти на новый рынок, придумываем, что можно разработать уникальное. Добавить перца в апельсиновый джем или, например, конфеты с пониженным содержанием сахара произвести - наши предприятия готовы к любым экспериментам.
- Как сейчас налажен процесс импортозамещения? Каких результатов удалось достичь? Что предприятия предлагают для замещения импорта?
- В 2022 год общий объем выпуска продукции импортозамещающего ассортимента предприятиями "Белгоспищепрома" вырос на 10%. Доля импортозамещающих товаров в общем объеме промышленного производства концерна составила порядка 34%.
Есть интересные проекты в алкогольной и пивоваренной отраслях. Лидером же по обновлению ассортиментной линейки и внедрению импортозамещающих проектов, безусловно, является кондитерская сфера - за последние годы реализовано более 30 проектов, в результате которых в кондитерской отрасли выпущено более 100 новых наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок.
В феврале на международной выставке "Продэкспо-2023", которая прошла в Москве, наши разработки получили достаточно высокую оценку. Участие в выставке приняли более 2 тыс. производителей и поставщиков продуктов питания и напитков, среди них - 16 предприятий, входящих в состав концерна "Белгоспищепром". В рамках выставки новые виды продукции были отмечены дипломами лауреата и золотыми медалями международного конкурса "Лучший продукт - 2022", а шоколад "Импрессо" с начинкой пралине кондитерской фабрики "Спартак" отмечен почетным призом "Достижения в импортозамещении". СОАО "Коммунарка" и ОАО "Красный пищевик" завоевали Гран-при конкурса.
![Фото из архива Фото из архива](https://img.belta.by//uploads/lotus/opinion/000053_FE873B74951A89D94325895600517A1E_904695.jpg)
- Достаточно ли запасов сахара для нужд внутреннего рынка? Какой объем в планах отгрузить на экспорт?
- Если сравнивать количество запасов сахара в феврале 2022 и 2023 годов, то сегодня эта цифра больше на 50 тыс. т.
Что касается экспортных отгрузок, то реализовываться будет свободный ресурс сахара из урожая 2022 года.
Для обеспечения внутреннего рынка в 2023 году организациями сахарной отрасли планируется реализовать порядка 400 тыс. т, в том числе 200 тыс. т в торговые сети.
- Подсолнечное масло всегда поступало на прилавки белорусских магазинов из стран-соседок. А много ли мы сами производим этого продукта?
- Маслодобывающие предприятия концерна действительно частично приобретают семена подсолнечника в странах-соседках. Затем перерабатывают их, проводят процедуры рафинации, дезодорации и разливают в ПЭТ-бутылки. Масло на прилавки магазинов поставляют предприятия концерна - Минский маргариновый завод, Гомельский жировой комбинат, Бобруйский завод растительных масел.
Доля реализации отечественного подсолнечного масла в республике занимает около 1%, а доля рапсового масла за последние два года выросла до 10%.
В связи с тем, что в Беларуси выращивается преимущественно рапс, посевные площади под подсолнечник занимают небольшое количество. Но уже в этом году планируется увеличить посевные площади важной масличной культуры - подсолнечника.
- Как обстоят дела с производством рапсового масла? Растет ли спрос на этот продукт среди белорусов? Какие страны заинтересованы в поставках белорусского рапсового масла?
- В Беларуси с ее почвенно-климатическими условиями единственным резервом наращивания объемов производства масла, а также кормового белка является рапс.
Исходя из складывающейся сегодня конъюнктуры цен и спроса на растительное (подсолнечное, рапсовое) масло на внутреннем и внешних рынках, основным масложировым сырьем при производстве продуктов питания является отечественное рапсовое масло.
Сегодня работа масложировой отрасли направлена на максимально возможное самообеспечение республики растительным маслом и готовой продукцией.
Для популяризации масла рапсового концерн в 2021-2022 годах реализовал широкоформатный проект социальной рекламы, которая уже принесла определенные результаты.
За 2022 год реализация рапсового бутилированного масла на внутреннем рынке выросла почти в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом и в 5,5 раза по сравнению с 2020 годом. За 12 месяцев 2022 года на внутренний рынок республики предприятиями, входящими в состав концерна "Белгоспищепром", поставлено более 5 тыс. т рапсового бутилированного масла.
В 2022 году сырое рапсовое масло экспортировалось в Китай и страны Европейского союза. Основным покупателем отечественного рапсового масла в ПЭТ-бутылке является Израиль, куда поставки готовой продукции увеличиваются из года в год.
- Предприятия "Белгоспищепрома" представляют свою продукцию на различных выставках. Какой эффект вы видите от участия в таких мероприятиях? Какая продукция вызывает наибольший интерес?
- Международные выставки дают возможность нашим предприятиям донести информацию о своих продуктах напрямую потребителям и партнерам. Участвуя в таких мероприятиях, можно изучить отношение посетителей выставки, их предпочтения, чтобы в дальнейшем адаптировать оформление и состав продукции под требования конкретного рынка. Экономический эффект от участия может быть продолжительным по времени, поскольку многие предприятия находят своих постоянных контрагентов.
![Фото из архива Фото из архива](https://img.belta.by//uploads/lotus/opinion/000053_FE873B74951A89D94325895600517A1E_510560.jpg)
Что касается продукции, то здесь тоже все зависит от рынка. Например, в странах СНГ спросом пользуется наша кондитерская и алкогольная продукция, в мусульманских странах предпочтение отдается только кондитерской продукции, в африканских странах спросом пользуются продукты быстрого приготовления - в числе лидеров картофельное пюре и каши.
- Какие цели у концерна "Белгоспищепром" на этот год?
- Целей и планов, конечно, всегда много. Например, весной планируем провести международный симпозиум кондитеров - самое масштабное событие в кондитерской отрасли. Мероприятие состоится в рамках выставки Food Prom Confectionery.
Кроме того, в 2023 году продолжается техническое перевооружение организаций концерна, что, несомненно, скажется на расширении ассортиментной линейки.
В частности, СП ОАО "Спартак" реализует проект, который предусматривает установку оборудования по производству и упаковке плиточного шоколада. На фабрике "Красный Мозырянин" планируется реконструкция ирисного участка с внедрением нового оборудования.
В ОАО "Кондитерская фабрика "Слодыч" реализуется проект по производству вафельной трубочки с начинкой. Оборудование уже поступило на производственный участок в Молодечно. Планируется также реализация проекта по приобретению и установке линии по производству мягкой карамели с выходом на дополнительные производственные мощности и созданием 40 рабочих мест при организации двухсменной работы.
Кондитерская фабрика "Коммунарка" реализует инвестиционный проект по созданию инновационного импортозамещающего производства полного цикла по переработке какао-бобов, с применением систем цифрового онлайн-контроля качества, соответствующего требованиям международных стандартов. Объем производства полуфабрикатов планируется более 30 тыс. т в год. Приобретать будут только какао-бобы. Все остальное на фабрике смогут производить сами - это тертое какао, какао-масло, какао-порошок.
БЕЛТА.-0-