Мобильная версия
Проект Традиции суверенной Беларуси
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Вадим Ипатов

Защита персональных данных и дедолларизация - над чем будут работать законодатели в 2019 году

Интервью 10.01.2019 | 13:39
Вадим Ипатов Вадим Ипатов Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси

В начале января глава государства утвердил план подготовки законопроектов на 2019 год. Нормативную правовую базу Беларуси могут пополнить 6 новых законов. В 23 действующих внесут поправки в соответствии с решениями Президента, другими законодательными актами, международными договорами и международно-правовыми актами. Законодательство усовершенствуют также с учетом практики применения. Над большинством законопроектов предстоит поработать специалистам Национального центра законодательства и правовых исследований. Об основных законодательных новациях в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор НЦЗПИ Вадим Ипатов.

Вадим Дмитриевич, уже известно, что в 2019 году предстоит подготовить 33 законопроекта и одну концепцию. О каких документах идет речь?

- Перечислю новые законопроекты: "О правах инвалидов и их социальной интеграции", "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", "О саморегулируемых организациях", "О персональных данных", "Об охране и использовании торфяников", "О судебно-экспертной деятельности". Плюс четыре проекта закона, которые традиционно входят в так называемый бюджетный пакет (республиканский бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и отчеты об их исполнении).

Два законопроекта ("О саморегулируемых организациях" и "Об охране и использовании торфяников") планируется подготовить пакетным принципом. Это значит, что автор уже на стадии разработки проекта закона предусматривает необходимые правовые механизмы его реализации. Соответственно, в пакете документов, помимо самого закона, должны содержаться проекты актов о корректировке законодательства, в том числе подзаконного характера, конкретизирующие или направленные на установление порядка реализации проекта основного акта.

Вадим Ипатов. Фото из архива
Вадим Ипатов. Фото из архива

- Пройдена середина пятилетки. Многое удалось сделать для раскрепощения деловой инициативы малого и среднего бизнеса, в том числе на законодательном уровне. Каким образом эта работа будет продолжена в 2019 году?

- Знаковый проект, о новациях которого следует рассказать более подробно, - поправки в Гражданский и Банковский кодексы. Документ подготовлен с учетом декретов о развитии предпринимательства и цифровой экономики. Он предусматривает закрепление таких правовых институтов, как конвертируемый заем, договор о предоставлении опциона и опционный договор. Кроме того, законопроект предлагает усовершенствовать нормы о юридических лицах, усилить правовые гарантии защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, расширить правовое поле для использования факторинга.

В соответствии с принятыми Беларусью обязательствами в ЕАЭС, а также программой социально-экономического развития на 2016-2020 годы в стране проводится поэтапная и последовательная работа по либерализации валютных правоотношений. Запланированные и реализуемые в этом направлении меры служат важными шагами на пути к структурным реформам и создают необходимую основу для разработки новой редакции закона о валютном регулировании и валютном контроле. В ней предполагается реализовать комплексные институциональные изменения, направленные на совершенствование валютного законодательства и устранение пробелов, либерализацию валютного режима и дедолларизацию национальной экономики. Планируется предусмотреть новые подходы к регулированию валютных правоотношений и проведению валютных операций, отвечающие требованиям времени и международной практики.

В законопроекте планируется закрепить основные положения, касающиеся создания системы валютного мониторинга в условиях перехода от административных, директивных методов регулирования к экономическим, основанным на учете и анализе потоков денежных средств. В целях либерализации валютного режима планируется предоставить юридическим и физическим лицам - резидентам право свободно, без получения каких-либо разрешений, открывать счета в иностранных банках и совершать по ним операции, получать (предоставлять) займы от нерезидентов (нерезидентам), приобретать ценные бумаги нерезидентов, инвестировать в уставные фонды нерезидентов.

Кроме того, разработчики предлагают определить исключительные перечни случаев использования в расчетах между резидентами иностранной валюты (наличная форма расчетов, как ожидается, уйдет практически полностью) и зачисления средств, причитающихся резидентам, на их счета, открытые в иностранных банках. Планируется, что резидентов обяжут регистрировать заключенные с нерезидентами внешнеторговые договоры и представлять сведения об исполнении обязательств по этим договорам. В их обязанности в случае принятия законопроекта войдет также репатриация (возвращение) средств по внешнеторговым договорам в установленные в них сроки. Эта норма обусловлена основной концепцией: все валютные операции совершаются со счетов резидентов, открытых в белорусских банках (за исключением некоторых случаев). Резидент обязан обеспечить поступление денежных средств в Беларусь, а затем может их использовать в соответствии с законодательством. В целом новая редакция закона призвана обеспечить построение эффективной системы валютного регулирования и контроля, ее качественную трансформацию, направленную на повышение стабильности и эффективности функционирования внутреннего валютного рынка.

Планом на 2019 год предусмотрена разработка законопроектов, которые повлияют на деятельность субъектов хозяйствования. В их числе проект закона об их государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности), поправки в закон о бухгалтерском учете и отчетности, концепция проекта закона "О страховой деятельности".

- В конце прошлого года Президент Беларуси на совещании с активом Минска поручил проработать меры и подготовить предложения по усилению ответственности за коррупционные правонарушения. Готовятся ли какие-то законодательные изменения в этом направлении?

- Будет разработан важный законопроект - "Об изменении закона "О борьбе с коррупцией". Планируется установить запрет на совместную работу близких родственников или свойственников в организациях, в уставном фонде которых 50% и более долей (акций) находятся в собственности государства, его административно-территориальных единиц. Предлагается распространить последствия неуведомления о конфликте интересов не только на государственных служащих, но и на всех государственных должностных лиц.

Помимо антикоррупционных мер, проектом предполагается уточнить порядок декларирования. Будет установлен перечень доходов, не подлежащих декларированию. В их числе, например, средства, полученные от участия в бонусных программах, которые предлагают банки, субъекты торговли и сервиса. Кроме того, предлагается уточнить порядок определения стоимости произведений искусства, драгоценных металлов и камней и другого имущества, подлежащего декларированию.

- Какие еще законопроекты, затрагивающие интересы граждан, будут разработаны в 2019 году?

Планируются к разработке важные для социальной сферы законопроекты. Наиболее значимым, на мой взгляд, можно назвать новый проект закона о правах инвалидов и их социальной интеграции. В нем реализованы общие принципы Конвенции о правах инвалидов, к которой Беларусь присоединилась в 2016 году. Законопроект ориентирован на то, что государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на создание условий полного и независимого вовлечения инвалидов в жизнь общества, предоставление им равных возможностей.

План на 2019 год предусматривает подготовку поправок в законы о лекарственных средствах и о здравоохранении. Оба законопроекта будут направлены на совершенствование действующих законов с учетом практики их применения, а также на создание условий для функционирования общего рынка лекарств в ЕАЭС.

НЦЗПИ разработал проект закона "О персональных данных", нацеленный на защиту конституционного права на неприкосновенность частной жизни. Любые действия с персональными данными смогут осуществляться только с согласия физического лица. Исключения могут быть установлены на уровне законодательного акта. Проект закона детально регламентирует права физических лиц, связанные с персональными данными, в том числе право на их удаление, а также право знать, кто имел к ним доступ. Кроме того, в качестве одного из элементов контроля за соблюдением законодательства о персональных данных с учетом международной практики предполагается создание уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

- Как известно, одной из задач НЦЗПИ является разработка ежегодных планов подготовки законопроектов и внесение их на утверждение главе государства, а также обеспечение подготовки проектов законодательных актов. Изменились ли подходы к планированию в 2019 году?

- В июле прошлого года Президент подписал новый закон "О нормативных правовых актах", который вступит в силу 1 февраля. Действующий порядок ежегодного планирования законотворческой деятельности сохраняется. В то же время процесс усовершенствуют, законопроектные предложения будут прорабатываться более детально.

Уже на стадии планирования госорган, инициирующий подготовку проекта нормативного правового акта, должен оценить последствия его принятия. Результаты такого анализа будут включаться в обоснование. Кроме того, важным принципом законопроектной деятельности стал принцип научности. Он обеспечивается применением в нормотворчестве результатов исследований, всесторонним анализом проектов нормативных правовых актов, привлечением к их разработке ученых. Речь идет также о научно обоснованном планировании подготовки документов, прогнозировании правовых, финансово-экономических, социальных, криминогенных, экологических и иных последствий.

Применение принципа научности можно продемонстрировать на примере НЦЗПИ. Опыт центра показывает, что качественная подготовка проектов законодательных актов невозможна без их научного сопровождения. В 2018 году исполнилось 10 лет с момента появления в структуре НЦЗПИ самостоятельного подразделения - Института правовых исследований, которое осуществляет фундаментальные и прикладные исследования состояния, тенденций развития законодательства. Это позволило существенно повысить научное сопровождение всего законотворческого процесса - от стадии планирования до непосредственной подготовки законопроектов.

Светлана САВКО,

БЕЛТА.-0-

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3904 BYN 2.388 BYN 2.394 BYN
USD
2.1141 BYN 2.113 BYN 2.116 BYN
RUB
3.2817 BYN 3.28 BYN 3.288 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

II Европейские игры: прыжки на батуте

Инфографика

СП "Газовик-Сипаково" Сельхозпредприятие "Газовик-Сипаково" находится в Шкловском районе Могилевской области.
Пресс-конференция Ирина Гонтарева 14 марта Основные направления жилищного строительства в г.Минске Пресс-конференция Валерий Балабуев,
Виктор Франскевич,
Эльдар Сафаров
13 марта Современные подходы к профилактике экономических преступлений в Республике Беларусь
Пресс-конференция Георгий Катулин,
Иоанна Казана-Вишневецкий,
Вера Ильенкова
12 марта Подписание меморандума о взаимопонимании между Дирекцией II Европейских игр 2019 года и ЮНЭЙДС
Пресс-конференция Роман Лабазнов,
Александр Беганский,
Екатерина Истомина
4 марта О развитии гидрометеорологической службы в Республике Беларусь
Пресс-конференция Геннадий Казакевич,
Алексей Александров,
Жанна Истомина,
Елена Игнатович
26 февраля Современные методы борьбы с распространением наркотиков, профилактики и лечения наркомании среди молодежи