Елена Муренцова
Судья Верховного Суда Республики Беларусь
Поговорим о пенсиях. Известная фраза Скарлетт О’Хара из "Унесенных ветром" - "Я подумаю об этом завтра" - в этом случае совершенно неуместна. О своих пенсионных правах нужно думать сегодня. Подтверждает это и судебная практика. Как обеспечить реализацию своих пенсионных прав, какие споры приходится рассматривать судам и почему некоторые из них могут уйти в прошлое, накануне очередного Пленума Верховного Суда (24 октября) рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА судья Верховного Суда Елена Муренцова.
- Почему пленум посвятили именно этой теме?
- Предыдущий пленум проходил в 1999 году. С тех пор законодательство о пенсионном обеспечении существенно обновилось, появились новые институты, новые инструменты для защиты пенсионных прав граждан. Все это требует соответствующих разъяснений Верховного Суда и обновления постановления пленума.
- Традиционно перед пленумами обобщается судебная практика по вопросу, вынесенному на заседание. Всегда ли суды верно применяют законодательство в сфере пенсионного обеспечения?
- Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с правом на трудовую пенсию, показало, что суды, в основном, правильно применяют нормы пенсионного законодательства при рассмотрении этой категории дел. Вместе с тем в условиях множественности актов законодательства о пенсионном обеспечении, сложности содержащихся в них правовых предписаний у судов возникают определенные затруднения при их применении. Чтобы обеспечить единообразную судебную практику, правильное применение законодательства, эффективное и своевременное восстановление нарушенных пенсионных прав, пленум даст соответствующие разъяснения судам.
Почему это важно? Право на социальную защиту по достижении определенного возраста, по случаю инвалидности, потери кормильца, в иных предусмотренных законом случаях гарантировано Конституцией. Суды, используя свои инструменты, с одной стороны, должны защищать и восстанавливать права граждан, с другой стороны, оберегать эту финансовую основу для реализации права на трудовую пенсию, не допуская необоснованных выплат из средств государственного социального страхования.
- О чем свидетельствует статистика по этой категории дел?
В районных судах рассматривается от 50 до 70 дел по жалобам на решения комиссий по назначению пенсий. Вместе с тем каждое из этих 50-70 дел связано с правом на социальную защиту социально незащищенных слоев населения. За каждым таким делом стоит судьба конкретного человека. И с этой позиции цифры представляются существенными. Не хотелось бы, чтобы подобные споры вовсе были, а тем более при их разрешении допускались ошибки.
Кроме жалоб, в судебной практике есть дела, рассматриваемые в исковом производстве. Речь идет о возмещении ущерба пенсионерам. Суть требований состоит в том, что пенсионеру была назначена пенсия несвоевременно либо в меньшем размере из-за того, что наниматель несвоевременно или не в полном объеме предоставил пакет документов для назначения пенсии или предоставил документы, содержащие недостоверные сведения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, также обращаются в суд с исками к гражданам о взыскании сумм неосновательно полученной пенсии. Суд должен разобраться, правомерно ли получена пенсия, имеется ли недобросовестность получателя пенсии.
- Куда в первую очередь должен обращаться гражданин, который не согласен, например, с размером назначенной пенсии? В каком порядке можно обжаловать решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсии?
- Суд не является органом, к компетенции которого относится решение вопросов о назначении или перерасчете пенсии. Это исключительная компетенция органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, комиссий по назначению пенсии. За назначением пенсии гражданин может обратиться прежде всего в тот орган по месту своего жительства, который занимается назначением и перерасчетом пенсий.
При несогласии с принятым решением (пенсия назначена не в том размере, на который претендует гражданин, не в те сроки, по его мнению, и др.) его нужно обжаловать сначала в вышестоящем порядке, то есть в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите, и только потом - в суд. В суде проверяют правильность решения, вынесенного органом, осуществляющим назначение и перерасчет пенсии.
К правильным ли выводам пришли, верно ли произвели расчет, своевременно ли назначили пенсию - какой конкретно вопрос будет рассматриваться в суде, зависит от того, что является предметом обжалования.
- Может ли суд установить факты, имеющие значение для назначения трудовой пенсии, если этого не сделал орган, осуществляющий назначение и перерасчет пенсий?
- Есть факты, которые органы, осуществляющие назначение и перерасчет пенсии, устанавливают самостоятельно. Например, такие юридические факты, как наличие стажа, наличие специального, страхового стажа.
Установление некоторых фактов относится исключительно к компетенции суда. В частности, для установления факта получения заработной платы в конкретный период времени, в определенном размере для целей пенсионного обеспечения гражданин может обратиться только в суд.
- Если у человека необходимого страхового стажа нет, на какую пенсию он может рассчитывать?
- С 1998 года обязательным условием назначения трудовой пенсии является наличие страхового стажа, то есть стажа работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения. В зависимости от того, на какой вид пенсии претендует гражданин (трудовые пенсии бывают по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за особые заслуги перед Республикой Беларусь), законодателем установлен страховой стаж разной продолжительности.
При назначении трудовой пенсии по возрасту на общих условиях страховой стаж в настоящее время составляет 19 лет 6 месяцев. С 1 января 2025 года - 20 лет. Законодатель позволяет назначить пенсию по возрасту при отсутствии требуемого страхового стажа. Однако гражданин в этом случае должен достигнуть возраста не 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а 60 и 65 лет соответственно. Причем страховой стаж в любом случае должен быть не менее 10 лет. Если требуемого страхового стажа нет, гражданин вправе претендовать только на социальную пенсию при условии, что ему 60 или 65 лет (для женщин и мужчин соответственно) или он является инвалидом.
Между тем продолжительность страхового стажа для тех, кто претендует на назначение трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, правового значения вообще не имеет. Достаточно факта регистрации таких граждан в качестве застрахованных в системе государственного социального страхования. Но если инвалид либо кормилец не были зарегистрированы в системе государственного социального страхования, то сам инвалид, а также иждивенцы умершего кормильца смогут претендовать только на социальную пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Для женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, которым в 2024 году назначается пенсия по возрасту, минимальная продолжительность страхового стажа составляет 5 лет.
- Пожалуй, споры, которые приходится рассматривать судам, в основном связаны с периодами работы и иной деятельности до 1 января 2003 года, когда вступил в силу закон Республики Беларусь "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования", верно?
- Мы уже говорили, что период работы и иной деятельности, протекавшие с 1 июля 1998 года, засчитываются в стаж работы для назначения пенсии при условии уплаты в течение этих периодов обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Однако до 1 января 2003 года работодатели уплачивали страховые взносы общим платежом и эти суммы не были персонализированы по каждому работнику. В результате и возникают судебные споры, например, связанные с необходимостью подтвердить факт получения заработной платы, периоды работы и др.
С 1 января 2003 года, с введением системы индивидуального (персонифицированного) учета, все данные по каждому работающему гражданину персонализированы. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица учитываются не только персональные данные, но и конкретный размер начисленной заработной платы, период работы, конкретные взносы, уплаченные за данного гражданина, что позволяет при обращении гражданина за назначением пенсии одномоментно получить все необходимые данные для назначения пенсии. Механизм упрощается.
Кроме того, с 1 января 2009 года в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. На каждого такого гражданина открывается профессиональная часть индивидуального лицевого счета, где отдельно учитываются взносы на профессиональное пенсионное страхование. В последующем это упрощает назначение досрочной пенсии в связи с длительной занятостью в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности.
- Уйти на пенсию на 5 или 10 лет раньше - весьма существенно для тех, кто работал в особых условиях труда. Часто ли граждане обращаются в суд за реализацией своего права на досрочную пенсию? Что важно помнить работодателям в связи с этим?
- Дошедшие до судов споры, связанные с работой в особых условиях труда, касаются периодов до 1 января 2009 года. И эти дела встречаются довольно часто.
Что касается работников, работающих в особых условиях труда, то право на льготную пенсию у них возникает при условии наличия специального стажа, исчисляемого только до 1 января 2009 года. Начиная с 1 января 2009 года за таких работников работодатель обязан уплачивать, кроме обязательных страховых взносов, еще и взносы на профессиональное пенсионное страхование. Только при условии уплаты работодателем таких дополнительных взносов формируется профессиональный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию. Если взносы с 1 января 2009 года не уплачены, стаж, дающий право на досрочную пенсию, не формируется.
Споров относительно периода после 1 января 2009 года у нас нет. Есть в Фонде социальной защиты населения сведения об уплате взносов - стаж формируется. Все просто и прозрачно.
- Как гражданин может доказать, что имеет право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, если сведения о том, что он имеет специальный стаж такой работы, утеряны? Примет ли суд в качестве доказательств свидетельские показания?
- При рассмотрении жалоб на решения комиссий по назначению пенсий суд может принимать любые доказательства в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 года и специфического характера такой работы до 1 января 2009 года. Для установления действительных обстоятельств могут использоваться и свидетельские показания.
Вместе с тем суд будет давать надлежащую оценку всем доказательствам, включая свидетельские показания. Мы понимаем: не может свидетель подтверждать, например, уровень ионизирующего излучения или уровень шума или напряженность трудового процесса. Это специфические факторы, которые требуют специальных исследований, измерений и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Если условием включения периодов такой работы в специальный (профессиональный) стаж является обязательность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то при ее отсутствии специальный (профессиональный) стаж не формируется. Однако неаттестованные периоды могут быть засчитаны по результатам государственной экспертизы условий труда.
- Для назначения пенсии имеет значение размер заработной платы, а иногда у человека нет справки работодателя о зарплате и в архиве нет таких данных. Как суды устанавливают факт получения заработной платы в определенном размере за конкретный период до 1 января 2003 года, подлежащий включению в стаж работы для назначения пенсии?
- В подавляющем большинстве это дела об установлении факта получения заработной платы за период до 1 января 2003 года в том случае, когда работодатель уже ликвидирован, исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и когда действительно отсутствуют документы, подтверждающие заработок этого конкретного работника. Суды истребуют все возможные доказательства. Могут быть использованы прежде всего сохранившиеся письменные документы, какие-то архивные документы, бухгалтерские документы, лицевые счета. Возможно, у кого-то есть профсоюзные документы об отчислении соответствующих взносов.
Суды могут руководствоваться и статистическими данными о среднем размере заработной платы работников аналогичных профессий в аналогичной отрасли в данном регионе. Устанавливая конкретный размер заработной платы, суды принимают во внимание все данные и дают оценку всем доказательствам в совокупности.
- Если по вине работодателя причинен ущерб (например, человек не вовремя получил пенсию из-за несвоевременного оформления документов), может ли пенсионер рассчитывать на материальное возмещение?
- Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионерами за несвоевременное и неполное оформление документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также предоставление документов, содержащих недостоверные сведения. Из-за этого иногда гражданину назначается пенсия не со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, а в более поздний срок. В этом случае пенсионер может требовать возмещение ущерба, причиненного виновными действиями работодателя.
Хотелось бы обратить внимание на то, что днем назначения пенсии по общему правилу является день обращения за назначением пенсии с приложением всех необходимых документов. Если работодатель предоставил неполные документы, органы, осуществляющие назначение и перерасчет пенсий, дадут гражданину определенный срок для пополнения пакета документов. И если он в этот срок уложится, пенсию назначат со дня обращения.
Бывают ситуации, когда гражданину для пополнения пакета документов необходимо обращаться в суд. За один месяц он явно не уложится. Тогда в течение некоторого временного периода гражданин лишен возможности получать пенсию. Однако он приобретает право требовать от работодателя возмещения ущерба за тот период, за который он не получил пенсию по вине работодателя.
- На основании нашего разговора делаю вывод, что судебных споров по пенсионным вопросам в будущем и вовсе может не быть. Благодаря, в частности, введению системы индивидуального (персонифицированного) учета назначение пенсий становится прозрачным и понятным для всех механизмом.
- Действительно, в настоящее время дела, связанные с реализацией права на трудовую пенсию, касаются работы и иной деятельности, получения заработка за периоды до 1 января 2003 года. Законодатель очень мудро корректирует законодательство. Думаю, что к 2028 году количество дел об установлении факта получения заработной платы будет сведено к минимуму. Сейчас этих дел очень много. Только за прошлый год - более 8 тыс. С учетом изменений, которые претерпевает пенсионное законодательство, я думаю, таких споров скоро не останется. Выявленные проблемы будут отрегулированы. Но, мне думается, появятся споры о понуждении работодателей к корректировке данных персонифицированного учета. Такие дела пока единичны, но они уже есть в нашей практике.
В настоящее время Фонд социальной защиты населения предлагает установить мобильное приложение, благодаря которому каждый гражданин может онлайн отслеживать правильность, полноту, своевременность уплаты за него работодателем взносов и своевременно принимать меры. Гражданин вправе требовать от работодателя уточнения, дополнения этих сведений и при отказе - обращаться в ФСЗН или в суд.
Пока люди трудоспособны, они не думают о перспективе пенсии, не задумываются и над возможными проблемами. Но условия, дающие право на пенсионное обеспечение, свои пенсионные права мы формируем сегодня. Поэтому контроль за правильностью уплаты взносов нужно осуществлять уже сейчас. Никто это не сделает лучше, чем сам гражданин. Приложение, о котором мы упомянули, позволит гражданам своевременно реагировать на допущенные работодателем ошибки при уплате взносов.
- На что планирует обратить внимание судов Пленум Верховного Суда?
- Верховный Суд обратит внимание районных судов на необходимость полного выяснения всех обстоятельств по каждому делу, правильность применения закона, подчеркнет, что право на социальную защиту граждан гарантировано Конституцией Республики Беларусь. И, конечно же, обратит внимание самих граждан на важность формирования своих пенсионных прав путем своевременной и полной уплаты страховых взносов, надлежащего оформления трудовых отношений.
БЕЛТА.-0-
- Почему пленум посвятили именно этой теме?
- Предыдущий пленум проходил в 1999 году. С тех пор законодательство о пенсионном обеспечении существенно обновилось, появились новые институты, новые инструменты для защиты пенсионных прав граждан. Все это требует соответствующих разъяснений Верховного Суда и обновления постановления пленума.
- Традиционно перед пленумами обобщается судебная практика по вопросу, вынесенному на заседание. Всегда ли суды верно применяют законодательство в сфере пенсионного обеспечения?
- Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с правом на трудовую пенсию, показало, что суды, в основном, правильно применяют нормы пенсионного законодательства при рассмотрении этой категории дел. Вместе с тем в условиях множественности актов законодательства о пенсионном обеспечении, сложности содержащихся в них правовых предписаний у судов возникают определенные затруднения при их применении. Чтобы обеспечить единообразную судебную практику, правильное применение законодательства, эффективное и своевременное восстановление нарушенных пенсионных прав, пленум даст соответствующие разъяснения судам.
Почему это важно? Право на социальную защиту по достижении определенного возраста, по случаю инвалидности, потери кормильца, в иных предусмотренных законом случаях гарантировано Конституцией. Суды, используя свои инструменты, с одной стороны, должны защищать и восстанавливать права граждан, с другой стороны, оберегать эту финансовую основу для реализации права на трудовую пенсию, не допуская необоснованных выплат из средств государственного социального страхования.
- О чем свидетельствует статистика по этой категории дел?
В районных судах рассматривается от 50 до 70 дел по жалобам на решения комиссий по назначению пенсий. Вместе с тем каждое из этих 50-70 дел связано с правом на социальную защиту социально незащищенных слоев населения. За каждым таким делом стоит судьба конкретного человека. И с этой позиции цифры представляются существенными. Не хотелось бы, чтобы подобные споры вовсе были, а тем более при их разрешении допускались ошибки.
Кроме жалоб, в судебной практике есть дела, рассматриваемые в исковом производстве. Речь идет о возмещении ущерба пенсионерам. Суть требований состоит в том, что пенсионеру была назначена пенсия несвоевременно либо в меньшем размере из-за того, что наниматель несвоевременно или не в полном объеме предоставил пакет документов для назначения пенсии или предоставил документы, содержащие недостоверные сведения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, также обращаются в суд с исками к гражданам о взыскании сумм неосновательно полученной пенсии. Суд должен разобраться, правомерно ли получена пенсия, имеется ли недобросовестность получателя пенсии.
- Куда в первую очередь должен обращаться гражданин, который не согласен, например, с размером назначенной пенсии? В каком порядке можно обжаловать решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсии?
- Суд не является органом, к компетенции которого относится решение вопросов о назначении или перерасчете пенсии. Это исключительная компетенция органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, комиссий по назначению пенсии. За назначением пенсии гражданин может обратиться прежде всего в тот орган по месту своего жительства, который занимается назначением и перерасчетом пенсий.
При несогласии с принятым решением (пенсия назначена не в том размере, на который претендует гражданин, не в те сроки, по его мнению, и др.) его нужно обжаловать сначала в вышестоящем порядке, то есть в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите, и только потом - в суд. В суде проверяют правильность решения, вынесенного органом, осуществляющим назначение и перерасчет пенсии.
К правильным ли выводам пришли, верно ли произвели расчет, своевременно ли назначили пенсию - какой конкретно вопрос будет рассматриваться в суде, зависит от того, что является предметом обжалования.
- Может ли суд установить факты, имеющие значение для назначения трудовой пенсии, если этого не сделал орган, осуществляющий назначение и перерасчет пенсий?
- Есть факты, которые органы, осуществляющие назначение и перерасчет пенсии, устанавливают самостоятельно. Например, такие юридические факты, как наличие стажа, наличие специального, страхового стажа.
Установление некоторых фактов относится исключительно к компетенции суда. В частности, для установления факта получения заработной платы в конкретный период времени, в определенном размере для целей пенсионного обеспечения гражданин может обратиться только в суд.
- Если у человека необходимого страхового стажа нет, на какую пенсию он может рассчитывать?
- С 1998 года обязательным условием назначения трудовой пенсии является наличие страхового стажа, то есть стажа работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения. В зависимости от того, на какой вид пенсии претендует гражданин (трудовые пенсии бывают по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за особые заслуги перед Республикой Беларусь), законодателем установлен страховой стаж разной продолжительности.
При назначении трудовой пенсии по возрасту на общих условиях страховой стаж в настоящее время составляет 19 лет 6 месяцев. С 1 января 2025 года - 20 лет. Законодатель позволяет назначить пенсию по возрасту при отсутствии требуемого страхового стажа. Однако гражданин в этом случае должен достигнуть возраста не 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а 60 и 65 лет соответственно. Причем страховой стаж в любом случае должен быть не менее 10 лет. Если требуемого страхового стажа нет, гражданин вправе претендовать только на социальную пенсию при условии, что ему 60 или 65 лет (для женщин и мужчин соответственно) или он является инвалидом.
Между тем продолжительность страхового стажа для тех, кто претендует на назначение трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, правового значения вообще не имеет. Достаточно факта регистрации таких граждан в качестве застрахованных в системе государственного социального страхования. Но если инвалид либо кормилец не были зарегистрированы в системе государственного социального страхования, то сам инвалид, а также иждивенцы умершего кормильца смогут претендовать только на социальную пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца.
Для женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, которым в 2024 году назначается пенсия по возрасту, минимальная продолжительность страхового стажа составляет 5 лет.
- Пожалуй, споры, которые приходится рассматривать судам, в основном связаны с периодами работы и иной деятельности до 1 января 2003 года, когда вступил в силу закон Республики Беларусь "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования", верно?
- Мы уже говорили, что период работы и иной деятельности, протекавшие с 1 июля 1998 года, засчитываются в стаж работы для назначения пенсии при условии уплаты в течение этих периодов обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Однако до 1 января 2003 года работодатели уплачивали страховые взносы общим платежом и эти суммы не были персонализированы по каждому работнику. В результате и возникают судебные споры, например, связанные с необходимостью подтвердить факт получения заработной платы, периоды работы и др.
С 1 января 2003 года, с введением системы индивидуального (персонифицированного) учета, все данные по каждому работающему гражданину персонализированы. На индивидуальном лицевом счете застрахованного лица учитываются не только персональные данные, но и конкретный размер начисленной заработной платы, период работы, конкретные взносы, уплаченные за данного гражданина, что позволяет при обращении гражданина за назначением пенсии одномоментно получить все необходимые данные для назначения пенсии. Механизм упрощается.
Кроме того, с 1 января 2009 года в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. На каждого такого гражданина открывается профессиональная часть индивидуального лицевого счета, где отдельно учитываются взносы на профессиональное пенсионное страхование. В последующем это упрощает назначение досрочной пенсии в связи с длительной занятостью в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности.
- Уйти на пенсию на 5 или 10 лет раньше - весьма существенно для тех, кто работал в особых условиях труда. Часто ли граждане обращаются в суд за реализацией своего права на досрочную пенсию? Что важно помнить работодателям в связи с этим?
- Дошедшие до судов споры, связанные с работой в особых условиях труда, касаются периодов до 1 января 2009 года. И эти дела встречаются довольно часто.
Что касается работников, работающих в особых условиях труда, то право на льготную пенсию у них возникает при условии наличия специального стажа, исчисляемого только до 1 января 2009 года. Начиная с 1 января 2009 года за таких работников работодатель обязан уплачивать, кроме обязательных страховых взносов, еще и взносы на профессиональное пенсионное страхование. Только при условии уплаты работодателем таких дополнительных взносов формируется профессиональный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию. Если взносы с 1 января 2009 года не уплачены, стаж, дающий право на досрочную пенсию, не формируется.
Споров относительно периода после 1 января 2009 года у нас нет. Есть в Фонде социальной защиты населения сведения об уплате взносов - стаж формируется. Все просто и прозрачно.
- Как гражданин может доказать, что имеет право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, если сведения о том, что он имеет специальный стаж такой работы, утеряны? Примет ли суд в качестве доказательств свидетельские показания?
- При рассмотрении жалоб на решения комиссий по назначению пенсий суд может принимать любые доказательства в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 года и специфического характера такой работы до 1 января 2009 года. Для установления действительных обстоятельств могут использоваться и свидетельские показания.
Вместе с тем суд будет давать надлежащую оценку всем доказательствам, включая свидетельские показания. Мы понимаем: не может свидетель подтверждать, например, уровень ионизирующего излучения или уровень шума или напряженность трудового процесса. Это специфические факторы, которые требуют специальных исследований, измерений и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Если условием включения периодов такой работы в специальный (профессиональный) стаж является обязательность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то при ее отсутствии специальный (профессиональный) стаж не формируется. Однако неаттестованные периоды могут быть засчитаны по результатам государственной экспертизы условий труда.
- Для назначения пенсии имеет значение размер заработной платы, а иногда у человека нет справки работодателя о зарплате и в архиве нет таких данных. Как суды устанавливают факт получения заработной платы в определенном размере за конкретный период до 1 января 2003 года, подлежащий включению в стаж работы для назначения пенсии?
- В подавляющем большинстве это дела об установлении факта получения заработной платы за период до 1 января 2003 года в том случае, когда работодатель уже ликвидирован, исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и когда действительно отсутствуют документы, подтверждающие заработок этого конкретного работника. Суды истребуют все возможные доказательства. Могут быть использованы прежде всего сохранившиеся письменные документы, какие-то архивные документы, бухгалтерские документы, лицевые счета. Возможно, у кого-то есть профсоюзные документы об отчислении соответствующих взносов.
Суды могут руководствоваться и статистическими данными о среднем размере заработной платы работников аналогичных профессий в аналогичной отрасли в данном регионе. Устанавливая конкретный размер заработной платы, суды принимают во внимание все данные и дают оценку всем доказательствам в совокупности.
- Если по вине работодателя причинен ущерб (например, человек не вовремя получил пенсию из-за несвоевременного оформления документов), может ли пенсионер рассчитывать на материальное возмещение?
- Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионерами за несвоевременное и неполное оформление документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также предоставление документов, содержащих недостоверные сведения. Из-за этого иногда гражданину назначается пенсия не со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, а в более поздний срок. В этом случае пенсионер может требовать возмещение ущерба, причиненного виновными действиями работодателя.
Хотелось бы обратить внимание на то, что днем назначения пенсии по общему правилу является день обращения за назначением пенсии с приложением всех необходимых документов. Если работодатель предоставил неполные документы, органы, осуществляющие назначение и перерасчет пенсий, дадут гражданину определенный срок для пополнения пакета документов. И если он в этот срок уложится, пенсию назначат со дня обращения.
Бывают ситуации, когда гражданину для пополнения пакета документов необходимо обращаться в суд. За один месяц он явно не уложится. Тогда в течение некоторого временного периода гражданин лишен возможности получать пенсию. Однако он приобретает право требовать от работодателя возмещения ущерба за тот период, за который он не получил пенсию по вине работодателя.
- На основании нашего разговора делаю вывод, что судебных споров по пенсионным вопросам в будущем и вовсе может не быть. Благодаря, в частности, введению системы индивидуального (персонифицированного) учета назначение пенсий становится прозрачным и понятным для всех механизмом.
- Действительно, в настоящее время дела, связанные с реализацией права на трудовую пенсию, касаются работы и иной деятельности, получения заработка за периоды до 1 января 2003 года. Законодатель очень мудро корректирует законодательство. Думаю, что к 2028 году количество дел об установлении факта получения заработной платы будет сведено к минимуму. Сейчас этих дел очень много. Только за прошлый год - более 8 тыс. С учетом изменений, которые претерпевает пенсионное законодательство, я думаю, таких споров скоро не останется. Выявленные проблемы будут отрегулированы. Но, мне думается, появятся споры о понуждении работодателей к корректировке данных персонифицированного учета. Такие дела пока единичны, но они уже есть в нашей практике.
В настоящее время Фонд социальной защиты населения предлагает установить мобильное приложение, благодаря которому каждый гражданин может онлайн отслеживать правильность, полноту, своевременность уплаты за него работодателем взносов и своевременно принимать меры. Гражданин вправе требовать от работодателя уточнения, дополнения этих сведений и при отказе - обращаться в ФСЗН или в суд.
Пока люди трудоспособны, они не думают о перспективе пенсии, не задумываются и над возможными проблемами. Но условия, дающие право на пенсионное обеспечение, свои пенсионные права мы формируем сегодня. Поэтому контроль за правильностью уплаты взносов нужно осуществлять уже сейчас. Никто это не сделает лучше, чем сам гражданин. Приложение, о котором мы упомянули, позволит гражданам своевременно реагировать на допущенные работодателем ошибки при уплате взносов.
- На что планирует обратить внимание судов Пленум Верховного Суда?
- Верховный Суд обратит внимание районных судов на необходимость полного выяснения всех обстоятельств по каждому делу, правильность применения закона, подчеркнет, что право на социальную защиту граждан гарантировано Конституцией Республики Беларусь. И, конечно же, обратит внимание самих граждан на важность формирования своих пенсионных прав путем своевременной и полной уплаты страховых взносов, надлежащего оформления трудовых отношений.
БЕЛТА.-0-