Юлия Полещук
Доцент кафедры общей и организационной психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, заместитель директора Института психологии по научно-методической работе, кандидат психологических наук
Приучение к труду - важный этап в развитии человека, который начинается в детстве и помогает ребенку становиться самостоятельным и ответственным. Это ценный вклад в будущую взрослую жизнь. Ответственность, трудолюбие, навыки планирования и организации, умение работать в команде, уверенность в себе, практические навыки, понимание ценности труда, даже эмоциональное развитие и формирование привычек - те качества, которые не появляются сами по себе, их надо вырабатывать, и как раз в процессе приучения ребенка к труду. Когда и как правильно нужно начинать это делать, корреспонденту БЕЛТА рассказала доцент кафедры общей и организационной психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, заместитель директора Института психологии по научно-методической работе, кандидат психологических наук Юлия Полещук.
- Юлия Анатольевна, когда следует начинать знакомить маленького человека с трудом?
- Ребенка нужно приучать к труду с рождения. У психолога, которого называют отцом советской психологии труда, Евгения Климова есть периодизация, касающаяся человека как субъекта труда. Согласно ей, самый первый этап - это допрофессиональный онтогенез человека, когда ребенка приучают к элементарным функциям, которые существуют во взрослой жизни. То есть чтобы он понимал, что суп едят ложкой, что руки моют перед едой, - это те привычные функции, которые есть у взрослого человека. Они закладывают основу трудовой деятельности в дальнейшем, хотя напрямую с ней не связаны.
В дальнейшем у ребенка нужно воспитывать трудолюбие, и это задача семьи прежде всего. Потому что первый институт социализации, который есть у детей, - это семья. Здесь становятся актуальными элементарные домашние обязанности, которые можно доверить малышу в соответствии с его возрастом, например, полить цветы, вытереть пыль, сходить в магазин за хлебом. Это и есть понимание трудолюбия.
Затем необходимо сделать так, чтобы ребенок знал, что вещи, которые существуют в этом мире, не растут на деревьях и не появляются в волшебной стране, а производятся трудом большого количества людей. И труд этот необходимо ценить. Я недавно наблюдала ситуацию, когда ребенок подкидывал вверх свой рюкзак и ронял его на землю. Он объяснил мне это тем, что снимает свое напряжение. И когда я спросила у него, кто будет стирать этот рюкзак, он ответил, что стиралка. Это неуважение к труду другого человека. Поэтому вещи, которые для взрослого человека являются элементарными, у ребенка воспитываются сызмальства, буквально с самых первых сознательных лет его жизни.
У каждого возраста свои задачи, трудолюбие тоже в каждом возрасте имеет свою специфику. Для младшего школьника обязателен к усвоению режим труда и отдыха. Ему мы говорим: "Сделал дело - гуляй смело". Он должен приучаться к тому, что пришел из школы, отдохнул и нужно приниматься за уроки - это его труд, его работа. Когда выполнил домашнее задание, можно идти гулять. Это динамический стереотип, он как раз обеспечивает успешность профессиональной работы в дальнейшем. Что касается подростков, они очень заинтересованы в том, чтобы заработать деньги. Это и есть прямое трудолюбие. Сейчас существуют виды деятельности, где можно работать с 14 лет. Пожалуйста, не надо отказывать в этом подросткам. Пусть он пойдет и заработает деньги и будет понимать, что это такое, оценит, насколько ему хватит этих денег, научится ими распоряжаться. Финансовая грамотность - это тоже воспитание трудолюбия.
- Что воспитывать - понятно, а как это делать?
- Самый первый и действенный метод, который работает на маленьком человеке, - пример родителей. Вот как родители делают, так будет и ребенок повторять за ними слова, поступки, действия. Ребенок копирует взрослых. По детским играм мы, психологи, можем видеть поведение взрослых в семье. Поэтому проигрывание профессиональных ролей с детства - это тоже этап подготовки к профессии и труду. Дети играют во врача, в магазин, в школу, то есть прорабатывают какую-то профессиональную функцию. Именно в игровой деятельности очень уместно приобщать ребенка к трудолюбию. Например, можно испечь пирог вместе с малышом. Он будет понимать, что вложил в десерт свой труд, сможет оценить его.
- Приготовление пирога - мероприятие все-таки нечастое и интересное. А как приучить ребенка выполнять каждодневные и не очень интересные обязанности, например убирать игрушки?
- Существуют разные хитрости. Например, можно устроить соревнования, кто быстрее соберет игрушки, или предложить убирать по три вещи: взрослый - три игрушки, потом ребенок - три игрушки и так далее. Нужно помнить, что главная его мотивация - игра и соревнование. Соревновательный эффект для ребенка очень важен. Следует помнить, что взрослый при этом должен поддаваться и давать ребенку возможность выигрывать хотя бы периодически, чтобы создать ситуацию успеха.
Да, собирать игрушки скучно. Но можно пойти и методом свободного воспитания - оставить игрушки разбросанными, пусть ребенок о них спотыкается и решает их убрать самостоятельно. Такой вариант тоже существует, но он скорее исключение, чем правило. Как говорил Жан-Жак Руссо в своем методе свободного воспитания, если ребенок выбил окно, не нужно ставить новое стекло, пусть он замерзнет. Поэтому такой метод тоже может быть. В общем, к труду надо приучать с рождения.
- Когда у ребенка должны появиться первые домашние обязанности?
- Первые обязанности у ребенка появляются тогда, когда он начинает ходить и говорить. Для начала это может быть самостоятельное одевание. Это элементарная функция и уже приобщение к труду. Поэтому с детского сада ребенок привыкает хотя бы к тому, чтобы обслуживать себя, вкладывать в себя этот свой самый первый элементарный труд.
- В интернете можно найти список дел для детей с разбивкой по возрастам. Например, от четырехлетки ожидается, что он уже может помочь с лепкой пельменей, второклассник должен уметь сварить кашу, а ребенку старше 10 лет предлагается научиться варить настоящий обед и чинить свою одежду. Как вы относитесь к таким рекомендациям?
- Это имеет под собой научную основу, потому что в каждом возрасте свои задачи психического развития. В психологии вся жизнь человека делится на возрасты. Например, первый период - это младенчество, от рождения до года. В год начинается первый кризис. Так рассматривается вся жизнь, и у каждого возраста есть своя задача, в том числе и по трудовому воспитанию. Так что эти рекомендации не лишены опоры на возможности ребенка. Но следует помнить, что, например, чтобы приготовить полноценный обед, для начала нужно освоить технику безопасности. Поэтому для десятилетнего ребенка, мне кажется, это чрезмерные требования, а вот сделать элементарный ремонт одежды вполне можно. Пришить пуговицу, я думаю, ребенок может уже и в 6-7 лет, когда ему необходимо ремонтировать свою школьную форму.
- Мы сейчас про семью в большей части поговорили, а в учреждениях образования приучают детей к труду?
- В психологии есть такое понятие, как ведущая деятельность. Это не та, которой больше всего занят человек, а та, в которой вызревают психические новообразования - то, что появляется впервые. Так вот труд - это ведущая деятельность для взрослого человека, но основа ее закладывается в предыдущих этапах. У подростков общение - ведущая деятельность, у младшего школьника - это учение, у дошкольника - игровая деятельность. Поэтому учреждения образования, начиная от дошкольного возраста и до учреждений высшего образования, конечно, культивируют развитие труда. Это одна из задач воспитания.
В рамках учебных дисциплин, например в психофизиологии, мы можем воспитывать здоровый образ жизни, в этнопсихологии - уважение к другим национальностям. То есть само содержание учебной дисциплины может способствовать тому, что у человека будет формироваться именно желание трудиться. Кроме того, человек в процессе жизни видит, что деньги достаются только за труд, поэтому сама организация общества способствует тому, чтобы человек понимал и настраивался на то, что, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-
- Юлия Анатольевна, когда следует начинать знакомить маленького человека с трудом?
- Ребенка нужно приучать к труду с рождения. У психолога, которого называют отцом советской психологии труда, Евгения Климова есть периодизация, касающаяся человека как субъекта труда. Согласно ей, самый первый этап - это допрофессиональный онтогенез человека, когда ребенка приучают к элементарным функциям, которые существуют во взрослой жизни. То есть чтобы он понимал, что суп едят ложкой, что руки моют перед едой, - это те привычные функции, которые есть у взрослого человека. Они закладывают основу трудовой деятельности в дальнейшем, хотя напрямую с ней не связаны.
В дальнейшем у ребенка нужно воспитывать трудолюбие, и это задача семьи прежде всего. Потому что первый институт социализации, который есть у детей, - это семья. Здесь становятся актуальными элементарные домашние обязанности, которые можно доверить малышу в соответствии с его возрастом, например, полить цветы, вытереть пыль, сходить в магазин за хлебом. Это и есть понимание трудолюбия.
Затем необходимо сделать так, чтобы ребенок знал, что вещи, которые существуют в этом мире, не растут на деревьях и не появляются в волшебной стране, а производятся трудом большого количества людей. И труд этот необходимо ценить. Я недавно наблюдала ситуацию, когда ребенок подкидывал вверх свой рюкзак и ронял его на землю. Он объяснил мне это тем, что снимает свое напряжение. И когда я спросила у него, кто будет стирать этот рюкзак, он ответил, что стиралка. Это неуважение к труду другого человека. Поэтому вещи, которые для взрослого человека являются элементарными, у ребенка воспитываются сызмальства, буквально с самых первых сознательных лет его жизни.
У каждого возраста свои задачи, трудолюбие тоже в каждом возрасте имеет свою специфику. Для младшего школьника обязателен к усвоению режим труда и отдыха. Ему мы говорим: "Сделал дело - гуляй смело". Он должен приучаться к тому, что пришел из школы, отдохнул и нужно приниматься за уроки - это его труд, его работа. Когда выполнил домашнее задание, можно идти гулять. Это динамический стереотип, он как раз обеспечивает успешность профессиональной работы в дальнейшем. Что касается подростков, они очень заинтересованы в том, чтобы заработать деньги. Это и есть прямое трудолюбие. Сейчас существуют виды деятельности, где можно работать с 14 лет. Пожалуйста, не надо отказывать в этом подросткам. Пусть он пойдет и заработает деньги и будет понимать, что это такое, оценит, насколько ему хватит этих денег, научится ими распоряжаться. Финансовая грамотность - это тоже воспитание трудолюбия.
- Что воспитывать - понятно, а как это делать?
- Самый первый и действенный метод, который работает на маленьком человеке, - пример родителей. Вот как родители делают, так будет и ребенок повторять за ними слова, поступки, действия. Ребенок копирует взрослых. По детским играм мы, психологи, можем видеть поведение взрослых в семье. Поэтому проигрывание профессиональных ролей с детства - это тоже этап подготовки к профессии и труду. Дети играют во врача, в магазин, в школу, то есть прорабатывают какую-то профессиональную функцию. Именно в игровой деятельности очень уместно приобщать ребенка к трудолюбию. Например, можно испечь пирог вместе с малышом. Он будет понимать, что вложил в десерт свой труд, сможет оценить его.
- Приготовление пирога - мероприятие все-таки нечастое и интересное. А как приучить ребенка выполнять каждодневные и не очень интересные обязанности, например убирать игрушки?
- Существуют разные хитрости. Например, можно устроить соревнования, кто быстрее соберет игрушки, или предложить убирать по три вещи: взрослый - три игрушки, потом ребенок - три игрушки и так далее. Нужно помнить, что главная его мотивация - игра и соревнование. Соревновательный эффект для ребенка очень важен. Следует помнить, что взрослый при этом должен поддаваться и давать ребенку возможность выигрывать хотя бы периодически, чтобы создать ситуацию успеха.
Да, собирать игрушки скучно. Но можно пойти и методом свободного воспитания - оставить игрушки разбросанными, пусть ребенок о них спотыкается и решает их убрать самостоятельно. Такой вариант тоже существует, но он скорее исключение, чем правило. Как говорил Жан-Жак Руссо в своем методе свободного воспитания, если ребенок выбил окно, не нужно ставить новое стекло, пусть он замерзнет. Поэтому такой метод тоже может быть. В общем, к труду надо приучать с рождения.
- Когда у ребенка должны появиться первые домашние обязанности?
- Первые обязанности у ребенка появляются тогда, когда он начинает ходить и говорить. Для начала это может быть самостоятельное одевание. Это элементарная функция и уже приобщение к труду. Поэтому с детского сада ребенок привыкает хотя бы к тому, чтобы обслуживать себя, вкладывать в себя этот свой самый первый элементарный труд.
- В интернете можно найти список дел для детей с разбивкой по возрастам. Например, от четырехлетки ожидается, что он уже может помочь с лепкой пельменей, второклассник должен уметь сварить кашу, а ребенку старше 10 лет предлагается научиться варить настоящий обед и чинить свою одежду. Как вы относитесь к таким рекомендациям?
- Это имеет под собой научную основу, потому что в каждом возрасте свои задачи психического развития. В психологии вся жизнь человека делится на возрасты. Например, первый период - это младенчество, от рождения до года. В год начинается первый кризис. Так рассматривается вся жизнь, и у каждого возраста есть своя задача, в том числе и по трудовому воспитанию. Так что эти рекомендации не лишены опоры на возможности ребенка. Но следует помнить, что, например, чтобы приготовить полноценный обед, для начала нужно освоить технику безопасности. Поэтому для десятилетнего ребенка, мне кажется, это чрезмерные требования, а вот сделать элементарный ремонт одежды вполне можно. Пришить пуговицу, я думаю, ребенок может уже и в 6-7 лет, когда ему необходимо ремонтировать свою школьную форму.
- Мы сейчас про семью в большей части поговорили, а в учреждениях образования приучают детей к труду?
- В психологии есть такое понятие, как ведущая деятельность. Это не та, которой больше всего занят человек, а та, в которой вызревают психические новообразования - то, что появляется впервые. Так вот труд - это ведущая деятельность для взрослого человека, но основа ее закладывается в предыдущих этапах. У подростков общение - ведущая деятельность, у младшего школьника - это учение, у дошкольника - игровая деятельность. Поэтому учреждения образования, начиная от дошкольного возраста и до учреждений высшего образования, конечно, культивируют развитие труда. Это одна из задач воспитания.
В рамках учебных дисциплин, например в психофизиологии, мы можем воспитывать здоровый образ жизни, в этнопсихологии - уважение к другим национальностям. То есть само содержание учебной дисциплины может способствовать тому, что у человека будет формироваться именно желание трудиться. Кроме того, человек в процессе жизни видит, что деньги достаются только за труд, поэтому сама организация общества способствует тому, чтобы человек понимал и настраивался на то, что, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-